15 января, 10:00
Интервью

Максим Дунаевский: современная музыка потеряла человека

Максим Дунаевский
Валерия Косилова
Автор
Народный артист России Максим Дунаевский в интервью ТАСС рассказал о проектах, которые мечтает осуществить, порассуждал над тем, какой должна быть современная музыка, и поделился планами на свой юбилей

15 января Максиму Дунаевскому исполняется 80 лет. Будучи сыном великого советского композитора Исаака Дунаевского, он неоднократно говорил, что в детстве даже не предполагал продолжать дело отца. Однако сегодня благодаря его музыке каждый россиянин знает, что три мушкетера еще не раз шепнут судьбе: "Мерси боку!", кто она — эта леди Совершенство и когда нагрянет ветер перемен.

— Максим Исаакович, поздравляю вас с юбилеем! С каким настроением и мыслями вы его встречаете?

— По-прежнему живу своей жизнью — творческой, рабочей, художественной, семейной. Все своим чередом. Что-то напоминало мне о юбилее: поздравляют, снимают, берут интервью, бесконечные телевизионные программы. Наверное, это единственное, что вносит новое в мою юбилейную жизнь юбилейного года.

— Как будете отмечать свой день рождения?

—  Я его отмечаю в небольшом кругу близких друзей. Представьте себе — на отдыхе, у океана. Мои друзья — это Дмитрий Харатьян с супругой и с сыном Ваней и Александр Маршал с супругой. Вот так мы — с моей супругой — отмечаем всемером мой день рождения.

— Ваши произведения продолжают любить спустя десятилетия. На ваш взгляд, в чем кроется секрет такого успеха?

— Секрет успеха, формула успеха — все пытаются начертить, произнести, открыть эту формулу, но ее нет. Успех — в нескольких слагаемых, которые, наверное, познал не один человек на этом свете и может об этом сказать. Это, конечно, природные способности, одаренность, нескромно говоря, талант, умение работать, знание. То есть секреты мастерства — это совсем не секреты, для этого просто надо учиться, и делать это хорошо.

Вот, пожалуй, и все. А дальше — удача. Если удача улыбнется, будет успех. Не улыбнется, даже при всех остальных данных успеха может и не быть.

— Как вы полагаете, что важнее: талант или трудолюбие?

— Когда-то Петр Ильич Чайковский сказал фразу, с которой я не очень согласен. Он сказал, что в нем — 10% гения и 90% потения. Лукавил Петр Ильич, лукавил. Конечно, гения в нем 80%, а 20% — согласен, это потения, а точнее труда. Потому что все гениальные люди, да и просто талантливые люди, несомненно, должны быть и являются перфекционистами, иначе они не будут теми, кто они есть.

— А как вы начинаете писать новую композицию? Чем вдохновляетесь?

— Если тебе нравится то, что ты делаешь, — например, если тебе нравится пьеса, которую тебе дали для того, чтобы ты написал мюзикл, стихи прекрасные, которые тебя мотивируют на создание, — ты не можешь себе позволить плохо написать музыку. И ты думаешь, напрягаешься. А творческое напряжение не похоже с физическим. Это какая-то работа внутренних сил, которые соединены с какими-то космическими силами. Это внутренний компьютер, который в тебе заложен. И вдруг он тебе выдает что-то очень хорошее. Вот это и есть самое главное. Как начинать произведение? Начинать с того, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь.

— Михаил Боярский говорил, что вы пишете музыку только в состоянии влюбленности. Это действительно так?

— Миша Боярский несколько преувеличил влияние влюбленности на мою жизнь. Конечно, лучше любить кого-то, чем не любить, — это несомненно. Я очень люблю свою жену, и это, конечно, при ответном чувстве и взаимной заботе помогает жить и творить.

Но на самом деле, очень давно, когда я пришел неготовым на занятия к одному из моих замечательных учителей из консерватории по причине того, что я влюблен, а девушка, в которую я влюблен, не обращает на меня внимания, он мне сказал: "Максим, запомни на всю жизнь: настоящего творца мотивируют на творчество в равной степени и радость, и драматические, трагические события"

— Сейчас активно развивается искусственный интеллект, настолько, что он может написать песню чуть ли не любого жанра. Как вы к этому относитесь?

— Искусственный интеллект не может написать музыку, он может ее скомпилировать из того, что он знает, что в него заложено. Даже если в искусственный интеллект заложен огромный объем программ, то он из них составляет некое целое — все равно это компиляция. Искусственный интеллект создает человек, а значит, он ограничен тем человеком, который его создал. При этом талант человека безграничен.

 — Как вы относитесь к современной популярной музыке?

— Современная популярная музыка потеряла главное. Не только в нашей стране, по которой я могу судить наиболее точно, но и во всем мире. Она потеряла человека. Вы говорите об искусственном интеллекте — вот он и властвует. Но не в прямом смысле — этим искусственным интеллектом стал сам человек. Музыка создается только для того, чтобы можно было скорее на ней заработать, принести успех своей компании, объединению. Работа идет на количество, а не на качество. Утеряно настоящее творчество. При этом очень здорово работают технологии и то, что давно отработало, но продолжает жить в разных вариациях и убеждать людей, что они еще могут этим наслаждаться.

 — Может, есть молодые артисты или композиторы, которые вам импонируют?

— Иногда появляется что-то талантливое и у нас, и на Западе, и во всем известных центрах шоу-бизнеса. Но появляется все реже и реже, увы. Сегодня мы имеем абсолютно очевидный кризис, что не хотел бы даже никого выдвигать. В популярной музыке сегодня композиторов нет, есть только сочиняющие эту музыку хитмейкеры, люди, которые сочиняют к этим хитам стихи, хотя стихами это назвать сложно. Именно поэтому сегодня очень много настоящих больших авторов, композиторов и поэтов переместились в музыкальные театры. Там сегодня есть творчество, там работаю я и очень многие люди, которые не так давно работали в шоу-бизнесе. Потому что в музыкальных театрах есть возможность творцам раскрыть свои таланты, писать настоящую музыку, а не хиты на один день.

— "Дунаевские. Двойной портрет" — творческий вечер о вас и вашем отце — выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив. Каким он будет?

— Это будет большой театральный концерт в Московской государственной оперетте, где будут в основном выступать звезды наших российских мюзиклов, а мюзикл имеет сейчас довольно мощное развитие. В нем очень много творчества, хороших постановок, режиссеров и художников, которые замечательно работают, и, конечно, артистов. Количество великолепно поющих и играющих артистов за последние годы сильно выросло. Вот это увидят 4 февраля зрители, которые придут на мой юбилейный вечер в Московский театр оперетты.

— А есть ли у вас неосуществленные музыкальные проекты?

—  Да, есть две оперы. Одна из них, которая была поставлена в конце 80-х годов вместе с поэтом и прозаиком Юрием Ряшенцевым, — рок-опера по пьесе Оскара Уайльда "Саломея, царевна иудейская". Она имела успех после написания, но 90-е годы были мертвые для творчества, поэтому все это перенеслось в наши годы. Сейчас я восстанавливаю ее, редактирую. Это моя такая серьезная мечта — чтобы ее снова увидел мир. Она уже забыта, но мне очень хочется, чтобы эту библейскую трагедию увидели. Сейчас я виноват в промедлениях, долго редактирую, восстанавливаю то, что было написано.

— Вы упомянули две оперы, а какая вторая?

— Мною написана еще одна опера — по мотивам "Шинели" Гоголя. Как говорится: "Мы все вышли из гоголевской "Шинели". Я очень хочу, чтобы она была по-настоящему поставлена. Она уже была однажды поставлена, но очень неудачно, не буду сейчас говорить, кем и в каком театре. Очень хотелось бы увидеть эту оперу снова и в том виде, в каком мы ее написали вместе с замечательным поэтом Вадимом Жуком.

— Какие новые проекты у вас в разработке?

— Конечно, новые проекты есть. И в 2025 году готовится сразу несколько моих премьер: в Санкт-Петербурге — там всегда много ставилось моих мюзиклов, и сейчас, по-моему, их идет шесть; премьеры еще трех пройдут в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии и в музыкальном театре "Карамболь". Называть их не буду, но зритель и все, кто интересуются музыкальным театром, эти названия вскоре узнают.

Кроме того, в планах два больших новых фильма, не буду их называть, потому что работа над одним только началась, а над другим заканчивается. Первая картина с большим количеством музыки, а другая — просто музыкальная. Хотя сегодня музыкальные фильмы чрезвычайно сложные, но тем не менее попробуем еще раз.

— Что вы могли бы посоветовать молодым композиторам?

— Молодым композиторам я советую только одно — моим ученикам в консерватории я всегда говорю: "Ребята, надо работать". Конечно, не надо заставлять себя, ни в коем случае, этого я не люблю.

Есть такое у некоторых профессоров: "Каждое утро надо вставать и садиться за рояль". Нет, не надо. Творчество не требует такого подхода, но работать необходимо. Это как форма для спортсмена. Если ты, например, играешь в теннис, берешь ракетку и тренируешься, значит, ты будешь лучше играть. И с каждым разом в турнирах у тебя будет все лучше и лучше получаться

Так же и у авторов, и композиторов, и у всех, кто занимается творчеством. Наверное, форма очень важна. А форма — это труд. Я сейчас про талант не говорю. Он — обязательное привходящее обстоятельство.

— А что для вас в музыке главное?

— Я сам проповедую и считаю это важнейшим — музыка должна быть красивой. Очень много современной музыки, и из XX века к нам пришедшей, и сегодняшней — она технологична. Про нее можно сказать: "О, как интересно". А я молодым говорю: "Ребята, вот эта фраза убивает творчество!" Фраз не должно быть — музыка должна давать вам эмоцию! Она должна вас каким-то образом остановить, заострить ваш взор на чем-то, привлечь, приковать. Вот такая музыка должна быть, а эта музыка прежде всего красивая, мелодичная. Я сторонник мелодии и не понимаю, как музыка может не иметь тему. Со мной, наверное, очень многие поспорят, но, я думаю, время вместе со мной выиграет этот раунд. 

LiveInternet