В середине апреля первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов провел в Пекине переговоры с китайской стороной об укреплении сотрудничества в сфере финансов. В интервью ТАСС он отметил, что в настоящее время обсуждаются возможности расширения масштабов взаимодействия между фондовыми рынками двух государств.
– Какова цель вашего визита в Китай?
– Одна из задач – достижение договоренностей с Народным банком Китая (НБК) по открытию в Москве клирингового центра по расчетам в юанях. Мы обсуждаем и вопросы создания инфраструктуры для прямой торговли ценными бумагами между Россией и КНР.
На Московской бирже уже ведутся торги валютной парой "юань – рубль", там наблюдается значительный рост объема сделок, и мы видим спрос на хеджирование валютных рисков и размещение свободных юаневых средств. Для того чтобы в России обеспечивался полный спектр услуг, предоставляемых мировыми офшорными центрами по расчетам в юанях, необходимо, чтобы НБК назначил клиринговый банк из числа финансовых организаций, имеющих китайский капитал. Для этого мы с китайскими коллегами ведем подготовку соответствующего меморандума о взаимопонимании. Думаю, что текст будет готов к подписанию до конца мая. У нас была продуктивная беседа, и стороны согласны, что процесс согласования близок к завершению. Надеюсь, что к концу полугодия НБК определится и с клиринговым банком.
– Меморандум о взаимопонимании содержит только положения о клиринговом банке?
– Помимо работы над данным меморандумом, у нас реализуется ряд других инициатив с нашими китайскими коллегами – как с НБК, так и с Комитетом по контролю над ценными бумагами Китая, Комитетом по контролю и управлению страхованием КНР.
После создания клирингового банка будет осуществляться построение прямых связей между фондовыми рынками России и Китая. На первом этапе речь будет идти о срочных счетах, которые центральные депозитарии наших стран откроют друг у друга. Цель сотрудничества – обеспечить возможность учета локальными инвесторами приобретенных ценных бумаг у своих "домашних" участников рынка без необходимости открытия счетов за границей. Но это среднесрочный проект.
– Как эти процессы будут осуществляться с точки зрения сроков?
– У депозитариев России и Китая уже намечена техническая схема сотрудничества. Сейчас все зависит от решения финансовых регуляторов. Но я не могу прогнозировать скорость реализации данных планов. Пока мы договорились лишь о создании совместной рабочей группы, которая приступит к отработке юридических деталей взаимодействия уже в мае этого года.
Размещение российских облигаций в Шанхае возможно осуществить до конца этого года, в то время как выпуск юаневых ценных бумаг в Москве для китайских институциональных инвесторов с обеспечением для них доступа к торгам без открытия счетов в РФ оказался более сложным проектом.
– Какие еще этапы сотрудничества прорабатываются с китайской стороной?
– Следующий этап подразумевает взаимодействие Московской биржи и бирж Шанхая, Шэньчжэня и Гонконга. Но это пока не основная тема переговоров, нам нужно начать с сотрудничества депозитариев.
Далее можно будет обсуждать перенос механизма взаимодействия в сфере ценных бумаг между Россией и Китаем на такие страны, как Индия, Бразилия, ЮАР. Эта тема уже предварительно обсуждалась со странами БРИКС, но пока в качестве идеи. Сейчас наше основное внимание уделяется двустороннему сотрудничеству с КНР, проанализировав которое мы сможем предложить полученный практический опыт другим странам БРИКС.
– Какие вопросы еще обсуждались с НБК?
– Мы также обсудили вопросы торговли золотом. Страны БРИКС – крупные экономики с большими запасами золота, внушительными объемами производства и потребления этого драгметалла. В Китае торговля золотом ведется в Шанхае, а в России – в Москве. Наша идея – создать связь между этими площадками с целью интенсификации торговли между нашими рынками.
– Были ли еще встречи?
– Мы также провели встречи с Комитетом по контролю над ценными бумагами КНР. На ней также обсуждались вопросы сотрудничества между депозитариями и требования к правилам раскрытия информации эмитентами для массового инвестора. Для России и Китая очень важно, чтобы информация раскрывалась в приемлемом для инвесторов формате.
Поскольку частным инвесторам зачастую сложно разобраться в международных стандартах отчетности, проанализировать итоги работы и понять стратегию компании – то в ближайшие годы речь идет о привлечении к взаимным инвестициям профессиональных участников рынка, включая банки, фонды, брокерские и страховые компании.
– Как вы планируете решить вопрос различия в стандартах отчетности?
– Мы понимаем, что лучше использовать международные стандарты, которые могли бы быть поддержаны как инвесторами из Китая и России, так и другими инвесторами, в том числе из стран БРИКС. Наша цель – унификация правил работы, раскрытия информации, ведения бухгалтерского учета. Это дает нам возможность создания доступа к фондовому рынку для широкого спектра участников. Это очень интересная идея, изначально предложенная Бразилией, – создание единого рынка капитала стран БРИКС, наподобие того, что сейчас делает ЕС.
– Когда возможно создание такого рынка?
– ЕС начал создавать единый рынок много лет назад, и реализовать подобные проекты не так просто. Но сейчас в мире уже есть финансовые стандарты, и поэтому проведение такого процесса проще, чем полвека назад. Мне кажется, что пять лет – достаточный срок. Для поиска наиболее оптимальной формы сотрудничества мы также планируем привлечь Новый банк развития (Банк БРИКС).
– Обсуждалось ли сотрудничество в области рейтинговых агентств?
– Рейтинговые агентства очень важны для финансового рынка, и мы предложили нашим коллегам заключить меморандум о сотрудничестве, затрагивающий обмен информации о стандартах регулирования деятельности рейтинговых агентств.
– Как реформирование китайской экономики влияет на сотрудничество РФ и КНР в сфере финансов?
– Будущее сотрудничества России и Китая в значительной степени зависит от скорости либерализации капитальных счетов в КНР. Кроме России, у Китая множество других партнеров, с которыми он выстраивает доверительные отношения. Россия – самая открытая страна из БРИКС по части валютного регулирования. У нас нет ограничений на движение капитала, в этом плане у нас нет технических сложностей. Вот почему мы надеемся на позитивный отклик китайских регуляторов в отношении наших предложений, именно от этого отклика зависят сроки реализации и успешность проекта развития сотрудничества в сфере торговли ценными бумагами между нашими странами.
Беседовал Алексей Селищев