Глава "Моспродюсера": за все годы работы ни за кого не стыдно

Андрей Петров. Пресс-служба Московского продюсерского центра
Андрей Петров
Андрей Петров — о востребованных проектах и планах на будущее

Московский продюсерский центр, который занимается поиском, поддержкой и продвижением талантливых представителей современного искусства, в этом году отмечает десятилетие своей работы. О том, какие проекты организации стали самыми востребованными, с какими сложностями сталкивалась команда при их воплощении, и планах на будущее рассказал ТАСС директор "Моспродюсера" Андрей Петров.

— Андрей Сергеевич, что Вы считаете самым важным за десятилетие работы "Моспродюсера"?

— Как человек, который участвовал непосредственно в создании "Моспродюсера" 10 лет назад, самым важным считаю, что все случилось. В 2014 году, когда мы только приходили к нашему учредителю - столичному департаменту культуры, перед нами ставилась задача сфокусироваться на работе с целевой аудиторией - творческой молодежью. И мы предложили концепцию, которая на тот момент была экспериментальной. Это были не заимствованные где-то механизмы, а авторский продукт.

Год от года наши проекты масштабировались. Формат, который мы придумали и реализуем, еще даже не достиг середины потенциала развития, которым он обладает. И для меня, наверное, самое важное, что те идеи, которые 10 лет назад зародились в юных головах, тот энтузиазм, с которым мы ринулись их воплощать, все это оправдало себя и дало задел на будущее. И отдельно хотелось бы отметить команду Московского продюсерского центра. Подчас забывается, что все результаты, которые у нас сегодня есть, это результаты каждодневного пассионарного труда команды, которая включает большое количество человек. Команда - это наша главная ценность.

— С какими наиболее сложными препятствиями сталкивались?

— "Моспродюсер" - нетривиальная институция, которая находится на стыке трех феноменов: государства, культуры и социума. Помимо творческих целевых аудиторий, мы развиваем еще и территориальные культурные центры, работаем с районными сообществами. Подчас бывает сложно синтезировать и связать эти три феномена, каждый из которых функционирует по своим правилам.

Проекты "Моспродюсера" базируются в основном на городской инфраструктуре. И очень часто взгляд у институций, которые управляют городской жизнедеятельностью, и у творческого сообщества на то, что прекрасно, диаметрально противоположный. У жителей тоже есть собственное видение. По каждой отдельно выбранной группе понятно, как строить деятельность. Но приходится работать на стыке всех этих интересов и ощущений. Это и есть самый сложный аспект нашей деятельности, постоянный поиск баланса. В середине пути эта задача была для нас настоящим вызовом, сейчас уже спокойно к этому относимся.

— Какие проекты, которые вы сделали за эти 10 лет, считаете наиболее важными?

— У нас три ключевых направления работы - музыка, современное искусство и независимые театральные коллективы. Если смотреть ретроспективно, то в 2014 году мы заявили о себе. Мы начинали с музыкального конкурса "Жара" совместно с MTV Russia, и именно "Жара" предопределила линейку наших музыкальных проектов.

Следом явились проекты масштабной городской повестки. Совместно с метрополитеном и со столичным департаментом транспорта мы создали "Музыку в метро", потом начался "Уличный артист". Было очень много специфических нюансов, с которыми мы раньше не сталкивались, потому что на транспортной инфраструктуре или внутри городской среды большое скопление людей далеко не всегда играет в плюс, потому что есть правила безопасности, есть пассажиропотоки. Мы получили много нового опыта.

Значимыми для меня являются также "Лайн-ап. Моспродюсер", "Плейлист Моспродюсер. Музыка в парках". В рамках "Лайн-ап. Моспродюсер" у нас ребята - таких уже более 50 - попадают на стотысячные концерты на ключевые городские сцены в одном списке с признанными лидерами рынка. Прошедшие последний конкурсный отбор, например, получили возможность выступить на Московском выпускном. В рамках "Плейлист Моспродюсер. Музыка в парках" мы два раза в год формируем звуковое оформление для парковых зон. Проходимость за сезон парковых пространств - больше 10 млн человек. Это уровень ротации, которым не могут похвастаться многие музыкальные профильные телеканалы или радиостанции.

Все больше набирает обороты работа "Моспродюсера" с современными художниками. Мы начинали с проекта «Искусством вовнутрь», где тестировали интеграцию современного искусства внутрь интерьерной среды. Начали со здания, где был наш головной офис. Из "Искусством вовнутрь" родился один из наших флагманских проектов "Контуры культуры", который уже на протяжении третьего сезона позволяет современным художникам перезагрузить общественные пространства, превратив их в своего рода галереи современного искусства. Каждый проект должен оставить след, и степень яркости следа после "Контуров культуры" невозможно поставить под сомнение. На данный момент в нем представлены четыре профиля учреждений: библиотеки, культурные центры, детские школы искусств и театральные организации. Победители этих двух проектов создали 84 авторских росписи общей площадью свыше 4 тысяч квадратных метров в интерьерах культурных учреждений.

Кроме того, в этом году состоится второй Всероссийский фестиваль современного искусства "Стритартерия fest". В рамках «Контуров культуры» мы в прошлом году на своей площадке в Новом Манеже провели этот большой фестиваль, где исследовали феномен взаимодействия современного искусства и города. Лозунгом фестиваля стала фраза: "Когда город становится искусством". Для нас стало честью, что в этом году фестиваль пройдет в августе в рамках Московского урбанистического форума, который является, по сути, одним из центральных событий в городской жизни.

"Моспродюсер" создал открытое театральное пространство "Арт-платформа" в Новом Манеже. Мы уже почти три года предоставляем возможность частным театрам использовать его, таким образом даем им контекст, в рамках которого они могут заявить о себе, показать свои спектакли и собрать аудиторию. И это пользуется спросом. Сформирован крепкий репертуар, и он сейчас модернизируется. На сегодняшний день мы ограничены не количеством участников, а возможностями нашей инфраструктуры. Желающих намного больше, чем мы на данный момент можем пропустить. Если в прошлом году это было порядка 150 заявок, то сейчас около 170. Первые показы спектаклей резидентов этого сезона стартуют уже в августе. В их числе спектакли "Вишневый сад" и "Синдром Алисы" от Мастерской Бутусова и театра современного танца "Всем телом", зонг-опера "Морфий" от Мастерской музыкального мышления. Театральный стендап "Маршрут перестроен" независимого театрального проекта "Заячий стон" и многие другие.

За два сезона проекта под его эгидой более 55 независимых театров сыграли 262 спектакля. Актеры побывали со своими постановками в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Сочи, Саратове, Тюмени, Нижнем Новгороде и других городах.

— А как вы отбираете, кто попадет в репертуар?

— У нас по всем трем направлениям существует базовый принцип: мы стараемся сформировать максимально разношерстную, в хорошем смысле этого слова, экспертную коллегию из практикующих профессионалов индустрии. Всегда существуют опасения при взаимодействии с любыми организациями в сфере творчества, что это будет субъективно, что это личное видение кого-то. Поэтому нам принципиально важно, что участников выбирают генеральные директора дистрибьюторов, представители ключевых площадок - "Яндекс. Музыки", "Сберзвука", "ВК", представители организаций, которые занимаются интеграцией музыки в сериалы. То есть практикующие профессионалы, которые ориентируются в своей оценке не на субъективные «нравится - не нравится», а понимают, как работает индустрия.

То же самое с современным искусством. Если посмотреть экспертные списки в каждом проекте, там нет лишних имен. В театральной специфике это художественные руководители и директора, представители ведущих театров, театральные критики - люди, мнение которых, на наш взгляд, странно ставить под сомнение.

— Как в этом году проходят "Контуры культуры"?

— В этом году художники распишут 10 учреждений культуры. Художник заходит внутрь помещения и начинает с ним взаимодействовать, он дорабатывает эскиз с точки зрения колористики, рельефа, творческая задумка начинает бурлить и кипеть от взаимодействия с площадкой. У нас на данный момент прошел экспертный отбор, определены победители. Теперь они на стадии адаптации и доработки эскизов под каждую конкретную площадку. Среди них есть художники, которые рисуют буквально двухмиллиметровым маркером - а они должны расписать больше 100 квадратных метров пространства. Работа уже началась, идет подготовка стен, а некоторые художники уже вышли на площадку.

— Среди них есть известные художники?

— Мы гордимся тем, что в наших проектах, как на водопое, все равны. Среди победителей музыкальных конкурсов могут быть одновременно "Яavь", L’One, "Сестры" и ребята, которые чуть ли не первые свои треки записали. Именитые артисты подают заявки на общих основаниях, проходят все этапы отбора.

То же самое с "Контурами культуры". Среди победителей и постоянные резиденты ключевых галерей, которые выставлялись на биеннале, и художники, которые с трепетом и волнением говорят нам, что никогда в жизни не пытались объять такие большие поверхности.

По сути, мы предоставляем молодым ребятам буст. Они начинают верить в свои силы совершенно по-иному, когда понимают, что стоят абсолютно легитимно и справедливо на одной ступеньке с известными именами. Всю информацию мы публикуем в социальных сетях и в СМИ - для них это тоже большой шаг в карьере.

— Это справедливо для всех проектов "Моспродюсера"? Бывают ли знаменитости среди участников "Уличного артиста"?

— "Уличный артист" - это вообще отдельное сообщество. Это феномен, с которым мы столкнулись, когда мэр Москвы Сергей Собянин выдвинул инициативу упорядочить работу с уличными артистами. У них есть Московская общественная организация работников культуры уличного жанра. Это не то, что они списались в чатах, это отдельная ячейка общества, которая живет и развивается. У нас была полемика в Мосгордуме и в Общественной палате, потому что они, как свободные творческие люди, восприняли инициативу как посягательство на конституционные права. В результате, начав с условного антагонизма, мы пришли к тому, что на данный момент представители их организации - это контролеры проекта. Они на общественных началах включены в его ткань.

Нередки случаи, когда с нами связываются представители лейблов или продюсерских центров и предлагают выступление звезд на наших площадках для продвижения нового сингла. Это говорит о том, что уличная музыка перестала восприниматься маргинально, в негативном контексте. Она больше не ассоциируется с нетрезвым попрошайкой. Был даже год, когда конкурс в проект "Музыка в метро" был выше, чем в Московскую консерваторию. Когда в метро попадаешь на малый симфонический концерт, когда видишь, как кто-то виртуозно играет, причем без разницы - на пиле, скрипке или аккордеоне, ты понимаешь, что нельзя снисходительно относиться к этим людям. Качество выступления расставляет все на свои места. 

— Есть мнение, что артист должен сам пробивать себе путь? Вы как считаете, не слишком ли комфортные условия создаете?

— Мы тоже приверженцы этой позиции и всегда говорим участникам, что один из ключевых компонентов - это наличие инициативы. Иногда, особенно на заре нашей деятельности, встречались и те, кто приходил с инфантильными отговорками, что не сделал что-то в срок, потому что не разобрался. Они считали, что все должны подпрыгнуть, завлечь их, проинформировать, объяснить. На такое отвечаем строго. У нас есть гайды, как правильно подать заявку, мы адаптируем наши механики, чтобы все было удобно и понятно. Но категорически неприемлемо, когда артист считает, что кто-то за него что-то должен сделать. Если вы не готовы сами включаться, то у нас с вами ничего не получится.

Шоу-бизнес, мир современного искусства или театральные подмостки - это серьезная суровая индустрия. Поэтому у нас нет тепличности, начиная даже от подхода. С одной стороны, мы формируем среду, где молодой артист знает, что его не "задвинут" из-за наличия известных исполнителей. Но давать какие-то гарантии, кого-то там холить, лелеять - нет, принципиально этим не занимаемся, потому что, на наш взгляд, это вредно, и вредно в первую очередь для молодых ребят. Это как раз формирует завышенные ожидания, которые потом разбиваются о суровую реальность.

— Вы следите за дальнейшей судьбой артистов, которые у вас в проектах были задействованы?

— В базу "Моспродюсера" за 10 лет попало порядка 5 тысяч артистов и художников. У нас нет задачи скрупулезно отслеживать каждого конкретного персонажа. Но хочу с удовольствием констатировать, что вокруг каждого нашего направления уже сформировалось сообщество. С некоторой периодичностью определенные артисты возвращаются на нашу орбиту, переходят из проекта в проект. Бывает, сидишь в жюри и понимаешь: вот эта девочка пятый раз участвует, и от проекта к проекту она менялась, она усовершенствовала образ, нашла группу и поработала над выступлением. И наконец, она получает путевку на Поклонную гору на День города и выступает перед стотысячной аудиторией. Многих участников мы знаем в лицо и радуемся их успехам.

Среди состоявшихся артистов есть, например, Асия, которая начинала с наших проектов. Она отучилась в музыкальной академии и приняла решение развивать карьеру. Как-то раз после участия в прослушиваниях для проекта "Музыка в метро" ребят пригласили в гастроли с группировкой «Ленинград», и они объехали полстраны, выступая на разогреве. Это стало возможным, потому что в экспертной комиссии участвовали организаторы гастролей. А музыкант Антон Беляев на нашем прослушивании нашел себе сессионных музыкантов. Гендиректор Sync Lab Денис Шарко, постоянный член жюри "Моспродюсер", занимается интеграцией треков в сериалы. И, например, песня "Ваня" артистки Margosha попала в саундтрек сериала "Беспринципные". "Моспродюсер" предоставляет возможность таких «касаний». У участников есть возможность прямого контакта с представителями индустрии. Многих артистов открывают на наших кастингах.

— А не было такого, что вы отправляете какого-то артиста на большое мероприятие, а он срывает выступление?

— Нет, за все годы работы ни за кого не стыдно. Это тоже моя гордость. На первых проектах, которые были на заре деятельности "Моспродюсера", было много творческого материала средней руки, для экспертного жюри порой не хватало крепких треков. Но все-таки мы старались делать объективную выборку. А сейчас мы находимся на той стадии, когда имеем обратную проблему: надо отобрать 100-150 треков на прослушиваниях, а у нас крепких качественных работ больше 200-250. За эти годы кратно вырос общий уровень участников.

Начинающие исполнители выходили на стотысячные залы. Даже для именитого артиста выйти на такую аудиторию непросто. Были технические сложности, не играли инструменты, ломался плейбэк, происходили все возможные курьезы, связанные с концертной деятельностью. И никогда не было такого, чтобы ребята запороли выступление. Они все равно достойно проводили концерт. И это дорогого стоит.

— Какие из проектов "Моспродюсера" стали самыми массовыми, и сколько человек в них приняли участие?

— Помимо 5 тысяч артистов, которые стали нашими резидентами, мне бы еще хотелось дать две цифры. Это более 300 городов из 30 стран. Нам очень важна и ценна география. Отдельно хочется отметить проект "Мастерская на дому". Этот формат родился в пандемию, на нем мы публиковали авторские экскурсии от художников по своим домашним мастерским. И он собрал видео от художников с пяти континентов. Мы достигли объединяющего эффекта среди русскоязычного сегмента творческого сообщества по всему миру, и для нас это стало очень ценным феноменом.

"Плейлист Моспродюсер. Музыка в парках" у нас традиционно очень востребованный проект, в этом году получили более 1,5 тысячи заявок - это примерно тот объем, который мы ежесезонно получаем. Мы сейчас не гонимся за массовостью. Несколько лет назад нам было важно, что было 300 заявок, а стало 600. Теперь же подчас бывает действительно сложно отобрать финалистов. И это, наверное, один из главных итогов нашей первой декады с точки зрения востребованности. Экзистенциальный вопрос уже не стоит совершенно, потому что "Моспродюсер" видит степень заинтересованности и отклик от ключевых целевых аудиторий. За 10 лет мы реализовали более 40 проектов, многие из которых приобрели статус постоянных.

— А новые проекты планируются?

— Мы с департаментом культуры ведем сейчас работу над более долгосрочным планированием, обсуждается переход деятельности на принципиально иной уровень. Идет работа над созданием вокруг этих подходов институций, которые будут заниматься ими системно.