Дмитрий Кобылкин: одно рабочее место в Арктике создает 14 рабочих мест в России
За последние пять лет объем инвестиций в экономику Ямало-Ненецкого автономного округа вырос на 15,5% и составил в общей сложности более 3 трлн рублей. В округе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов: строительство завода "Ямал СПГ", возрождение Северного морского пути с помощью Нового порта и Сабетты, развитие Северного широтного хода (СШХ) и другие.
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин в интервью ТАСС рассказал об обустройстве Арктики, планах по добыче углеводородов в 2015 году и развитии рыбного агропрома в регионе.
- В сентябре вы участвовали в открытии ключевого участка Северного широтного хода – автомобильной части моста через реку Надым, который соединил западную и восточную части Ямало-Ненецкого округа. Этот путепровод строили несколько лет, в тяжелых условиях. Но сам проект предусматривает строительство 707-километровой железнодорожной линии в условиях вечной мерзлоты. Какую часть Северного широтного хода планируется сдать до конца текущего года? Есть ли трудности в реализации? Предварительно стоимость проекта оценивали в 190 млрд рублей, в новых экономических условиях стоимость выросла?
- Начну с последнего вопроса о стоимости. С изменением курса валют, общей финансово-экономической турбулентностью общая плановая стоимость проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) выросла ненамного. В этом одно из главных преимуществ Северного широтного хода – то, что проект "рублевый". Песок, щебень, рельсы, шпалы, локомотивная тяга и многие другие компоненты – все это за рубли, от отечественного производителя. Одно рабочее место в Арктике создает 14 рабочих мест в России. В обустройстве Арктики уже сегодня так или иначе задействованы предприятия 57 регионов. Арктика – это мощный драйвер экономики всей страны. Напомню, что финансирование проекта СШХ сочетает в себе элементы государственно-частного партнерства, привлечение средств федерального и регионального бюджетов, заемные и инвестиционные средства участников.
Что касается трудностей – вряд ли в мировой истории хоть один из подобных по масштабности и многогранности проектов был воплощен в жизнь легко и просто. Все получается, когда есть: первое – обоснованная необходимость, второе – политическая воля. Эти составные есть. Реализация проекта СШХ под контролем президента России. Паспорт СШХ согласован со всеми участниками, составлена организационно-правовая модель реализации проекта. Многие компании участвуют в этом проекте, формируя грузовую базу. Уже подписаны соглашения с потенциальными грузоотправителями – в основном компаниями ТЭК. Объем перевозок по СШХ составит до 24 млн тонн. Это как раз тот объем, который вкупе с СПГ наполнит мощности порта Сабетта.
- Для каких еще проектов нефтегазовые компании РФ могут использовать порт Сабетта? Как власти оценивают экономическую выгоду от Сабетты? За счет строительства нового порта насколько могут сократиться затраты компаний? Ранее "Лукойл" говорил, что проект разработки Восточно-Таймырского участка тоже может использовать Сабетту.
- Выгода очевидна. Порт Сабетта будет многофункциональным терминалом, это уже понятно. Он откроет всей стране, всем компаниям (и "Лукойлу" в том числе) ворота Севморпути в Мировой океан. При этом экспорт и импорт будут проходить по кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Это новые возможности для достижения стратегических государственных задач в Арктике. Сравните: время транспортировки в Китай по Севморпути меньше на 20%, в Южную Корею - на 32%, в Японию - на 54%, в сравнении с традиционными маршрутами. Перевалка сжиженного газа через Сабетту в 2016 году ожидается в объеме 5 млн тонн в год, а к 2018 году – 16 млн тонн. А потенциал порта оценивается в 50 млн тонн годового грузооборота. И когда Сабетта будет "завязана" железной дорогой с Северным широтным ходом на Ямал и, соответственно, на Урал и всю Россию, тогда наша страна, действительно, получит возможность сделать мощный экономический рывок.
- Как по вашему мнению, достаточно ли на Ямале ресурсов для новых проектов "Газпрома"? В частности, для нового газопровода "Северный поток - 2"?
- Ямальские ресурсы – это уникальное богатство страны. Судите сами: начальные суммарные ресурсы газа составляют 147 трлн кубометров. Газ добывают уже почти полвека, и за этот срок из недр извлечена только одна десятая часть того, что хранит в себе эта земля. То есть в плане углеводородных ресурсов Ямал – фактически безальтернативная топливная кладовая России еще на очень долгое время. При всех усилиях лучших умов мира никакие био-, ветро-, гелио- и даже атомная энергетика не составили и, как говорят эксперты, не составят серьезной альтернативы традиционному природному газу – экологически чистому, безопасному, экономически эффективному виду энергии.
Ресурсный потенциал региона позволяет добывать более 700 млрд м³ природного газа ежегодно. Надо будет больше, будет больше.
- Как идет реализация проекта Гыданского СПГ "Новатэка"?
- Проект рассматривается. Он перспективный. Полуостров Гыдан вообще относится пока к малоизученным в геологическом плане территориям. А обещает он многое. В целом по округу выдано 80 лицензий на разведку и добычу углеводородов и 37 лицензий на геологическое изучение и поиск углеводородного сырья. Уверен, поиски увенчаются успехом.
- Какая добыча нефти и газа в ЯНАО ожидается по итогам 2015 года? Какая динамика по сравнению с 2014 годом?
- В 2014 году в округе добыто 21,5 млн тонн нефти, ожидаемое 2015 года – 20,7 млн тонн (96% от 2014 года). Добыча углеводородов, в зависимости от их видов, имеет разнонаправленный тренд и определяется объективными факторами. В частности, при наличии резерва добычных и инфраструктурных мощностей в газовом сегменте, уровень добычи природного газа определяется исключительно потребностями на внутреннем и европейском рынках. Падение добычи нефти при том, что запасов в округе достаточно, обусловлено только инфраструктурными ограничениями, препятствующими вводу в промышленное освоение новых месторождений. Отмечу еще то, что на востоке округа развивается Мессояхинский центр нефтедобычи. Ресурсная база нефти и конденсата этого центра превышает 3 млрд тонн. Запуск месторождений позволит уже в ближайшие годы удвоить добычу нефти в регионе.
- В регионе, помимо нефтегазовых проектов, реализуются и другие перспективные программы. В частности, компания "Новатэк" совместно с правительством ЯНАО строит самый крупный в России завод по разведению рыбы. Он расположится в поселке Харп (инвестиции свыше 1,4 млрд рублей). В год завод будет производить 100 млн мальков. Планируете ли вы и дальше осваивать рынок за счет отечественного сырья, замещая импортную рыбную продукцию?
- Ямальский агропром качественно "перевооружился", мы продолжаем реализацию мероприятий, запланированных в рамках Стратегии продовольственной безопасности ЯНАО (принята в ЯНАО задолго до санкций – в 2012 году). Очень хорошие результаты по заготовке оленины и вылову рыбы, по картофелеводству, развитию молочного производства. Ямальцы поддерживают эти начинания. Естественно, Крайний Север будет зависеть от привозной продукции, но то, что в наших силах, мы можем и, главное, должны сделать, чтобы обеспечить себя качественными, абсолютно натуральными продуктами питания.
И в этом ключе возведение рыборазводного завода в Харпе, которое силами ОАО "Новатэк" и округа сейчас уже завершается, актуально еще по одной причине. Мы реально думаем об окружающей среде. Практические решения по выпуску в реки Ямала мальков ценных видов рыб (в планах муксун – 20 млн, пелядь – 60 млн, чир – 20 млн в год) – это восполнение водного биоразнообразия округа. Помимо производственных помещений в рамках проекта строится дом для сотрудников предприятия, набирается штат профессионалов, потребуется 40 человек. То есть промышленное производство сразу "обрастает" социальной инфраструктурой, и это правильно. Этот завод на берегу Соби станет самым крупным в России. Реализация подобного проекта в Арктическом регионе – сама по себе инновация. За счет использования современных технологий разработчики в 2 раза увеличили первоначальную проектную мощность.
Пытаться заменить привозную рыбу, форель, семгу и другие виды - не считаю правильным. У человека всегда должен быть выбор. И в первую очередь – выбор качественной, вкусной и натуральной продукции.
Кстати, перспективы насыщения внутреннего рынка качественной отечественной рыбопродукцией, инфраструктурные проекты в рыбопереработке недавно обсуждались на заседании Госсовета под председательством президента России Владимира Путина. Это говорит о том, насколько важна эта отрасль для хозяйства страны и Ямала, в частности.
- С 2015 года на территории Ямала действует ограничение на вылов муксуна. Исключение составляет лишь рыболовство в научно-исследовательских целях и для развития аквакультуры. Коренные жители Севера уже не раз выступали с предложением разрешить хотя бы им вылавливать рыбу для личных нужд. Рассматривается ли такое послабление для коренных рыбаков? И будет ли продлен запрет на 2016 год?
- Добавлю, ограничение действует на вылов муксуна и нельмы. Послаблений в будущем году не будет. В первую очередь потому, что ситуация была близка к критической, и нужно было срочно принимать решения. Решения жесткие, непопулярные, но необходимые. Ямал богат рыбой - частиковые, тресковые виды – общий улов по округу даже стал больше (по итогам года рыбодобытчики планируют выйти на отметку 9 тыс. тонн).
Мы стараемся донести информацию до каждого ямальца: браконьерство будет наказываться жестко. В рамках действующего законодательства у нарушителей закона будут изыматься и средства вылова, и средства транспортировки, несмотря на национальность, на стаж проживания в округе… По мнению ученых, специалистов, только такие меры вкупе с общей работой с ТЭКом по сохранению экологической ситуации могут реально повлиять на ситуацию по сбережению и воспроизводству сиговых рыб.
Беседовала Юлия Темерева.