30 декабря 2024, 09:00
Интервью

Алексей Учитель: хорошее кино заслуживает награды независимо от национальности автора

Алексей Учитель. Михаил Метцель/ ТАСС
Алексей Учитель
В преддверии Нового года ТАСС пообщался с народным артистом РФ, режиссером, сценаристом, продюсером и художественным руководителем киностудии "РОК" Алексеем Учителем. В интервью режиссер рассказал о том, как будет встречать 2025 год, поделился своим мнением об актуальности фильмов про СВО, дефиците актеров и сценаристов "высшего разряда"

 Алексей Ефимович, до Нового года осталось меньше недели. Есть ли у вас праздничное настроение? Как планируете встречать 2025 год?

— Предновогоднего настроения, честно скажу, нет, потому что, как всегда, к концу года скапливается столько работы, что хочется закончить с ней хотя бы до 1 января. Прежде всего, это студийные дела: у нас много и проектов, и намеченных планов, которые нужно реализовать сразу после Нового года, поэтому пока — дурдом. Тем не менее, мы хотим собраться коллективом нашей студии и поздравить друг друга с праздником. Надеюсь, что все получится. По своей природе я не очень люблю какие-то хвалебные вещи, но то, что было сделано на студии в этом году, безусловно, заслуживает похвалы — и я обязательно всем коллегам об этом скажу.

Очень важно, с каким настроем мы с ними войдем в 2025 год. Вы знаете, бывает, когда люди берутся за руки, им передается энергия. Хочется, чтобы эта энергия не исчезала, чтобы мы всегда чувствовали напряжение в хорошем смысле и неравнодушие, оставались эмоциональными. А если к этому добавить еще и мастерство с талантом, тогда вообще все будет замечательно. Естественно, у нас есть и семьи, которыми иногда приходится жертвовать, уделять меньше внимания. Это меня всегда расстраивает, поэтому хотя бы 31 декабря и 1 января я стараюсь быть со всеми, кого люблю.

 Есть ли какой-нибудь особый фильм, который вы традиционно смотрите накануне Нового года? Может быть, что-то из советского кинематографа? 

— Особого нет. Но, знаете, здесь я по вкусам от большинства россиян отличаться не буду: если мне попадется "Ирония судьбы, или С легким паром" — с удовольствием посмотрю.

 Алексей Ефимович, в 2022 году вы вышли из состава Российского оскаровского комитета. Как вы считаете, возможно, его пора уже ликвидировать?

— Вы знаете, сам я не выходил из состава. Я просто был не совсем согласен с тем, что не следует выдвигать отечественные картины (на премию киноакадемии "Оскар" — прим. ТАСС). Может быть, меня оттуда исключили — этого я не знаю. По-моему, комитет просто приостановил свою деятельность: раз мы не должны выдвигать фильмы — нет смысла продолжать работу. Но я считал и считаю, что совсем ликвидировать комитет нельзя, потому что наш кинематограф все равно необходимо продвигать. Хотя, конечно, у "Оскара" есть политическая основа, из-за которой наши картины могут не пропускать. Два моих фильма уже выдвигались на "Оскар", я был в номинации "Золотого глобуса", но сейчас все стало сложнее.

 По "Оскару" в целом существуют разные мнения: кто-то считает эту премию значимой, кто-то говорит, что не так она и важна. Как вы считаете, когда фильм отмечают "Оскаром", говорит ли это о высочайшем качестве картины?

— Вы знаете, что бы ни говорили режиссеры: "Меня не волнуют премии и фестивали", — это все неправда. "Оскар" остается, по крайней мере оставался до недавнего времени, одной из самых главных наград. Конечно, признание на таком уровне придает дополнительную силу и в какой-то степени уверенность. Хотя чрезмерная самоуверенность — самое ужасное, что может случится с режиссером.

Другой вопрос, что любой фестиваль — хоть в Каннах или в Берлине — это все равно жюри, все равно человек, который видит кино по-своему. Это все очень субъективно. Американская Академия (кинематографических искусств и наук — прим. ТАСС) — это несколько тысяч человек и очень своеобразное голосование. Я не буду говорить о всех тонкостях, но, если у фильма нет определенного бюджета, победить в голосовании он, вероятнее всего, не сможет: нужно делать очень много рекламы, устраивать показы, чтобы академики просто увидели эту картину.

К тому же я не исключаю того, что очень многие деятели зарубежного кинематографа в какой-то степени политически ангажированы — это тоже может повлиять на их решения. Я против этого.

Я думаю, в первую очередь надо смотреть на экран: неважно, в какой стране создано кино или какой национальности его автор, — если картина сделана талантливо, она должна удостаиваться признания и наград. Это мой принцип

 А как вы относитесь к идее создания евразийского Оскара?

— Мне кажется, это очень хорошая идея. Главное понять — он будет создан в противовес "Оскару" или это еще одна премия со своими особенностями? Потому что есть европейский "Оскар", есть "Оскар" американский.

 Юрий Борисов стал первым российским актером, номинированным на "Золотой глобус". Как вы считаете, это его заслуга или стечение обстоятельств?

— Это, безусловно, его заслуга. Он талантливый, замечательный, необыкновенный, с огромной харизмой. Я с ним несколько раз встречался по работе, мы вели предварительные переговоры — у него магнетизм колоссальный, и то, что он делает в кино, — очень интересно. Но не бывает такого, чтобы актер играл сам по себе, а все остальные участники киноленты стояли и смотрели. Это заслуга и того, кто написал сценарий, и прежде всего режиссера, который нашел с Борисовым контакт, увидел тот самый "рисунок" с его участием.

 Понравилась ли вам сама картина?

— Мне кажется, что это очень хорошее кино. Мне безумно импонируют и другие российские актеры, которые там сыграли. В частности Марк Эйдельштейн. Марка я очень люблю и давно за ним слежу еще с его первой картины. С ним мы тоже вели переговоры о съемках в одной из моих кинолент. И с Марком, и с Юрой я с удовольствием готов работать.

 То есть вскоре в ваших фильмах мы сможем увидеть Борисова и Эйдельштейна?

— Я надеюсь на совместную картину и искренне этого хочу, потому что, если говорить серьезно, актерская проблема сегодня актуальна, особенно среди молодых артистов. Есть много хороших актеров и даже отличных, а вот актеров высшего разряда все-таки не так много.

 Ранее вы поднимали вопрос и о нехватке профессиональных сценаристов. Какие у этого могут быть причины, и как сейчас решается эта проблема?

 Проблема дефицита идей и сценариев существует уже довольно большое количество времени. Причем существует и в России, и во всем мире. Почему она возникла, мне трудно сказать: готовятся кадры, приходят ребята, иногда они делают какие-то интересные короткометражные проекты, у них есть идеи, направления. Может быть, им мешает сериальный поток, хотя и сериалы есть сегодня замечательные. Мы читаем много сценариев, нам их в больших количествах присылают, но найти по-настоящему достойный, не средний, все же я беру планку несколько выше. Среди всех текстов отыскать хорошие комедии, триллеры, детективы не так просто. Поэтому, помимо ВГИКа и Петербургского университета кино и телевидения, сейчас существует много киношкол — поиск сценаристов мы все время ведем. Иногда на студии мы находим интересных писателей и пытаемся их приобщить к кинематографу.

 И удается?

— Я был в жюри премии "Национального бестселлера", это было больше 10 лет назад. Там главную премию получил замечательный писатель Александр Терехов. В то время я начинал работу над "Матильдой" и предложил ему подготовить сценарий, с чем он замечательно справился. Тогда это был его первый киноопыт, возможно, ему было непросто переключиться: сценарная основа — она другая, но на сегодня он один из самых востребованных сценаристов. Поэтому есть еще и такой путь поиска достойных кадров, он тоже очень любопытен.

 Продолжая разговор о российском кинематографе, хочется узнать ваше мнение по поводу картин, посвященных специальной военной операции: стоит ли создавать их сегодня или зрителю необходимо больше времени для осмысления событий?

— Тут я согласен с Никитой Сергеевичем Михалковым абсолютно, да и опыт прошлых лет говорит за второй вариант: если делать "скороспелки", то зритель, мне кажется, это может просто не воспринять. А чтобы создать "Летят журавли" — это же сделано много позже Великой Отечественной войны, и для этого шедевра необходимо осознать происходящее, прожить. Наверное, сегодня время документалистики. И это традиционно: в Великую Отечественную были фронтовые операторы, сейчас — военные корреспонденты.

Сейчас надо зафиксировать события, а игровое кино должно сложиться у тех людей, которые пройдут через СВО, станут писателями, как в свое время Борис Васильев, Виктор Астафьев и другие

То есть, помимо сценариев, должны сложиться и какие-то литературные произведения, которые дадут не только осмысление, но и эмоциональную оценку, чтобы мы не воспринимали произошедшее как факт, а осознавали всю боль, видели, какова была цена. Если такое кино появится сейчас, я буду счастлив, но, думаю, без серьезной литературы это невозможно.

 Одна из тенденций современного российского кинематографа — съемки ремейков. Например, на советские фильмы "Москва слезам не верит", "Вам и не снилось" и так далее. Как вам такой подход: нужно ли осовременивать прошлое?

— Я к этому отношусь спокойно. В том смысле, что, может быть, и нужно, но сейчас мы видим много ремейков, которые оказываются намного хуже оригиналов. Поэтому, если браться за подобное, надо привнести в фильм что-то новое, а не просто взять других актеров и скопировать оригинал. Так никто сейчас не поступает, конечно. Все равно стараются сделать работу качественно.

 А если бы какой-нибудь ваш фильм захотели переснять, как бы вы отреагировали?

— Я, во всяком случае, сопротивляться не стану. У меня есть картина "Прогулка". После того как она вышла и побывала на многих зарубежных фестивалях, несколько стран захотели снять свой фильм на основе нашего сценария. Или киноленты "Майор" и "Дурак" Юрия Быкова: несколько лет назад большая американская телевизионная компания купила права на "Майора", обращалась к нам за консультацией. В результате они сняли восьмисерийный сериал, перенеся сюжет на американскую почву. Теперь они собираются делать своеобразный ремейк "Дурака".

Я когда-то мечтал переснять "А зори здесь тихие". Отказался от этой идеи по очень интересной причине. Когда еще был жив Борис Васильев, он сказал: "У меня был подписан договор с китайцами на адаптацию оригинального фильма". И потом мы все никак не могли найти, сколько лет действует этот договор. Китайцы все-таки сняли свой четырехсерийный вариант, поэтому надо было подождать.

 А сейчас вам уже можно начинать снимать?

– Нет, сейчас уже мой друг и товарищ Ренат Давлетьяров снял ремейк "А зори здесь тихие", поэтому нужно подождать еще.

 И в заключение, может быть, скажете несколько приятных слов для наших читателей в преддверии Нового года?

— Наступает замечательный праздник. Уходящий год был непростым для всех. Традиционно я считаю, что только добро, любовь и понимание, — это слова очень понятные — только они нас спасут. Они необходимы, чтобы мы могли понять друг друга. И неважно, кто сделает первый шаг к сближению — Россия или другие страны. Важно понять, как это сделать, как найти тот самый путь. И я думаю, что через мой любимый кинематограф это должно обязательно получиться.