Дмитрий Козак: регионы не должны "строить коммунизм" за чужой счет

Дмитрий Козак. Екатерина Штукина/ пресс-служба правительства РФ/ ТАСС
Дмитрий Козак
Заместитель председателя правительства рассказал в интервью ТАСС о новых бюджетных инициативах, связанных с перераспределением средств от богатых регионов к бедным, и стратегии регионального развития

На этой неделе в Сочи пройдет Международный инвестиционный форум, в работе которого примет участие председатель правительства Дмитрий Медведев. Участники форума обсудят проблемы развития российских регионов и реформу государственного управления.

О новых бюджетных инициативах, связанных с перераспределением средств от богатых регионов к бедным, стратегии регионального развития и о результатах оценки эффективности расходования средств в интервью ТАСС рассказал заместитель председателя правительства Дмитрий Козак

— Основная дискуссия на Международном инвестиционном форуме в Сочи будет посвящена новому качеству и реформе государственного управления. Сейчас на федеральном уровне активно внедряется так называемый проектный метод работы. Что это будет значить для управления регионами? Будет ли проектный метод внедряться на региональном уровне?

— У нас федеративное государство. Система органов власти субъектов Федерации, порядок их организации и деятельности определятся регионами самостоятельно. Федеральный центр не вправе навязывать регионам методику управления. На федеральном уровне метод проектного управления внедряется пока в пилотном режиме, только по некоторым приоритетным направлениям деятельности правительства. Если эффективность этой методики управления мы сумеем подтвердить на практике, естественно, ее применение будет расширяться как на федеральном, так и на региональном уровне.

Что представляет собой проектный метод? Это в первую очередь ответственность органов власти, каждого работника за достижение проектируемых конечных результатов работы. Не за добросовестное исполнение текущих обязанностей, а за результат. Этот принцип проектного управления уже сегодня достаточно широко применяется в работе правительства.

Проектный метод — это в первую очередь ответственность органов власти, каждого работника... не за добросовестное исполнение текущих обязанностей, а за результат

К примеру, еще в 2014 году правительством была введена финансовая ответственность федеральных и региональных органов власти в случаях невыполнения ими обязательств по достижению конечных результатов работы в связи с использованием субсидий регионам из федерального бюджета. Сегодня уже очевидно, что эта мера себя оправдала. В настоящее время в рамках работы по совершенствованию инструментов региональной политики предоставление дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов будет обусловлено обязательствами по социально-экономическому развитию территорий, по повышению эффективности управления региональными финансами с ответственностью региональных органов исполнительной власти за выполнение указанных обязательств.

— Вы сейчас заканчиваете работу над основными направлениями региональной политики. Могли бы вы рассказать об основных тезисах этого документа?

— Подготовка проекта Основ региональной политики завершена. Документ согласован на федеральном уровне. Учтена значительная часть предложений субъектов РФ. Активное участие в формировании Основ принял Совет Федерации. Основной целью региональной политики является наращивание собственного экономического потенциала территорий. Сокращение дифференциации уровня социально-экономического развития не за счет выравнивающих трансфертов из федерального бюджета, а через развитие промышленности, сельского хозяйства, в целом повышение предпринимательской активности, создание новых рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, увеличение доходов граждан.

Экономический потенциал есть везде, где живут люди

Конечно, без финансовой поддержки регионов из федерального бюджета в нашей многообразной стране не обойтись. Общий объем трансфертов регионам, которые объективно имеют низкий уровень бюджетной обеспеченности, на начальном этапе даже увеличится. Но они будут не только и не столько способом  поддержки региональных и местных бюджетов, сколько важнейшим финансовым инструментом стимулирования работы органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по развитию территорий.

Экономический потенциал есть везде, где живут люди. Особенно важно опережающими темпами развивать густонаселенные депрессивные территории. Чтобы люди в поисках средств к существованию не были вынуждены покидать свою малую родину, расставаться с родными и близкими, массово концентрируясь всего в нескольких городских агломерациях, где, в свою очередь, в силу перенаселенности возникают экологические, транспортные проблемы, а нередко и межнациональные конфликты.

Что для этого нужно? Набор инструментов общеизвестен. Необходимо не на словах, а на практике создавать условия для максимальной реализации предпринимательской инициативы, снимать инфраструктурные ограничения и устранять бюрократические барьеры, искоренять злоупотребления и коррупцию. Регионы и муниципалитеты должны конкурировать не за дотации из федерального и региональных бюджетов, а в создании благоприятного инвестиционного климата, в удержании и привлечении на территории экономически активных людей. Такие примеры в России есть. Возьмите Калужскую или Белгородскую область, где без нефти и газа руководителям этих регионов удалось по историческим меркам в короткий период радикально нарастить собственный потенциал территорий.

Целый ряд механизмов, максимально стимулирующих к работе по саморазвитию и снижению дотационности территорий, имеется в пакете предложений по обновлению региональной политики.

— А изменения бюджетной системы понадобятся?

— Да, некоторые изменения потребуются. Это прежде всего критерии и условия распределения средств из федерального фонда финансовой поддержки регионов. Теперь дотации, как уже было сказано, будут обусловлены обязательствами по наращиванию собственного налогового потенциала, снижению уровня дотационности региона, оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, снижению обременительной долговой нагрузки.

Критерии распределения дотаций и субсидий будут изменены с учетом проведенной инвентаризации расходов региональных и местных бюджетов. Это позволит более справедливо и точно определять нуждаемость регионов в финансовой помощи. Наконец, потребуется, как это ни парадоксально звучит сегодня, некоторое перераспределение налоговых доходов в пользу федерального бюджета. Речь идет о централизации 1 процентного пункта налога на прибыль. Однако эти средства в полном объеме будут возвращены регионам. Большая часть будет направлена на увеличение фонда финансовой поддержки регионов. Значительная часть — на увеличение грантов субъектам Федерации в связи с достижением высоких темпов экономического роста. Еще часть — на сохранение в распоряжении субъектов суммы прироста налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет. Таким образом, эффективно работающие регионы, снижая уровень дотационности, будут получать из федерального бюджета адекватное вознаграждение и компенсировать уменьшение дотаций.

Кстати сказать, что право на получение грантов и поступающего с территории прироста налога на прибыль сохраняют и высокодоходные регионы. В сочетании с мерами ответственности за выполнение обязательств по развитию территорий последовательная реализация этой политики должна обеспечить мобилизацию всех на работу по развитию экономического потенциала всей страны.                 

— Вы сейчас закончили оценку эффективности расходов бюджетных средств в регионах. Каковы ее результаты?

— Эта работа практически завершена. Ее результаты выявили некоторые парадоксальные вещи. Прежде всего, мы увидели существенные различия в эффективности использования бюджетных средств, которые поступают в распоряжение региональных властей. Нередко расходы на финансирование одних и тех же функций (на душу населения или на иной сопоставимый показатель) в традиционно считающихся депрессивными и дотируемых из федерального бюджета регионах оказались выше, чем в самых высокообеспеченных регионах, таких, к примеру, как Москва. При том что качество образовательных, медицинских, иных социальных услуг, уровень благоустройства и содержания городского хозяйства в Москве, несомненно, выше.

— А почему это происходит?

— Видимо, причина и в качестве управленческих кадров, и в несовершенстве межбюджетных отношений, порождающих иждивенчество и позволяющих "строить коммунизм" за чужой счет. Нам предстоит преодолеть эти пробелы. Теперь оптимизация бюджетных расходов, повышение производительности труда в бюджетном секторе станет одним из обязательств регионов, которые получают финансовую помощь из федерального бюджета. С риском потерять эту помощь (или кресло руководителя) при невыполнении этих и других обязательств.

— Вот сейчас будет происходить это распределение доходов между богатыми и бедными регионами. О каких деньгах идет речь?

— В условиях 2016 года это 117 млрд рублей. Но это перераспределение не только от "богатых" в пользу "бедных" регионов. Указанные средства, как уже говорилось, могут получить и высокообеспеченные субъекты Федерации при эффективной работе по дальнейшему экономическому развитию территорий. Кроме того, за счет этого источника дополнительную помощь вряд ли получат регионы, которые, как показала инвентаризация, с точки зрения бюджетных расходов позволяют себе "жить на широкую ногу". 

Беседовал Глеб Брянский