16 октября, 08:00
Интервью

Мэр Казани: за всю тысячелетнюю историю столько мировых лидеров у нас в гостях не было

Мэр Казани Ильсур Метшин . Михаил Метцель/ ТАСС
Мэр Казани Ильсур Метшин

За последние 20 лет столица Татарстана превратилась из среднестатистического города Поволжья в крупнейший туристический центр страны. Спрос стимулирует предложение: растет номерной форд гостиниц (в шесть раз за 20 лет), возникают новые общественные пространства.

Интерес к городу подогревают международные мероприятия, которые проводит Казань. В октябре здесь пройдет крупнейшее за всю историю города мероприятие — саммит стран БРИКС с участием первых лиц государств.

Как изменился облик города к этому событию и что останется в наследие, рассказал в интервью ТАСС мэр Казани Ильсур Метшин.

— Ильсур Раисович, вы провели первое учредительное собрание Ассоциации городов и муниципалитетов БРИКС+ — это и страны БРИКС, и их партнеры. 18 тыс. муниципалитетов, 20 стран. Что Россия может получить от этой ассоциации и дать взамен?

— Если вкратце — практическое применение идеи многополярного мира. На форум городов стран БРИКС+ летом приехали порядка 200 делегатов из стран от Юго-Восточной Азии до Латинской Америки. Участвовали власти более 60 городов и ассоциаций муниципалитетов, которые представляют интересы 2,6 млрд жителей планеты. Из Турции, Чили, Марокко, Индонезии, Мексики, Замбии, Аргентины приезжали гости. Это недвусмысленный ответ тем, кто пытается говорить сегодня о международной изоляции России. Общая идея ассоциации: каждый город, независимо от его истории и количества жителей, имеет право на собственный голос, свою уникальность и неповторимость, на уважительное отношение со стороны мирового сообщества.

В частности, госпожа Бернадия Иравати Тяндрадеви из Индонезии представляла на форуме местные власти более чем 20 стран Азии и Тихоокеанского региона. Хосе Адинан Ортолан, вице-президент Бразильской ассоциации муниципалитетов, объединяет 6,5 тыс. городов и местных властей страны. Мы говорили с ними о новых городских вызовах, важности обмена лучшими практиками, о том, что сегодня дела в одиночку не делаются" и поэтому нужно расширять сотрудничество и поддерживать друг друга. Как заметил генсек организации "Азиатский форум мэров", вице-мэр Тегерана Хамидреза Голамзаде Натанзи, наши города также могут спасать мир, быть голосом для тех, у кого сегодня нет возможности говорить за себя, озвучивать неприемлемость бомбардировок мирного населения в Газе и думать о том, что мы сможем сделать, когда боевые действия закончатся, чтобы обеспечить ее реконструкцию.

Деятельность ассоциации строится на принципе равенства всех городов и нацелена на выработку стратегии по преодолению стоящих перед нашими городами вызовов. Сегодня основные сложные вопросы — утилизация твердых бытовых отходов, повышение качества городской среды, инклюзия, аспекты, связанные с технологиями, с искусственным интеллектом в разных сферах, эффективные форматы диалога с разными городскими сообществами и многое другое.

— Вы говорили на собрании о специальной базе данных Shared City, которая будет аккумулировать "лучшие практики муниципалитетов". Это и есть ключевой инструмент ассоциации? Собрать лучшее и разделить опыт с остальными?

— Shared City — это сайт с кейсами городов мира по решению различных городских проблем, который мы в Казани создали в помощь руководителям муниципалитетов. Он уже объединяет свыше 600 успешных практик и может быть дополнен решениями, реализованными коллегами из Ассоциации городов и муниципалитетов БРИКС+. Я бы не назвал его ключевым инструментом организации — скорее, это своего рода шпаргалка: посмотреть, как решали проблему другие, и выбрать для себя лучший вариант. Самые популярные направления — экология, городская среда, есть кейсы про общественные пространства, цифровизацию городского управления. Надеюсь, он будет полезен и станет действенной онлайн-площадкой для обмена практиками. 

— Какой опыт коллег из БРИКС+ вы хотели бы перенести в Казань?

— Мы охотно учимся у всех. Набережные, бульвары, архитектурная подсветка зданий, упорядочение наружной рекламы, платные парковки вместо автомобильного хаоса — все это появилось не на пустом месте. От озеленения города и ремонта домов постепенно перешли к благоустройству общественных пространств, от создания спортивной инфраструктуры — к развитию Казани как города на воде, к комплексному развитию территорий бывших промзон. Видим здесь огромный, не задействованный до сих пор потенциал.

— Расскажите о ключевых тезисах уставных документов ассоциации и, поскольку Казань и Дубай делят теперь штаб-квартиру ассоциации, что планируется организовывать в Казани в этой связи?

— Уставные документы сейчас разрабатываются на основе принятой на форуме декларации. Но уже после создания Ассоциации городов БРИКС+ мы при поддержке участников форума запустили несколько международных проектов. Это, например, библиотека БРИКС. Начало книжному собранию положили издания, привезенные в дар участниками Международного форума городов стран БРИКС+. Делегаты из разных государств передали в библиотеку издания на родном и русском языках. И эта коллекция пополняется новыми экземплярами.

Первый Литературный форум БРИКС, который прошел 11–13 сентября, посетили свыше 3 тыс. человек. Для них организовали более 30 событий, включая круглые столы, творческие встречи и дискуссии, где участники обсуждали дальнейшее сотрудничество. В частности, было предложено создать международный союз литераторов стран БРИКС+. Он поможет продвигать произведения, поддерживать молодые таланты и устанавливать контакты между писателями. Кстати, поэт из Китая Лю Вэньфэй предложил провести следующий литературный форум БРИКС+ в Китае и пригласил всех участников к себе на родину.

В прошлом году на Международном архитектурно-строительном форуме "Казаныш: отражение идентичности" мы решили создать ассоциацию архитекторов стран БРИКС. Ее главная задача — налаживание международного обмена опытом и лучшими практиками для повышения качества жизни людей, проживающих в странах — участницах межгосударственного объединения, а также повышение художественных и инженерно-технических качеств архитектурных проектов. В планах постоянный обмен студентами и программы обмена и стажировки для учащихся и начинающих архитекторов.

Кроме того, один из ключевых аспектов деятельности объединения — организация международных конкурсов на создание архитектурных проектов. Архитекторы встретятся в декабре этого года на ежегодном Международном архитектурно-строительном форуме, чтобы поделиться лучшими практиками и представить новые проекты.

Также у нас есть идеи по созданию Лиги марафонов БРИКС. На прошедшем международном форуме Kazan Digital Week представители Москвы предложили создать группу Smart City БРИКС. Бразильские коллеги высказались о необходимости поднятия темы "Женщины городов стран БРИКС".

Все эти предложения мы рассмотрим на совете директоров, который пройдет сразу после саммита глав государств БРИКС, 31 октября.

— Турция и Индия испытали сложности с подписанием уставных документов ассоциации на учредительном собрании. Что послужило причиной и удалось ли найти консенсус с коллегами?

— Это нормальные рабочие моменты. Например, один из участников выступал за то, чтобы на первом этапе была создана Ассоциация городов и муниципалитетов исключительно из числа стран, уже входящих в БРИКС, и только потом, постепенно, туда могли бы входить представители местных властей из других стран. Но большинство участников форума посчитали, что на сегодняшнем уровне сотрудничества логичнее изначально создавать структуру, открытую для всех участников, разделяющих принципы многополярного мира, — то есть БРИКС+.

Мы видим сегодня, как стремительно растет влияние и мощь новых центров силы, — это одна из важнейших примет времени

— Казань осенью встречает форум БРИКС. В интернете ходят шутки: кадры новых скамеек, отремонтированной плитки, все в полиэтилене, и подпись "Не трогай, это на БРИКС". Что в Казани, если без шуток, готовится "на БРИКС"? И что останется в наследство?

— Определенно, у нас живут веселые креативные люди, умеющие создавать мемы (смеется), ничего плохого в этом не вижу. Конечно, никаких обмотанных пленкой скамеек, тротуаров или лифтов в переходах вы в городе не найдете, максимум, что могло быть, — это некий знак вроде: осторожно, окрашено.

Все, что сегодня делается в рамках подготовки к саммиту БРИКС, останется горожанам. 10 лет назад мы проходили что-то подобное, готовясь к XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года. Тогда было построено и модернизировано одномоментно множество дорожных объектов, город просто стоял на ушах. Универсиада прошла, а построенные под нее объекты остались — например, тот же проспект Универсиады, благодаря которому въезд в город со стороны аэропорта стал практически бессветофорным.

То же самое ждет и наследие саммита. Проведение этого мероприятия в Казани способствовало значительному увеличению вложений в инфраструктуру города.

На подготовку к БРИКС было выделено 7,9 млрд рублей, которые пошли на дороги и благоустройство. Все это иностранные главы государств в пакеты не положат и с собой не увезут

Завершается благоустройство 18 общественных пространств. Это стало рекордом, столько общественных точек за один год мы еще не делали. Открыли новый детский парк "Елмай" на набережной Казанки, обновили площадь Тысячелетия у стен кремля, продолжаются работы на территории Большого Чайкового озера, готова первая очередь бульвара по ул. Серова, полностью адаптированного для инвалидов, запущены 56 плавающих фонтанов на Булаке – они, кстати, стали самым протяженным в России фонтанным комплексом с единой системой управления. Мы провели реконструкцию главной пешеходной улицы города, отремонтировали 29 участков дорог. Старые, аварийные подъемные платформы в шести надземных пешеходных переходах заменили на новые лифты, а эту проблему не удавалось решить несколько лет. Отремонтировали 12 лестниц на пешеходном трафике и 21 подпорную стену. Планируется обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта. На улицах города появятся 39 новых троллейбусов и 157 автобусов "НефАЗ" (85 автобусов уже вышли на маршруты города), все подземные и надземные пешеходные переходы оснащены камерами видеонаблюдения. К мероприятиям БРИКС проведена замена, реконструкция и модернизация 47 км трубопроводных сетей разного назначения. Всего в этом году будет заменено 64 км сетей. На улицах города высажены 56 тыс. деревьев и 41 тыс. кустарников, цветники на площади 15 тыс. кв. м, установлено 2 тыс. цветочных кашпо, заменено 26 км кабельной линии, 1 074 опор и 3 775 светильников. Все это останется в Казани, естественно. 

— Где будут жить гости форума? Какие точки для встреч и проживания делегаций вы готовите? Стоит ли горожанам опасаться, что из-за БРИКС перекроют или закроют часть города?
— В последние годы мы серьезно укрепили сферу гостеприимства. В 2005 году в Казани работало 37 гостиниц на 3,2 тыс. мест. Приезжало не более 500 тыс. туристов. Сегодня — 230 различных отелей и гостиниц, которые могут принять уже почти 17 тыс. туристов. Но и этого сегодня нам мало. Количество туристов выросло в разы: только в январе — августе этого года город посетили почти 3,2 млн человек, что выше аналогичного показателя прошлого года на 10,3%.

За этот период объем трат туристов и экскурсантов превысил 22 млрд рублей, превосходя показатель 2023 года почти на 30% в реальном выражении. Казань была среднестатистическим городом в Поволжье, а стала одной из ключевых туристических точек страны. По данным СберАналитики, каждый гость города тратит в день в среднем 2,7 тыс. рублей. Все это дает нам рабочие места, занятость и доходы.

Такие результаты получены в том числе благодаря проведению в городе крупных мероприятий. Тем не мнее в тысячелетней истории города казанцы еще ни разу не принимали глав более трех десятков крупнейших государств мира.

В рамках подготовки к БРИКС Казань приросла гостиничными номерами повышенной комфортности, дополнительные номера повышенной категории "президентский" и "люкс" появились в 14 отелях. В целом 22 отеля проводили ремонтные работы в своих номерах. Помимо этого, до конца года мы ожидаем открытие еще четырех крупных отелей на 690 номеров.

В сентябре персонал прошел обучение руководящего и линейного персонала ресторанов и гостиниц города — изучали правила этикета, межкультурной коммуникации стран БРИКС.

Впервые начались регулярные авиарейсы Казань — Шанхай.

Что касается перекрытий в дни саммита БРИКС — все ограничения вводятся по рекомендациям правоохранительных структур и оргкомитета. Могу только сказать, что вопросы безопасности всегда в приоритете.

— Ключевые линии ландшафтного дизайна Казани — это благоустройство набережных зон. На набережной реки Казанки отреставрирована зона от Ленинской дамбы до моста Миллениум, это 4 км набережной зоны с парками, игровыми зонами и экстрим-парком. Что дальше — набережная будет продлеваться, и куда?

— В генплане города от 2019 года есть раздел, посвященный сохранению и развитию природно-рекреационного каркаса Казани, где все природные и озелененные территории общего пользования, а также водные объекты отмечены как самостоятельные функциональные зоны. Каждая получила закрепленный статус и регламент, регулирующий ее охрану.

Согласно генплану, к 2035 году запланировано увеличение площади озелененных территорий общего пользования Казани на 40% — до 12 тыс. га. Концепция предполагает формирование природно-экологического каркаса. Одно лишь число парков, скверов, бульваров должно вырасти не менее чем в пять раз. И мы идем к этой цели, строя новые набережные, спасая высыхающие водоемы, как это было с популярными Лебяжьими озерами, создавая и благоустраивая новые скверы и бульвары.

Основой природно-рекреационного каркаса города станут особо охраняемые природные территории. Вдоль рек и озер города продолжат появляться благоустроенные набережные, причем акцент планируется сделать на экологичные сооружения. Так, в Казани запланировано создание новых участков набережных по ул. С. Хакима, на озерах Кабан, на территории у речного порта, вдоль Кировской дамбы, на пляже "Локомотив", и Адмиралтейской набережной, а также спортивной набережной на участке от "Ак Барс Арены" до Миллениума. Молодежная экстрим-зона под мостом Миллениум, как и детский парк "Елмай", и набережная возле Центрального стадиона, и благоустройство Голубых озер, и многое другое, уже сделано. С 2011 года мы открыли в Казани 44 новых парка, доведя их количество до 163. А площадь выросла со 174 до 554 га.

В перспективе же в Казани появятся еще десятки новых зеленых бульваров, связывающих в единое целое территорию города, и казанцы смогут пройти пешком по красивым и комфортным маршрутам

— Что касается других водных зон. Дирекция парков и скверов успешно реализовала план по благоустройству озера Нижний Кабан в центре города. Но через дорогу от него — второй из серии озер, Средний Кабан, достаточно заброшенный водоем. У вас есть на него планы?

— В 2015 году по инициативе раиса Татарстана Рустама Минниханова был объявлен международный конкурс на создание комплексной архитектурно-градостроительной концепции развития набережных и береговой полосы озер Кабан. Победителем конкурса стал проект российско-китайского консорциума Turenscape+MAP с концепцией под названием "Эластичная лента: Бессмертное сокровище Казани", предполагающей благоустройство озер Нижний, Средний и Верхний Кабан. Они соединены протоками и все вместе составляют самую крупную по площади озерную систему в Татарстане.

В 2018 году была завершена первая очередь реконструкции набережной озера Нижний Кабан: появились пешеходный променад, велодорожка, высажены композиции из цветов и кустарников, появились пирсы для доступа к воде, места для тренировок и специальный каскад растений для очистки воды озера. В 2020 году завершилась вторая очередь реконструкции озера Нижний Кабан. Всего на набережной высажены больше 74 тыс. многолетников, 12 тыс. кустарников и больше тысячи деревьев. И ровно год назад после капремонта началось движение по мосту на улице Назарбаева. Дорогу расширили с шести до восьми полос, просторнее стала пешеходная часть, а со стороны озера Нижний Кабан появилась велодорожка. 

Следующий этап — благоустройство Среднего Кабана, где, кстати, уже работает центр гребных видов спорта.

А сейчас на берегу Кабана завершается строительство нового здания Татарского драматического театра им. Галиасгара Камала. Там же заложен парк с прямым доступом к воде, открытая детская игровая зона с водным садом и музыкальными инструментами, а по соседству — комплексное благоустройство дворовых территорий 24 домов по улицам Х. Такташа и Н. Назарбаева. Суммарно в этих домах проживает порядка 7 тыс. человек.

— Какой сегодня бюджет столицы Татарстана, откуда вы берете ресурсы на обновление города? Какую часть из этих средств "привозят" туристы? Достаточно ли вам финансирования? Не думали в сторону введения туристического сбора по аналогии с Краснодарским краем, Санкт-Петербургом?
— Деньги на обновление города идут из четырех источников: городского бюджета, республиканских программ развития, федеральных нацпроектов и спонсорской помощи казанских предприятий. Это наше золотое правило развития: сотрудничество всех уровней для решения важных проблем. Вот самый свежий пример: буквально на днях в Казани завершилась реконструкция трех исторических мечетей. Одна из них — знаменитая "Марджани" — восстановлена за счет республиканского бюджета, вторая, построенная в 1801–1805 годах Новослободская мечеть, реконструирована за счет средств АО "Татэнергосбыт", а на реставрацию третьей, "Иске-Таш", были выделены средства из федерального бюджета.

Тем не менее, конечно, финансирования не хватает. Казани остро нужны деньги на развитие общественного транспорта, на капремонт инженерных сетей и детсадов. Сегодня это три самых, наверное, болезненных для меня как для мэра вопроса.

Что касается введения туристического сбора — пока такое решение не принято.

— Ваши коллеги в российских городах который год поднимают вопрос безопасности для переходов в летний сезон из-за самокатчиков. В отдельных городах даже запрещают самокаты на части территорий. Вы тоже ввели ограничения по ряду улиц. Достаточно ли этих мер безопасности? В целом к какой армии вы себя причисляете? За городской транспорт или против?

— Несколько лет назад Казань одной из первых столкнулась с нашествием самокатов. И когда сервисы проката самокатов стали только появляться, наш первый порыв был — поддержать! Создать условия! Но уже очень скоро самокатов стало очень много, появились аварии и травмы. В условиях тогдашнего отсутствия регулирования этого вида транспорта мы приняли решение разработать казанские правила использования самокатов. Запретили пользоваться самокатами лицам до 18 лет, а также езду в пьяном виде и вдвоем-втроем, выдели девять городских зон с полным запретом движения и 60 "медленных" зон, где скорость не должна превышать 10–15 км/ч. Конечно, сервисы кикшеринга были не в восторге от этих нововведений, но понимали, что правила нужны. В Казани в этом сезоне работали три крупных оператора, и особых проблем не было.

— Ранее сообщалось, что Казань планирует увеличить туристический поток до 5 млн человек к 2030 году. С учетом большого количества мероприятий может эта планка быть достигнута раньше?

— По стратегии развития Казани к 2030 году мы должны были принять своего пятимиллионного туриста. Эти планы строились в 2015 году и были весьма и весьма амбициозными. Мне даже говорили, мол, вы не сможете и близко подойти к этой цифре. Результат вы видите сами. Думаю, в течение двух лет планку в 5 млн туристов мы возьмем.

Сегодня мастер-планирование стало своего рода трендом. Разработка мастер-плана казанской агломерации также идет. Когда планируется завершить работу над ним? Каким в мастер-плане будет представлена Казань в перспективе ближайшего десятилетия?

— Сегодня мастер-план проходит согласования с городами из агломерации и министерствами. Затем он будет презентован раису республики Рустаму Минниханову.

Разработчики заложили в мастер-план три демографических сценария Казанской агломерации. Высокий предполагает увеличение коэффициента рождаемости с 1,6 до 1,94, повышение продолжительности жизни с 74,5 до 85,5 года и миграционного прироста до 18,5 тыс. человек. Число жителей агломерации составит 2,2 млн

Средний соответствует нынешним тенденциям с улучшением показателей рождаемости, снижением уровня смертности и миграции. Число жителей агломерации — 1,9 млн. Низкий предполагает 1,5 млн человек.

Основную нагрузку к 2050 году на себя должен взять общественный транспорт, проект предполагает, что им будут пользоваться 57% жителей агломерации. В планах запустить скоростной контур, развивать транспортно-пересадочные узлы, расширить зону платной муниципальной парковки на территорию агломерации, развивать метро и создавать рабочие места на окраинах. Для городов и районов агломерации подготовили предложения по производственным и общественно-деловым зонам.

Что касается Казани, то до 2050 года максимальное количество жителей составит 1,5 млн человек (на 15% выше текущего показателя). Минимальное число рабочих мест — 852 тыс. (на 35% превышает сегодняшнее количество). Максимальный жилищный фонд для расчетного числа жителей составит 62,6 млн кв. м (в 1,6 раза больше текущего показателя в 39,6 млн кв. м).

— Какими видите самые проблемные места в городе?

— О необходимости развития общественного транспорта, модернизации коммунальных сетей и ремонта детсадов я уже говорил. Добавлю, что территория вокруг города активно застраивается. Такое жилье, как правило, дешевле, чем в городе, но при этом зачастую рядом нет социальной инфраструктуры, плохая транспортная составляющая, нет понимания, как и за счет чего эта территория будет развиваться. В результате люди покупают жилье там, а ездят в детские сады, школы, поликлиники в Казань — и мы получаем повышенную нагрузку на соцобъекты и дороги.

Каждый день в Казань въезжают почти 90 тыс. человек из Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского, Зеленодольского районов. Огромный поток людей, транспорта. Это первостепенный вопрос, на который должен ответить мастер-план.