Банк России 3 ноября утвердил план участия госкорпорации АСВ в финансовом оздоровлении банка "Уралсиб". По результатам отбора инвестором стал предприниматель Владимир Коган. Слухи о сложном финансовом положении банка, который до сегодняшнего дня принадлежал Николаю Цветкову, ходили давно, а в числе потенциальных покупателей или санаторов назывались крупнейшие банки страны.
О том, почему решение о финансовой помощи было принято именно сейчас, почему ЦБ остановился на кандидатуре Когана и под какой процент "Уралсиб" получит государственные кредиты, в интервью ТАСС рассказал заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов.
- Как происходил поиск инвестора и кто претендовал на банковский актив Николая Цветкова?
- Решение о финансовом оздоровлении банка принималось после достаточно продолжительного обследования его работы силами АСВ и взаимодействия с широким кругом инвесторов.
У нас был широкий круг инвесторов, заинтересованных в участии в санации банка. Их имена мы не разглашаем.
Коган проявил инициативу сам. Его предложение было самым "дешевым" с точки зрения тех задач, которые предстоит решать. При этом надо понимать, что мы не искали санатора за минимальные средства. Мы понимали масштаб проблем и искали ответственного инвестора.
- Сложная ситуация в "Уралсибе" существовала не один месяц, почему ЦБ вмешался именно сейчас?
- Банк мог поддерживать ликвидность еще довольно продолжительное время. С точки зрения ликвидности в банке проблем нет. Но мы специально выбрали время для вмешательства, чтобы максимально эффективно поддержать не ликвидность, а капитал.
- Что, на ваш взгляд, послужило основной причиной ухудшения положения банка?
- Причиной столь сложного положения "Уралсиба" стала долговременная убыточная деятельность группы компаний. Значительную роль сыграли высокие операционные расходы. Эффективность многих финансовых продуктов оказалась низкой. Кроме того, сказались также вложения в неликвидные активы, например в землю.
- Действия собственников банка могли стать причиной ухудшения его положения?
- Собственники за последний год вложили в банк денежные средства и активы на сумму не менее 20 млрд рублей, но этого оказалось недостаточно, чтобы стабилизировать ситуацию в банке. Но мы констатируем высокую вовлеченность и вклад нынешних акционеров в попытки спасти банк.
На данный момент у нас нет информации и данных о недобросовестной деятельности собственников "Уралсиба".
- Все ли кредиты выделяются инвестору "Уралсиба" на возвратной основе?
- Невозвратных кредитов со стороны государства не будет. И такой практики у Банка России и АСВ нет. Все кредиты выдаются на возвратной основе. "Уралсиб" не исключение.
- Как вы оцениваете необходимость смены руководства банка и участие АСВ в совете директоров кредитной организации?
- Вопрос о менеджменте банка и необходимости его смены инвестор будет принимать сам. Мы не направляли ему требований о замене нынешнего руководства банка. Мы пока не обсуждали вопрос участия представителей АСВ в совете директоров "Уралсиба".
- Рассматривал ли регулятор вариант банкротства "Уралсиба"?
- Сценарий банкротства "Уралсиба" мы даже не рассматривали. Масштабы его деятельности, функциональная роль и системная значимость требовали его сохранения.
- Каковы финансовые условия, на которых получил деньги инвестор "Уралсиба"?
- Стоимость финансовых инструментов для целей финансового оздоровления: 67 млрд рублей под 0,5% годовых на 10 лет и 14 млрд рублей под 6% годовых на 6 лет.
- Когда предполагается реальное начало работы инвестора в банке?
- Смена собственника произойдет в ближайшие дни. Цепочка юридических действий для этого уже началась.
- Какими будут дальнейшие действия?
- До 1 июля инвестор должен представить комплексный план развития "Уралсиба". Реальная оценка активов будет постепенно отражаться в отчетности с учетом реализуемых инвестором мер по укреплению финансового положения банка. Конкретные меры по будущему активов, в том числе непрофильных, будут в этом плане.
- Будет ли ЦБ вмешиваться в работу инвестора?
- Мы будем следить за операционной деятельностью банка более глубоко, у нас есть для этого все инструменты. Но навязывать какие-то конкретные меры, в том числе по работе с активами, мы не будем.
Деятельность инвестора будет мониториться на постоянной основе, но командовать им мы не будем.
Беседовал Максим Филимонов.