20 ноября, 11:00
Интервью

Посол РФ в Швеции: основа для восстановления связей — взаимное уважение

Глава дипломатической миссии — о возможностях восстановления взаимодействия между двумя странами, последствиях антироссийской риторики властей и членства в НАТО, а также о состоянии двусторонней торговли

Новым послом России в Швеции президент РФ Владимир Путин назначил 25 октября Сергея Беляева. В интервью ТАСС прибывший в Стокгольм глава дипломатической миссии рассказал о своем видении возможностей для восстановления нормального взаимодействия между РФ и Швецией, последствиях антироссийской риторики властей и членства в НАТО, о состоянии двусторонней торговли и условиях работы российских дипломатов.

 — Правительство Швеции утверждает, что Россия и в обозримом будущем будет представлять серьезную угрозу для безопасности страны. С какой целью нагнетаются подобные настроения?

— Не секрет, что антироссийские настроения бытуют в Швеции испокон веков. Достаточно упомянуть, что в шведском языке существует отдельное понятие "страх перед русскими" (rysskräck).

Но когда Швеции удавалось абстрагироваться от своих исторических фобий и прагматично выстраивать отношения с восточным соседом, все стороны лишь выигрывали.

Полагаю, никто не будет подвергать сомнению авторитет фигуры маршала Жан-Батиста Бернадота, короля Карла XIV Юхана, который действовал как раз исходя из шведских национальных интересов: вступил в переговоры с русским императором Александром I, вывел уже изнывавшую от потерь на фронте и разрухи Швецию из "наполеоновских войн" (да еще и на выгодных для нее условиях!), сформулировал основные принципы двухвековой политики шведского нейтралитета и военного неприсоединения.

Нейтралитет Стокгольма в период обеих мировых войн заложил фундамент и для шведского социально-экономического чуда. На протяжении всего периода холодной войны до самого последнего времени внеблоковая политика укрепляла авторитет Швеции в мире, в том числе в качестве посредника в международных конфликтах, беспристрастного арбитра в экономических спорах.

К сожалению, с началом специальной военной операции шведская политэлита и СМИ в русле идущих из Вашингтона и Брюсселя установок нагнетают в местном обществе антироссийскую истерию. В Швеции навязчиво насаждается тезис о некой "новой оси зла" в лице нашей страны и ее союзников, вездесущих "российских агентах", по умолчанию виноватых во всем: от кибератак и аварий на железных дорогах до инфляции, формулируется бесперспективная задача нанесения России стратегического поражения во всех сферах — военной, политической, экономической.

Цель очевидна. Оправдать проводимый правительствами "коллективного Запада", включая шведское, антироссийский конфронтационный курс, в действительности никоим образом не соответствующий интересам народов этих государств.

— Видите ли вы возможности для улучшения российско-шведских отношений и какие для этого должны быть условия? В каких областях прежде всего?

— К сожалению, сегодня Швеция является для нас "недружественной страной", поставляет оружие неонацистскому киевскому режиму, проявляет рвение на треке антироссийских санкций, свела к минимуму политдиалог.

Понятно, в таких условиях о возобновлении нашего взаимодействия в нормальном режиме речи пока не идет.

Вместе с тем отношения России и Швеции выстраиваются на фундаменте многовековых разноплановых связей, тесном переплетении истории наших народов и их географической близости.

У нас общий регион Балтийского моря, Северной Европы и Арктики. В Швеции проживают и работают десятки тысяч наших соотечественников. Россия была "Клондайком" для множества поколений шведских предпринимателей — от семьи Нобелей до Ингвара Кампрада, который, как известно, называл выход на российский рынок своей главной мечтой.

В России любят и читают как шведских классиков, так и современных авторов, слушают шведских исполнителей.

Убежден, что, несмотря на оголтелую русофобскую кампанию в местных СМИ, население Швеции в основной своей массе не разделяет линию местных политиков и чиновников на "отмену российской культуры"

Об этом, в частности, свидетельствуют отклики в шведской прессе на детище нашего прославленного соотечественника Валерия Гергиева — ежегодный Фестиваль Балтийского моря, который, однако, уже в третий раз из-за политической ангажированности его организаторов прошел без участия знаменитого российского дирижера и его команды. В то же время шведские рецензенты пишут, что это некогда ключевое культурное региональное событие ныне "утратило свой блеск" и фестиваль, мол, пора закрывать.

Спрашивается, ну и что же в итоге от всего этого выиграла Швеция?

Еще один показательный пример: в допандемийном 2019 году в шведские порты зашло 279 круизных лайнеров, нынешним летом — не более 120, то есть на 60% меньше. Причина — иностранным туристам уже не столь интересны путешествия по Балтике без посещения ее главной жемчужины — Санкт-Петербурга. Ранее они охотно знакомились также и с неповторимыми красотами Стокгольма. Сейчас же шведские профильные отрасли терпят крупные убытки. Не говоря уже о том, что балтийские столицы опустели без российских туристов.

Основа же для восстановления связей очень проста — взаимное уважение и учет интересов, готовность понять друг друга, а не менторство и попытки диктовать другим, как им следует жить.

— Как присоединение Швеции к НАТО повлияло на двусторонние отношения с Российской Федерацией?

— Российская сторона неоднократно давала оценку крайне негативным последствиям отказа официального Стокгольма от более чем двухвековой политики нейтралитета и военного неприсоединения.

Сегодня в отношениях с Россией Североатлантический альянс, а значит, и пополнившая его ряды Швеция, вернулись к установкам холодной войны, мыслят ее категориями. В доктринальных документах НАТО и стратегии нацбезопасности Швеции наша страна объявлена "наиболее значительной и прямой угрозой".

Фиксируем заметно возросшую военную активность в Швеции после ее вступления в НАТО. Мы уже неоднократно отмечали, что внешняя политика шведского руководства выстраивается сегодня в русле установок "коллективного Запада" на нанесение России "стратегического поражения".

В настоящее время ведомый американцами альянс осуществляет активное наращивание военного потенциала на своем восточном фланге. На шведской территории проводятся беспрецедентные по масштабу учения с отработкой боевых действий против России.

Для нас изначально было абсолютно понятно, что стремление Стокгольма вступить в военный блок способно привести лишь к нарастанию напряженности в Балтийском и Арктическом регионах, превратить их из зоны сотрудничества в сферу потенциального военно-политического противостояния.

Внимательно отслеживаем происходящее и оцениваем потенциальные риски и угрозы. Наши военные делают соответствующие выводы. Как вы знаете, для купирования вызовов на северном направлении воссоздан Ленинградский военный округ. Дальнейшие решения по обеспечению безопасности России будут приниматься в зависимости от развития ситуации. Россия никому не угрожает, но и своей безопасностью поступаться не будет.

— В Швеции на самом высоком уровне призывают закрыть торговое представительство Российской Федерации. Существует ли реальная угроза, что это будет сделано?

— Институт торговых представительств в зарубежных странах — один из многих имеющихся в нашей стране механизмов поддержки и стимулирования внешнеэкономических связей

Убеждены, что закрытие торгового представительства Российской Федерации в Швеции не будет способствовать развитию взаимовыгодных двусторонних и глобальных экономических отношений в настоящее время и в будущем. А ведь Стокгольм называет себя главным приверженцем свободной торговли, выступая за снятие международных барьеров и пошлин.

Так что если говорить про "угрозу", то вряд ли ее реализация больше повлияет на российскую сторону, чем на шведскую.

Посмотрим, победит ли в Стокгольме здравый смысл.

— Сохранились ли какие-либо торговые отношения между Россией и Швецией? Что мы продолжаем импортировать из Швеции и от каких российских товаров шведы не хотят отказываться даже в условиях антироссийских санкций?

— Действительно, санкции нанесли сокрушительный удар по двусторонней российско-шведской торговле. Совсем недавно, в предпандемийном 2019 году, товарооборот превышал $6,4 млрд, в 2023 году он сократился до $928 млн. Под беспрецедентным политическим давлением российский рынок покинули большинство из работавших ранее у нас не менее 400 шведских компаний.

Стоимость российского товарного экспорта в Швецию по итогам восьми месяцев 2024 года едва превысила $40 млн. Почти половина приходится на сжиженный природный газ (48%). Периодически слышим громкие политические заявления о необходимости полностью отказаться от российского СПГ, однако шведские деловые круги избегают острых формулировок — бизнес умеет считать деньги.

Крупной статьей российского экспорта в Швецию сегодня также является алюминиевый лом.

При этом Швеция лишилась российских энергоносителей, уранового топлива, минеральных удобрений, металлов, фанеры, сырья для химической промышленности и для производства сельхозкормов, столкнулась с крупными затратами для организации новых логистических связей.

Что касается российского импорта из Швеции, то с введением санкций полностью прекратились поставки автотранспортных средств, электро- и телекоммуникационного оборудования. Единственная статья, которая за последние два года выросла, — лекарственные средства, сырье и субстанции для их производства, на которые сегодня приходится свыше 95% шведского товарного экспорта в нашу страну.

Фиксируем, однако, что, по данным шведской статистики, номенклатура двусторонней торговли, сократившаяся в прошлом году до минимума, в 2024 году стала снова расширяться. За восемь месяцев 2024 года количество товарных субпозиций шведского импорта из России увеличилось в 1,5 раза, шведского экспорта в нашу страну — в 2,3 раза. Надеемся, что эта тенденция получит развитие. Ведь торговля, как известно, "локомотив истории".

 Шведское правительство одной из своих главных внешнеполитических задач называет поддержку Украины, кабинет вообще не говорит о мире в этой стране. Как вы можете это прокомментировать?

— Шведское руководство публично транслирует громкий лозунг о намерении "помогать Украине столько, сколько потребуется". Общий объем предоставленной Стокгольмом помощи киевскому режиму значителен даже по еэсовским и натовским меркам. Примечательно, что основная часть этих средств относится именно к расходам на военные цели.

Кроме того, местный кабмин не исключает возможности дальнейшего увеличения финансирования бандеровцев в случае прекращения спонсорской поддержки со стороны США. Одновременно из Стокгольма звучат призывы в адрес коллег по ЕС наращивать работу на данном направлении по примеру шведов.

Напрашивается вывод о том, что шведские власти едва ли готовы рассматривать варианты политико-дипломатического урегулирования конфликта, предпочитая накачивать ВСУ оружием и боеприпасами в надежде "сдерживать" Россию чужими руками.

— Какие последствия для королевства может иметь заключенное с США соглашение о военном сотрудничестве (DCA)? Разместят ли США свое ядерное оружие на территории Швеции?

— Этот документ — типовой для большинства членов Североатлантического альянса, включая соседей Швеции — Данию, Норвегию и Финляндию. Он регламентирует параметры размещения американского военного контингента, хранения вооружений и доступа военнослужащих армии США к национальным военным базам государства-подписанта.

Показательно, что в отличие от ряда своих коллег по альянсу Швеция намеренно отказалась прописывать в тексте DCA пункт о неразмещении ядерного оружия на своей территории. Данный факт спровоцировал ожесточенную, но запоздалую полемику в политических, экспертных, научных и журналистских кругах.

В то время как наиболее радикально настроенные представители местного гражданского общества всецело поддерживали такой шаг и даже открыто призывали расположить американские ядерные арсеналы на шведской земле, противники избранного нынешним коалиционным правительством курса на милитаризацию страны высказывали серьезные сомнения в том, насколько подобные действия пропорциональны реальным угрозам извне.

Повсеместно насаждая ничем не подкрепленный тезис о некой "угрозе с Востока", здешние лидеры общественного мнения тем самым формируют почву для беспрепятственного прохождения своих весьма сомнительных инициатив по форсированной милитаризации некогда внеблоковой страны по лекалам возглавляемого Вашингтоном военного альянса

В целом складывается впечатление, что в погоне за "успехами" соседей-финнов нынешнее руководство Швеции перечеркнуло весь исторический опыт нейтралитета и неприсоединения, поступившись интересами собственной страны и ее жителей. Фактический отказ от суверенитета в области обеспечения национальной безопасности, усиление конфронтационного потенциала в регионе, возможность размещения ядерного оружия на собственной территории — вот лишь малая часть целого клубка негативных последствий ратификации оборонного соглашения с США.

— Швеция прекратила расследование теракта в отношении "Северных потоков". Как вы считаете, не произошло ли это потому, что прокуратура Швеции разобралась, кто на самом деле совершил диверсии, но предпочла скрыть правду?

— Уже через несколько дней после совершения данного теракта Россия поставила перед руководством Швеции вопрос о необходимости проведения всеобъемлющего, открытого и заслуживающего доверия расследования диверсий, направляла запросы о правовой помощи и предложение о создании совместной следственной группы.

Шведская сторона, однако, упорно игнорировала наши инициативы либо категорически их отвергала под надуманным предлогом угрозы национальной безопасности. Хотя, казалось бы, вот она — реальная диверсия в непосредственной близости от границ страны, в ее исключительной экономической зоне.

Итоги работы прокуратуры Швеции по этому делу можно смело назвать позором для шведской правоохранительной системы. Вместо поиска истинных виновных здесь предпочли зарыть голову в песок, несмотря на многочисленные доказательства вовлечения западников в этот международный теракт.

Россия, однако, не собирается мириться с этим и продолжит настаивать на проведении расследования случившегося. Точку в этом деле можно будет поставить лишь тогда, когда и исполнители терактов, и те, кто стоял за ними, понесут заслуженное наказание.

— Насколько ухудшились условия работы российских дипломатов? Какие чинятся препятствия?

— Не скрою, условия работы российских представительств в Стокгольме значительно ухудшились. Шведская сторона безосновательно высылает наших дипломатов, не продлевает аккредитации сотрудникам росзагранучреждений и членам их семей, блокирует поступление финансирования. Мы в каждом конкретном случае жестко реагируем, применяем адекватные ответные меры.

Разумеется, это не может идти никому на пользу. Если наши государства сохраняют полноценные дипломатические отношения, то зачем изобретать, как бы усложнить жизнь друг другу? А отношения сохраняются. В прошлом году состоялась смена шведского посла в Москве, в этом году шведская сторона, как видите, дала согласие на приезд в страну нового посла России.