Аудитор Счетной палаты: господдержка рынка ипотеки ДФО и рост цен на жилье взаимосвязаны

Наталья Трунова . Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Наталья Трунова

Счетная палата в ходе аудита выделенных на поддержку рынка ипотеки на Дальнем Востоке бюджетных средств выяснила, что запланированные результаты достигнуты, но масштабная господдержка этого сегмента рынка могла стать причиной роста цен на первичном рынке жилья. Об этом в интервью ТАСС на полях Восточного экономического форума рассказала аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. Кроме того, в этом году ведомство представит оценку результативности деятельности АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики", а в следующем — результаты работы преференциальных режимов ДФО. 

— В июне Счетная палата указала на недостаточно эффективную реализацию 60% госпрограмм по развитию Дальневосточного федерального округа (ДФО). Чем обусловлена такая оценка? И можно ли сопоставить этот результат с другими федеральными округами? 

— Вывод о недостаточной эффективности реализации госпрограмм, реализуемых в ДФО, сделан нами по итогам соответствующего экспертно-аналитического мероприятия. В рамках анализа мы собрали информацию о реализации мероприятий всех госпрограмм на территории макрорегиона.

В соответствии с постановлением правительства РФ в системе "Электронный бюджет" должна обеспечиваться маркировка мероприятий всех госпрограмм, относящихся к сфере реализации комплексных территориальных госпрограмм (к таким, в частности, относится госпрограмма развития ДФО). Несмотря на это, мы зафиксировали, что по 14 госпрограммам такая маркировка не произведена, еще по 10 – имелась только частично. То есть практически невозможно определить, какие мероприятия отраслевых госпрограмм реализуются в ДФО.

По этой причине нам пришлось собирать эти сведения на основании запросов федеральным органам исполнительной власти и, как показал процесс получения соответствующей информации, ее подготовка вызвала затруднения у значительного числа ответственных исполнителей госпрограмм.

В связи с этим сравнить результаты ДФО с другими федеральными округами, тем более с теми, для которых нет собственных госпрограмм развития, без проведения масштабного мероприятия не представляется возможным.

Правилами составления проекта федерального бюджета предусмотрена обязанность ответственных исполнителей госпрограмм ежегодно обеспечивать при формировании федерального бюджета предоставление не менее 7,2 % от общего объема межбюджетных трансфертов на финансирование капитальных вложений бюджетам субъектов РФ, входящих в состав ДФО. Следует отметить, что для других федеральных округов и геостратегических территорий подобные нормы не предусмотрены. 

В рамках мероприятия мы установили, что при составлении бюджета это требование выполняется. Вместе с тем результаты анализа фактически осуществленных расходов федерального бюджета в 2020 — 2022 годах на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты госсобственности показали, что уже в ходе исполнения бюджета указанное процентное соотношение расходов по отдельным госпрограммам не выдерживалось, поскольку необходимость его соблюдения распространяется только на процедуру составления бюджета.

Результаты нашего мероприятия мы довели до сведения правительства Российской Федерации, Минэкономразвития и Минвостокразвития, так что наши коллеги, если сочтут необходимым, осуществят корректировки в системе реализации госпрограмм. 

Также мы дали рекомендации по маркировке и дополнительной проработке состава мероприятий госпрограмм, реализуемых в ДФО. Они сейчас находятся в процессе реализации.

— Какие в планах у вас еще проверки в рамках Дальневосточного федерального округа? 

—  Мы проводим мероприятие по оценке результативности деятельности АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" и оценке работы преференциальных режимов ДФО. Итоги планируем подвести в конце текущего года.

Также в планах рассмотрение вопроса по реализации долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития городов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, которые были разработаны на основании мастер-планов городов, подготовленных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации. Но по срокам проведения такого мероприятия окончательное решение пока не принято.

— Как вы оцениваете реализацию Дальневосточной ипотеки? Справляется ли она со своими задачами? Выявляла ли Счетная палата какие-то нарушения, связанные с реализацией этой программы?

— Программа "Дальневосточная ипотека" реализуется с 2019 года. В конце 2024 года ее действие расширено и на Арктическую зону, но основные результаты, конечно же, достигнуты в регионах Дальневосточного федерального округа.

Всего по программе выдано более 120 тысяч ипотечных кредитов общим объемом более 560 млрд рублей. Из них 115 тысяч кредитов на сумму 540 млрд рублей выдано на Дальнем Востоке. Это 40% общего утвержденного лимита выдачи кредитов (1,4 трлн рублей).

Лидерами по объему ввода жилья являются Приморский край и Якутия, в которых строится около 50 % всех многоквартирных домов в ДФО. Эти же 2 региона являются "рекордсменами" по объему и количеству выданных кредитов. На их долю приходится почти половина объема всей "Дальневосточной ипотеки".

В этом году Счетная палата провела аудит выделения и использования в 2021-2023 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования, который показал, что по Дальневосточной ипотеке, как и по трем другим программам льготного ипотечного кредитования (Семейная, Льготная и IТ-ипотеки), запланированные результаты достигнуты.

При этом мы видим, что масштабная господдержка рынка ипотечного кредитования и рост цен на первичном рынке жилья взаимосвязаны.

И если в среднем по России на сегодняшний день наблюдается дисбаланс на рынке недвижимости в виде превышения (в среднем на 30 %) уровня цен на первичном рынке по отношению к уровню цен на вторичном рынке, то в Дальневосточном федеральном округе этот дисбаланс не такой значительный (на 17 %).

Важно понимать, что цель "Дальневосточной ипотеки" – не просто наполнение рынка жилищного строительства. Конечными выгодополучателями таких инструментов господдержки всегда являются люди. Поэтому нужны механизмы стимулирования повышения качества создаваемого жилья.

Анализ приобретенных квартир в разрезе льготных ипотечных программ показывает, что средний размер квартир, покупаемых по дальневосточной ипотеке, в 2020-2023 годах был выше, чем у льготной и семейной ипотек.

Однако при этом отмечается тенденция по снижению размера приобретаемых квартир за счет данной программы. 

— Давайте теперь поговорим об Арктике. Как Счетная палата оценивает меры господдержки, направленные на развитие строительства в этом регионе?  Какие проблемы отмечаете? 

— Арктическая зона России является крупнейшим по территории преференциальным режимом в мире, он распространяется на 10 регионов. Резидентам режима предоставляются льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному налогу, налогу на добычу полезных ископаемых, субсидируются страховые взносы, в Арктической зоне применяется режим свободной таможенной зоны.

Преференциальный режим Арктической зоны динамично развивается, в настоящее время ее резидентами реализуется более 700 инвестпроектов с общей заявленной стоимостью около 900 млрд рублей, объем фактически осуществленных инвестиций составляет около 100 млрд рублей. Численность создаваемых рабочих мест составит более 25 тысяч, уже создано около 10 тысяч рабочих мест.

Между тем, действующее законодательство, в особенности, законодательство о контрактной системе в сфере закупок, не всегда учитывает специфику арктических регионов, и это создает отдельные проблемы. Установленные законодательством о закупках процедуры не учитывают территориальных особенностей Арктики, связанных с сезонностью доставки грузов, а также продолжительность строительного сезона, который на отдельных территориях длится всего 3 месяца. Например, если процедура по закупке признана несостоявшейся, учитывая установленные законом длительные сроки таких процедур, логистику приходится планировать заново и в более поздние сроки.

— Как в целом вы оцениваете состояние бюджетов регионов в этом году? 

— По оперативным данным Федерального казначейства, исполнение консолидированных бюджетов регионов в январе – июне 2024 года остается достаточно устойчивым. 

В январе – июне 2024 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, выросли в 65 регионах в целом на 797,7 млрд рублей, или на 7,7 %, и составили 11,13 трлн рублей. В I полугодии 2024 года умеренный рост доходов связан со снижением поступлений налога на прибыль организаций (на 9,6 %). При этом рост поступлений НДФЛ (на 30,9 %) компенсирует в целом динамику налоговых и неналоговых доходов, рост которых составил 11,9 %.

Объем межбюджетных трансфертов, перечисленных в I полугодии 2024 года субъектам РФ из федерального бюджета, по сравнению с аналогичным периодом 2023 года снизился на 11,7 %.

Расходы консолидированных бюджетов регионов в январе – июне 2024 года составили 10 276,4 млрд рублей и превысили объем расходов аналогичного периода 2023 года на 7,3 %, или на 697,7 млрд рублей. 

Прирост расходов более чем на 70 % обеспечен увеличением расходов на национальную экономику – на 5,7 %, образование — на 12,5 % и здравоохранение – на 13,9 %. 

Положительная динамика расходов отмечается в 67 регионах, из них в 34 расходы выросли на 10 % и более.

— Наталья Александровна, что-то меняется в проверенных сферах после замечаний и рекомендаций Счетной палаты?

— Безусловно, мы видим изменения. И здесь речь не только об устранении нарушений. Важной частью наших мероприятий является разработка рекомендаций. Они помогают предотвратить повторения нарушений в будущем, способствуют совершенствованию нормативной базы, практик государственного управления, повышению эффективности использования бюджетных средств и управления федеральным имуществом. 

И главным признаком востребованности наших рекомендаций является их фактическое выполнение объектами аудита. В 2019–2023 годах было выполнено 1 753 рекомендации из 3 074 выданных – 57%. Приоритетных рекомендаций выполнено 656 из 1 086 – 60%. Для сравнения, на конец 2022 года было выполнено 1 369 рекомендаций из 2 538 выданных – 54%, приоритетных рекомендаций – 554 из 1 010 (55%).

Рекомендации публикуются на сайте Счетной палаты, статусы их исполнения ежеквартально обновляются.