— Алексей Ефимович, до Нового года осталось меньше недели. Есть ли у вас праздничное настроение? Как планируете встречать 2025 год?
— Предновогоднего настроения, честно скажу, нет, потому что, как всегда, к концу года скапливается столько работы, что хочется закончить с ней хотя бы до 1 января. Прежде всего, это студийные дела: у нас много и проектов, и намеченных планов, которые нужно реализовать сразу после Нового года, поэтому пока — дурдом. Тем не менее, мы хотим собраться коллективом нашей студии и поздравить друг друга с праздником. Надеюсь, что все получится. По своей природе я не очень люблю какие-то хвалебные вещи, но то, что было сделано на студии в этом году, безусловно, заслуживает похвалы — и я обязательно всем коллегам об этом скажу.
Очень важно, с каким настроем мы с ними войдем в 2025 год. Вы знаете, бывает, когда люди берутся за руки, им передается энергия. Хочется, чтобы эта энергия не исчезала, чтобы мы всегда чувствовали напряжение в хорошем смысле и неравнодушие, оставались эмоциональными. А если к этому добавить еще и мастерство с талантом, тогда вообще все будет замечательно. Естественно, у нас есть и семьи, которыми иногда приходится жертвовать, уделять меньше внимания. Это меня всегда расстраивает, поэтому хотя бы 31 декабря и 1 января я стараюсь быть со всеми, кого люблю.
— Есть ли какой-нибудь особый фильм, который вы традиционно смотрите накануне Нового года? Может быть, что-то из советского кинематографа?
— Особого нет. Но, знаете, здесь я по вкусам от большинства россиян отличаться не буду: если мне попадется "Ирония судьбы, или С легким паром" — с удовольствием посмотрю.
— Алексей Ефимович, в 2022 году вы вышли из состава Российского оскаровского комитета. Как вы считаете, возможно, его пора уже ликвидировать?
— Вы знаете, сам я не выходил из состава. Я просто был не совсем согласен с тем, что не следует выдвигать отечественные картины (на премию киноакадемии "Оскар" — прим. ТАСС). Может быть, меня оттуда исключили — этого я не знаю. По-моему, комитет просто приостановил свою деятельность: раз мы не должны выдвигать фильмы — нет смысла продолжать работу. Но я считал и считаю, что совсем ликвидировать комитет нельзя, потому что наш кинематограф все равно необходимо продвигать. Хотя, конечно, у "Оскара" есть политическая основа, из-за которой наши картины могут не пропускать. Два моих фильма уже выдвигались на "Оскар", я был в номинации "Золотого глобуса", но сейчас все стало сложнее.
— По "Оскару" в целом существуют разные мнения: кто-то считает эту премию значимой, кто-то говорит, что не так она и важна. Как вы считаете, когда фильм отмечают "Оскаром", говорит ли это о высочайшем качестве картины?
— Вы знаете, что бы ни говорили режиссеры: "Меня не волнуют премии и фестивали", — это все неправда. "Оскар" остается, по крайней мере оставался до недавнего времени, одной из самых главных наград. Конечно, признание на таком уровне придает дополнительную силу и в какой-то степени уверенность. Хотя чрезмерная самоуверенность — самое ужасное, что может случится с режиссером.
Другой вопрос, что любой фестиваль — хоть в Каннах или в Берлине — это все равно жюри, все равно человек, который видит кино по-своему. Это все очень субъективно. Американская Академия (кинематографических искусств и наук — прим. ТАСС) — это несколько тысяч человек и очень своеобразное голосование. Я не буду говорить о всех тонкостях, но, если у фильма нет определенного бюджета, победить в голосовании он, вероятнее всего, не сможет: нужно делать очень много рекламы, устраивать показы, чтобы академики просто увидели эту картину.
К тому же я не исключаю того, что очень многие деятели зарубежного кинематографа в какой-то степени политически ангажированы — это тоже может повлиять на их решения. Я против этого.
— А как вы относитесь к идее создания евразийского Оскара?
— Мне кажется, это очень хорошая идея. Главное понять — он будет создан в противовес "Оскару" или это еще одна премия со своими особенностями? Потому что есть европейский "Оскар", есть "Оскар" американский.
— Юрий Борисов стал первым российским актером, номинированным на "Золотой глобус". Как вы считаете, это его заслуга или стечение обстоятельств?
— Это, безусловно, его заслуга. Он талантливый, замечательный, необыкновенный, с огромной харизмой. Я с ним несколько раз встречался по работе, мы вели предварительные переговоры — у него магнетизм колоссальный, и то, что он делает в кино, — очень интересно. Но не бывает такого, чтобы актер играл сам по себе, а все остальные участники киноленты стояли и смотрели. Это заслуга и того, кто написал сценарий, и прежде всего режиссера, который нашел с Борисовым контакт, увидел тот самый "рисунок" с его участием.
— Понравилась ли вам сама картина?
— Мне кажется, что это очень хорошее кино. Мне безумно импонируют и другие российские актеры, которые там сыграли. В частности Марк Эйдельштейн. Марка я очень люблю и давно за ним слежу еще с его первой картины. С ним мы тоже вели переговоры о съемках в одной из моих кинолент. И с Марком, и с Юрой я с удовольствием готов работать.
— То есть вскоре в ваших фильмах мы сможем увидеть Борисова и Эйдельштейна?
— Я надеюсь на совместную картину и искренне этого хочу, потому что, если говорить серьезно, актерская проблема сегодня актуальна, особенно среди молодых артистов. Есть много хороших актеров и даже отличных, а вот актеров высшего разряда все-таки не так много.
— Ранее вы поднимали вопрос и о нехватке профессиональных сценаристов. Какие у этого могут быть причины, и как сейчас решается эта проблема?
— Проблема дефицита идей и сценариев существует уже довольно большое количество времени. Причем существует и в России, и во всем мире. Почему она возникла, мне трудно сказать: готовятся кадры, приходят ребята, иногда они делают какие-то интересные короткометражные проекты, у них есть идеи, направления. Может быть, им мешает сериальный поток, хотя и сериалы есть сегодня замечательные. Мы читаем много сценариев, нам их в больших количествах присылают, но найти по-настоящему достойный, не средний, все же я беру планку несколько выше. Среди всех текстов отыскать хорошие комедии, триллеры, детективы не так просто. Поэтому, помимо ВГИКа и Петербургского университета кино и телевидения, сейчас существует много киношкол — поиск сценаристов мы все время ведем. Иногда на студии мы находим интересных писателей и пытаемся их приобщить к кинематографу.
— И удается?
— Я был в жюри премии "Национального бестселлера", это было больше 10 лет назад. Там главную премию получил замечательный писатель Александр Терехов. В то время я начинал работу над "Матильдой" и предложил ему подготовить сценарий, с чем он замечательно справился. Тогда это был его первый киноопыт, возможно, ему было непросто переключиться: сценарная основа — она другая, но на сегодня он один из самых востребованных сценаристов. Поэтому есть еще и такой путь поиска достойных кадров, он тоже очень любопытен.
— Продолжая разговор о российском кинематографе, хочется узнать ваше мнение по поводу картин, посвященных специальной военной операции: стоит ли создавать их сегодня или зрителю необходимо больше времени для осмысления событий?
— Тут я согласен с Никитой Сергеевичем Михалковым абсолютно, да и опыт прошлых лет говорит за второй вариант: если делать "скороспелки", то зритель, мне кажется, это может просто не воспринять. А чтобы создать "Летят журавли" — это же сделано много позже Великой Отечественной войны, и для этого шедевра необходимо осознать происходящее, прожить. Наверное, сегодня время документалистики. И это традиционно: в Великую Отечественную были фронтовые операторы, сейчас — военные корреспонденты.
То есть, помимо сценариев, должны сложиться и какие-то литературные произведения, которые дадут не только осмысление, но и эмоциональную оценку, чтобы мы не воспринимали произошедшее как факт, а осознавали всю боль, видели, какова была цена. Если такое кино появится сейчас, я буду счастлив, но, думаю, без серьезной литературы это невозможно.
— Одна из тенденций современного российского кинематографа — съемки ремейков. Например, на советские фильмы "Москва слезам не верит", "Вам и не снилось" и так далее. Как вам такой подход: нужно ли осовременивать прошлое?
— Я к этому отношусь спокойно. В том смысле, что, может быть, и нужно, но сейчас мы видим много ремейков, которые оказываются намного хуже оригиналов. Поэтому, если браться за подобное, надо привнести в фильм что-то новое, а не просто взять других актеров и скопировать оригинал. Так никто сейчас не поступает, конечно. Все равно стараются сделать работу качественно.
— А если бы какой-нибудь ваш фильм захотели переснять, как бы вы отреагировали?
— Я, во всяком случае, сопротивляться не стану. У меня есть картина "Прогулка". После того как она вышла и побывала на многих зарубежных фестивалях, несколько стран захотели снять свой фильм на основе нашего сценария. Или киноленты "Майор" и "Дурак" Юрия Быкова: несколько лет назад большая американская телевизионная компания купила права на "Майора", обращалась к нам за консультацией. В результате они сняли восьмисерийный сериал, перенеся сюжет на американскую почву. Теперь они собираются делать своеобразный ремейк "Дурака".
Я когда-то мечтал переснять "А зори здесь тихие". Отказался от этой идеи по очень интересной причине. Когда еще был жив Борис Васильев, он сказал: "У меня был подписан договор с китайцами на адаптацию оригинального фильма". И потом мы все никак не могли найти, сколько лет действует этот договор. Китайцы все-таки сняли свой четырехсерийный вариант, поэтому надо было подождать.
— А сейчас вам уже можно начинать снимать?
– Нет, сейчас уже мой друг и товарищ Ренат Давлетьяров снял ремейк "А зори здесь тихие", поэтому нужно подождать еще.
— И в заключение, может быть, скажете несколько приятных слов для наших читателей в преддверии Нового года?
— Наступает замечательный праздник. Уходящий год был непростым для всех. Традиционно я считаю, что только добро, любовь и понимание, — это слова очень понятные — только они нас спасут. Они необходимы, чтобы мы могли понять друг друга. И неважно, кто сделает первый шаг к сближению — Россия или другие страны. Важно понять, как это сделать, как найти тот самый путь. И я думаю, что через мой любимый кинематограф это должно обязательно получиться.