Все новости

Роман Старовойт: повышение тарифа в системе "Платон" улучшит дороги

'ТАСС'

Росавтодор выступает за отмену льготного коэффициента к тарифу "Платона", что позволит привлечь больше средств на ремонт федеральных трасс. О преимуществах системы сбора платы с большегрузов, развитии инфраструктуры Крыма и о том, когда все федеральные трассы будут соответствовать нормативам качества, в интервью ТАСС рассказал глава Росавтодора Роман Старовойт.

В рамках Сочинского форума уже было озвучено пять проектов, которые могут получить средства, собранные системой "Платон". В целом может ли сбор средств от "Платона" покрыть недостаток бюджетного финансирования?

— Когда принималось решение о направлении части средств, которые соберет система взимания оплаты с 12-тонников, было решено направлять их на региональные проекты государственно-частного партнерства.

Как раз для того, чтобы, во-первых, "раскрутить" механизм ГЧП в регионах, а во-вторых, конечно, привлечь дополнительные средства или частные инвестиции в дорожную отрасль. И нам приятно видеть, что уже семь заявок поступило в Федеральное дорожное агентство в первый год работы системы. Методика отбора таких проектов только утверждена, а уже такой большой интерес у регионов. Конечно, уровень заявок, который мы получили, очень разный. Качество материалов очень разное. Но мы видим, что несколько проектов уже в достаточной степени проработано, есть даже подписанные соглашения. Я имею в виду Хабаровский край. Поэтому есть все основания полагать, что часть проектов, заявки на которые мы получили сегодня, получат свое финансирование в следующем году. И, исходя из тех заявок, которые мы сегодня имеем, будут построены на сумму более чем 150 млрд рублей. Если перевести это все в километры, это более 250 км. Конечно, это хорошее подспорье для наших региональных коллег, дорожников, для решения наиболее острых инфраструктурных проблем в регионе. 

Уже есть прогнозы, сколько "Платон" может собрать в 2017 году?

— Очевидно, это будет зависеть от того, какой уровень тарифа установит правительство Российской Федерации. Мы все знаем, что сегодняшний тариф был введен на определенный период и имеет льготный коэффициент по просьбам перевозчиков. Сегодня почти год, как система введена в эксплуатацию. Работает штатно, мы с вами не наблюдаем какого-либо существенного роста цен на товары народного потребления, которые перевозятся 12-тонниками. Налажена система контроля расхода таких средств, а правительство приняло в текущем году решение о направлении 10 млрд 750 млн рублей в те регионы, где наиболее остро стоял вопрос состояния дорожной сети.

По поручению правительства, Минтранса России, Росавтодором налажена система взаимодействия с нашими региональными коллегами. И мы осуществляем контроль не только в рамках соглашения о предоставлении этих средств, но и техническими средствами контроля. У нас созданы совместные рабочие группы. В режиме реального времени на сайте Федерального дорожного агентства любой желающий может ознакомиться с конкретным перечнем конкретных улиц или дорог в регионах, которые будут отремонтированы в текущем году. Поэтому Федеральное дорожное агентство вынесло свое предложение вернуться к ранее установленному тарифу: 3 рубля 73 копейки. Сегодня это предложение от Минтранса находится на площадке правительства Российской Федерации. Мы рассчитываем, что в ближайшие месяцы, до конца года, правительство, взвесив все мнения и предложения, в том числе от Минэкономразвития, Министерства финансов Российской Федерации, от Минтранса России, примет взвешенное решение, и мы с вами узнаем о тарифе. Если тариф останется в прежних размерах, то порядка 20 млрд рублей поступит в Федеральный дорожный фонд в следующем году.

По итогам Госсовета по развитию внутренних водных путей одним из поручений была проработка вопроса о возможном повышении тарифов, в частности на перевозки автомобильным транспортом на период навигации, чтобы привлечь грузопоток на реку. На сколько может быть повышен тариф системы "Платон" на период навигации в целях исполнения этого поручения?

— Данное поручение сейчас прорабатывается. И Федеральное дорожное агентство, Минтранс России только начали обсуждать возможные варианты развития событий. Сегодня я не готов ответить на вопрос о точных размерах тарифов и, вообще, возможно это сделать или нет. Здесь мы только в стадии проработки.    

 Насколько в целом может сократиться финансирование дорожных проектов в следующем году на фоне заморозки расходов бюджета?

— Знаете, объемы финансирования, которые имеет сегодня Федеральное дорожное агентство, соответствуют примерно 500 млрд рублей.

Тот объем финансирования, который предусмотрен сегодня, позволяет нам говорить о том, что к концу 2018 года все федеральные трассы будут приведены в нормативное состояние

Ежегодно больше половины суммы сейчас идет на приведение в нормативное состояние федеральных сетей. Нам приятно видеть, что руководство страны, правительство Российской Федерации отмечает, что ситуация с федеральными трассами за последние три года существенно изменилась. И, наконец, с текущего года мы более 70% дорог приведем уже в норматив. Тот объем финансирования, который предусмотрен сегодня, позволяет нам говорить о том, что к концу 2018 года все федеральные трассы будут приведены в нормативное состояние, и на это есть стабильное финансирование. Оставшиеся средства, я имею в виду от 500 млрд рублей, которые есть в Федеральном дорожном агентстве, идут на предоставление субсидий и трансфертов субъектам Российской Федерации и на завершение строительных контрактов, которые были подписаны в предыдущие годы. Мы предполагаем в этом году порядка 200 км ввести в эксплуатацию. Это достаточно большой объем, по сравнению с предыдущим десятилетием. Понятно, это несколько хуже, чем было два-три года назад. Мы все понимаем, что находимся в сложной ситуации. Здесь как раз нужно искать финансовые инструменты по привлечению дополнительных средств. Я имею в виду частные инвестиции и реализацию таких проектов, как система взимания платы.

Крым, как известно, является заказчиком строительства трассы "Таврида" и подходов к Керченскому мосту. Как вы оцениваете работу крымских властей в формировании этих проектов на сегодняшний день?

— Вы знаете, долгое время в Крыму ничего не строилось. И, конечно, уровень подрядных организаций, которые сегодня имеются в Республике Крым, уровень заказчиков, которые сегодня там находятся, несколько ниже, чем в других регионах. Мы с пониманием к этому относимся и видим, что властями республики и города Севастополя делается все для того, чтобы поднять уровень квалификации подрядных организаций и заказчиков. Есть определенные проблемы, в том числе и технического характера. Например, на территории Республики Крым отсутствует каменный материал повышенной твердости, который используется для дорожного строительства.

Мы с пониманием к этому относимся и видим, что властями республики и города Севастополя делается все для того, чтобы поднять уровень квалификации подрядных организаций и заказчиков

Приходится такой материал завозить морем, на пароме автомобильным транспортом, что приводит к подорожанию. И, безусловно, окончание строительства Керченского моста решит эту проблему в полной мере. Но те объемы финансирования, которые сегодня выделяются на территории полуострова, позволяют говорить о том, что в ближайшие годы и крымчане, и гости Крыма увидят существенный перелом в качестве дорог на территории Республики Крым. 

Какова актуальная стоимость подходов к Керченскому мосту со стороны Крыма на сегодняшний день?

— Насколько я знаю, Республика Крым заказала, и только что был подписан контракт на проектирование. Поэтому достоверно можно будет сказать после получения инженерно-геологических изысканий, когда специалисты увидят геологию всей трассировки после проведения ТЦА и прохождения главгосэкспертизы, в том числе и подтверждения достоверности экспертной стоимости. Сегодня эти работы не закончены, поэтому надо будет просто подождать.

Что касается трассы "Таврида", достаточно ли заявленной суммы инвестиций в 139 млрд рублей?

— По поручению правительства и Минтранса России Федеральное дорожное агентство рассматривало предпроектное предложение трассы "Таврида" на расширенном заседании научно-технического совета. И наши специалисты привлекали специализированные научные учреждения, проектные организации, крупных подрядчиков. Коллегиально были рассмотрены все предложения, которые есть на сегодняшний день. В частности, наличие искусственных сооружений, решение по "полосности", решение по конструктиву дорожной одежды. Все, что можно было на данном этапе оптимизировать, мы уже выполнили. С 54 до 23 сократилось количество развязок на трассе "Таврида". На наш взгляд, этого будет достаточно, и это позволит повысить пропускную способность трассы "Таврида". Были приняты решения по трассировке в районе Феодосии. Там по новому направлению пойдет трасса. И другие предложения позволили нам на данном этапе оптимизировать стоимость. После прохождения экспертизы мы увидим окончательную стоимость трассы.

То есть она может быть меньше?

— Все возможно, потому что без геологии, сами понимаете, очень сложно рассуждать, потому что от этого очень многое зависит.

Скажите, Крым не обращался к вам с предложением взять на федеральный уровень вопрос строительства подходов к Керченскому мосту, трассы "Таврида" и других объектов?

— Этот вопрос стоял весной на совещании по строительству моста. Если помните, глава государства был на совещании. И тогда было принято решение, что заказчиком будет являться Республика Крым, и сегодня все ведомства в министерстве действуют по этой программе. 

Беседовала Ксения Алейникова