Михалков: столкновение божественного с сатанинским в искусственном интеллекте неминуемо
Ваш браузер не поддерживает видео
— Никита Сергеевич, в течение года вы и ваша "Мастерская "12" много ездили на гастроли по российским городам и не только. Среди последних поездок года — выступление в Сербии. Понятно уже, куда поедете в 2025-м?
— Заявок много, это и Сибирь, и Алтай, и Урал, и север страны. Не все площадки могут технически принять наш спектакль, но в театрах больших городов это, как правило, возможно. А что касается зрителей, в те города, где идет спектакль, — приезжают люди и из этого региона, а иногда даже из других.
И вы знаете, самое поразительное — это та тишина, которой живет зал.
Первый акт я сижу спиной к зрительному залу, и иногда мне кажется, что никого нет, а там даже на ступеньках сидят, но напряжение и внимание такое, что ощущение, словно зал пуст
И конечно, очень вдохновляет, обнадеживает и радует реакция людей, потому что заинтересованность у них — настоящая. Многие люди даже называют наш спектакль неким посланием сегодняшнего дня. Нас это радует, мы для этого и делали спектакль, чтобы быть услышанными. Благодаря Министерству культуры РФ, Росконцерту и программе "Большие гастроли" мы можем показать наш спектакль большему количеству людей по всей России.
В этом году в рамках программы "Большие гастроли" мы привезли спектакль "12" в Крым, Красноярск, Иркутск, Челябинск, Магнитогорск, Ростов-на-Дону, Краснодар и Новосибирск. Программа распространяется и на новые регионы. Наш театр ездил в ДНР, ЛНР и Запорожскую и Херсонскую области со специальной программой, которую сделал Сергей Гармаш с артистами "Мастерской "12". Это очень важно и для укрепления культурных связей с новыми регионами, и для поддержки людей, которые там живут.
— Понимаю, что вы во многом ограничены санкциями, но планируете ли зарубежные гастроли, например, не хотите еще раз в Сербию съездить?
— Сербия попросила снова приехать, но уже не с двумя показами, а с большими гастролями. Если интерес не угаснет и будут найдены взаимные возможности это осуществить, то, конечно, поедем, потому что очень во многом проблемы русских и сербов схожи. Кстати, сербы так хотели увидеть наш спектакль, что даже сдублировали полностью наши декорации чуть в меньшем размере, так как сама сцена зала в Белграде меньше, чем наша. И спектакль принимали прекрасно. Думаю, мы это еще осуществим.
— Скоро в Москве откроется здание вашего театра, что-то новое готовите?
— Надеюсь, что одной из наших первых премьер в отстроенном театре будет Бертольт Брехт. Спектакль будет называться "Перед рассветом". Это постановка по мотивам произведений Брехта. На мой взгляд, очень актуальная сегодня история. В той ситуации, которая сложилась в мире, мне кажется, это может быть очень серьезное послание. У меня есть ощущение, есть надежда, что это может быть востребовано именно как определенное высказывание.
А вообще задачи у нашего театра многофункциональные, он будет оборудован по самому последнему слову техники, включая голографию, компьютерную графику 4D, трансформацию сцены и зала, увеличение сцены может позволить разместить большой симфонический оркестр, кроме того, у нас будет возможность записывать концерты. Будут малый зал и VIP-кинозал, будет литературное кафе, где все время будет звучать русская литература, будет кофейня с самым лучшим кофе в стране и удивительными деликатесами.
Кроме того, при том, что очень бережно отнеслись к историческим раритетам памятника архитектуры, которым является это здание, все интерьеры выполнены абсолютно безукоризненно замечательным художником нашего театра Юрием Купером, чьи картины висят во всех галереях мира. Хочу верить, что наш театр станет центром притяжения москвичей и гостей столицы.
Кроме спектаклей, в нашем театре могут показываться и лучшие фильмы Московского кинофестиваля, а также мы намереваемся предоставлять нашу сцену для показа лучших спектаклей из российских регионов.
— В 2025 году вашей Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова исполнится 10 лет. Сейчас количество желающих учиться у вас продолжает увеличиваться с каждым годом, появляются новые направления работы? С чем связан подобный интерес к вашему учебному заведению?
— Академия, несомненно, территория моей любви. Давней мечтой было создать место, привлекающее талантливую молодежь из разных уголков нашей страны, но, к моему удивлению, этот интерес распространился и за пределы России. Притом отбор у нас очень жесткий, достаточно сказать, что из более чем 500 заявок, пришедших в этом году, мы приняли всего 12 актеров, 5 режиссеров и 5 продюсеров.
Здесь каждый актер, режиссер, продюсер получает возможность по-новому взглянуть на профессию, усовершенствовать свое мастерство с помощью великолепных педагогов, которые принимают участие в работе нашей академии, и получить некий творческий заряд и, конечно, новые знания. К нам приходят, прилетают, приезжают за такой атмосферой. Я не буду останавливаться подробно на программе академии, но могу с уверенностью сказать, что это определенный и особенный Метод.
За 10 лет дипломы получили более 200 слушателей, а многие бывшие студенты становятся педагогами академии. Весьма показательно. Мы создали поистине уникальные условия для наших ребят: стипендия, полностью бесплатное образование плюс компенсируем затраты на кинопроизводство. Это стало возможным благодаря помощи наших давних друзей и партнеров: Министерства культуры, Фонда Геннадия и Елены Тимченко, мецената Андрея Симановского. Подобные возможности дают нам больше пространства в выборе новых театральных форм и эстетических решений.
— Хотела бы затронуть не очень любимую вами тему — про "Оскар". Американский фильм "Анора" с участием российских артистов номинирован на "Оскар", Юру Борисова, возможно, тоже выдвинут в актерской номинации. Он уже получил ряд американских наград, номинирован на "Золотой глобус". Видели ли вы фильм, что думаете про шансы Юры Борисова?
— Я, к сожалению, не видел картину, мне трудно ее оценивать. Что же касается наград, любого артиста порадует возможность быть отмеченным прессой или фестивалем, а тем более "Золотым глобусом", достаточно престижной, по крайней мере, в свое время премии. Или "Оскаром". Это всегда тешит самолюбие и привлекает к нему интерес для будущих проектов.
Но мне кажется, что очень важно, как сам актер относится к своей популярности, к славе, если хотите. Один ими упивается и часто теряет контроль самооценки. Для другого главным является сама работа, творчество, а к остальному относится, как писал Александр Сергеевич Пушкин: "Что слава? — Яркая заплата на ветхом рубище певца". Но убежден, что творческое долголетие именно у тех, кто не считает свой талант своей собственностью, а считает себя только проводником между Богом, который его этим талантом одарил, и всеми остальными, кто его не имеет.
Тот, кто эксплуатирует свой талант только для того, чтобы слаще есть и мягче спать, может не заметить, как талант его покинет, и в своих неудачах он будет винить кого угодно, кроме себя самого
— Вы получили "Оскар" в 1995 году. И про "Глобус" сказали: "Премия, престижная в свое время". А сейчас?
— К сожалению, сейчас на второй, третий, пятый план уходит качество фильмов, и поиски смыслов, и глубина поднятых вопросов, и качество ответов на эти вопросы.
Общая тенденция, по которой развивается "цивилизованный" мир, диктует те критерии, по которым оценивается художественное произведение. Когда банан, приклеенный скотчем к фанере, выдается за художественное открытие и продается за $1,5 млн, обсуждать Сурикова или Рембрандта нет смысла. К сожалению, этой участи не минули ни кинематограф, ни театр.
— Но, на ваш взгляд, каковы шансы российского актера сегодня быть выдвинутым на "Оскар"?
— Это может быть просто политика. А почему бы не сыграть в объективность, а почему бы не поиграть в то, что искусство отделено от политики, а почему бы не привлечь на нашу сторону талантливого человека, который говорит по-русски и является российским гражданином? Очень много составляющих может быть. Но это, конечно же, не исключает качества работы актера, его таланта, но с определенного момента я не верю в искренность улыбок, слишком часто я обжигался на этой видимой доброжелательности, за которой нет ничего, кроме соблюдения определенных правил. И если ты вопрос "how are you?" примешь как искреннее желание человека узнать про твою жизнь и начнешь ему рассказывать о своих проблемах — семейных, творческих или со здоровьем, он тебя выслушает, но — можешь быть уверен — с таким вопросом больше к тебе не подойдет. Ты для него — невоспитанный человек.
С другой стороны, если ты честно сделал свою работу и тебя за это наградили, то какая, в конце концов, разница, что про тебя они потом будут думать. Другой разговор — что ты сам про себя будешь думать.
— Не верите в искренность?
— В чью? В искренность "Белых касок", Минских соглашений, после подписания которых на другой день совершается государственный переворот, в обещание НАТО не приближаться к нашим границам, в обвинение в оккупации Крыма после оглушительного референдума и в то же время без всякого референдума захвата Голанских высот израильскими войсками, в обещание Байдена не отмазывать преступника сына, в клятву Трампа закончить войну с Украиной в 24 часа? Тотальная ложь и двуличие правит "цивилизованным" миром. И зародилась эта ложь не вчера и не год назад, и даже не 100 лет назад.
Как и все остальное в мире греха, ложь — это порождение глобальной зависти, потому что даже Спасителя распяли из зависти: "Почему ты можешь, а мы нет"
А по отношению к нам эта зависть связана с тем, что "почему у вас это все есть, а у нас нет". Не дает им покоя осознание того, что завоеванные нашими предками несметные богатства принадлежат не им. Недаром бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт приписывают фразу о том, что несправедливо, что Сибирь принадлежит одной России. А если даже она этого не говорила, то актуальность этого замаха от этого не теряется. И оцениваются эти богатства специалистами ни много ни мало в $72 трлн. Бóльших сокровищ нет ни у кого.
И поэтому ни идеология, ни коммунизм, ни большевики, ни "авторитарное правление" волнуют наших — как мы их ошибочно называем — партнеров, а именно эти богатства, завоеванные жизнями наших предков. А теперь ответьте себе сами на такой вопрос — если вы все это знаете, вы поверите в доброжелательную улыбку и искренний интерес узнать, как вы живете?
— Никита Сергеевич, но если все это принять во внимание, может быть, стоит просто выйти и отказаться от "Оскара" или "Глобуса"?
— Не считаю себя вправе обсуждать эти вопросы и давать советы. Я "Оскара" получал в стране, которая еще не разрешала обстреливать своими ракетами мирные города России. Сегодня, может быть, есть смысл получить этого "Оскара" за свой труд, пропитанный творческими муками, потом и кровью, и, держа его в руках, сказать все, что обо всем этом думаешь.
— Кстати, о словах и поступках. Вы давали совет уехавшим из РФ после начала СВО и желающим вернуться в страну. Говорили, что им необходимо доказать свою ценность для России. Но как? Что им нужно сделать, на ваш взгляд?
— Мне очень понравилось словосочетание, сказанное нашим президентом, — "внутренний суверенитет", это же очень глубинная вещь: во что ты веришь, на какие компромиссы с самим собой ты можешь пойти, осознаешь ли ты эти понятия "греха и стыда", как говорил мой двоюродный дед историк Дмитрий Кончаловский. Где тот порог, до которого ты можешь дойти, а переступить через него — нет. Ведь это должно быть стыдно — не замечать 10 лет, как истребляли мирных жителей Донбасса, а потом, опасаясь потерять заработок, заехать на полдня в Донецк или посетить госпиталь. Это же не соединяется — голая вечеринка с бронежилетом, понимаете?
Я знаю людей, вспыхнувших протестом 24 февраля 2022 года, сразу же после начала специальной военной операции, и со временем понявших, осознавших, что произошло, которые изменили в себе полюс отношения к этому: не из страха потерять благорасположение сильных мира сего, а из понимания и сострадания к тем, кто испытывал на себе неизжитую бандеровскую ненависть
Что же касается других, уехавших — это же не те люди, отправленные из Советской России на так называемом философском пароходе, лишенные родины, потому что не приняли новой власти, и власть эта без колебания их лишила бы жизни, если бы не так велики были имена и их значение в мировой культуре. Они физически потеряли родину, но не потеряли ее духовно, а наоборот — вся их дальнейшая жизнь и все творчество вне зависимости от того, зарабатывали ли они деньги, работая таксистами или посудомойками, память о России, любовь к ней — никогда не покидала их. Они создали величайшую эмигрантскую культуру. Всю построенную на любви к тому, что они потеряли.
Чем наполнена жизнь уехавших сегодня, не изгнанных, а бежавших? Много ли любви к чему бы то ни было в том, что они сейчас делают. Нет смысла это разбирать. Но на ненависти нельзя построить ничего. Даже в Великой войне мы победили не из-за ненависти к немцам, а из-за любви к своей стране, к Родине. И именно поэтому полевые кухни Красной армии в разрушенном Берлине кормили жителей этого города.
А сегодня предпринимают гигантские усилия для того, чтобы запретить Ленкому приехать на гастроли в Израиль, как это сделал беглый Анатолий Вайсман, известный как Белый. Чего он добился? Того, что его новые соотечественники не получили возможности насладиться великой русской актерской школой? И такие люди достойны того мира, в который они сейчас приехали, потому что во времена первой эмиграции Нобелевскую премию по литературе получал Иван Бунин за "Темные аллеи" и "Жизнь Арсеньева", пропитанные любовью к России, а сегодня эту премию получает Светлана Алексиевич — за ненависть к ней.
Ты меня спрашиваешь о необходимости доказать этим людям свою ценность для России, скажи мне, какую ценность кто-либо может иметь для России, если Россия не имеет никакой ценности для них.
— Вы говорили про невмешательство в личную жизнь. А как вам кажется, когда сейчас в кино оживляют умерших артистов c помощью ИИ, дипфейки используют, нормально ли это с этической точки зрения?
— Я считаю это преступлением. Это значит, что, допустим, абсолютно бездарный человек, к которому Сергей Бондарчук, или Михаил Ульянов, или Нонна Мордюкова никогда бы не пошли сниматься, при помощи искусственного интеллекта могут создать их внешние образы и, будучи в абсолютной безопасности от возможности получить от них в глаз, использовать их в интересах своей бездарности. А следовательно, через какое-то время для современного зрителя эти великие в прошлом артисты станут теми, кого из них сделают те, кто даже права не имеет произносить их имена. Я уже не говорю об уважении к их творчеству, памяти, к их родственникам, детям, внукам. Более того, это вообще в результате может привести к исчезновению актерской профессии.
И сколько бы мне ни говорили про самостоятельность искусственного интеллекта, мы прекрасно понимаем, что им кто-то управляет, именно поэтому "Алиса" на вопрос "кто такой Прилепин?" отвечает, что она знает только Дудя. Поэтому столкновение между божественным и сатанинским в искусственном интеллекте неминуемо
И опять прав Достоевский: там, где Бога нет, — все дозволено. Время ПЕРЕМЕН становится временем ПОДМЕН, и мужество человечества заключается в понимании этого и осознанном этому сопротивлении. И как это ни пафосно будет звучать, в этом смысле еще не ослепленный мороком глобализма мир с надеждой смотрит именно на Россию, а для нас самое главное, чтобы и нас никогда не покидала эта надежда.
— Спасибо, и с наступающим вас Новым годом!
— И вас, и ваших читателей с наступающим Новым годом! И, пользуясь случаем, хочу пригласить вас посмотреть повторы из золотой коллекции "БесогонТВ", которые традиционно будут идти на телеканале "Россия 24" в новогодние каникулы.