10 сентября, 08:00
Интервью

Директор Московского зоопарка: в Китае довольны тем, как мы ухаживаем за большими пандами

Генеральный директор Московского зоопарка Светлана Акулова. Пресс-служба Московского зоопарка
Генеральный директор Московского зоопарка Светлана Акулова
Светлана Акулова рассказала об обитателях зоосада, новшествах, которые планируются на его территории, и сотрудничестве с другими странами

Московский зоопарк, который в этом году отмечает свое 160-летие, является сегодня одним из самых посещаемых зоопарков мира. Об обитателях зоосада, новшествах, которые планируются на его территории, и сотрудничестве с другими странами рассказала ТАСС генеральный директор учреждения Светлана Акулова.

— Сильно ли растет число посетителей зоопарка из года в год?

— Только за последние семь месяцев Московский зоопарк посетило на 4,6% больше гостей, чем за аналогичный период прошлого. Мы видим растущий интерес к Московскому зоопарку, и статистические данные за последние годы подтверждают этот положительный тренд. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, в 2020 году мы приняли более миллиона посетителей. Из года в год показатели увеличиваются, и к концу 2023 года количество посетителей составило более 3,5 млн человек.

— Одни из самых любимых обитателей зоосада — китайские панды Жуи, Диндин и Катюша. Как у них дела?

— Китайские коллеги довольны тем, как мы ухаживаем за большими пандами. И Катюша внесла большой вклад в программу изучения панд, потому что люди не принимали участия в ее воспитании. Ее воспитывает мама, и это очень ценно — она будет перенимать материнский опыт.

Дело в том, что самки панд часто отказываются от малышей, особенно если рождаются двое. Тогда мама будет воспитывать только одного, а один, получается, будет выращиваться искусственно. У Диндин родился один детеныш, но ситуация все равно уникальна, ведь первородки часто отказываются от детенышей. А у нас соединились две молодые особи, которые не имели опыта, все произошло естественным путем. Диндин родила самостоятельно и не отказалась от малышки, еще и нас воспитывает.

Когда общаемся с коллегами из Китая, видим, что они дают малышам-пандам одну игрушку, другую. А наша Диндин очень строго контролирует, какие игрушки мы даем дочке, не каждая проходит ее экспертизу. Она сама знает, что ее ребенку можно, что — нет. Разрешила недавно Катюше играть с деревянной гантелькой, разрешила несколько резиновых колец, зеленую лошадку. Причем лошадку мы, наверное, месяца два внедряли, и Диндин уже махнула лапой, мол, ну, ладно, пусть. Но Катюша к ней особого интереса не проявила, а мы так старались.

— А как Диндин не разрешает игрушку давать Катюше?

— Встает на задние лапы, ругается, всячески показывает недовольство. Киперы, конечно, к ее мнению прислушиваются.

Вообще в вольере панд у нас установлены камеры, работающие 24/7, мы ведем постоянный мониторинг их состояния. Высчитывается, сколько они съедают, проверяется вес, проводятся ветеринарные тренинги. Все это записывается в отчет, и в рамках научного соглашения все данные отправляются китайским коллегам. Их специалисты периодически приезжают на плановые ветеринарные обследования.

24 августа Катюше исполнился годик, ее дня рождения ждали, по-моему, все. В июле мы отмечали дни рождения Диндин и Жуи. Катюша на празднике у мамы себя вела достаточно активно. На папином она уже как будто закапризничала, как, бывает, маленькие дети: "А мой где день рождения?!" И принципиально легла спать и проспала весь день, проснулась только ночью. У меня так же ребенок себя вел, когда мы отмечали день рождения племянницы: "А когда уже мой день рождения?"

Катюша у нас такая характерная получилась. У нас вообще панды уникальные, Жуи — добряк, его характер за это время не изменился. Каким пришел к нам этот рубаха-парень, таким и остался, сейчас просто начинает чуть больше спать — взрослеет. Диндин как была перфекционистка, так и осталась: если что-то делает, то хорошо. Еще она светская львица. А когда стала мамой, то настоящей, строгой мамой.

Вы бы видели, как они принимали подарки на дни рождения. Жуи подошел, быстро все коробки разломал, а Диндин доставала аккуратно, по одной палочке бамбука. Катюша у нас, как папа, добрая, но хочет поступать только так, как она считает нужным, и никак по-другому. Характеры животных очень ярко проявляются.

— Катюша еще пока на грудном вскармливании?

— Пока да. Завершение грудного вскармливания — тоже ответственный момент, пока сложно сказать, как пройдет этот процесс. Вообще малыши панд до двух лет могут есть материнское молоко. Но самый тревожный момент, как мне кажется, это когда Катюша повзрослеет и Диндин должна будет показать нам, что все, ребенок вырос, пора отселять в отдельный вольер. Но мы думаем, что это все же будет не раньше, чем через год. Так что еще есть время.

— А когда Катюша повзрослеет, надо будет ее вернуть Китаю? И надо ли возвращать Жуи и Диндин?

— Да нет, пока не надо, большие панды у нас на 15 лет по соглашению. А Катюша может находиться у нас до четырех лет. До двух лет она считается ребенком и находится с мамой. А потом ей нужно будет такой же большой вольер, столько же еды, как взрослым. И конечно, ей нужно будет искать своего панду-принца. Через два года мы будем спрашивать китайских коллег, куда малышка будет переезжать. Ведь все панды мира принадлежат Китаю. А она является ценной особью для природоохранной программы. Нам, кончено, хочется, чтобы у Катюши был самый лучший панда-принц.

— Не так давно вы посещали Китай. Не обернется ли эта поездка приездом еще какого-то нового животного в Московский зоопарк?

— Мы ездили в Харбин, участвовали в форуме, докладывали нашему президенту, как дела у панды Катюши. Это для нас такая большая гордость, конечно. Одно счастье докладывать о таких проектах.

Большое количество китайских океанариумов вступили в Евроазиатскую региональную ассоциацию зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА). Коллеги готовят списки на обмены — какие животные нужны китайским зоопаркам, и мы не отстаем от своего плана. Московский зоопарк по-прежнему хочет привезти золотых обезьян. Это редкий вид животных, решения о них принимаются на уровне первых лиц. Но мы уже готовимся, исследуем, как их содержать, как создать необходимые условия, и потихонечку подбираемся к переговорам.

— То есть пока что сложно представить, в каких перспективах это возможно?

— Пока да, но я не вижу каких-то больших ограничений. Для китайской стороны важно, чтобы у нас были соответствующие условия содержания — вольер необходимого размера, корм, ветеринарное сопровождение.

— А как прошла ваша поездка в КНДР?

— Обывателю, конечно, такая поездка кажется необычной, но наша команда взаимодействует с большим количеством зоопарков. А с зоосадом в Северной Корее мы сотрудничаем уже, наверное, около 20 лет, причем достаточно плотно. До меня переговорами и работой с зоопарком этой страны занимался Владимир Владимирович Спицин, были очень дружественные отношения. Это сотрудничество передалось мне "по наследству".

Вообще мы работаем по нашей тематике со всеми странами. И до определенного момента все говорили, что зоопарки вне политики, этому же нас учили Всемирная ассоциация зоопарков и аквариумов и Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов. Правда, в какой-то момент оказалось, что политика все же присутствует. Хорошо, что у нас есть своя ассоциация, ЕАРАЗА. И сейчас планируется вывести ее на глобальный уровень, потому что к нам добавляется все больше и больше зоопарков, которые не согласны с двойными стандартами европейских организаций. Уже было предварительное обсуждение, будем работать с юристами. В организацию приходят зоопарки из стран, находящихся далеко за пределами региона. Идея в том, чтобы каждый год могла председательствовать другая страна, чтобы было равноправие.

Нас пригласили посетить Северную Корею, и мы с большим удовольствием откликнулись. Московский зоопарк является методическим центром и помогает зоопаркам любых стран. Мы сформировали большую делегацию — поехали ветеринары, специалисты по мелким и по крупным млекопитающим, орнитологи. Отвезли им около 40 видов животных — это орланы-белохвосты, беркуты, журавли, попугаи, питоны и другие. Было проведено много работы с местными зоологами. Это нужно для обмена опытом и знаниями по уходу за животными, их содержанию и сохранению редких видов, для повышения квалификации специалистов и обогащения видового состава северокорейских зоопарков.

Хочу отметить, что в Пхеньяне очень красивый зоопарк. Мы увидели ветеринарное оборудование, которого раньше никогда не видели, чему были удивлены. КНДР живет в режиме санкций, а зоопарк — на высоком уровне, животные в хорошем состоянии, вольеры — с условиями, максимально приближенными к естественным. Вольеру для хищных птиц мы даже позавидовали и узнавали у коллег их технологию. Он такой огромный, мы тоже попробуем сделать такого размера вольеры для хищных птиц на территории Центра воспроизводства редких видов в Волоколамском районе. То есть было и чему поучиться.

Мы, кстати, передали зоопарку Пхеньяна свидетельство о том, что они вошли в состав ЕАРАЗА, подписали соглашение о сотрудничестве, договорились об обмене специалистами. Мы готовы приезжать, оказывать консультационную помощь, а также предложили их сотрудников направить к нам на обучение в академию Московского зоопарка. Они, конечно, с радостью согласились.

Еще во время командировки в Северную Корею мы посетили Музей Победы, очень рекомендую. Таких экспозиций я не видела нигде, это невероятный музей, притом что мы успели посмотреть лишь малую часть. Побывали и в метро, оно очень похоже на наше, с мозаиками, с красивыми люстрами. В Пхеньяне новый аэропорт с новейшим оборудованием. Город по-новому отстроенный, новые дома, новые детские площадки, на дорогах много машин. Все это было немного неожиданно, потому что существуют некие стереотипы об этой стране. Оказалось, что она очень дружелюбная, люди открытые, отнеслись к нам гостеприимно. Было ощущение, что как будто все, что мы слышали до этого, было не про Северную Корею на самом деле.

Мы встречались с российским послом Александром Ивановичем Мацегорой, нас радушно встретили, расспрашивали, как защититься от хищников — там много енотов и ворон. В КНДР нет глобального интернета, у них свой интернет, есть приложения, молодежь вся пользуется телефонами. Нам выдали два телефона, которые работают именно на местном интернете, мы без проблем звонили в Москву. Единственное, там не работают социальные сети, к которым мы привыкли.

Поездка получилась приятная и эффективная. Я была настолько воодушевлена, что предложила коллегам провести ЕАРАЗА в 2026 году в Пхеньяне, чтобы другие страны-участники тоже приехали и посмотрели. Естественно, такое решение принимается не на уровне зоопарка, но потенциал у них однозначно есть. И это был бы интересный опыт для всех.

— Летом в зоопарке открыли вольер с ирбисами. Планируется ли потомство?

— Пока нет, но будем надеяться на это в перспективе. Они очень хорошая пара, дружелюбная. До этого Унцик и Дайна жили в Центре воспроизводства редких видов под Волоколамском, новое место жительства им очень понравилось. Тем, кто хочет на них посмотреть, лучше приходить рано утром или вечером — в это время они активны и подходят близко к ограждению. Многие другие снежные барсы сразу прячутся от гостей, их практически никогда не видно, а наши достаточно социальные и совершенно не боятся посетителей.

— Московской зоопарк рассказывал, что манул Тимофей разжировался к лету. Так и ходит худым?

— Весной-летом да, но уже осень, сейчас начинается зажировка. Тимофей начнет отъедаться и поправится. Увеличит вес в два раза, так что не переживайте. Мы следим за его состоянием. У наших животных хорошие рационы, целые отделы следят за этим, поэтому живут они неплохо.

— Были планы по созданию сафари-парка под Волоколамском, они в силе?

— В наши планы вмешался ковид, и все сдвинулось, приоритеты поменялись. Но проект все еще есть, он перешел в разряд инвестиционных. Сейчас мы ищем, кто будет с нами его реализовывать на основе государственно-частного партнерства, показываем проект компаниям и банкам, готовим документы.

— А хоспис для больных животных?

— Он как раз будет в сафари-парке, это есть в нашем проекте. Сроки, к сожалению, сдвинулись, но ничего страшного, всему свое время. Проект хороший, в России я ничего подобного еще не видела. В Европе аналоги есть.

— Как выстроено взаимодействие зоопарка с посетителями, формируется ли вокруг вас сообщество?

— Московский зоопарк становится все более открытым, я всегда принимаю во внимание, когда нас критикуют, когда что-то подсказывают. Какие-то вещи мы берем на заметку. Если раньше гости видели что-то тревожащее, например, им казалось, что какая-то птица попала в беду, они сразу начинали обращаться к журналистам. Сейчас мы сделали горячую линию — на каждом вольере висит карточка с номером телефона. Каждый посетитель, которого что-то напугало, может обратиться по нему. Благодаря этому скорость реакции у нас увеличилась, зоологи сразу видят, по какому вольеру обращение, ветеринары моментально приходят. У нас, конечно, есть и животные-артисты, одна птица часто притворяется больной и лежит, как будто ей плохо. Когда узнаем, что речь о ней, говорим: "Отойдите от вольера, сейчас она встанет".

Есть и те животные, которые действительно почувствовали себя плохо, тогда ветеринары прибегают, смотрят, забирают на лечение в ветеринарный отдел. Такая совместная работа с посетителями нам очень помогает, а тех, кто хочет просто пошуметь, не осталось. Сегодня в мире очень много негативной повестки, и людям хочется быть хорошими. Но как это осуществить, не каждый знает. Взаимодействие с нами для помощи животным помогает почувствовать себя сопричастным к чему-то доброму.

— Число посетителей зоопарка постоянно растет. Достаточно ли вам существующей территории?

— В целом у нас территорий достаточно много: 21 га в центре Москвы, территория под Волоколамском в 190 га, еще 80 га в Сычево. Есть еще участок в усадьбе Деда Мороза в Великом Устюге, там из 47 га освоено только 7. Постепенно мы развиваемся, у нас разработана стратегия развития до 2030 года. Есть план развития для Московского зоопарка, для зоосада Деда Мороза — там целый экологический проект для Центра воспроизводства редких видов животных.

Да, ковид немножко перемешал карты. Но все же если вы прогуляетесь по зоопарку, то увидите, как он меняется, каким симпатичным становится, в каких условиях живут животные. Территория у нас есть, пока не нужно больше. Но жизнь течет и меняется, и мы готовы к изменениям, готовы быть гибкими.

Приезжайте, посмотрите Центр воспроизводства редких видов животных под Волоколамском, мне он очень нравится, там такая природа, такая тишина. Он был построен немножко для других целей, не для массового показа, и в нем более камерная атмосфера. Туда не запускаем свободно посетителей, работают только экскурсионные маршруты. Мы делали попытку открыть доступ всем желающим несколько лет назад, когда был в моде экологический туризм, но через день испугались и быстренько все это прекратили, сделав только организованные группы. К сожалению, пока экокультура еще не до конца прижилась в стране, и человек, который приходит на экомаршрут, не совсем понимает, что это такое. Например, в некоторых местах люди должны идти тихо, не шуметь — там, где животные размножаются. В организованных группах гораздо легче объяснить такие нюансы.

Вообще за последние три года посетитель качественно поменялся, люди ведут себя более осознанно и деликатно по отношению к животным. Меньше стучат по стеклам, уже практически никто не кормит животных через ограждение вольера. Такие, конечно, есть, но их все меньше и меньше. У некоторых представителей пожилого возраста еще пока присутствует связка "пришел — покормил уточку хлебушком из пакетика, сделал добро". И все больше людей делают замечания таким посетителям. Кстати, дети обычно все знают, что гостям кормить животных нельзя, и подсказывают. Экокультура потихонечку приходит.

— Планируется ли менять инфраструктуру внутри зоопарка?

— У нас в планах много инновационных проектов. Например, мы хотим внедрить систему, которая будет показывать гостям, в каком вольере находится животное. Бывает же, что подходишь и не видно никого. Мы установим лампочку, и если животное в уличном вольере, то она, например, будет загораться зеленым. Потом можно будет сделать на сайте такую карту, чтобы на ней онлайн обновлялась информация, в каком вольере животное сейчас, и гости смогут быстро выстроить себе маршрут. Сначала обсуждалась возможность создания приложения для этих целей, не исключено, что мы займемся и им в перспективе.

Маленькие дети, например, — ну, сколько времени они могут выдержать ходьбу по зоопарку, прежде чем попросятся на качели, карусели и покушать? Допустим, полчаса, и хочется, чтобы эти 30 минут семья могла провести с максимальной пользой. Кроме того, на сайте можно заранее посмотреть, когда у каких животных проходят тренинги, кормления, показательные выступления. Можно заранее подгадать, чтобы увидеть что-то интересное, чтобы ребенок ушел с впечатлениями.

— Я случайно застала кормление моржей, когда пришла в зоопарк. Моржи, оказывается, очень умные животные.

— Да, почему-то все случайно застают, никто не пользуется такой удобной опцией на сайте. А животные все умные и харизматичные, особенно когда их кормят. У каждого свои привычки: например, пеликаны, когда заходит кипер с ведерком, все выстраиваются вокруг него. Он рыбку кидает сначала тем, кто подальше. А один, который стоит прямо рядом, берет кипера так аккуратненько клювом за курточку, тихонько дергает, мол, я тоже здесь в очереди вообще-то. У пингвинов тоже бывает хитрость. Они выстраиваются все в линеечку за едой, и кипер дает каждому по рыбке. Но среди них бывают и самые хитрые, которые по два-три раза встают в очередь. Все как у людей. Каждое животное использует свою харизму.

 Есть ли планы по созданию дополнительных парковок?

— Да, будут две новые парковки. Сейчас работа находится на стадии оформления документов. Одна парковка будет там, где детский зоопарк, на Садовой-Кудринской улице во дворе планетария. Там смогут парковаться экскурсионные автобусы. Еще одна появится на Конюшковской улице — плоскостная платная парковка для всех. Может быть, на ночное время будут какие-то льготы для жителей района. Думаю, что в следующем году обе парковки уже появятся.

Вообще по инфраструктуре у нас сейчас восемь проектов заходят в экспертизу. Это реконструкция павильона "Полярный мир", павильона "Индонезия". Хотим увеличить летний вольер слонов в правую сторону, где сейчас птицы. У обезьян планируется увеличение летних вольеров, чтобы им было просторнее. Кроме того, появится большой павильон летучих лисиц, там, где сейчас террариум.

Беседовала Ксения Асафова