30 января, 06:00
Интервью

Глава Центра биометрических технологий: биометрия подтвердит возраст при покупке алкоголя

Владислав Поволоцкий
Алексей Забелин
Автор
Генеральный директор Центра биометрических технологий, оператора государственной Единой биометрической системы, Владислав Поволоцкий в интервью ТАСС рассказал о главных итогах для системы за 2024 год, запуске сервисов с использованием биометрии и о планах на 2025 год

— Завершился 2024 год, какой основной итог для единой биометрической системы?

— 2024 год стал для нас рубежным. Вместе с правительством России, Минцифры и Банком России нам по факту удалось перезапустить единую биометрическую систему. В этом контексте можно говорить о многих показателях, но я бы сосредоточился на трех: динамике регистраций, новых сервисах и восприятии технологии.

Какое-то время система находилась в подвешенном состоянии. Услуг было немного, возможности подключения — крайне ограниченные. Нужно было оживить всю инфраструктуру и сформировать продукт, соответствующий запросу пользователей.

Значительную часть ресурсов мы направили на запуск новых сервисов. В числе ключевых проектов прошлого года — межбанковский биоэквайринг, "Старт бизнеса онлайн", обслуживание в МФЦ без паспорта, проезд в метрополитенах и еще ряд других — чуть менее масштабных, но не менее важных.

Мы сосредоточились на том, что было интересно людям, и получили позитивный отклик.

Количество регистраций достигло почти трех миллионов, при этом около 80% пришлось на 2024 год

Параллельно мы наблюдаем положительные тенденции в восприятии. Коллеги из ВЦИОМ помогают нам регулярно фиксировать общественное мнение, и мы видим, что отношение к биометрии постепенно меняется. В прошлом году 41% респондентов сообщил, что относится к технологии позитивно. В 2023-м таких было всего 27%.

Конечно, важную роль в перезагрузке системы сыграла готовность регуляторов, законодателей и ключевых игроков рынка к диалогу. Мы вместе искали баланс между безопасностью и доступностью услуг и в итоге значительно продвинулись на этом пути. Хотя впереди еще огромный объем работы.

— Развитию отрасли мешают технологические ограничения и санкции?

— Внешние ограничения создают проблемы, если по каким-то причинам ты отстал и не можешь развиваться самостоятельно. К счастью, это не наша ситуация. Математикой, криптографией и технологиями компьютерного зрения в России занимаются очень сильные команды. Одни из лучших в мире. Например, наш вендор VisionLabs регулярно занимает первые места в международном рейтинге NIST. Такова независимая оценка точности и надежности российских алгоритмов.

Если говорить об оборудовании, отечественные производители выводят на рынок свои биометрические терминалы, абсолютно приемлемые по соотношению цены и качества. Есть и более комплексные истории. Например, прошлой осенью представили решение для работы с биометрией на базе российского планшета. На борту — операционная система "Аврора" и, само собой, отечественная криптография и средства информационной безопасности. В этом году мы планируем ввести это решение в промышленную эксплуатацию, чтобы сделать взаимодействие с системой еще проще и комфортнее.

Но главное — это масштабы внедрения технологии. Она уже шагнула за пределы мегаполисов. Сегодня, например, можно получить услугу в МФЦ без паспорта в Липецке, оплатить покупку улыбкой в алтайском Камне-на-Оби или подключиться к системе в заполярном Тикси, чтобы дистанционно открыть вклад с максимальной выгодой. Вот поэтому я и говорю, что реальных помех нет.

— За прошедшие полгода сервис оплаты проезда в метро по биометрии появился в четырех городах. Где услуга пользуется наибольшим спросом?

— Мы проанализировали статистику, сопоставили пассажиропотоки и обнаружили интересный факт. Оказалось, что жители Екатеринбурга пользуются оплатой проезда по биометрии активнее, чем москвичи. При том что в столице Урала такая возможность появилась всего два месяца назад. Всего же в четырех городах-миллионниках сервисом воспользовались более 100 тыс. раз. И это только начало пути. Специально, чтобы познакомить людей с новой технологией, мы договорились о скидках в Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре. Уже сейчас сэкономить можно до 40% от стоимости проезда.

— На 2025 год анонсирован запуск этого сервиса еще в двух городах — в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Будут ли там скидки по биометрии и какие еще есть планы, связанные с оплатой проезда?

— Действительно, у нас на очереди еще два региона.

В Санкт-Петербурге и Новосибирске мы также предложим пассажирам сэкономить на поездках. По плану к концу года сервис оплаты по биометрии будет доступен во всех метрополитенах страны

Что касается развития сервиса, мы стремимся сделать его доступным для всех категорий граждан. То есть биометрия останется основой для платежной операции, но появится возможность подключить к ней проездной, региональную или социальную карту. Мы сейчас двигаемся именно в этом направлении.

— Какие еще проекты планируются в транспортной отрасли на этот год?

— При поддержке Минтранса работаем над всеми видами транспорта. Каждый, конечно, имеет свою специфику. Надо понимать, что помимо жестких требований к безопасности есть и внешние факторы, которые воздействуют на работу оборудования.

В 2024-м мы в течение полугода изучали влияние погодных условий, освещения и других параметров на точность идентификации. Результаты показали, что действующие нейронные сети справляются с такой задачей. В итоге подтвердилась гипотеза, что биометрию можно внедрять не только на стационарных объектах с фиксированным освещением, таких как метро.

В ближайшее время анонсируем несколько запусков в разных отраслях. Цель в этом году — выйти из-под земли на поверхность и, возможно, шагнуть чуть выше. Такова потребность транспортной отрасли. Запрос на наши решения уже созрел.

— У российских геймеров в случае принятия закона о маркировке видеоигр будет возможность идентификации не только через Госуслуги, но и по биометрии. Насколько единая биометрическая система готова к этому?

— Если закон будет принят, мы реализуем сервис. Он не представляет сложности с точки зрения архитектуры. Все, что требуется, — это желание применять систему как один из механизмов авторизации на платформах. Наша инфраструктура и сейчас задействуется в самых разных сценариях, где требуется подтверждение прав доступа.

Плюс для нас очень важно, что биометрия — это один из способов авторизации. Использовать ее или нет, зависит от предпочтений конкретного человека. Наличие выбора отличает нас от многих других стран, и в этом наше преимущество.

— В конце прошлого года в трех регионах запустили сервис обслуживания в МФЦ по биометрии. Планируется ли далее масштабировать?

— По поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко мы уже начали работу с Нижегородской областью. Есть запросы и от других субъектов Российской Федерации. Когда запускали этот сервис в Челябинске, Ленинградской и Липецкой областях, мы были приятно удивлены, что коллеги из других регионов приезжали на открытие и знакомились с тем, как устроена услуга.

Сообщество МФЦ очень дружное. Кто-то берет на себя инициативу, а другие подхватывают идею, если видят положительный отклик. Сейчас практика внедрения уже сложилась, и масштабирование — это вопрос времени. Рассчитываем, что по итогам 2025 года сервис будет доступен минимум в шести регионах.

Также думаем о возможности идентификации, пока заявитель только ожидает своей очереди, а не в момент обращения к сотруднику в окне обслуживания. Но главное — технология работает. Будем и дальше совершенствовать сервис

— В прошлом году правительство разрешило заселяться в гостиницы по биометрии. Готов ли этот сервис? Когда и где им можно будет воспользоваться?

— Гостиничный бизнес — это важное направление, в котором мы видим очень большой потенциал. Ведь применение биометрии в этой сфере может радикально улучшить клиентский опыт — будь то заселение без документов или сервисы автоматического чек-ина. Поэтому прорабатывать услугу мы начали достаточно давно.

Сейчас тестирование сервиса завершено, и мы готовимся к его эксплуатации. Запустить проект планируем в первом квартале этого года. Начнем с отелей в Москве, а затем будем масштабировать его на территории, где это будет наиболее уместно с точки зрения туристической отрасли.

— Оплата покупок по биометрии. Как развивается сервис? Какие новшества будут представлены в этом году?

— Главное достижение прошлого года — услуга оплаты по биометрии стала доступна клиентам самых разных банков. По факту сейчас в России функционируют два решения. Вместе с НСПК мы ранее запустили межбанковский биоэквайринг. Параллельно наши коллеги из Сбера развивают "оплату улыбкой". Обе платформы — и НСПК, и Сбера — функционируют на базе Единой биометрической системы.

Сейчас в планах интегрировать эти две платформы, что позволит предложить пользователям платежный инструмент на основе равнодоступной инфраструктуры. То есть человеку не придется задумываться, где и каким платежным средством пользоваться. В условиях постоянного расширения сети терминалов это будет означать, что сервис оплаты по биометрии станет доступен повсеместно. Даже в мировом масштабе это уникальная ситуация.

При этом, в отличие от стандартного эквайринга, у нас есть возможность объединять несколько сервисов в один бесшовный. Например, пользователь сможет не только оплачивать покупки, но и параллельно подтверждать возраст, если речь идет о товарах с возрастными ограничениями.

— Когда планируется внедрить возможность подтверждения возраста при продаже алкоголя и энергетиков?

— Только что правительство разрешило применять биометрию, зарегистрированную в нашем приложении, для подтверждения возраста при покупке энергетиков. Это важная мера, поскольку с марта этого года продавать энергетики несовершеннолетним будет нельзя. И если в офлайне возможно предъявить паспорт, то в онлайне для достоверной проверки возраста требуется решение на основе биометрии. Сейчас мы работаем над внедрением такого сервиса.

Что касается алкоголя, то его продажа дистанционным способом сейчас запрещена. Однако в офлайне ограничений нет. Здесь биометрия станет дополнительным инструментом, который поможет подтвердить возраст покупателя — наряду с бумажными документами.

Наш сервис уже готов к использованию в офлайне, и в этом году мы планируем представить его в сотрудничестве с торговыми сетями. Применять его можно будет в отношении любых товаров с возрастными ограничениями. Это, в свою очередь, поможет значительно ускорить обслуживание клиентов на кассах самообслуживания. Ведь их становится все больше, однако для многих операций все еще требуется помощь работников торгового зала.

— Со стороны законодателей звучали предложения применять биометрию в борьбе с кибермошенничеством. Как именно можно использовать эту технологию для защиты граждан в онлайне?

— Биометрия максимально эффективна как инструмент дополнительной защиты. Уже сейчас она применяется в таком качестве, например, на Госуслугах.

Мы определили для себя несколько сценариев применения.

Например, при оформлении кредита или микрозайма в онлайне целесообразно подтверждать личность по биометрии. Это позволяет исключить саму возможность проведения какой-либо операции без ведома человека

Именно такой механизм реализован, например, в Казахстане.

В этой ситуации биометрия становится еще одним барьером на пути мошенников, и ее применение в сочетании с другими факторами защиты создает для человека максимально безопасную онлайн-среду.

— На прошлогоднем ПМЭФ дизайнер Артемий Лебедев предложил забыть об аббревиатуре "ЕБС" как о страшном сне. Согласны с этим?

— Мне трудно спорить с людьми, которые работают в творческой сфере, ведь я по своей природе скорее технарь. Однако образ системы, безусловно, будет меняться. И дело тут не только в аббревиатуре. Все-таки она уже запомнилась и ассоциируется с конкретной технологией, применяемой в гражданской сфере.

Новый образ будет отражать наше новое качество. Прежде всего — новое качество сервиса и пользовательского опыта. Когда накопится достаточный объем позитивных изменений, мы представим их синхронно с нашим новым альтер-эго. Всему свое время.

— Как показал опрос ВЦИОМ, около четверти граждан РФ негативно относятся к биометрическим технологиям. Что бы вы им сказали?

— Всегда будут те, кто хочет получать услуги более привычным образом. Это абсолютно нормальная история. У каждого гражданина должно быть право выбора. Это право гарантировано как отраслевым законодательством, так и недавними поправками в Административный кодекс.

Просто напомню, что за принуждение к биометрии при получении государственных услуг предусмотрены штрафы — как для должностных лиц, так и для юрлиц.

Мы исходим из того, что биометрия — это альтернатива, один из вариантов доступа к сервисам. При этом те, кто выбрал нашу систему, могут свободно управлять своими данными. Все необходимые для этого инструменты выведены на Госуслуги в прошлом году. И вообще в основании единой биометрической системы очень простая идеология: человек управляет, а государство — защищает. 

LiveInternet