27 сентября, 08:00
Интервью

Главный тренер сборных РФ по шахматам: большинство в FIDE — за снятие санкций с россиян

Сергей Яновский. Сергей Булкин/ ТАСС
Сергей Яновский
Сергей Яновский — о политике в шахматах, высказываниях Магнуса Карлсена и работе Владимира Крамника и Александра Грищука в зарубежных сборных

22 сентября генеральная ассамблея Международной шахматной федерации (FIDE) отклонила предложение о полноценном допуске российских и белорусских спортсменов до турниров. Главный тренер сборных России по шахматам Сергей Яновский, который был делегатом Федерации шахмат России на генассамблее, в интервью ТАСС рассказал о том, как проходило голосование по данному вопросу, а также подвел итоги Всемирной шахматной олимпиады.

— Поделитесь впечатлениями о том, как проходило заседание генеральной ассамблеи FIDE.

— С моей точки зрения, очень жаль, что не были сняты санкции. Тем не менее есть и позитивные итоги этого конгресса. Прежде всего они заключаются в том, что подавляющее число шахматистов из разных стран выражали очень доброжелательное отношение к россиянам. Они полностью поддерживают идею не связывать спорт с политикой и отменить санкции в отношении шахматистов из России и Белоруссии.

— Насколько было велико давление на делегатов, голосовавших по вопросу снятия санкций с российских шахматистов?

— Многие делегаты делились информацией о том, что они подвергались сильнейшему давлению и что в случае поддержки отмены санкций данный вопрос будет рассматриваться чисто в политическом ключе. Их убеждения о том, что шахматы не нужно смешивать с политикой, не принимались в расчет, а дальше им поступали прямые угрозы о том, что пострадает их возможность работать в области шахмат в своих странах.

— Голосование делегатов было открытым. Как вы думаете, насколько бы изменились его результаты, если бы оно проходило тайно?

— Если бы голосование проходило в закрытом формате, нет сомнений, что итог был бы гораздо более благоприятный для российских спортсменов. А так большинство делегатов проголосовали за вариант допуска детей и паралимпийцев после консультаций с Международным олимпийским комитетом (МОК) и Международным паралимпийским комитетом. Это небольшой, но все-таки шаг навстречу нам.

— С вашей точки зрения, для чего FIDE нужно консультироваться с МОК?

— Международное олимпийское движение, безусловно, очень престижно, поэтому шахматисты давно пытаются туда попасть. С одной стороны, поддерживать нормальные рабочие отношения с МОК совсем неплохо, но не должно быть так, чтобы МОК мог что-то диктовать FIDE. Здесь надо учитывать, что многие шахматные федерации получают дотации от национальных олимпийских комитетов своих стран. Если FIDE поссорится с МОК, то они рискуют лишиться этого финансирования, что, конечно, тоже является серьезным нажимом на них, поэтому они опасаются поддержать полную отмену санкций, даже если считают ее правильной.

— Там же в Будапеште на гала-ужине, посвященном столетию FIDE, 16-й чемпион мира Магнус Карлсен высказался за то, чтобы не снимать санкции с российских и белорусских шахматистов. Как вы оцениваете его заявление?

— То, что сказал Магнус Карлсен, удивило, потому что раньше, как мне казалось, он воздерживался от политических заявлений. В данном случае он высказался достаточно витиевато, но все-таки подчеркнул, что не считает правильным снимать санкции с шахматистов из России и Белоруссии, пока не наступит мир. Раньше он занимал и другого рода позиции. Например, он был одним из немногих шахматистов, которые негативно отозвались о лишении Сергея Карякина права играть на турнире претендентов в Мадриде. Он сказал, что не разделяет политических взглядов Карякина, но считает, что лишать спортсмена завоеванного права играть на турнире очень опасно и неправильно.

У меня текущая позиция Карлсена вызывает сожаление. В моем представлении, спортсмену лучше воздержаться от политических заявлений. От многих шахматистов в Будапеште я слышал, что имидж Карлсена после его заявлений пострадал. И последний штрих: на следующий день после своего выступления Магнус, до этого успешно выступавший, потерпел поражение, играя белыми фигурами. Конечно, это может показаться простым совпадением, но, как говорил герой известного литературного произведения, "просто так никому кирпич на голову не падает".

— Главным спортивным событием сентября стала Всемирная шахматная олимпиада. Как вы оцените ее итоги?

— Безусловно, турнир был очень интересным. Многие выражали сожаление, что российские шахматисты не участвуют в нем. Уверен, наша сборная боролась бы за призы. Победила сборная Индии как у мужчин, так и у женщин. Победу мужской команды небезосновательно сравнивают с выступлениями сборной СССР, которая доминировала на протяжении нескольких десятилетий. Эти сравнения вполне обоснованны, потому что индийцы с огромным отрывом выиграли соревнования. Совершенно блестяще выступил молодой претендент на мировую шахматную корону Доммараджу Гукеш. Высказывались мнения, что ему немного повезло на турнире претендентов в Торонто и его победа была не столь безоговорочной, но его выступление в Будапеште впечатлило многих скептиков. Он, безусловно, очень сильный и достойный претендент.

— Как вы оцените выступление действующего чемпиона мира Дин Лижэня (сборная Китая заняла четвертое место — прим. ТАСС)?

— С ярким выступлением претендента контрастирует не очень уверенная игра чемпиона мира. После Олимпиады многие специалисты стали считать Гукеша безоговорочным фаворитом [матча за шахматную корону], но я бы воздержался от каких-либо прогнозов. Говорят, что у Дин Лижэня было много сложностей, но он обладает фантастическим везением, что проявилось во время его пути к званию чемпиона мира.

Он попал на турнир претендентов после дисквалификации Сергея Карякина, потом с трудом занял второе место, вырвав его в последнем туре. Затем Карлсен, будучи чемпионом мира, отказался защищать свой титул, и Дин Лижэнь стал участником матча за мировую шахматную корону. Там наш шахматист Ян Непомнящий имел огромное преимущество, но ему чуть-чуть не хватило до победы. При таком фантастическом везении не стоит сбрасывать Дин Лижэня со счетов, несмотря на то что он сдал свои позиции в мировом рейтинге (15-е место — прим. ТАСС). Он еще может преподнести сюрприз. Матч сохраняет свою интригу, хотя на Олимпиаде Гукеш выглядел значительно мощнее и увереннее.
 
— На турнире Владимир Крамник был капитаном сборной Узбекистана, а Александр Грищук работал с командой Ирана. Как оцените их работу?

— Это нормальная международная практика, когда выдающихся гроссмейстеров приглашают помогать разным сборным. С ними заключают обычный контракт, и они работают.  Не сомневаюсь, что работа Крамника со сборной Узбекистана дала многое этой молодой, растущей команде. Это выдающийся шахматист, который имеет колоссальный опыт побед на высшем уровне, в том числе и на Всемирных шахматных олимпиадах. Узбекским ребятам было очень нелегко после успеха на предыдущей Олимпиаде, потому что с чемпионами все пытаются играть как можно более надежно. То, что они завоевали бронзовые медали, — это большой тренерский успех Крамника.

Что касается Грищука, то он работал с командой Ирана достаточно продуктивно. Они боролись за высокие места. Итог команды (26-е место — прим. ТАСС) существенно ниже, чем то, на что можно было рассчитывать, учитывая высокий индивидуальный уровень игроков. Не сомневаюсь, что Грищук провел очень качественную работу, и иранским ребятам занятия с ним могут дать толчок к дальнейшим успехам.