4 ОКТ, 11:30

Наталия Золотарева: наша задача — вывести качество подготовки кадров на новый уровень

Россия ведет активную подготовку к 45-му мировому чемпионату WorldSkills, который пройдет в 2019 году в Казани. Об этом в интервью корреспонденту ТАСС сообщила директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки РФ Наталия Золотарева. Она примет участие в работе форума международного движения WorldSkills International, который отрывается в канадском городе Ниагара-Фолс.

— Когда Россия получила право принимать чемпионат WorldSkills?

— В прошлом году РФ выиграла право проведения чемпионата профессионального мастерства в 2019 году. Такой чемпионат проходит раз в два года, в 2017 году его примет Абу-Даби (ОАЭ), а в прошлом году он проводился в Сан-Паулу (Бразилия), где Россия как раз и представила свою заявку на проведение чемпионата. Также заявки подавали Париж (Франция) и Шарлеруа (Бельгия).

— Что значит проведение такого форума для России?

— Выигрыш Казани-2019 для нас был важен с точки зрения развития всей системы среднего профессионального образования и стал катализатором интенсивного среднего профессионального образования в РФ. Основная цель, почему Россия вступила в движение WorldSkills, связана именно с развитием в целом системы среднего специального образования, которая готовит рабочих, специалистов среднего звена и часть профессий, которые являются высокотехнологичными и у нас традиционно готовятся в высшей школе. Так, например, и в колледжах, и в вузах у нас готовятся такие специалисты, как мехатроники, а также большой блок профессий, связанных с информационными технологиями. Наша задача — вывести на принципиально новый уровень качество подготовки кадров, что стало понятно после первого чемпионата, в котором РФ приняла участие. Это было в Лейпциге в 2013 году.

— Сколько лет Россия имеет своего представителя в WorldSkills?

— Мы в эту организацию вступили в 2012 году и сразу же начали формировать национальную сборную. Специфика соревнований состоит в том, что все их участники состязаются на основе единых требований, которые задают стандарты для современного столяра, повара, мехатроника, сварщика и так далее. Вернувшись из Лейпцига, мы проанализировали, насколько требования наших федеральных стандартов соответствуют тем стандартам, которые предъявляются на международных соревнованиях.

По заказу Минобрнауки мы сразу приступили к обновлению наших образовательных стандартов и подготовке специальных модулей в существующие образовательные программы, чтобы техникумы и колледжи видели, какое содержание нужно дополнительно внести, чтобы начать выводить уровень подготовки студентов на мировой уровень. Согласно поручению президента РФ Владимира Путина, к 2020 году как минимум в половине российских колледжей должна вестись подготовка на мировом уровне по отобранным нами 50 самым востребованным специальностям. В течение этого года были разработаны принципиально новые образовательные стандарты. Требования к результатам подготовки в них сопряжены с международной рамкой. По сути, это уже международная рамка WorldSkills, и эти требования у нас представлены сейчас на национальных чемпионатах. Для нас новый этап развития среднего специального образования связан как раз с выведением качества подготовки кадров на уровень, соответствующий современным стандартам и передовым технологиям по всем этим 50 профессиям.

— Расскажите подробнее об этих 50 профессиях.

— Наиболее востребованные специальности сейчас — это прежде всего сфера сервиса, строительства и информационных технологий. Именно по ним ведется массовая подготовка и рынок труда имеет потребность в большом количестве таких специалистов. Есть также перспективные профессии и специальности, которые работают на развитие высокотехнологичных предприятий: мехатроники, операторы станков с числовым программным управлением, специальности, связанные с автоматизацией, роботизацией производства. Здесь также наблюдается значительная потребность предприятий в высококвалифицированных рабочих кадрах, но она уже не такая массовая, как в сферах сервиса и строительства. Третий блок этих профессий — это новые профессии, которые сейчас не существуют как на рынке труда, так и в сфере образования. Например, это техник по управлению беспилотными летательными системами, техник по объективным технологиям — тот, кто может провести измерение, разработать виртуальную модель и напечатать объект с помощью 3D-принтера, плюс это специалисты, которые умеют обслужить данную технику. Потребность в них в данный момент невысокая, но, по нашему прогнозу, она будет расти.

Таким образом, в 2017 году в РФ вступают в силу новые образовательные стандарты по 50 новым наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. Требования в них соответствуют международным стандартам, но также вводятся и новшества: проведение итоговой аттестации с использованием демонстрационного экзамена. Этот экзамен будет сопряжен с соревнованиями в формате WorldSkills — это принципиальная новизна, так как в рамках топ-50 профессий требования для демонстрационного экзамена не формируются самой образовательной организацией, а задаются многоуровневой международной рамкой, национальной рамкой; плюс колледжи будут иметь право дополнить небольшой блок с требованиями региональной экономики. Этот демонстрационный экзамен должен проводиться с обязательным привлечением независимых экспертов WorldSkills, а итоговые результаты ребят, которые участвуют в демонстрационном экзамене, будут заноситься в систему электронного судейства, на основании чего и будет формироваться квалификационный паспорт каждого студента.

— Означает ли это, что дипломы наших специалистов будут котироваться в других странах мира, которые входят в WorldSkills?

— Мы ставим совместно с WorldSkills задачу повысить доверие к тем дипломам, которые получают наши специалисты. Понятно, что мы только в начале пути и это эксперимент, но он уже поддержан на уровне государства. Об этом говорит то, что 24 августа 2016 года на президиуме Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в числе последних в сфере образования утвержден проект "Рабочие кадры для передовых технологий". По сути, этот проект как раз про то, как новые образовательные стандарты и независимая оценка качества подготовки кадров будут базироваться на международной рамке. И для нас, и для сообщества WorldSkills это, по сути, большая победа, так как международная рамка системно внедряется на государственном уровне. Это происходит впервые в сообществе WorldSkills.

— Что еще делается для реализации этого проекта?

— Для реализации проекта мы планируем развивать инфраструктуру среднего профессионального образования. Сейчас при федеральной поддержке создаются семь региональных центров компетенции: в Московской области — блок строительства, в Ульяновской области — блок транспорта, Чувашия, Хабаровский край и Свердловская область сформируют блок машиностроения и автоматизации технологических процессов, в Тюменской области появится блок сферы сервиса, а в Татарстане — межрегиональный центр по блоку информационных технологий.

Эти межрегиональные центры выполняют важную функцию по внедрению данных новых образовательных стандартов. С одной стороны, на их площадке на тренировочных полигонах будет заниматься наша национальная сборная, а с другой — лучшие практики и лучшие образовательные технологии нашей сборной будут внедряться в основной образовательный процесс (по всей стране). Таким образом, в структуре межрегиональных центров будут два внутренних подразделения: это тренировочный полигон, где занимается национальная сборная, и учебный центр — по сути, экспериментальная лаборатория, которая должна найти и затем транслировать на всю РФ лучшие практики и подходы по выводу качества подготовки кадров в основном образовательном процессе на новые уровни.

Еще один элемент инфраструктуры — это Академия WorldSkills. В ней уже прошли обучение 700 специалистов, а к образовательному процессу были подключены ведущие колледжи и организации (России), студенты которых на региональных и национальных соревнованиях показали высокие результаты. Их отбор провели представители WorldSkills Russia. Данный пилотный проект показал высокую эффективность, и мы планируем продолжать эту работу. Также на федеральном уровне создан Центр развития профессионального образования. Его задача состоит в разработке и создании образовательных программ для наших техникумов и колледжей. Еще один уровень — это специализированные центры компетенций, которые должны появиться в каждом регионе страны. Есть соответствующее поручение президента.

— Что даст в итоге такая многоуровневая работа?

— Мы видим, что такая комплексная работа, когда идет сращивание федеральных образовательных стандартов с международной рамкой, должна нам дать в качестве эффекта повышение производительности труда по тем специальностям, которые относятся к сфере промышленности, а также повышение качества сервиса по соответствующим профессиям: это повара, бармены, работники гостиничного сервиса, сферы ухода, парикмахеры, массажисты и так далее. Учитывая, что развитие туризма для РФ является одним из приоритетных направлений, то и соответствующий персонал должен быть мирового уровня. И конечно, это новые профессии. Например, операторы беспилотных летательных систем или специалисты по робототехнике. Это блок, который создает кадры для приоритетного развития нашей промышленности по стратегически значимым направлениям.

Беседовал Даниил Студнев

Читать на tass.ru
Теги