Алексей Кудрин: зарплаты бюджетников должны расти не меньшими темпами, чем инфляция
Экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин рассказал в интервью ТАСС, что зарплата бюджетников должна расти темпами не меньше, чем уровень инфляции, а бюджет следующего года назвал самым тяжелым за последние 14 лет.
— Алексей Леонидович, можно уточнить у вас по вашему предложению насчет необходимости отложить выполнение "майских указов" президента РФ в части социальных обязательств, которое вы озвучили на деловом завтраке Сбербанка в рамках Форума "Сочи-2016".
— Во-первых, я точно сказал, что их нужно исполнять. Мое предложение основывается на анализе состояния бюджетов субъектов Российской Федерации и на том, что в ближайшие годы не будут расти быстро доходы субъектов, они будут расти минимально в номинальном выражении.
То есть не будет достаточно ресурсов для выполнения социальных обязательств и опережающего повышения заработной платы, которая будет существенно превышать темпы инфляции — это приведет к дополнительному увеличению долгов и нагрузки на субъекты Российской Федерации. А для ряда субъектов Российской Федерации это вообще будет непосильно. Вот почему я обеспокоился этим и предложил отложить, то есть раздвинуть выполнение этих указов.
— То есть вы не предлагали перестать повышать зарплату бюджетникам, как уже написали некоторые СМИ?
— Да, это не означает, что не надо повышать заработную плату бюджетникам. Идет речь о том, что она должна повышаться не ниже темпов повышения инфляции, то есть сохраняться в реальном выражении та же покупательная способность зарплаты. Более быстрые темпы повышения и доведение до удвоения заработной платы в некоторых специальностях или профессиях по сравнению со средней в регионе заработной платой, мне кажется, вот это можно отодвинуть примерно на два года.
Повторяю, иначе ряд субъектов Российской Федерации попадет в ситуацию предбанкротства, по сути. Вот на чем основывалось мое предложение. Но это тем не менее сохраняет повышение заработной платы на уровне не ниже темпов инфляции.
— В ходе "Делового завтрака" Сбербанка министр финансов Антон Силуанов отметил, что не планируется серьезное повышение налоговой нагрузки, речь идет об улучшении налогового администрирования. Возможно ли в современных условиях это неувеличение налогов?
— Да, конечно. У министра финансов другой возможности нет. Сейчас принято решение о том, что налоги повышаться не будут — вот почему его задача повысить собираемость, но этого не хватит.
Поэтому, конечно, Министерство финансов существенно нарастит заимствования — примерно в 3–4 раза они будут увеличены. Если чистые заимствования в этом году составляют около 300 миллиардов рублей, то в следующем году они уже превысят триллион. Это серьезная нагрузка на рынок, с учетом такого дефицита федерального бюджета.
Была еще норма предложена: не повышая налог, изъять у всех субъектов Российской Федерации 1% налога на прибыль, а перераспределить его в наиболее бедные регионы, которые сейчас, в этот момент, находятся в критическом положении. Чуть больше 100 миллиардов рублей перераспределится тем самым в пользу бедных регионов.
— Сейчас кроме Экспертного совета, в котором вы активно принимаете участие, заработал Совет по стратегическому развитию. Скажите, насколько функции Экспертного совета и стратегического дублируются?
— Совет по стратегическому развитию приоритетных проектов задумывался как совет, который будет создавать новые принципы государственного управления, совершенствовать эти принципы. Я все-таки жду, что на этой задаче Совет сконцентрируется в большей степени. Пока он взял для своего исполнения одну только задачу, или пока он объявил о нескольких проектах, которые будут управляться методом проектного менеджмента. Государственное управление требует серьезного реформирования.
Проектный менеджмент является только частью нового подхода, и некоторые самые актуальные задачи в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и малого бизнеса сегодня решено осуществлять методом проектного менеджмента. Это хороший, правильный подход, но, конечно, он составляет, на мой взгляд, 30% от тех задач, которые находятся сейчас в сфере управления.
— Завершая наше интервью, хотелось бы уточнить один момент. Насколько я понимаю, вы сейчас возвращаетесь к активной работе над бюджетом. В каком качестве вы будете в ней участвовать?
— Здесь пока никаких установленных принципов нет. Поскольку решения, которые приходилось принимать по бюджету следующего года и трехлетке, они чрезвычайно сложные. Я вас должен заверить, при мне таких сложных бюджетов не было, если только, может быть, 2002-й и 2003-й — они близко были похожи по сложности, но сегодня они, может быть, сложнее.
Меня пригласили на два совещания — на одно совещание к премьеру и на одно совещание к президенту по бюджетной политике. Пока о других мы не договаривались. Меня попросили высказать мою позицию по этим вопросам. Я сказал, что я сейчас не поддерживаю вопросы повышения налогов и считаю, что другими задачами (балансируя и увеличивая приватизацию, повышая заимствования, а с другой стороны сокращая расходы) пока в ближайшие три года нужно балансировать бюджет.
— То есть говорить о вашем возвращении в правительство рано?
— Конечно, сейчас такой вопрос не стоит.
Беседовали Лана Самарина и Андрей Корзин