12 декабря, 10:00
Интервью

Замглавы МЭР Илюшникова: креативная экономика станет опорной точкой развития страны

Татьяна Илюшникова. Евгений Мессман/ ТАСС
Татьяна Илюшникова
Рост креативных индустрий отмечается во всем мире. Они приносят в среднем более 5% мирового ВВП. О том, какие тенденции развития креативных индустрий заметны в России, как будет выстроена их поддержка и как сегодня креативная экономика влияет на развитие регионов, обсудили с замминистра экономического развития РФ Татьяной Илюшниковой

 Татьяна Александровна, расскажите, что такое креативные индустрии, что включает в себя это понятие?

— Это сектор, связанный с интеллектуальной творческой деятельностью человека. Это может быть архитектура и дизайн, реклама и маркетинг, разработка видеоигр, кинематограф. Слово create переводится как "создавать, творить". В области креативных индустрий это созидание зачастую происходит на стыке разных сфер деятельности и, если можно так сказать, дисциплин.

Например, современные компьютерные игры и программное обеспечение, которые составляют почти 30% от общего числа компаний в креативных индустриях, — это сочетание технологий и творчества — графики, анимации, саунд-дизайна. Поэтому для регулирования этой сферы был принят закон, который закрепляет важнейшие понятия в области креативной экономики.

 Какие сейчас тенденции заметны в отрасли креативных индустрий?

— Первый тренд — рост сектора. В России тренд на развитие креативных индустрий сохраняется, как и во всем мире: сегодня креативные индустрии вносят ощутимый вклад в экономику страны. Их доля в ВВП страны составляет 3,5%, по оценке Росстата. Занятость в секторе, по нашим оценкам, удвоилась за последние три года. Сегодня в этой сфере работает порядка 700 тыс. компаний, а валовая добавленная стоимость сектора составляет почти 5,5 трлн рублей. С 2022 года стоимость нематериальных активов креативного сектора выросла в 2,5 раза.

Второй тренд — выстраивание комьюнити и потребность в локальности. Потребители хотят уйти от глобальных брендов, они доверяют локальным производителям и аутентичным концепциям. Это касается всего: от крафтовых производств и местных дизайнеров до городских театров и киностудий. Как один из примеров — развитие зонтичных региональных брендов. Например, таких, как "Сделано на Кубани", "100% Подмосковье", "Сделано в Удмуртии" и другие. Наше исследование показало, что такие бренды сегодня созданы в более чем половине регионов страны, участниками которых стали больше 15 тыс. компаний.

Третья тенденция — рост цифровизации бизнеса и внедрение искусственного интеллекта.

Благодаря современному уровню цифровизации креативные компании растут в пять раз быстрее, чем вся экономика в целом

Четвертой тенденцией стала кластеризация и специализация. Мы видим, что распределение разных отраслей также меняется от региона к региону.

Если в Москве это в основном IT, в Санкт-Петербурге — дизайн и медиа, в городах-миллионниках — это прикладные направления, например архитектура и культурные специализации, в менее населенных городах — почти полностью прикладной профиль: народные художественные промыслы, ремесленничество. Эти показатели говорят о региональных приоритетах экономического развития и точках роста.

 В каких регионах страны вы наблюдаете наибольший рост специальностей и занятости в сфере креативных индустрий?

— Неожиданный и достаточно интересный тренд — это корреляция развития креативных индустрий с количеством студентов в регионах, особенно этого сектора. Чем больше в регионе коэффициент проживающих студентов и выше концентрация вузов, тем больше изобретений и патентов там регистрируется. 

 Вы обозначили тренд на локальность. Давайте остановимся на нем подробнее. Расскажите, есть ли какие-то зависимости роста креативных индустрий от географического положения, историко-культурных факторов?

— Сейчас мы видим неравномерность роста креативных индустрий от региона к региону. Это подтверждают данные исследования Высшей школы экономики. Безусловными лидерами являются Москва и Санкт-Петербург. Также в десятку лидеров входят Новосибирская, Томская, Нижегородская, Ивановская, Костромская, Белгородская, Свердловская области, Республика Татарстан. В регионах-лидерах доля креативных индустрий в общем объеме отгруженной продукции составляет порядка 4%, что в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране. А доля креативных индустрий в ВРП в таких регионах варьируется от 6 до 9%.

 В чем причина такого роста?

— Одна из причин — это высокий коэффициент проживающих студентов в регионах-лидерах.

Чем выше концентрация вузов, тем больше изобретений и патентов там регистрируется. Регионы-лидеры практически в 20 раз опережают отстающие регионы по числу патентов. Это, например, Томская, Новосибирская области и Республика Татарстан

Второй, но не менее важный фактор — региональная поддержка. Во всех этих регионах целенаправленно развивают стратегию поддержки, и в них сильно развита инфраструктура для креативной сферы. Здесь сосредоточено две трети всех региональных институтов развития этого сектора. И мы видим, что эта поддержка дает эффект.

Важно отметить, что уровень развития креативных индустрий не всегда коррелирует с уровнем экономического благосостояния региона. Костромская область — на втором месте по числу патентов, Ивановская область — на первом месте по удельному весу креативных организаций, а также по доле креативного бизнеса в общем объеме отгруженных товаров и услуг.

 Как будут меняться подходы к поддержке креативных индустрий с принятым федеральным законом?

— Над законом о креативных индустриях мы работали больше двух лет вместе с коллегами из Госдумы, Агентства стратегических инициатив, Высшей школы экономики, профессиональных сообществ креативного сектора и бизнес-объединений. С появлением нового закона мы уходим от лоскутности регулирования и начинаем системно выстраивать институты, основываясь на успешных региональных практиках.

Отдельная работа ведется по формированию стандартов и других системных документов. Сейчас мы работаем над созданием единого реестра, который будет полезен как на федеральном, так и на региональном уровне и позволит сектору работать более прозрачно, а государству отслеживать тенденции и на основе этих данных таргетно настраивать меры поддержки.

Региональные власти также смогут самостоятельно выбирать приоритетные для себя индустрии. Тем более что они уже сейчас создают инфраструктуру для развития бизнеса из креативных индустрий. Во многих регионах эта институциональная функция перешла к центрам "Мой бизнес". И в таких регионах мы видим успешное развитие креативных индустрий.

Регионам важно уже сейчас смотреть на лучшие практики развития креативных индустрий и поддерживать сектор: внедрять модели государственно-частного партнерства, например, при создании арт-кластеров, формировать креативные сообщества, объединять бизнес, создавать событийные мероприятия для бизнеса из креативной экономики, развивать креативный бизнес через центры "Мой бизнес".

 Для чего это делать?

— Сейчас мы видим, что благодаря вложениям в эту сферу формируется общая культурная среда. Это популяризация культурных и национальных традиций, увеличение вовлеченности в искусство, развитие творческих индустрий. Я часто езжу по регионам и вижу, как развивается местный кинематограф, частные театры и музеи. Взаимодействие творчества и бизнеса открывает возможности изменения внешнего вида территорий, выявления уникальных ресурсов регионов.

 Как вы видите дальнейшее развитие сектора креативных индустрий?

— Мы должны понять и систематизировать рынок креативных индустрий в стране, определить секторы поддержки, понять точки роста. Как я уже сказала, одна из важнейших задач на данном этапе — создание единого реестра. Дальнейшим шагом в развитии индустрии может стать развитие тренда и выхода на зарубежные рынки. На эту отрасль не распространяются санкции, поэтому потенциал для экспорта здесь большой. Важно будет адаптировать контент для иностранных рынков, защитить авторские права, принимать участие в международных отраслевых мероприятиях.

 Сейчас все чаще говорят о том, что искусственный интеллект может заменить человека в самых разных сферах, в том числе, например, в дизайне, копирайтинге. Считаете ли вы это вызовом для сектора креативных индустрий?

— Безусловно, искусственный интеллект может заменить человеческий труд в разных областях и уже успешно справляется с множеством задач. И в условиях кадрового дефицита это прекрасный инструмент для оптимизации процессов. Однако главное в креативных индустриях — это все же человек.

Мы можем многое делегировать роботам и нейросетям, но в основе всегда будет лежать человеческая мысль. Креативная экономика — это экономика знаний, инноваций, творчества, разработок. Люди — это новая нефть, и экономика России будет развиваться благодаря умным, творческим, талантливым людям. Это станет опорной точкой развития несырьевой экономики нашей страны.