Международный военно-технический форум "Армия-2024", стартовавший в Подмосковье, на несколько дней стал популярной деловой площадкой и точкой притяжения для военных разных стран, представителей российских и иностранных компаний оборонной промышленности. "Рособоронэкспорт" представляет на форуме российскую продукцию для наиболее актуальных сегодня сегментов мирового рынка. О подлинных лидерах его спроса и о том, как изменился состав партнеров компании за время проведения спецоперации, в интервью ТАСС на полях форума рассказал глава компании Александр Михеев.
— Как изменился состав партнеров "Рособоронэкспорта" за время проведения спецоперации на Украине? Изменил ли ее ход структуру спроса на российскую военную продукцию? Какие в связи с этим наблюдаются тенденции?
— "Рособоронэкспорт" прекратил сотрудничество с недружественными России странами Западной Европы и Северной Америки, в том числе в связи с нарушениями ими обязательств по реэкспорту российской продукции и введенными санкционными ограничениями. С традиционными партнерами из числа стран Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки, Средней Азии и Европы мы продолжаем развивать взаимовыгодные отношения в рамках ВТС.
По всей номенклатуре продвигаемой нами на мировой рынок современной российской продукции получен положительный опыт участия в боевых действиях, заявленные характеристики подтверждены. При этом корректировка спроса на мировом рынке происходит в целом из-за изменений в реальностях современных военных конфликтов.
Особенно активно сейчас развивается спрос на беспилотную технику во всех средах, систем противодействия ей, высокоточное управляемое оружие, системы ПВО.
— Какие образцы российской военной продукции в ближайшей и среднесрочной перспективе можете назвать лидерами по спросу на мировом рынке?
— Несомненно, лидерами продаж в ближайшей и среднесрочной перспективе окажутся актуальные образцы вооружения и военной техники, которые подтвердили свои характеристики в реальных боевых условиях и прошли соответствующую модернизацию с учетом обратной связи с поля боя.
Лидерами в своих сегментах в перспективе будут получившие опыт участия в боевых действиях истребитель Су-35, боевой разведывательно-ударный вертолет Ка-52Э, танк Т-90МС, тяжелые огнеметные системы ТОС-1А и ТОС-2 "Тосочка", бронемашины семейств "Тигр" и "Тайфун", зенитная ракетная система С-400 "Триумф", зенитные ракетные комплексы "Викинг" и семейства "Тор", ПЗРК "Верба" и "Игла-С".
Ожидается устойчивый интерес к таким российским артиллерийским системам, как самоходная гаубица "Мста-С", самоходное артиллерийское орудие "Вена", РСЗО "Торнадо-Г" и "Торнадо-С", а также высокоточным артиллерийским боеприпасам, системам разведки и управления артиллерийскими подразделениями в реальном масштабе времени на основе комплекса "Планшет-А".
Топовые позиции в своих сегментах рынка за счет показанной высокой эффективности на поле боя смогли занять и в ближайшее время удержат беспилотные комплексы с управляемыми боеприпасами "Ланцет-Э" и "Куб-Э", комплексы с БПЛА "Орлан-10Е" и "Орлан-30", "Орион-Э", ПТРК "Корнет-Э" и "Корнет-ЭМ".
— Каков сейчас объем контрактов со странами Ближнего Востока? По каким видам вооружения ведутся переговоры?
— Традиционно Ближний Восток занимает около 50% портфеля заказов "Рособоронэкспорта". Страны региона интересует широкий спектр российского вооружения: комплексы ПВО и средства противодействия БПЛА, бронетанковая техника, бронеавтомобили, боевая и военно-транспортная авиация, вертолеты, беспилотные системы и ряд образцов для ВМФ.
По некоторым позициям мы сегодня ведем переговоры об организации проектов в рамках индустриального партнерства, что позволит производить продукцию на территории стран-заказчиков силами совместных предприятий или по лицензионным контрактам.
— Какой объем портфеля заказов "Рособоронэкспорта" на военно-морскую технику? Что на сегодняшний день включает в себя сегмент морских вооружений?
— Военно-морская техника в настоящее время занимает около 10% портфеля заказов "Рособоронэкспорта". Он включает в себя контракты на поставку и совместное строительство кораблей и подводных лодок, различного вооружения для них, береговых комплексов.
— Вы ранее сообщали, что Россия нашла покупателей на примерно 40–50 транспортников Ил-76МД-90А(Э). Заключены ли контракты и как успешно они выполняются? Насколько по итогам демонстрации машины в Дубае и Эр-Рияде удалось увеличить количество потенциальных заказчиков?
— В портфеле заказов "Рособоронэкспорта" имеются контракты на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А(Э). Исполнение идет в соответствии с оговоренными с партнерами сроками. Прорабатываем новые заявки, ведем предконтрактные переговоры. На ближайшее время планируем показ этого самолета потенциальному заказчику.
Ил-76МД-90А(Э) обладает отличными для своего сегмента рынка характеристиками. Дальность полета с полезной нагрузкой 60 т составляет 4 тыс. км, а при нагрузке 52 т дальность увеличивается до 5 тыс. км. Одним из важных преимуществ этого военно-транспортного самолета перед конкурентами является его способность выполнять полеты с грунтовых взлетно-посадочных полос.
Самолет может быть оборудован бортовым комплексом обороны "Президент-С", который в автоматическом режиме защищает Ил-76МД-90А(Э) от управляемых ракет во всем диапазоне дальностей и ракурсов их боевого применения.
— В июле стало известно о передаче ВС Индии 35 тыс. автоматов АК-203, собранных на совместном производстве. Действительно ли военно-техническое сотрудничество с Индией все больше переориентируется на совместные разработку и производство ввиду стремления страны к самодостаточности?
— Совместное предприятие Indo-Russian Rifles Private Limited, одним из учредителей которого с российской стороны выступает "Рособоронэкспорт", в плановом порядке выполняет заказ Министерства обороны Индии на поставку автоматов АК-203. Все стороны удовлетворены совместной работой.
Сегодня при реализации проектов в области военно-технического сотрудничества Россия и Индия максимально нацелены на технологическое партнерство. Это обусловлено как требованиями индийской стороны, которая придерживается программы Make In India и "Самодостаточная Индия", так и мировым трендом на локализацию производства в собственной стране. Мы готовы к работе на таких условиях благодаря давнему сотрудничеству и отлично налаженной кооперации, прошедшей все стадии эволюции — от лицензионного производства до совместных разработок и производства на территории партнера.