Четыре года назад в Омской области сменилось руководство. Пришедший из команды "Газпрома" Виктор Назаров занял место Леонида Полежаева, возглавлявшего регион 21 год. Перед новым губернатором стояла задача подготовить Омск к празднованию 300-летия — завершить начатые предшественником "юбилейные" проекты. Кроме того, региональной власти нужно было помочь с госзаказами "оборонке", обеспечить наполнение бюджета, сохранить рабочие места.
Виктор Назаров рассказал в интервью ТАСС о том, почему, несмотря на миллиардные инвестиции, Омск не смог к 300-летнему юбилею завершить масштабные "долгострои", о проекте производства ракет-носителей "Ангара" и о том, зачем он ввел в делопроизводство специальную красную печать на документы.
— Вы пришли на пост губернатора из крупной компании. Почувствовали разницу в принципах управления компанией и регионом?
— Нельзя сказать, что было легко, потому что государственное управление и управление компанией — это две разные вещи. В коммерческой компании все понимают, к чему стремиться, и заряжены на конечный результат, решения исполняются мгновенно. А в государственном управлении есть антикоррупционные ограничения, документ должен вылежаться, должно пройти согласование всех чиновников и каждый боится: вдруг не ту визу поставлю…
В итоге принятие решений затягивается, и это пагубно сказывается на качестве госуправления.
Мы вынуждены были на уровне регионального законодательства менять систему и сокращать сроки согласования.
К примеру, для программы "Омск-300" (подготовка к празднованию юбилея Омска. — Прим. ТАСС) сделали специальную красную печать. Если стоит печать "300" на документе, значит, его нужно согласовать в течение трех часов. Нарушителей наказывали. По-другому очень сложно изменить менталитет звена управленцев.
— Вам поручили управлять регионом, хоть и с сильным промышленным потенциалом, но низкой бюджетной обеспеченностью. Сложно вам было реализовывать проекты и выполнять обязательства: социальные — перед гражданами и "финансовые" — перед инвесторами?
— Что касается бюджета, ситуация тяжелая. Для сравнения: соседняя Новосибирская область в прошлом году собрала 141 млрд руб. налогов, из них оставила себе 103 млрд руб.; Омская область собрала 122 млрд руб., из них в регионе осталось 55 млрд руб. Почему мы отдали 67 млрд руб. в федеральный центр? Очень трудно объяснить это простым людям, омичам. Объясняем, что это бюджетная, финансовая политика, бюджетный кодекс. Но от этого не легче…
Да, потом в рамках субсидий, субвенций деньги идут в регион из федерального центра, но отдали мы 67 млрд руб., а получили обратно 19 млрд. И каждую субсидию и субвенцию нужно еще доказать, защитить, процедура очень длительная.
Это серьезно сказывается на возможностях нашего участия в федеральных программах, где требуется софинансирование из регионального бюджета. Весь спектр программ нам недоступен, потому что бюджет региона слабый.
Если бы было справедливое распределение средств, хотя бы для социальных программ, нам было бы легче. Если бы на них сразу оставляли деньги в регионе, мы могли бы участвовать во всех программах.
— Омской областью до вашего прихода более двух десятков лет руководил Леонид Полежаев. В регионе сформировались устоявшиеся связи и отношения между элитами. Вы фактически сразу после вступления в должность приступили к формированию своей управленческой команды и по сей день продолжаете вести подбор людей, недавно отправили в отставку своего главного пиарщика. В чем причина постоянных кадровых рокировок в правительстве Омской области?
— Это тернистый путь — сверстать команду единомышленников. Людей, способных брать на себя ответственность и вести за собой, немного. За четыре года мы поменяли очень многих в правительстве: кто-то не смог сам работать, кто-то недопонимал… На сегодня мы завершили формирование команды. Но если кто-то подведет регион, не справится с выполнением поручений главы государства, мы с ним расстанемся.
— В этом году Омск отметил 300-летний юбилей. За восемь лет на преображение Омска было направлено 28 млрд руб. — это почти два годовых бюджета города. Многое сделано, но есть три крупных инфраструктурных объекта, завершение которых уже стало притчей во языцех. Один из них — международный аэропорт "Омск-Федоровка". Проявляют ли инвесторы интерес к этому проекту?
— Кризис сказался. Российские инвесторы очень осторожно относятся к предложению вкладывать деньги в крупный инфраструктурный проект. Для завершения строительства нужно порядка 16,5 млрд руб. Мы видим аэропорт в рамках логистического центра для перевалки грузов из Азии. Тогда он будет рентабельным. Только на одном пассажиропотоке проект не будет окупаться, а у нас пассажиропоток упал в последние годы с 1 млн человек до 700 тыс.
— В Омске стоит и незавершенная линия метро. Будет ли она достроена или эту инфраструктуру можно использовать в другом проекте?
— При сегодняшнем бюджете нужно четко соизмерять свои силы. Чтобы достроить метро, нужно средств почти в два раза больше, чем уже в него вложено. Поэтому проект законсервирован. Как только представится возможность, как только в бюджете будут на это средства, мы к нему вернемся.
— Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на Иртыше, призванного обеспечить бесперебойное водоснабжение Омска, остановилось с банкротством НПО "Мостовик". Когда объект будет введен в эксплуатацию?
— Мы возобновили работы в конце прошлого года, нашли новую компанию-подрядчика. Сейчас мы выделили из бюджета порядка 700 млн руб. на достройку первой очереди гидроузла и на следующий год через Федеральное агентство водных ресурсов получим оставшиеся федеральные деньги, добавим свои. Перспективы завершения стройки есть: гидроузел будет введен в эксплуатацию к концу 2018 года.
— Как в нынешних непростых экономических условиях развивается промышленность региона, в частности оборонная отрасль?
— Перед регионом стояла задача не только сохранить, но и приумножить потенциал оборонно-промышленного комплекса. Результат — основные предприятия "оборонки" возродились и прошли модернизацию. Беспрецедентная сумма, 7 млрд руб., уже вложена в ПО "Полет", которому доверено участие в проекте государственной важности — производстве ракет-носителей "Ангара". Его реализация позволит России запускать в космос аппараты всех типов со своей территории.
Речь идет о внедрении в производство новых технологий. И главное, ракета будет производиться из российских комплектующих. Буквально в сентябре запускаем новый сборочный цех на "Полете". С 2020 года "Полет" планирует выпускать до 100 универсальных ракетных модулей в год. Омск станет единственным в России центром по производству ракетных модулей для "Ангары". Для региона это развитие промышленного потенциала, новые рабочие места.
5 млрд руб. вложено в модернизацию Моторостроительного объединение имени Баранова. Оно выпускает комплектующие для двигателей Як-130 — учебно-боевого самолета, в задачи которого входит обучение курсантов, имитация боевых полетов, посадка в сложных условиях. В рамках гособоронзаказа на ближайшие три года на вооружение России поступит 30 таких самолетов.
Важно, что с этого года двигатели для Як-130 собираются полностью из российских комплектующих, а раньше их поставляли с Украины.
После того как ушел украинский "Мотор-Сич", в России были проблемы с вертолетными двигателями. Сейчас наш завод имени Баранова изготавливает комплектующие для двигателя ВК-2500, который может устанавливаться на вертолетах среднего класса Ми-8МТ (Ми-17), Ми-14, Ми-24, Ми-28Н, Ка-27, Ка-32.
Не обо всех проектах в оборонной сфере можно открыто говорить в прессе. Но я горжусь тем, что Омск дает стране высокотехнологичную продукцию и обеспечивает тем самым безопасность и обороноспособность России.
— Какова сейчас доля продукции предприятий ОПК в регионе?
— У нас работают 16 предприятий ОПК. Они производят ракетно-космическую, авиационную, бронетехнику, радиоэлектронные компоненты и устройства радиосвязи, контрольно-измерительную и медицинскую аппаратуру. Радиоэлектронная отрасль региона выпускает десятую часть всей спецпродукции в сфере радиоэлектроники России.
Омские предприятия ОПК производят 5% объема промышленной продукции области и около двух третей объема продукции машиностроения, в них сосредоточено 20% основных фондов промышленности, занято 30 тыс. человек.
По итогам 2015 года общий объем произведенной продукции омских предприятий ОПК увеличился в 1,3 раза. При этом инвестиции в омскую "оборонку" за счет средств федерального бюджета и собственно предприятий в минувшем году составили около 3 млрд руб.
— Продолжая тему импортозамещения. Омск — сельскохозяйственный регион. Как у вас обстоят дела c продовольствием и как вы живете в эпоху санкций?
— Накормить самих себя сегодня — это задача политическая, миссия каждого губернатора. Омская область с этим справляется. По итогам прошлого года прирост в АПК составил более 1%.
В этом году, например, на территорию региона не ввезено ни одного килограмма импортных семян картофеля. Весь семенной материал произведен в области.
По зерну — в прошлом году было 3,3 млн тонн, в этом году урожай будет не хуже. Для внутренних потребностей нам нужно менее 2 млн тонн, остальное — излишки.
Экспорт продуктов питания Омской области в три раза превышает импорт. Мы недавно ездили в Китай. Я бы хотел отметить, насколько вырос там интерес к российским продуктам питания. Мы были там всего три дня и получили массу заказов, не говоря уже о поставках пшеницы. Это растительные масла, кондитерские изделия, мука и другое. Для нас важно, что нам выгоднее в силу географического положения Омской области и логистики завоевывать юго-восточные рынки.
— Омская область также развивает производство сельхозтехники. Каких успехов удалось добиться?
— Летом мы участвовали в Дне поля в Барнауле. Туда шли колонной, тралами, везли омскую технику. Обратно вернулись пустыми, все распродали в первые же часы работы выставки.
Наша сельхозтехника в разы дешевле зарубежной, а по качеству ей уже не уступает. Пройдет пару лет и уже не мы за ними, а они за нами будут гнаться.
Рынок крайне перспективный. Половина сельхозтехники в стране пока импортного производства, по некоторым видам импортозависимость полная. Но за последние годы Россия сделала колоссальный рывок, это бесспорно. Омская область в тренде. У нас сельхозтехнику производят 25 предприятий. Если в 2014 году они реализовали техники на 1,2 млрд руб., то в прошлом — уже на 1,5 млрд руб., в этом будет еще больше. Тесно сотрудничаем с Белоруссией, у нас уже три совместных предприятия. Эта страна уже ушла от импортозависимости, мы перенимаем передовой опыт.
— Какие крупные инвестпроекты в сфере АПК у вас реализуются сейчас?
— "Омский бекон" вкладывает 16,5 млрд руб. в реконструкцию производства: будет построено десять новых свиноводческих комплексов, объем производства мяса на убой в живом весе увеличится вдвое, до 70 тыс. тонн. К строительству планируется приступить в сентябре этого года.
Птицефабрика "Сибирская" готова вложить в увеличение объемов производства мяса птицы 4,75 млрд руб. Предприятие планирует производить 70 тыс. тонн готовой продукции в год. В 2018 году новый комплекс будет введен в работу, а еще через год должен выйти на проектную мощность.
— Ваш регион будет участвовать в молочных интервенциях. Сколько регион готов поставить продукции?
— Проведение молочных интервенций запланировано в 2017 году только в девяти регионах, в том числе в Омской области. Наши предприятия готовы поставить в интервенционный фонд 500 тонн сливочного масла и 300 тонн сухих молочных продуктов.
— Сейчас регионы борются за инвесторов. Есть примеры в Омске, когда инвестор заинтересовался регионом именно потому, что созданы условия с точки зрения лояльности власти, форм поддержки?
— Да, сегодня идет борьба территорий за инвестора. Регион должен давать понимание инвестору, что его ждут, что с ним готовы разговаривать на "ты" и помогать. И главная задача — создать инвестору такие условия, чтобы он, как вы верно заметили, заинтересовался комфортностью территории.
Например, мы предоставили пониженную ставку по налогу на имущество производителям шин, в итоге инвестор поставил новую линию, увеличил производство шин, а налоговые поступления по отрасли повысились почти на 24%.
Недавно мы продлили налоговые льготы производителям полипропилена до 2021 года, потому что видим реальный эффект. Выручка в отрасли увеличилась в десятки раз, численность работников — в два раза. В итоге, несмотря на снижение ставок по налогам на имущество и на прибыль, общая сумма налогов, уплаченных в областной бюджет, выросла в четыре раза с момента начала предоставления налоговой преференции.
И последний пример — Омск был выбран для строительства завода по производству катализаторов каталитического крекинга с общим объемом планируемых капитальных вложений порядка 13 млрд. Существенным аргументом в нашу пользу в переговорах с инвестором также стала возможность предоставления налоговых преференций на первом этапе реализации инвестпроекта. Мы их предоставили, и инвестор сказал, что будет заходить и открывать производство у нас.