4 августа 2016, 16:00
Интервью

Роман Бердников: на электромобиле из Москвы во Владивосток

Роман Бердников. Россети
Роман Бердников
Первый заместитель генерального директора "Россетей" в интервью ТАСС рассказал о намерении компании создать в России через сеть электрозаправок

Первый заместитель генерального директора "Россетей" Роман Бердников в интервью ТАСС заявил о намерении компании создать в России через 2 года сеть из 1000 электрозаправок. По его словам, в будущем по всему миру электротранспорт будет постепенно вытеснять привычные нам бензин и дизельное топливо, и привел аналогию с мобильниками, которые в свое время вытеснили устаревшие стационарные телефоны. Он также поделился секретом способа зарядки электромобиля от домашней розетки и пообещал, что к 2020 году на электричестве можно будет преодолеть 8000 км и добраться на электромобиле по трассе из Москвы до Красноярска, а может быть и до Владивостока.  

- Роман Николаевич, в последнее время довольно много говорят об электрозаправках и электромобилях. Причем, по этой теме существуют диаметрально противоположные мнения. На ваш взгляд, зачем России, которая обладает большим запасом нефти и газа, развивать это направление?

- Мнений на этот счет действительно много. Скажу свое - я абсолютно уверен, что за электротранспортом будущее, ведь к этому идет весь мир. Посмотрите, что делается в Европе, с какой скоростью развивается электротранспорт, как стремительно увеличивается количество зарядной инфраструктуры и автомобилей на электричестве.

Этот тренд уже не остановить. И мы должны ему следовать, в противном случае можем отстать.

Для России как нефтяной державы развитие электротранспорта не представляет серьезной угрозы. Во-первых, электричество мы получаем преимущественно из углеводородов. Кроме того, нефть не обязательно должна перерабатываться в бензин, ведь существует масса иных способов, начиная от химических удобрений и заканчивая сложными пластикам.

Приведу еще один аргумент в пользу электромобилей: Россия недавно подписала соглашение по климату в Париже, взяла на себя определенные обязательства. При этом 90% загрязнения окружающей среды приходится на автотранспорт, а не на промышленные предприятия. При таком фокусе электромобили сразу же выходят на первый план.

- Вы говорите, что мир постепенно движется в сторону электротранспорта. Насколько это отдаленные перспективы, и какую долю на рынке могут занять электрокары?

- Сегодня во всем мире эксплуатируется более 1,3 млн электромобилей.

В частности в США развита одна из крупнейших сетей, которая насчитывает уже более 30 тысяч зарядных станций (ЗС – прим. ред.). К 2040 году мировая доля электромобилей может достигнуть 35%, а количество продаж автомобилей превысить 40 млн в год. То есть их число вырастет в 30 раз.

Если говорить о менее отдаленной перспективе, то к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 5-10% от общего числа автомобилей. Большие планы у Китая, он рассчитывает к 2020 году открыть сеть зарядных станций, которая покроет потребности 5 млн электромобилей. В Европе, по прогнозам экспертов, к 2020 году количество станций вырастет до 3 млн штук. 

1000 и 1 заправка

- Давайте остановимся на России. Сколько электрозаправок и автомобилей сейчас в стране, какие планы?

- В России сегодня зарегистрировано около 1000 электромобилей, при этом зарядная инфраструктура насчитывает порядка 60 станций, из них 30 в Москве, столько же в регионах. До конца 2016 года мы планируем открыть еще 18 ЗС в Питере, Екатеринбурге, уже функционируют ЗС в Ярославле, на острове Валаам и в Сочи. Продолжаем создавать инфраструктуру в Сколково и на территории Новой Москвы.

В целом, до конца 2018 года мы хотим установить 1000 зарядных станций в 10 российских регионах, но технических ограничений на количество нет, в случае необходимости готовы увеличить их число.

- Планы масштабные. На какой спрос рассчитываете, какое количество электромобилей появится?

- По оптимистичным прогнозам к 2020 году в России количество машин с электродвигателем может вырасти до 200 тысяч, из них до 110 тысяч машин будут находиться в Московском регионе. К 2030 году их число может подняться до 300 тысяч, а зарядных станций - до 10 тысяч.

- Существует точка зрения, что в России не нужно развивать электротранспорт, так как аккумуляторы электрокаров из-за холодного климата быстро разряжаются.

- Все это мифы. Три месяца зимой я ездил на электромобиле и могу заявить, что холод на это почти не влияет – аккумулятор у меня разряжался всего где-то на 5-7% быстрее и то, в основном, за счет отопления. При этом сегодня есть технические решения, позволяющие не тратить заряд. 

- Каким образом вы планируете развивать электротранспорт в России?

- Сейчас мы делаем акцент на три направления. Во-первых, на развитие зарядной инфраструктуры отдельных территорий – Москвы, Питера, Валаама, Сочи. Во-вторых, стремимся создать правильную систему управления сетью  ЗС и развиваем технологии. В-третьих, реализуем собственную программу по переводу корпоративного автопарка на транспорт с электрическими двигателями.

- Будете пересаживать все руководство "Россетей" на электромобили?

- А почему нет? Да, уже в этом году исполнительный аппарат "Россетей" начал использовать несколько электрических машин. Кроме того, в регионах дочерние предприятия пополнят свои автопарки электромобилями. К примеру, в Санкт-Петербурге они будут использоваться для нужд оперативно-выездных бригад.

Уже к 2020 году около 20% корпоративного транспорта "Россетей" перейдет на электричество. Сегодня в "МОЭСК" используется 8 электрокаров, а на острове Валаам - 7 электрических автомобилей. Мы также предложили ряду федеральных ведомств перевести их транспорт на электричество и со своей стороны готовы установить бесплатные зарядные станции перед министерствами.

Электромобили в массы

- Люди те еще скептики, каким образом бы будете преодолевать их привычку ездить на бензине?

- Будьте уверены, мы преодолеем их скепсис. Для нас сейчас основная цель - изменить менталитет людей, которые считают  покупку электромобилей исключительно  признаком  экологической ответственности.

Задача производителей - предложить суперсовременный продукт, который будет соответствовать имиджу и статусу его пользователя и стать отличительным признаком "технологической продвинутости" его обладателя.

Другими словами, на сегодняшнем этапе мы намерены внедрять электромобили не через их  экономичность, - а это действительно так, любой владелец электромобиля вам подтвердит, что он гораздо дешевле как с точки зрения затрат на топливо, так и в обслуживании, а через восприятие электромобиля как качественно новой технологии, которой обладать престижно. В свое время это сделали производители мобильных телефонов, и у них это получилось. Помните, буквально недавно мы думали: "Зачем нужны эти мобильники? Такие громоздкие, неудобные. Можно ведь и со стационарного позвонить". И что сейчас? Где стационарные телефоны?

- Если говорить о моде, то сразу на ум приходит идея продвижения электротранспорта по линии автоспорта. Планируете?

- Уже. Прошлым летом проводилась "Формула 1" на электромобилях в Москве на Красной площади. Очень впечатляет - те же болиды, но на электричестве. Конечно, нужно и дальше популяризировать электротранспорт, это признак современности, продвинутости, в том числе через такие мероприятия. Другими шагами может стать социальная реклама по теме экологии и вообще акцент на заботу о природе. Это сейчас модный тренд, и электромобиль прекрасно в него вписывается.  

В поисках российского электрокара

- Ведете ли вы переговоры с производителями автомобилей? Есть ли заинтересованность наших компаний в производстве электрокаров?

- Да, мы постоянно взаимодействуем. В России сегодня по большей части представлены зарубежные электромобили, но российские производители уже приступили к разработке отечественных машин и зарядных станций. Так, в рамках программы по импортозамещению Рязанский приборостроительный завод произвел пилотный образец собственной ЗС для электромобилей "Фора", которую на протяжении полугода тестировало наше дочернее предприятие - "МОЭСК", также произведен первый серийный российский электромобиль на базе газели eNext. Также мы активно сотрудничаем с Renault, обсуждаем  локализацию в России производства их электромобилей.  

- С автобусными парками ведете переговоры?

- Непосредственно с ними – нет, с городскими властями ведем. У нас есть определенные договоренности по переводу городского транспорта на электричество, но сейчас эти планы сдерживаются тем, что в России пока не производятся электроавтобусы. Тем не менее, вскоре на этот рынок должен выйти отечественный производитель.

- По вашей оценке, когда в Москве могут появиться первые автобусы на электричестве?

- Скажем так, я считаю, что в 2020 году будет другая ситуация.

Быстрый и медленный

- Далеко не каждый знает, что собой представляет зарядная станция и как долго происходит "заправка". Сколько ждать залива электричества в "бак" автомобиля?

- У нас есть два типа зарядных станций. На быстрых ЗС - это происходит в районе 20-30 минут, то есть по времени примерно так же, как и залить обычный бензин. На долгих ЗС – несколько часов, но они ориентированы на ночную зарядку автомобилей. Вы можете поставить машину и, скажем, пойти домой спать. Также мы размещаем ЗС рядом с торговыми центрами, откуда люди обычно возвращаются только спустя несколько часов. 

- Из 1000 заправок, какое соотношение быстрых и медленных?

- Изначально мы планировали 80% делать медленными, а 20% быстрыми. Но, скорее всего, пересмотрим это соотношение в сторону увеличения быстрых. Они преимущественно будут размещаться на вылетных магистралях недалеко от Москвы, чтобы можно было подзарядиться перед дальней поездкой, попить кофе и поехать домой.

- Вы сказали, что можно будет попить кофе, то есть "Россети" рассматривают возможность строительства зарядных станций с кафе и другими атрибутами современных АЗС?

- Легко! Но здесь могут быть разные варианты, к примеру, мы в настоящий момент уже ведем переговоры с крупными компаниями о совместном проекте по установке быстрых зарядок на АЗС.

- Как часто нужно заправляться?

- Сейчас на одной заправке можно проехать где-то в среднем от 150 до 300 км, чего вполне хватает при использовании в пределах городской инфраструктуры.

- Владельцы электромобилей могут зарядиться только на заправках или есть возможность каким-то образом это сделать при помощи сети рядом с домом?

- Розетки 220 вольт с заземлением будет достаточно, но это будет дольше – от 7 до 8 часов. Собственно, сейчас так заряжают свои авто многие владельцы электромобилей.

Ватт копейку бережет

- Какой объем инвестиций планируете вложить в развитие зарядной инфраструктуры?

- Точную цифру подсчитать сложно, так как она постоянно сокращается из-за стремительного роста технологий.  При этом источники финансирования могут быть разные: и через электросервисные контракты, и привлечённые источники, может быть и инвестпрограмма. В любом случае это небольшой объем от нашей инвестиционной программы, чуть ли не меньше одного процента.

- Сколько стоит установить зарядную станцию?

- Стоимость медленной начинается от 180 тыс. рублей, быстрой - не превышает 2,5 млн рублей, но эти цифры непостоянны, они все время меняются в сторону снижения. Вспоминая пример с мобильниками - первые стоили тысячу долларов, а через несколько лет - уже меньше ста. То же происходит с зарядными станциями. В частности, мы общаемся с разными производителями,  они готовы обсуждать ощутимое снижение озвученную мной стоимость зарядной инфраструктуры, в том числе и  производственные возможности для  локализации производства ЗС. Технически это возможно организовать за год.

- Сориентируйте, сколько стоит заправить автомобиль на ваших электрозаправках?

- Сейчас заправка бесплатная, и это наша осознанная позиция. Думаю, это продлится еще где-то год-полтора.  

- А через полтора года сколько будет стоить?

- Около 130-140 рублей. Для понимания, при такой цене стоимость содержания электромобиля обходится в 4 раза дешевле, чем аналог на бензине. Например, зарядка Renault Kangoo при пробеге в 20 тысяч км в год будет обходиться в 41 рублей за сутки, то есть в 4 раза дешевле, чем заправка АИ-95 для аналогичного пробега. По ночному тарифу экономия еще выше - 10 руб. 40 коп. в сутки - это уже в 16 раз выгоднее.

- Какие сроки окупаемости электрокаров?

- Мы считаем что за восемь лет уже окупится электробус. Да, затраты на покупку почти в три с половиной - четыре раза дороже. Но вот стоимость эксплуатации автобуса на порядок дешевле, поэтому за восемь лет автобус окупается. С некоммерческим автотранспортом - с легковыми машинами - окупаемость еще быстрее. 

Электрошоссе во Владивосток

- Предлагаю пофантазировать. Как вы считаете, когда-нибудь можно будет доехать из Москвы до Владивостока на электромобиле?

- К 2020 году, думаю, мы накроем всю страну сетью зарядных станций, поэтому, верю, что уже через 4 года вы сможете спокойно доехать от Москвы до Красноярска на электромобиле, но не исключаю что и до Владивостока. "Россети" к этому времени планируют добиться повсеместного размещения ЗС по всей стране: в центральной части, на юге, Северо-Западе, Урале, Сибири, и возможно на Дальнем Востоке.

Я также искренне верю, что развитие электротранспорта даст дополнительный скачок развитию аккумуляторов и запас хода 150-200 км, которые мы обсуждали, превратится в 400-500 км. Уже к 2018 году большая часть электромобилей будет проезжать больше 300 км на единой зарядке, а заправка будет проходить в течение 15-20 минут.  

- Вы не боитесь конкуренции с газомоторным топливом, которое развивает "Газпром"?

- В моем понимании газовая тема сложней. Электричество все же привычнее, ведь у каждого дома есть розетка, и мы ее не пугаемся. Поэтому, я считаю, что будущее именно за электротранспортом.

Беседовал Алексей Большов