Александр Красовицкий: мы сделали "Тигр" более "зубастым", поставив на него пушку 30 мм
Первый в мире роботизированный двухосный автомобиль "Тигр" с боевым модулем 30 мм, а также модернизированный бронетранспортер БТР-82А, который сможет "видеть" цели на расстоянии до 3 км в любых погодных условиях, покажет "Военно-промышленная компания" на Международном военно-техническом форуме "Армия-2016".
О новом "Тигре"-роботе, планах по модернизации бронеавтомобилей этого семейства, а также о тенденциях развития колесной бронетехники в России и перспективах ее продажи в другие страны в преддверии форума в интервью ТАСС рассказал генеральный директор компании Александр Красовицкий.
— Что планируете показать на форуме "Армия-2016"?
— В этом году мы будем как никогда широко представлены и покажем шесть образцов техники. Непосредственно на стенде у нас будет продемонстрирован натурный образец специальной бронированной машины "Тигр", серийный образец специальной полицейской машины "Медведь", или БТР-ВВ, которая принята на снабжение МВД России. Это машина имеет 6а класс баллистической защиты, а по минной защищенности способна выдержать под днищем или колесом взрыв до 7 кг в тротиловом эквиваленте.
По западной терминологии эта машина относится к классу машин типа MRAP. У "Медведя" увеличена грузоподъемность, более удобное расположение экипажа, а также установлены кресла нового поколения, которые предотвращают травмирование в случае взрыва. Сегодня у нас многие западные потребители спрашивают об этой машине, мы возлагаем на нее надежды в ближайшем будущем и надеемся, что она будет востребована.
Помимо этого, на открытой площадке мы покажем модернизированный БТР-82А с тепловизионным прицелом, который позволит повысить дальность обнаружения цели до 3000 м ночью и в сложных условиях видимости, таких как задымленность, снегопад, туман и пыль.
— Что-то особенное покажете?
— Да, будет новинка, о которой мы еще не говорили, — специальный автомобиль "Тигр" с боевым модулем с автоматической пушкой 30 мм.
В первый день мы выставим обычного "Тигра", а со второго дня будет демонстрироваться новый "Тигренок". Эта машина создавалась совместно с коллегами из "766 УПТК" с разрешения Минобороны России за счет собственных средств.
Устанавливаемый на "Тигра" боевой модуль унифицирован по конструкции и системе управления огнем с автоматическим дистанционно управляемым боевым модулем с 30-миллиметровой автоматической пушкой от изделия "Уран-9" (ударный роботизированный комплекс. — Прим. ТАСС).
Такой машины еще не было — мы смогли поставить 30-миллиметровое орудие на двухосный бронеавтомобиль массой менее 9 тонн, и при этом машина может передвигаться по дорогам общего назначения без каких-либо ограничений.
Более того, этот "Тигр" дистанционно управляемый, то есть он может ездить и стрелять без участия человека, самостоятельно находить и вести цели. Оператор, например, может находиться на расстоянии от "Тигра", в котором уже никого нет, и с помощью нашлемной системы указывать боевому модулю цели простым поворотом головы. В нем еще много ноу-хау, которые мы покажем уже непосредственно на выставке. Этот образец сейчас проходит пробеговые и стрельбовые испытания и показывает себя очень хорошо.
Мы считаем, что эта машина должна в перспективе обеспечить нам горизонт продаж.
— С кем запланированы переговоры на форуме?
— Запланирован ряд встреч с представителями Минобороны РФ, а также со всеми российскими силовыми ведомствами. На выставке от нас будет большая группа специалистов, которые готовы ответить на все вопросы, в том числе технические.
Мы разослали нашим зарубежным партнерам и потенциальным клиентам приглашения посетить нашу экспозицию и уже получили ряд подтверждений с просьбой встретиться с руководством компании, с конструкторами. В частности, уже запланированы встречи с представителями Сербии, Намибии и Республики Беларусь. Думаю, что ближе к выставке мы получим подтверждения о посещении нашей экспозиции и от других делегаций, обычно они приходят за несколько дней до начала мероприятия.
— Каких результатов вы ждете от этого форума в целом? Будут ли контракты?
— Мы ожидаем заказы от наших клиентов, тем более нам сегодня помогает курсовая разница. Сейчас очень часто случаются ситуации, когда иностранная машинка аналогичного класса стоит в два-три раза дороже, поэтому заказчик все равно идет к нам, в Россию. У нас в очереди на покупку машин стоит ряд стран, которые я пока не могу называть.
Кроме курсовой разницы интерес иностранных партнеров повысился благодаря внедрению новой производственной системы, которая снижает издержки и повышает контроль качества. Наши клиенты, которым мы показываем производство, даем покататься на технике, пострелять из нее, понимают, что качество техники, которую они получают от нас, гарантировано.
Когда мы были на выставке в Париже в этом году, ко мне подошел генерал из одной арабской страны и, заметив, что я фотографирую бронемашины иностранных производителей, сказал: "Эти машины красивые, да, но для боевых действий мы покупаем российские, потому что они надежные".
Мы также сильно разогнали производственный конвейер. Не могу сказать, подо что конкретно и назвать конкретные цифры, но мы сейчас можем выпускать в два-три раза больше машин, чем два года назад.
— Что еще, помимо бронетехники, вы предлагаете заказчикам?
— Мы сейчас проводим своеобразную акцию: ездим непосредственно к эксплуатантам нашей техники. Это, конечно, мотострелки, разведчики, ВДВ, морская пехота.
Мы приезжаем в части, где они дислоцируются, разговариваем с командирами подразделений, непосредственно с бойцами, спрашиваем, что нужно улучшить или переделать. Так, например, десантники нам говорили, что "Тигры" — классные машины с обалденной проходимостью, равных которым нет, но одновременно попросили сделать "Тигра" более "зубастым". Поэтому мы решили поставить на него боевой модуль с 30-миллиметровой автоматической пушкой, о котором я говорил выше.
— Вы сказали про новый БТР-82А с тепловизионным прицелом. Опытно-конструкторские работы по этой машине завершены? Когда она выйдет на испытания?
— Прицел готов, он сейчас устанавливается на машину, и мы проводим положенный цикл испытаний БТРа уже с новым прицелом. Никаких проблем с этой машиной мы не видим, потому что прицел вышел хороший. Сегодня даже инозаказчики выходят к нам с просьбами о закупке, отследив информацию о появлении этого БТРа. Но в первую очередь мы должны обеспечить собственную армию, а потом уже поставлять на экспорт. Я думаю, что в октябре мы завершим испытания, получим результат и дальше начнем серийный выпуск.
— На какой стадии испытания десантируемого "Тигра"? Есть ли заказ от ВДВ на него?
— Мы специально начали работать в этом направлении, потому что понимаем, что сегодня ВДВ имеют задачи, под которые мог бы использоваться "Тигр".
Мы провели копровые (бросок машины, установленной на платформу для десантирования, со специальной вышки, имитирующий десантирование. — Прим. ТАСС) испытания, семь раз сбросили машину, и в какой-то момент "Тигр" опрокинулся на бок.
Мы его перевернули, поставили на колеса, из видимых повреждений на нем помялось всего два плафона. После чего "Тигр" завели, и он поехал как ни в чем не бывало.
Представители ВДВ, которые с нами проводили испытания, были очень удивлены этому факту и признались, что никто не ожидал, что "Тигр" поедет после такого падения.
Сегодня мы понимаем, что машина может десантироваться парашютным способом с тех высот, которые необходимы заказчику, нужно лишь доработать платформу, на которой аппарат десантируется, и можно продолжать испытания. Я думаю, десантники закажут эту машину.
— Что будет собой представлять модернизированный "Тигр"? Когда появится первый образец?
— Есть уже конкретная задача начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ. "Тигры" служат военному ведомству уже десять лет, поэтому необходимо принимать решение об их капремонте или модернизации.
Мы понимаем, что можно улучшить в нашей машине, сами смоделировали и предложили руководству Минобороны варианты модернизации "Тигра". Мы сегодня находимся на стадии заключения контракта на эти работы с Минобороны. Это действительно будет другая машина: V-образное днище, повышенная грузоподъемность, более удобное размещение экипажа и десанта, там будет 2-й и 3-й, а в перспективе и 4-й класс защиты по ОТТ (общие технические требования. — Прим. ТАСС), выше клиренс. Думаю, что в течение полутора лет мы уже покажем нового "Тигра".
— То есть в 2018 году будет создан первый образец новой машины?
— Я полагаю, что мы уже в 2017-м выполним часть работ, создадим опытный образец, а в 2018 году уже начнем испытания и будем выводить в серию. Также необходимо пройти весь комплекс испытаний под контролем военных, а они всегда очень строго следят за этим процессом.
— Какими вы видите тенденции развития колесной бронетехники в России? Планируется ли полностью переходить на роботизацию?
— Учитывая то, что сейчас происходит в мире, какая складывается в некоторых регионах обстановка, мы понимаем, что спрос на нашу колесную бронированную технику будет еще долгие годы.
Ведь колесная техника в отличие от гусеничной не разрушает дорожное покрытие, она более мобильна и может перемещаться где угодно. Наши машины обеспечивают безопасность трубопроводов, нефтяных скважин, то есть тех мест, куда трудно было бы доставлять гусеничную технику. Поэтому потенциал колесной техники достаточно велик.
Что касается роботизации, могу сказать, что все зависит от задачи. Как правило, робот используют там, где не хотят рисковать экипажем.
Сегодня фактически любую машину можно сделать роботом. Как вы знаете, у нас уже есть машины, которые могут использоваться как с экипажем, так и без него. Этой машиной можно управлять практически с мобильного телефона, мы уже это сделали. Полностью переходить на роботы, наверное, никогда не будут, потому что человек все равно более трезво определяет доктрину своего поведения на поле боя, нежели это делает робот.
— С какими странами сотрудничаете в сфере ВТС? Куда отгружаются наши полицейские "Тигры"?
— Многие наши клиенты не хотят, чтобы их называли. Особенно сейчас, когда в мире ведутся попытки организации бойкотирования сотрудничества с Россией.
Поэтому есть ряд инструментов, благодаря которым мы отдаем наши машины в другие страны, а они под своими брендами их реализуют, устанавливая на "Тигры" различное вооружение. Из того, что можно сказать, — была поставка полицейских "Тигров" в Словакию. Также мы отправили в этом году партию полицейских "Тигров" — они сейчас у нас называются СБМ ВПК-233136 — внутреннему заказчику, в структуры МВД России.
Беседовал Алексей Паньшин