Седьмой созыв Московской городской думы осенью завершит свою работу. За пять лет столичные парламентарии рассмотрели сотни законопроектов, включая те, что приумножают социальные гарантии москвичей. Депутаты усовершенствовали регламент, опробовали дистанционный формат заседаний, расширили межрегиональное сотрудничество. О цифровом парламенте, портрете депутата и вызовах для следующего созыва в интервью ТАСС рассказал председатель Мосгордумы седьмого созыва Алексей Шапошников.
— Алексей Валерьевич, как вы оцениваете работу этого созыва?
— Сам по себе он действительно был непростой. Особенно в первые два года, когда депутаты, впервые избравшиеся в городской парламент, изучали, скажем так, основы парламентаризма, регламент. Мы надолго запомним многочасовые заседания, на которых было много популизма и саморекламы от оппозиционных депутатов. Постепенно этот тренд удалось преодолеть, обновив регламент: заседания стали более конструктивными, более понятными.
Отмечу, что на период работы этого созыва пришлись пандемия коронавируса, введение санкций, начало специальной военной операции, неоднократное усиление и введение новых санкций и т.д. Ничего подобного не было за все 30 лет работы столичного парламента. Хочу сказать слова благодарности всем депутатам этого созыва за совместную работу, за приобретенный опыт межпартийных и межфракционных отношений.
— Как вы думаете, что будет необходимо сделать следующему созыву депутатов для того, чтобы жизнь в столице стала еще комфортнее?
— У Москвы уже есть законодательная база, которая позволяет ей процветать. В целом она сформирована. Однако важнейшим документом, который ежегодно принимают депутаты и от которого во многом зависит то, как город будет развиваться, является бюджет Москвы. Именно бюджет является драйвером всех преобразований в столице, именно в нем заложены основы социальной политики Москвы.
Новому созыву думы предстоит продолжить всестороннюю поддержку участников СВО и их семей, чтобы и дальше обеспечивать нашим защитникам крепкий тыл. Это важная и постоянная работа, которая "красной линией" проходит на протяжении уже нескольких лет через всю работу парламента.
Также, на мой взгляд, депутатам необходимо будет уделять особое внимание экологической повестке, вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поддержке социально незащищенных категорий населения, которые во многом влияют на настроение в обществе.
— В числе законодательных инициатив, которым уже дан старт, — регулирование средств индивидуальной мобильности (СИМ). Что предлагается предпринять в этом направлении работы парламентариев в дальнейшем?
— В феврале мы обратились в правительство РФ с просьбой об изменении правил дорожного движения. Тогда же мы приняли постановление по проекту федерального закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ — наш проект сейчас находится в Госдуме на рассмотрении.
Одно из основных предложений и в правилах, и в КоАП — это введение нового субъекта ответственности "лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности". Вы помните, как мы бились вообще за то, чтобы средства индивидуальной мобильности появились в ПДД, и это произошло буквально в марте прошлого года. Теперь нужно сделать следующий шаг. У меня есть надежда, что мы еще этим созывом, этим летом увидим результаты рассмотрения наших предложений. По информации, полученной от федеральных коллег, вопросы, касающиеся СИМ, будут рассматриваться в Государственной думе в июле. Хочу отметить, что Московская городская дума системно подошла к вопросу — мы предложили комплексные изменения. Именно поэтому разработали проект изменений в КоАП, а также корреспондирующие изменения в ПДД. Не внося изменения в правила дорожного движения, нельзя вводить администрирование и наказание за их неисполнение.
При этом на рассмотрении в Госдуме находится еще один проект изменения КоАП, внесенный нашими коллегами — сенаторами Андреем Клишасом, Ириной Рукавишниковой и Артемом Шейкиным, он аналогичен нашим предложениям. На площадке Совета законодателей РФ в апреле этого года в Санкт-Петербурге мы провели заседание профильной комиссии и договорились с сенаторами о том, что мы поддержим их проект изменений в КоАП, потому что он находится на несколько этапов ближе к рассмотрению депутатами Госдумы. Однако мы попросили внести в качестве поправок в их проект закона те недостающие нормы, которые есть в нашем законопроекте.
Для нас главное — решить ту задачу, которую перед нами поставили москвичи. Поэтому мы поддерживаем проект, внесенный сенаторами. Я уверен, что вместе с сенаторами наши коллеги из Госдумы добьются изменения правил дорожного движения для более полного и понятного регулирования передвижения средств индивидуальной мобильности и обеспечения безопасности участников дорожного движения, и в первую очередь пешеходов. На сегодняшний момент я смело могу сказать, что Москва как мегаполис продвинулась гораздо дальше всех стран в мире с точки зрения регулирования средств индивидуальной мобильности. Пользователей самокатов и СИМ в городе тысячи.
Поступает много вопросов от жителей по скорости движения СИМ по тротуарам. И в разных районах Москвы появляются "медленные зоны" — на данный момент их 320, — улучшается инфраструктура в целом. Я предлагаю пойти дальше и подумать об ограничении скорости передвижения на СИМ по тротуарам в дневное время, когда на них много пешеходов. Пределом скорости в этих случаях, по моему мнению, может стать 10 км/ч при общей разрешенной скорости СИМ 25 км/ч. Мы первыми в России подняли тему регулирования СИМ и развития соответствующей инфраструктуры, потому что москвичи перед нами поставили эту задачу. А ее нужно решать с учетом мнения жителей, и мы сейчас запускаем соответствующий опрос москвичей.
— Другие актуальные законодательные инициативы касаются молодежи — продажа вейпов и проведение квестов. Какие меры могут быть приняты в этих сферах?
— Регулирование потребления вейпов — вопрос большой и сложный, который связан прежде всего с необходимостью защитить здоровье граждан. На сегодняшний момент те предложения, которые нами направлены в Госдуму, в основном посвящены регулированию продажи вейпов несовершеннолетним путем введения санкций за распространение информации о продаже вейпов через интернет.
Почему мы обратили внимание именно на онлайн-продажи? Мы провели несколько рейдов с закупками в офлайн-среде, и надо сказать, что когда год назад появилось законодательное регулирование продажи вейпов, то большинство участников офлайн-рынка стали выполнять новые требования, в том числе касающиеся запрета на продажу вейпов несовершеннолетним. При этом в ходе акции "Вейп-контроль" мы выявили, что недобросовестные продавцы ушли в интернет. К сожалению, мы видим, что онлайн-продавцы продолжают реализовывать свою продукцию лицам до 18 лет. Безусловно, это негативно влияет на молодое поколение. И сейчас уже есть исследования, доказывающие вред, наносимый вейпами здоровью человека.
Те предложения, которые нами внесены в Госдуму, как раз регулируют правовые пробелы, которые существуют в онлайн-торговле этими устройствами. Также мы направили в правительство России предложение исключить возможность — а это его право — добавления в вейпы веществ, которые усиливают никотиновую зависимость или повышают их привлекательность. Мы имеем в виду ароматизаторы, которые делают "парилки" популярными у молодежи, в том числе у несовершеннолетних.
Если говорить о квестах, у нас был очень интересный круглый стол в Мосгордуме, посвященный этой теме. Несколько месяцев назад вступил в силу ГОСТ, регулирующий деятельность детских квест-комнат. Но его применение носит добровольный характер, а значит, и соблюдать его будет не каждый. Сами участники индустрии также считают, что необходимо дополнительное законодательное регулирование. И эта тема 100% перейдет к депутатам следующего созыва. Тема квестов останется в повестке дня Мосгордумы и коллег из Госдумы, которые эту тематику также продолжают вести.
— На ваш взгляд, нужно ли расширять полномочия парламентариев в цифровом формате? Возможно, необходимо больше сервисов, где жители могут обратиться к депутатам?
— Для москвичей доступно большое количество электронных сервисов, электронных обращений и других форматов информирования, но, если что-то еще появится, мы с удовольствием это возьмем в свой арсенал. Мосгордума — самый цифровой парламент в мире, и любые цифровые "фишки", которые появляются, мы сразу начинаем обкатывать. Гордимся, что наш депутат, Герой России, космонавт Олег Артемьев с борта МКС участвовал в пленарном заседании думы. И мы единственный парламент в мире, который смог, по сути, с колес, выполняя все требования регламента и законов, перейти на работу в цифровом дистанционном режиме в период пандемии. Пока такого никто за нами повторить не смог.
— В вашем опыте два созыва. На ваш личный взгляд, портрет парламентария в Москве изменился?
— Конечно, да. Мир вокруг нас стремительно меняется — депутаты должны меняться и меняются вместе с ним. Депутат — это такая динамичная личность, не с точки зрения его быстрого передвижения, а с точки зрения вообще развития.
Представители москвичей — муниципальные депутаты, депутаты городской думы, Государственной думы — это люди, которые должны обладать большим количеством знаний в разных сферах, способные работать оперативно с современными источниками получения информации. Сейчас, например, тяжело себе представить парламентария без навыков работы с цифровыми сервисами. В будущем, вероятно, будут востребованы еще какие-то навыки, и депутаты точно должны будут ими овладеть.
— На ваш взгляд, искусственный интеллект может иметь свое место в работе парламентария? К нему можно обращаться?
— Вопрос интересный, философский и дискуссионный. Одно из возможных применений ИИ — анализ законов и нормативных актов. Законодательная база, которая уже существует на региональном и федеральном уровнях, настолько обширна, что искусственному интеллекту точно найдется применение. С точки зрения написания текстов законов, думаю, здесь необходим симбиоз искусственного и человеческого интеллектов, так как без вычитки человеком, без его понимания применения документа пока мы точно не обойдемся.
При этом, вы знаете, искусственный интеллект не заменит парламент, мне кажется, по одной простой причине: парламент невозможен без эмоций, без чувств, без эмпатии. Потому что в первую очередь парламентарии — представители народа, они отстаивают интересы различных групп населения, их задача — сделать так, чтобы избиратели жили как можно лучше, а это все невозможно без эмоций, сопереживания и соучастия.
Беседовала Олеся Кулинчик