26 ноября, 11:00
Интервью

Александр Беглов: промышленность Петербурга растет быстрее, чем на иностранных инвестициях

Александр Беглов. Пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга
Александр Беглов

Темпы промышленного подъема в Санкт-Петербурге в этом году оказались лучшими в новейшей истории города. Сейчас, в условиях западных санкций, промышленность растет интенсивнее, чем в период активного притока иностранных инвестиций. Легендарные предприятия города получают новые компетенции и имеют полный портфель заказов. Как удается развивать промышленность мегаполиса в непростых условиях, в преддверии XXVIII Международного форума-выставки "Российский промышленник", который состоится в Северной столице 26–28 ноября, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов рассказал ТАСС.

— В январе президент России похвалил Петербург за высокие темпы развития промышленности. С какими результатами город заканчивает этот год и подходит к форуму "Российский промышленник"?

— Промышленный подъем в городе продолжается. По итогам 2023 года индекс промышленного производства у Петербурга был 109,9% и почти в три раза превысил средний по стране. Сейчас за девять месяцев ИПП вырос до 112%, в обрабатывающих отраслях — до 113,2%. Год еще не закончился, но показатель за три квартала — лучший в новейшей истории Северной столицы. 

Промышленность всегда была фундаментом городской экономики: и в Российской империи, и в Советском Союзе, и в новой России. Отмечу, что сейчас наша промышленность развивается даже активнее, чем на пике западных инвестиций в спокойном 2007-м. 

Для нас это очень важно, потому что источники роста сегодня совсем другие: федеральные и городские меры поддержки, рост государственных заказов, нацпроекты, программы импортозамещения и достижения технологического суверенитета.

— Другие регионы России находятся в тех же условиях. За счет чего Петербург сохраняет лидирующие позиции?

— Мы серьезно помогли промышленности в условиях ковида и новых западных санкций. Прежде всего, сохранили базовые отрасли, обеспечили федеральную и городскую поддержку оборонному комплексу, судостроению, энергомашиностроению, производителям электрооборудования и радиоэлектроники. Сегодня мощности и компетенции нашего "промышленного ядра" востребованы страной, а предприятия имеют полный портфель заказов. За последние годы город на порядок увеличил капитализацию регионального Фонда развития промышленности. В 2018 году она составляла 1,2 млрд рублей, после корректировки бюджета текущего года поднимем ее до 12,45 млрд рублей. 

Помогаем модернизации производств, экспортерам, предоставляем субсидии на выполнение НИОКР или компенсацию лизинговых платежей. В бюджете 2025 года предусмотрели новые виды поддержки: за внедрение роботизированных систем и комплексов. Также начнем возмещать затраты, связанные с сертификацией продукции и системой менеджмента качества.

— Какие еще инструменты, кроме финансовых, используются городом и положительно сказываются на работе промышленного комплекса?

— Недавно мы официально зафиксировали развитие передовой промышленности как один из 10 приоритетов развития Петербурга на ближайшие годы. Но в серьезности наших намерений мы убедили производственный бизнес еще раньше, когда на пике пандемии вводили налоговые льготы, предоставляли дешевые кредиты, включали в перечни стратегических предприятий и т.д. Результатом стал пятилетний максимум по инвестициям в промышленность — 102 млрд рублей в обрабатывающие производства в 2023 году. Сейчас начинаем получать отдачу. Напомню также, что в новом Генеральном плане нам удалось остановить многолетний тренд на сокращение площади производственных зон. Промышленную территорию в черте города мы увеличили на 630,5 га. 

Сегодня в Петербурге включены все механизмы работы с инвесторами, предусмотренные российским законодательством. Мы реализуем трехсторонние специнвестконтракты с компаниями фармацевтического кластера и автокластера. Город предоставил землю под реализацию двух масштабных инвестиционных проектов, сейчас готовим третий. К "Морсвязьавтоматике" и "Ситистройальянсу", создающему высокотехнологичный завод по обработке древесины, добавится производитель климатических камер.

По поручению президента России активно внедряем бережливые технологии. В рамках национального проекта "Производительность труда" добились 35-процентного роста выработки в нашем машиностроительном комплексе, у "чемпиона", производителя трубопроводной арматуры, завода "Армалит", выработка выросла на 64%. Среди других важных показателей — увеличение скорости процессов на 29% и снижение объемов незавершенного производства на 31%.

В целом по методикам нацпроекта в Петербурге сегодня работают 220 обрабатывающих производств.

— Некоторые эксперты объясняют двузначный рост ИПП в Петербурге загрузкой мощностей и в меньшей степени — внедрением современных технологий и реализацией программ импортозамещения. Способны ли флагманы городской индустрии к работе по обеспечению технологического суверенитета? Или это удел новых предприятий?

— В ноябре на Балтийском заводе с участием президента России состоялся спуск на воду универсального атомного ледокола "Чукотка" проекта 22220. Два первых ледокола этой серии уже работают в Арктике, скоро заказчику будет сдан третий такой богатырь, ​​​​"Якутия". Также с участием президента России в этом году был заложен следующий ледокол проекта, получивший имя "Ленинград". В 2025 году начнем делать шестой, "Сталинград". Ни у кого в мире больше нет такого мощного современного ледокольного флота, только у России.

Петербург хранит верность традициям, заложенным Петром I. Созданные им предприятия тоже открыты всему новому и передовому. Только что мы отметили 320 лет Адмиралтейских верфей. Помимо современных военных кораблей и подводных лодок, там сейчас реализуется крупный гражданский заказ — серия из шести морозильных рыболовных супертраулеров проекта СТ-192. В сентябре этого года со стапелей сошел один из них, "Капитан Юнак".

Средне-Невский судостроительный завод в июне спустил на воду "Виктора Астафьева" — это первый отечественный пассажирский теплоход класса "река — море" из новой серии для арктических широт. Там же освоен выпуск инновационных пассажирских катамаранов из композитных материалов проекта "Котлин" для морских перевозок из Петербурга в Кронштадт, и проекта "Соммерс" для экскурсий по фортам Кронштадта.

— А кроме судостроения?

— Легендарный Обуховский завод, входящий в концерн "Алмаз-Антей", активно осваивает новые для себя компетенции. Помог нам заменить немецкие детали в разводном механизме Биржевого моста в ходе капитального ремонта, спроектировал и сделал мощные гидроцилиндры, способные выдерживать давление 250 атмосфер. Недавно предприятие начало отгружать первую технику для "Метростроя Северной столицы". Заказ серьезный — два горнопроходческих щита диаметром 5,63 м, два укладчика для наклонного хода, 19 укладчиков тюбингов.

Мы разворачиваем масштабное подземное строительство, а для него очень нужна новая отечественная техника. По контракту горнопроходческие комплексы должны быть готовы весной 2025 года. Мы попросили хотя бы один закончить в этом году, чтобы увеличить время на отладку. Это первый опыт импортозамещения в столь важной для города отрасли: в последний раз Петербург закупал проходческий щит для метро в Германии. И таких примеров много.

Завод "Силовые машины" реализует проект по модернизации производства в Петербурге турбин, генераторов большой мощности и комплекса испытаний крупных электрических машин. Соглашение с городом на 8,5 млрд рублей было подписано на ПМЭФ-2023. А на ПМЭФ-2024 уже была представлена новая турбина. Петербургский тракторный завод, входящий в Кировский завод, в кооперации с белорусскими партнерами освоил выпуск инновационных тракторов "Кировец" с искусственным интеллектом. Скоро предприятие начнет собственное производство ведущих мостов (мост — агрегат колесной машины, воспринимающий все виды усилий, действующих между колесами и подвеской — прим. ТАСС) для широкого спектра техники: сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной.

Фармкластер Петербурга успешно работает над импортозамещением зарубежных лекарств, все 150 отраслевых компаний, 30 НИИ и образовательных учреждений. Четверть оригинальной фармацевтической продукции России сегодня делается в Петербурге

Из последних прорывных достижений могу назвать уникальный инсулин сверхдлительного действия, представленный "Герофармом" на ПМЭФ-2024. Эффект от укола сохраняется неделю, тогда как сейчас лучший результат — 42 часа.

— Вы упомянули государственную поддержку промышленности. Удается ли Петербургу для решения задач по развитию технологий использовать возможности федерального софинансирования?

— В прошлом году "Технопарк Санкт-Петербурга" в качестве регионального оператора федерального Агентства по технологическому развитию впервые привлек 2,5 млрд рублей под реализацию 45 инновационных проектов обратного инжиниринга для нужд промышленных предприятий.

На нашем городе лежит особая ответственность за решение президентских задач по обеспечению технологического суверенитета России и достижению технологического лидерства. В этой работе мы используем все доступные средства: и федеральные, и городского бюджета, объединяем усилия с партнерами города.

Вместе с "Газпром нефтью" создали "Энерготехнохаб" и открыли в Кронштадте инжиниринговый центр для замещения импортной техники в компаниях топливно-энергетического комплекса. В ОЭЗ "Петербург" "Газпром нефть" строит исследовательский центр по новой химии, его с нетерпением ждут наши производители лекарств. Активно подключаем петербургские вузы: из 50 поддержанных Минобрнауки передовых инженерных школ шесть открыты на базе петербургских вузов. Сегодня Санкт-Петербургский морской технический университет включился в инновационные разработки по судостроению, Академия Штиглица сотрудничает с петербургским региональным инжиниринговым центром "Автоваза".

— Сегодня на разных уровнях власти делаются заявления о хороших позициях Петербурга в разработке и производстве БПЛА. Как вы оцениваете потенциал города в этой сфере?

— Потенциал очень высокий, и ни для кого в стране это не секрет. Еще при подготовке нового президентского нацпроекта по беспилотной авиации, когда планировалось создать не дюжину научно-производственных центров, а всего три, во всех вариантах этой тройки присутствовал Петербург. Ключевые отечественные производители беспилотных систем имеют в Петербурге производственные площадки для серийного производства своих изделий: одну из них, где делают "Орланы", в конце сентября посетил президент России.

Но для страны сегодня важно не просто количество, а еще и качество. В отрасли БПЛА есть много направлений, в Петербурге они хорошо проработаны. Это компонентная база и ее унификация, сырье и материалы, программное обеспечение, двигатели разных типов, проведение качественных НИОКР и реализация их результатов, инфраструктура обеспечения эксплуатации БПЛА, включая системы обмена сигналами и распознавания, подготовка обслуживающего персонала и внедрение обучающих модулей по беспилотникам в образовательные программы, разработка сценариев применения БАС в городских условиях, а также соответствующего перечня услуг — вплоть до формирования госзаказа на использование БАС при осуществлении государственных функций.

Перед нами новая, объемная, привлекательная для инвестиций и, безусловно, высокотехнологичная отрасль. Она не просто открывает большие перспективы, мы расцениваем БПЛА как важный шаг к раскрытию потенциала города в XXI веке, один из этапов перехода к новой специализации Петербурга.

— Вы хотите сказать, что по всем перечисленным вами направлениям у Петербурга есть заделы, опыт и компетенции?

— Практически по каждому. Это дало городу конкретные и зримые преимущества на старте президентского нацпроекта и помогло нам без раскачки в него включиться. В конце прошлого года мною утверждена Программа развития БАС в Петербурге до 2030 года.

С Минпромторгом России заключено соглашение о реализации регионального проекта "Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих". В июле этого года федеральным центром официально аккредитован первый НПЦ БАС Северной столицы на базе "Технопарка Санкт-Петербурга". Его резидентами стали уже больше 50 компаний.

— Как связаны между собой существующий НПЦ БАС на базе "Технопарка" и проект строительства нового НПЦ по беспилотным системам с использованием инфраструктуры ОЭЗ "Санкт-Петербург"? Чем они будут отличаться?

— Это разные этапы освоения городом новой, очень важной и для себя, и для всей страны отрасли. НПЦ на базе "Технопарка" сейчас закладывает основы взаимодействия участников рынка: предлагает общие подходы, единые сервисы, возможности координировать усилия в разработке и прототипировании.

Новый НПЦ на базе ОЭЗ "Санкт-Петербург" будет не просто крупнее, он создаст в нашем городе новые серьезные производственные мощности для разработки и сборки беспилотников. Пользоваться ими на новой площадке смогут как признанные лидеры отрасли, так и малый бизнес. Шанс проявить себя, поддержку города и страны получат все — независимо от формы собственности, размера компании и стадии проработки проекта. Будем рады видеть там и студентов со стартапами, и центры разработки серьезных компаний, и достойно проявивших себя энтузиастов, которые собирают беспилотники для армии, как говорится, в гаражах.

— Насколько значимым фактором для петербургской промышленности является сегодня нехватка кадров? Что удалось сделать для решения поставленной президентом кадровой задачи о подготовке 1 млн сотрудников за пять лет? Что планируете в дальнейшем предпринимать в этом направлении?

— Прежде всего, мы помогли заполнить больше половины вакансий в ОПК. Дали этому сектору 6 тыс. работников в прошлом и 2 тыс. в текущем году, начали компенсировать расходы на аренду жилья иногородним сотрудникам ОПК.

Мы вдохнули новую жизнь в образовательные центры на предприятиях. Сняли формальные преграды для сертификации и получения лицензий, решили оргвопросы, увеличили количество таких центров до 17, в дальнейшем доведем до 30, расширили субсидии промышленности на подготовку кадров.

На городской интернет-платформе состыковали 294 предприятия и 34 колледжа, устроили в прошлом году на практику почти 2 тыс. студентов, еще 2 тыс. студентов вузов отправили стажироваться в цеха по программе "Петербург заводской". Расширили прием в колледжи по наиболее востребованным профессиям, за два года на четверть увеличили число бюджетных мест. Меняем профили образовательных учреждений, например, реорганизовали банковский колледж и теперь готовим там кадры для промышленности.

— Какие еще изменения потребовались городской системе профессионального образования?

— У нас очень крепкие традиции в этой сфере: Ленинград по праву считался городом технической интеллигенции и столицей профессионального образования. Сейчас мы возвращаем городу этот статус.

По федеральному проекту "Профессионалитет" внедряем отраслевую модель подготовки кадров. Вместе с передовыми предприятиями создали пять образовательных кластеров. В этом году откроем еще два, в следующем — восьмой по счету, для железнодорожной отрасли

В 2026 году завершим проектирование и с 2027 года приступим к строительству суперколледжа на 3 тыс. мест. Там будут учиться не только выпускники школ, но и проходить переподготовку специалисты заводов, а также горожане "серебряного" возраста.

Готовим детские центры технического творчества при крупных промышленных предприятиях. Первые четыре сделаем на базе таких заводов, как "Алмаз-Антей", "Взлет", "Волна", Императорский фарфоровый завод.

— Год назад Петербург провел первый чемпионат "Профессионалы". Сейчас, в ноябре, город второй раз принимает финал национального чемпионата по профессиональному мастерству. И останется его хозяином в следующем году. Что это дает Северной столице, кроме престижа?

— По итогам прошлогодних соревнований в качестве наследия чемпионата "Профессионалы" Петербург получил четыре современных образовательных полигона, где занимаются студенты из разных колледжей соответствующего профиля. Это площадки с высокотехнологичным современным оборудованием, они позволяют не только существенно улучшить качество практической подготовки студентов, но и увеличить их количество. На базе одного из таких полигонов мы в этом году открыли первый Центр инженерных компетенций, всего в Петербурге их будет 12.

Затраты на чемпионат "Профессионалы" — это инвестиции в завтрашний день города, в квалифицированные рабочие руки. Проектом нашего бюджета в 2025 году на организацию и проведение чемпионата "Профессионалы" предусмотрен 1 млрд 880 млн рублей. Из них 695 млн рублей внесет федеральный центр. Ждем в ОЭЗ "Яндекс", "Ростелеком" и Росатом.

— Каковы перспективы загрузки новых площадок ОЭЗ "Санкт-Петербург"? И актуальны ли планы дальнейшего ее расширения?

В 2023 году мы увеличили территорию ОЭЗ почти вдвое. Добавили 154,8 га за счет двух новых площадок, "Парнас" и "Шушары". На обе локации есть готовые претенденты. В общей сложности сейчас резидентами ОЭЗ являются 74 компании. Из них три разместятся на "Парнасе" с заявленным объемом инвестиций более 15,5 млрд рублей. Город уже приступил к проектированию этой площадки, выделил средства на строительство и технологическое присоединение. В 2023 году первые бюджетные инвестиции также были выделены на проектирование площадки "Шушары".

В целом резиденты ОЭЗ уже дали городу 115,4 млрд рублей инвестиций. Объем выручки от продажи их товаров превысил 448 млрд рублей. Создано более 7 тысяч рабочих мест с достойной оплатой труда. В бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды резиденты ОЭЗ выплатили свыше 65 млрд рублей, из них почти 24 млрд — в бюджет Санкт-Петербурга.

Для дальнейшего развития ОЭЗ рассматриваем площадку "Дыбенко" площадью порядка 27 га. Приоритетным направлением ее развития может стать радиоэлектронная, микроэлектронная, робототехническая промышленность, информационные технологии и телекоммуникации. Планируем сделать упор на реализацию инвестпроектов с сильными центрами исследований и разработок и последующим производством продукции. Возможность участия рассматривают такие крупные компании, как "Яндекс", "Ростелеком", Росатом.

Неподалеку от новой площадки "Дыбенко" расположен Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича. Он готов обеспечивать кадрами новые предприятия, а также стать партнером для совместных научно-исследовательских работ.

— Какие новые меры намерен принять город для развития передовой промышленности и новых технологий?

— Наука и технологии — еще один из десяти ключевых приоритетов Петербурга до 2030 года. Мы предусмотрели налоговые льготы для малых технологических компаний, продлили льготы для IT-компаний. В этом году мы кратно увеличили премии правительства Петербурга в области науки и технологий, стипендии лучшим студентам. Все это — серьезные стимулы научно-технологического развития города.

В Северной столице идет активное создание двух технологических долин. На юге строим ее вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом, Университетом ИТМО и Морским техническим университетом. Базой Технологической долины на севере станет Санкт-Петербургский политехнический университет. В сумме это порядка 6 тыс. студентов и 12 тыс. специалистов

Город направляет 5 млрд рублей на строительство инженерной инфраструктуры для этих инновационных территорий.

Начинаем с раннего возраста мотивировать детей на получение технических и естественно-научных знаний. Запустим в 2025 году две новые программы. Во всех районах города появятся математические кружки, филиалы лучшего в стране математического центра при 239-м Президентском лицее. Приступаем к оснащению лабораториями начальной школы и детских садов. Также в течение трех ближайших лет планируем открыть на берегах Невы девять детских технопарков и 18 центров цифрового развития.

Для нас очень важно сформировать единую среду для рождения инноваций, охватить все "этажи" и сократить до минимума путь от научной разработки до готового продукта.