Сегодняшние тенденции диктуют будущее во многих сферах, и рынок труда здесь не исключение. Угроза кадрового голода, глубокое погружение в цифровую среду, растущие требования соискателей, поиск многопрофильных сотрудников — это лишь малая часть из них. Под влиянием перемен в различной степени оказываются все, включая представителей ведущих сегментов экономики, таких как нефтеперерабатывающая отрасль. О том, насколько тренды на рынке труда влияют на динамику развития, растет ли востребованность инженерных профессий и не приходится ли бороться с IT-сферой за кадры, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор "Газпромнефть — смазочные материалы" Анатолий Скоромец.
— Последние несколько лет было много симпатии к IT-сфере — иногда казалось, что "айтишниками" хотят стать все. Ударило ли это по престижу инженерных профессий?
— Здесь короткий ответ — все квалифицированные специалисты нужны и востребованы. С одной стороны, мы и сами системно развиваем IT-сферу, нанимаем специалистов, чтобы создавать передовые цифровые продукты. Например, сервис предиктивной диагностики G-Lab, который может всего по нескольким каплям работающего в оборудовании масла определять состояние техники на промышленном производстве и прогнозировать необходимость проведения технического обслуживания. Или систему цифровой разработки рецептур масел "Алхимик". В обычном режиме процесс создания новых рецептур занимает месяцы и годы, а наше решение позволяет разработчикам двигаться вперед за недели и месяцы. С другой стороны — все эти цифровые технологии нужны для нашего производства, которое немыслимо без инженеров.
— Если распределить сотрудников по направлениям, как это может выглядеть?
— Мы отвечаем за полную цепочку производства смазочных материалов: от его разработки в научном центре, выпуска на заводе до поставки на рынок. Поэтому нам нужен широкий спектр специалистов — инженеры, бизнес-аналитики, операторы установок, механики, логисты, маркетологи, юристы и многие другие.
— Какие скиллы и качества вы особенно цените в сотрудниках?
— Активность, трудолюбие, амбициозность, креативность, мультидисциплинарность, готовность непрерывно обучаться, умение управлять изменениями, способность быть гибким там, где это необходимо, и несгибаемым в принципиальных вопросах. За такими специалистами будущее.
— Вы достаточно требовательный работодатель.
— Это правда. Но к себе мы еще требовательнее.
— В чем это выражается?
— Мы хотим давать людям больше, чем просто работу. Поэтому стремимся создавать благоприятный климат, в котором каждый специалист может расти профессионально и личностно. Главное, что мы поддерживаем такое развитие. Каждый сотрудник может заявить о своих управленческих амбициях. После этого HR-специалисты разрабатывают индивидуальный план развития необходимых компетенций и периодически привлекают к решению задач на желаемых должностях.
— Сегодня все чаще говорят о кадровом голоде. Коснулся ли вас дефицит специалистов?
— Здесь мы бы хотели как можно дольше оставаться не в тренде. Сейчас на ситуацию мы смотрим без гротескного позитива или мрачного пессимизма. Просто системно делаем анализ рынка и ситуации внутри компании. Мы видим, что специалистам важны развитая корпоративная культура, интересные и смелые задачи, возможность пробовать что-то новое внутри одной компании, конкурентная заработная плата с понятными перспективами роста и дружелюбная среда. Нам удалось создать такую. И сотрудники, приходя к нам из других организаций, отмечают это. У нас комфортно. В самом глобальном смысле этого слова.
— В социальных сетях сейчас многие шутят о том, как сложно работать с зумерами. Якобы они менее ответственные, не привыкли задерживаться в офисе, с легкостью увольняются, а работа никогда не будет у них в приоритете.
— Молодые специалисты действительно другие, но в этом нет никакого негативного контекста. Допускаю, что многим работодателям действительно сложно работать с такими специалистами, особенно начинающими. Молодежь требовательнее к работодателям. Раньше частая смена мест работы воспринималась почти как "убийство" карьеры, поэтому сотрудники закрывали глаза на многие недостатки работодателей. Сейчас все по-другому. Молодые специалисты хотят быстрее продвигаться по карьерной лестнице, все время узнавать что-то новое, динамично развиваться.
— Недавнее исследование показало, что российские компании разочаровались в работе со студентами-практикантами, по их мнению, пользу эта деятельность приносит сомнительную. Разделяете эти эмоции?
— Мы остаемся очарованными. Для нас работа со студентами — это воспитание базовых знаний у потенциальных сотрудников, поэтому мы не используем практикантов в качестве курьеров, секретарей или официантов. Они решают реальные задачи, которые соответствуют их текущему уровню навыков и компетенций. Да, это сложно, требует вовлеченности и энергии от наставников. Но мы видим результат — многие практиканты действительно становятся нашими коллегами потом. Причем они уже не нуждаются в длительной адаптации, потому что "пропитаны" корпоративными ценностями и культурой.
У нас есть даже программы длительных стажировок на Омском заводе смазочных материалов, в рамках которых студенты целых два года изучают все особенности производства. За это время они превращаются в настоящих профи, а к моменту выпуска из вуза уже имеют оффер в престижную компанию. Похожую программу планируем реализовать и на другой производственной площадке — Московском заводе смазочных материалов. Еще совсем недавно мы создали экспертный центр G-Profi на базе Сибирского автомобильно-дорожного института. Теперь наши будущие коллеги могут изучать последние цифровые разработки в сфере нефтепереработки прямо в стенах вуза.
— Где учат на разработчика моторных масел?
— Чтобы заниматься непосредственно созданием новых рецептур, необходимо окончить химический факультет. В ряде вузов есть даже профильные кафедры по изучению смазочных материалов — например, в Сибирском федеральном университете, Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации, Омском государственном техническом университете.
— Президент РФ Владимир Путин назвал развитие техникумов и колледжей залогом успешного развития экономики. Это направление развиваете или планируете?
— Мы уже активно развиваем такое сотрудничество. Колледжи — один из наших "поставщиков" профессиональных кадров, поэтому с ними мы в тесном и продуктивном диалоге давно. "Газпром нефть" сотрудничает с более 20 колледжами страны, развивая собственную систему "Лига колледжей". Это позволяет нам адаптировать подготовку требуемых специалистов под актуальные задачи отрасли, а студенты к моменту окончания колледжа уже знакомы с производством и имеют практический опыт.
— Какие тенденции будут актуальны для компаний и их сотрудников в ближайшие годы?
— Будет расти спрос на мультидисциплинарных специалистов — тех, кто готов находиться в постоянном развитии, наращивать свои компетенции в различных областях, открыт новым знаниям. Я уже говорил об этом ранее. Текущие реалии только подтверждают прогнозы.