Продюсер Юрий Бардаш: искусство не обязано никому целовать руки

Юрий Бардаш. Личный архив Юрия Бардаша
Юрий Бардаш

Юрий Бардаш — украинский продюсер, на его счету — десятки популярных музыкальных проектов. С начала спецоперации он не скрывает свою позицию: переехал в Россию, получил гражданство РФ. И теперь ищет таланты здесь. В интервью ТАСС он объяснил свою мотивацию, поразмышлял о том, какие изменения необходимы музыкальной индустрии, а также рассказал о втором сезоне своего конкурса авторской песни "Звук моего региона"

Музыканты, желающие принять в нем участие, присылали заявки со всех регионов России с 29 мая по 1 июля. Итоги соревнования продюсер подведет 10 ноября, после чего лично приедет к победителю, чтобы предложить сотрудничество.

— В январе этого года вы получили российское гражданство. Почему решились на этот шаг?

— Потому что меня воспитывала советская семья. Все, что я в себя впитал, — это культурный код русского человека, русские традиции. Я наблюдал, как на Украине пытались изменить наше сознание, и многим меняли, мол, вот это хорошо, давайте мужчина с мужчиной будет жить и усыновлять детей. Я сам был усыновлен в четыре года. И когда я вижу, как в Европе усыновляют маленьких детей "нетрадиционные" пары, мне больно за этих детей, их психика уже искалечена. Понимаете, других вариантов, как жить в России, я не рассматривал. Нигде бы больше не смог. Я ведь пытался жить и в Европе, и два года в Лос-Анджелесе, но, когда уезжал, был счастлив. Потому что таких, как я, там миллион. Носятся со своими визитками, номерами, не знают, куда приткнуться. И зачем я там, если я могу быть полезен здесь, в России, дома.

— Вы поддерживаете связь с кем-то из украинских музыкантов, проекты которых вы продвигали?

— Я сейчас ни с кем не общаюсь. Большинство из них поддержало нацизм. Одно дело, если ты аккуратно молчишь, другое — когда голосуешь за нацизм, когда русские умирают с двух сторон… Это лютое вредительство. Да и друзей особо среди них у меня нет. Были артисты, которыми я занимался, но после того, как там все случилось, они дружно запели в одну дудку: "Юр, ты пойми, нам так надо!" Люди умирают — а вам так надо. Это трагедия. Артисты ведь были талантливые, но незаменимых нет. Творческий потенциал нашего народа неиссякаем. 

— В интервью 2019 года вы тоже заявляли о нацификации Украины, то есть вас еще тогда не устраивала политика Киева. Когда точка невозврата для вас была пройдена и вы решили, что вам с нынешней Украиной не по пути?

— В музыкальной индустрии одни циники, которых ничего не интересует кроме просмотров на YouTube, чартов и "Евровидения". Тогда мы думали, что музыкой занимаемся, а не смотрим по сторонам. Вообще, современная поп-культура служит тому, чтобы отвлекать людей от важных событий, от смыслов. И на Украине это происходило наилучшим образом. Вот я дал Юрию Дудю (признан иноагентом) интервью, так меня сразу в базу "Миротворца" занесли, контракты разорвали, руки не подавали. Дима Монатик (украинский певец — прим. ТАСС) мне говорил, что я просто YouTube пересмотрел. Соответственно, осознавали ли они в полной мере что происходило? Нет, как и я. Задача шоу-бизнеса будущего — быть осознаннее, должны быть вещи на порядок выше, чем эфир, ради которого люди готовы сделать все. Почему я на Украине в тени был? Потому что не стал плясать под их дудку и ушел. Мне никогда не нужны были великие директора телеканалов, которым руки целуют. С этим у меня всегда были проблемы. Искусство никому не обязано целовать руки, это уже не про свободу волеизъявления в творчестве.

— Как вы полагаете, должно ли искусство выполнять политическую функцию?

— Конечно. Есть вещи на порядок выше, когда человечество в опасности. В такие моменты, как сейчас, музыкант, фотограф, балетмейстер становится просто человеком, который делает все, что может, чтобы защитить свой дом. Процесс глобализации объективен, но его вектор субъективен. Его кто-то направляет. И моя задача — предложить современному обществу модель, в которой искусство дружит с политикой. Но это не означает, что искусство должны использовать. Я уже прошел испытание славой, проверку характера на прочность, и только сейчас я действительно готов к свершениям. Только сейчас! И наша страна дала мне такую возможность. За что я ей очень благодарен.

— На сегодняшний день, насколько я понимаю, весь ваш значительный опыт, знания и интуиция направлены на развитие проекта "Звук моего региона — 2". Расскажите, пожалуйста, для чего нужен этот проект вам и России.

— Начну с того, что проект посвящен нашему народу, его безграничным талантам и творческому потенциалу. Моя же задача заключается в раскрытии этого потенциала. Соприкасаясь со мной, люди получают импульс и развитие. Я занимаюсь продюсированием около 15 лет, и практически все мои проекты стали успешными. Кому-то из начинающих артистов нужно что-то доработать, иногда слышишь талантливый вокал, но понимаешь, что он находится в конфликте с аранжировкой. Многим творческим натурам важно, чтобы кто-то со стороны их оценил по заслугам. Но чтобы это сделали не мама с папой, а авторитетный человек, кто имеет компетенции, таким человеком буду я. Сейчас много уехавших, но это ведь не означает, что вместе с ними уехала вся музыкальная поп-культура. Нужны новые таланты, и мы их отыщем. Я приду туда, куда не едет большинство, чтобы найти того музыканта, которого можно поддержать и поднять.

— В прошлом году вы проводили поиск талантов на территории Донбасса. Почему решили в этом году расширить географию проекта?

— Да, первый сезон был посвящен исключительно Донбассу. Я сам там вырос. Если бы в прошлом году кто-то еще бы приехал в Алчевск, Луганск с "большой земли", то я был бы очень счастлив. Сейчас "Звук моего региона — 2" работает на всю страну. Мне хотелось организовать обмен опытом между регионами, творческое знакомство талантливых людей из разных уголков.

— А как именно происходит отбор? Вам присылают демоверсии песен на почту, вы их прослушиваете и связываетесь с теми, кто заинтересовал?

— Да, только присылают не на почту, а в наш чат-бот в Telegram. Я лично отслушиваю все, что приходит. Уже прослушал более 2 тыс. заявок, это около 6 тыс. треков. 

— У вас есть примерная идея материала, который вы ищете, чтобы не потеряться в потоке заявок?

— У меня нет четкого представления о том, кто мне нужен. За годы практики у меня сложился всесторонний музыкальный вкус, и не могу сказать, что мне бы хотелось работать в каком-то конкретном музыкальном стиле. Меня больше интересует творческое зерно. К какой бы стилистике трек ни относился, он должен вдохновлять, работать как терапевтический сеанс.

— А как вы понимаете, что перед вами будущая звезда, что треки именно этого музыканта будут греть души миллионов?

— Это я и сам себе не могу объяснить. Творчество не математика, это всегда что-то неописуемое, потому оно мне интересно. Только представьте себе — прослушать более 2 тыс. песен, где 99,9% — это полный шлак. И тут тебе попадается одна такая, ради которой ты готов облететь всю страну, чтобы прокричать ее автору: "Умница! Талант! Вот тебе трамплин — прыгай и лети!" Понимаете, я сам по себе чувствителен к интересным песням, они меня захватывают. Здесь ведь вопрос не в трендах — все талантливое не зависит от времени. В трендах всегда работали другие. Я же всегда следую своему внутреннему ощущению, а мои чувства синхронны с чувствами многих наших людей. С самого детства родители усаживали меня перед "Песней года", это еще конец 1980-х. Наверное, тогда я и впитал наш мелодичный ментальный код.

— На ваш взгляд, каких музыкальных проектов не хватает России сегодня?

— России нужны песни, которые будут проявлять внутренний мир человека. Понимаете, когда одна часть страны сидит в окопах, а другая слушает "За деньги да" (песня российской певицы Инстасамки — прим. ТАСС), происходит диссонанс. Это не морализаторство, а мое личное мнение. Музыкальная культура не должна быть брошена на растерзание коммерческим структурам, всевозможным лейблам, где основой всего является доход. Культура — это не про KPI и другие показатели, а про чувство прекрасного, нравственность, жизненные принципы. Это должно предлагаться обществу. Мы все умеем готовить, но когда приходим поесть в ресторан, видим, что готовит там не кто попало, а сертифицированный профессионал, который умеет это делать. Ровно так же должно быть и с музыкальной культурой.

— Тогда какие изменения в музыкальной индустрии должны произойти для поднятия культурного уровня российской эстрады?

— У меня есть конкретное предложение. Последние 10 лет на экране нам транслируют конкурсы, которые не призваны раскрыть человека как творца. Его используют, чтобы нарастить рейтинги популярным судьям. Он нужен как трафарет, безостановочно перепевающий одни и те же песни. Да, есть возможность оценить его вокал, но это физкультура. Я же предлагаю, чтобы наши люди пели свои песни. Конечно, их нужно тщательно отбирать — найти из тысячи одну, но стоящую. Только представьте себе, что появится конкурс, где люди будут выступать со своими песнями, а мы будем оценивать не только голос, но и душу человека. Вот это сильно могло бы вдохновить наших людей на творчество. Надеюсь, что я этого добьюсь, и поверьте мне — один сезон такого шоу всколыхнет всю страну! Нужно создавать большие музыкальные явления, а они не появляются. Но не из-за того, что с народом что-то не так, а с системой. Я верю, что в России будет институт развития творческого потенциала народа. Не коммерческий, а государственный. Считаю, что это основа здоровой нации.