Генеральный директор "Свободные технологии инжиниринг": ДФО нужна цифровая инфраструктура

Евгений Вирцер. Максим Слуцкий/ ТАСС
Евгений Вирцер
Евгений Вирцер в интервью ТАСС рассказал о перспективных стройках и тенденциях в сфере цифровизации инфраструктуры

Компания "Свободные технологии инжиниринг", ставшая одним из лидеров на рынке строительства дата-центров в России, уже успела реализовать уникальные для страны проекты и в ближайшие годы планирует запустить еще несколько крупных объектов. Глава компании Евгений Вирцер в интервью ТАСС на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) рассказал о перспективных стройках и тенденциях в сфере цифровизации инфраструктуры.

— Евгений Владимирович, ваша компания на рынке уже пятый год, этот год для вас юбилейный. Начали вы деятельность в пандемию, расскажите о том, с какими сложностями пришлось столкнуться, каких ключевых результатов удалось достичь за прошедший период?

— Сложности были те же, что и у любого предприятия в стране. Это была неожиданная абсолютно для всех деформация бизнеса. Пандемия, история с уходом большинства европейских и американских производителей — все это стало существенным вызовом, так как в центрах обработки данных (ЦОД) в основном применялось оборудование зарубежных компаний. И на этом фоне нам еще как-то нужно было расти. Мы начинали с пяти человек. Сейчас в компании более 300 сотрудников, и мы входим в число лидеров в отрасли строительства дата-центров. Начиная работать, стремились собрать сильную профессиональную команду, тех, кто владел компетенциями и опытом по созданию таких сложных объектов, как ЦОДы. Сейчас уже можно сказать, что у нас все получилось.

— Вы затронули тему с оборудованием для оснащения ЦОДов. А как сейчас с этим обстоят дела?

— Частично заместили все отечественным оборудованием, частично китайским, частично турецким. То есть глобальных трудностей не испытываем. Конечно, конкуренция среди производителей стала поменьше, в каких-то отдельных сегментах чуть-чуть упало качество, но не сильно.

— Какова доля отечественного оборудования?

— Я думаю, что относительно периода до начала спецоперации, введения санкций доля выросла раза в два.

— Сколько дата-центров построено? На скольких объектах построены инженерные системы?

— На сегодня нами введено в эксплуатацию четыре дата-центра — два в регионах, в Приморье и в Новосибирской области, и два в Москве, в том числе первый и единственный в стране объект, прошедший сертификацию Uptime Institute по уровню отказоустойчивости Tier IV. Строятся ЦОД в Екатеринбурге и вторая очередь в Новосибирске. В планах еще пять объектов. Проектируем центры в Санкт-Петербурге, Махачкале, вторую очередь в Приморском крае, объекты в Москве и Московской области. В целом все эти проекты центров обработки данных — это больше, чем все то, что мы ввели на сегодня. У нас в реализации сейчас находится пятая часть всех мощностей введенных в России коммерческих ЦОДов.

— К какому году планируется запустить эти объекты?

— Часть будет введена в первом квартале 2025 года, часть — во втором квартале, часть — в начале 2026 года.

— Что касается Приморья, первый на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири центр обработки данных международного уровня был запущен в феврале 2023 года. Вторую очередь хотели начинать строить в этом году, на каком этапе сейчас этот проект?

— Немного не так быстро заполняется первая очередь, как нам хотелось бы, сейчас — на 75%. Поэтому пока второй этап немного переносится по времени. Но надеемся, что в начале следующего года начнем. Строительство займет год, запуск намечен на 2026 год. Объект будет на той же площадке территории опережающего развития "Приморье" недалеко от Владивостока, что и первый. На такое же количество стоек — 440 по 5 кВт.

— Вы перечислили несколько объектов в регионах. Но при этом вашей компанией еще ведется работа по установке инженерных систем на объектах, верно?

— Да. У нас есть несколько на сегодня реализованных проектов гражданского строительства. Но это все объекты индивидуальные. Это не жилье и не типовые бизнес-центры. Мы оснащали инженерными системами новый корпус НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, новое здание Совета Федерации в Москве. Сейчас закончили такой знаковый для нас большой проект — новый кампус Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана — самый большой, самый современный университетский кампус в стране. Там 12 корпусов самого разного назначения, учебные корпуса. Мы делали проект и оснащали объект всеми инженерными системами. Очень серьезный и красивый проект получился.

— Трудозатратный?

— Но и интересный.

— Если дальше рисовать перспективу, каковы ваши планы?

— Все-таки наша основная компетенция — ЦОДы, мы в них и планируем дальше развиваться. Объектов много. На сегодня от части вынуждены даже отказываться просто потому, что не хватает ресурсов. Много и перспективных объектов — видим хорошую загрузку на несколько лет вперед. Это и регионы, и Москва. Планируем зайти в Ростов-на-Дону, Махачкалу, в Ханты-Мансийский автономный округ — Югру. География достаточно широкая.

— В чем причины роста запросов на строительство таких объектов? И как отрасль будет развиваться далее?

— С учетом того, что IT-отрасль растет семимильными шагами и настолько глубоко уже проникает в жизнь каждого человека, каждой компании, каждого предприятия, количество данных, которые обрабатываются, хранятся, с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Эти данные надо где-то хранить. Объем данных увеличивается, требования к скорости обработки этой информации растут, соответственно, должна появляться инфраструктура, и не только в Москве, но и в регионах — ближе к потребителям. На мой взгляд, развитие ЦОДов — это такая же абсолютно история, как развитие дорог.

— В чем должны быть конкурентные преимущества объектов?

— Уровень отказоустойчивости. То есть надежность инженерных систем, их резервирование и правильная эксплуатация. Для любого ЦОДа самое главное — это непрерывность работы, обеспечение непрерывности работы IT-оборудования. Ведь стабильная работа ЦОДов — это гарантия непрерывности IT-сервисов и IT-услуг.

— Недавно масштабная энергоавария произошла в Приморье, без света осталась большая часть территории, как сработали ваши системы?

— Мы не заметили. На самом деле наш ЦОД в Приморье сертифицирован по уровню отказоустойчивости Tier III. То, что для большинства потребителей является нештатной ситуацией, для ЦОДа прошло без каких-либо потерь в работоспособности. Он функционировал штатно, ни на секунду не останавливался.

В ЦОДе стоят взаимно резервирующие друг друга системы бесперебойного питания, которые без отключения технологического оборудования подхватывают нагрузку при сбоях в электроснабжении. Они рассчитаны на 10 минут. За это время запускаются дизельные генераторы, тоже между собой зарезервированные. То есть выход из строя любого генератора или любого источника бесперебойного питания не сказывается на работе центра в целом. Дальше объект может до бесконечности работать на дизелях. На самой площадке создан запас топлива, которого хватит на 12 ч непрерывной работы. И если гипотетически ситуация продолжится, то подключатся несколько снабжающих компаний, с которыми заключены соответствующие контракты. Они привозят топливо на объект, и ЦОД может работать сколько угодно в условиях блэкаута. Блэкаут для нас действительно штатная ситуация, неприятная, но штатная.

— Целесообразно ли поднимать уровень отказоустойчивости?

— Модернизировать, увеличивать уровень отказоустойчивости в рамках построенного проекта уже достаточно сложно. Вещь затратная и, на мой взгляд, не очень оправданная. То есть, если есть задача построить объект уровня Tier IV, это лучше делать сразу. Пока на сегодня один такой дата-центр в стране, он находится в Москве, рассчитан на 3 640 стоек. Гордимся, что его построили мы.

— Каким будет уровень отказоустойчивости для новых объектов?

— Разный. Среди них есть как минимум один Tier IV, остальные Tier III.

— Где будет дата-центр Tier IV?

— Тоже в Москве. На самом деле нет очень большой разницы в уровнях. Да, Tier IV более надежный, но и Tier III для 99% потребителей является очень надежным.

— "Свободные технологии инжиниринг" по итогам прошлого года вошла в топ-50 крупнейших IT-компаний России по рейтингу CNews, каким видите дальнейшее развитие компании? Планируете ли двигаться в новых для себя направлениях?

— Параллельно с нашим основным направлением активно развиваем производство оборудования для ЦОДов. Начинали с выпуска силовых щитов, щитов автоматизации. Сейчас производим большую часть оборудования, которое устанавливается в машзалах, — системы изоляции, холодные и горячие коридоры, сами стойки, устройства распределения питания, модульные мобильные ЦОДы. Эту деятельность мы продолжаем усиливать и расширять. В настоящее время арендуем несколько площадок в Рязани, где размещаем эти производства. Надеемся, что к концу 2025 года — началу 2026 года построим свой полноценный завод в Подмосковье. В прошлом году объем выпускаемой продукции составил 2 млрд рублей.

— По итогам этого года будет увеличиваться объем выпуска?

— Конечно. Рост составит порядка 70% к прошлому году. А с запуском своей площадки будет выпускаться втрое больше различного оборудования для дата-центров.

— Отмечаете ли проблему с кадрами?

— Стопроцентно. Вся отрасль — одна большая кадровая проблема. Это и проектировщики, и строители, и эксплуатанты. Ситуация усугубляется, на мой взгляд, и чем дальше, тем больше. Мы опять же не ждем милости природы, а стараемся сами себе воспитывать специалистов.

— Как вы это делаете?

— В том числе стараемся активно сотрудничать с вузами. Например, с Московским энергетическим институтом (МЭИ). Наши специалисты читают лекции по энергоснабжению, BIM-проектированию. Также приглашаем студентов на практику и стажировку —10 человек уже работают в штате компании.

В конце августа мы торжественно открыли аудиторию в МЭИ для проведения занятий по информационному моделированию. И сейчас совместно с вузом запускаем кафедру ЦОД, в этом году она начинает работать. Лекции будут читать наши специалисты, привлеченные эксперты из отрасли. Это уже будет полноценная вузовская дисциплина с дипломом государственного образца.

— Часть выпускников придет к вам?

— Часть придет к нам. Если даже не к нам, а просто в отрасль придут, мы будем рады. Потому что это проблема не только наша, а проблема всей отрасли. Нужно повышать ее привлекательность. Профессия интересная, объекты сложные. И для молодых инженеров это точно очень хорошая практика.

— На Восточном экономическом форуме, который проходит во Владивостоке сегодня, обсуждаются важнейшие стратегические вопросы развития Дальневосточного федерального округа и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Какие сложности вы видите для расширения цифровой инфраструктуры в ДФО и какие тенденции? Нужно ли больше коммерческих ЦОДов? Какое влияние это может оказать на развитие международного сотрудничества?

— Коммерческих ЦОДов, конечно, нужно больше. Это показатель деловой активности. ЦОД — такая же базовая инфраструктура, как объекты ЖКХ, дороги, аэропорты и так далее. И конечно, они нужны. Другой вопрос, что сама услуга по размещению заказчиком своего оборудования в коммерческих ЦОДах на Дальнем Востоке практически отсутствует. И здесь надо немножко переделывать мышление людей, которые либо свое оборудование держат у себя в подвальных небольших серверных, либо размещают на московских площадках. Если в Москве любой ЦОД контрактуется уже на этапе строительства, здесь на это уходит определенное время. Либо нет понимания, либо компании уже размещены в Москве.

— Там же скорость передачи данных другая будет?

— Скорость передачи данных другая, потери скорости есть. Но, в принципе, для любого потребителя, если мы говорим не про частные компании, переезд из ЦОДа в ЦОД — это боевая задача. Перевезти свою IT-инфраструктуру без отключения очень сложно. Все это в совокупности увеличивает срок окупаемости объекта на Дальнем Востоке. На сегодня это более 10 лет. И самый сложный период — это первые полтора года жизни ЦОДа, когда происходит процесс постепенного заполнения.

— Кем заполняются региональные центры?

— Крупными дальневосточными компаниями, федеральными компаниями, у которых есть бизнес в регионе. Один из якорных заказчиков нашего ЦОДа в Приморье — "Билайн". Оператор разместил у нас свое основное оборудование, обеспечивающее сотовую связь и интернет на всем Дальнем Востоке.

— Есть ли среди клиентов иностранные компании?

— Работа с иностранцами велась до начала спецоперации. Хотели делать совместный дата-центр с одним из корейских операторов связи. Были планы с китайскими коллегами. Сейчас активность снижена, однако проектов с иностранным участием становится все больше на Дальнем Востоке, а цифровизация идет в ногу с развитием деловых связей. Есть все основания надеяться на взаимовыгодное сотрудничество и в строительстве дата-центров.

Беседовала Евгения Летта