Россия ведет активную подготовку к 45-му мировому чемпионату WorldSkills, который пройдет в 2019 году в Казани. Об этом в интервью корреспонденту ТАСС сообщила директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки РФ Наталия Золотарева. Она примет участие в работе форума международного движения WorldSkills International, который отрывается в канадском городе Ниагара-Фолс.
— Когда Россия получила право принимать чемпионат WorldSkills?
— В прошлом году РФ выиграла право проведения чемпионата профессионального мастерства в 2019 году. Такой чемпионат проходит раз в два года, в 2017 году его примет Абу-Даби (ОАЭ), а в прошлом году он проводился в Сан-Паулу (Бразилия), где Россия как раз и представила свою заявку на проведение чемпионата. Также заявки подавали Париж (Франция) и Шарлеруа (Бельгия).
— Что значит проведение такого форума для России?
— Выигрыш Казани-2019 для нас был важен с точки зрения развития всей системы среднего профессионального образования и стал катализатором интенсивного среднего профессионального образования в РФ. Основная цель, почему Россия вступила в движение WorldSkills, связана именно с развитием в целом системы среднего специального образования, которая готовит рабочих, специалистов среднего звена и часть профессий, которые являются высокотехнологичными и у нас традиционно готовятся в высшей школе. Так, например, и в колледжах, и в вузах у нас готовятся такие специалисты, как мехатроники, а также большой блок профессий, связанных с информационными технологиями. Наша задача — вывести на принципиально новый уровень качество подготовки кадров, что стало понятно после первого чемпионата, в котором РФ приняла участие. Это было в Лейпциге в 2013 году.
— Сколько лет Россия имеет своего представителя в WorldSkills?
— Мы в эту организацию вступили в 2012 году и сразу же начали формировать национальную сборную. Специфика соревнований состоит в том, что все их участники состязаются на основе единых требований, которые задают стандарты для современного столяра, повара, мехатроника, сварщика и так далее. Вернувшись из Лейпцига, мы проанализировали, насколько требования наших федеральных стандартов соответствуют тем стандартам, которые предъявляются на международных соревнованиях.
По заказу Минобрнауки мы сразу приступили к обновлению наших образовательных стандартов и подготовке специальных модулей в существующие образовательные программы, чтобы техникумы и колледжи видели, какое содержание нужно дополнительно внести, чтобы начать выводить уровень подготовки студентов на мировой уровень. Согласно поручению президента РФ Владимира Путина, к 2020 году как минимум в половине российских колледжей должна вестись подготовка на мировом уровне по отобранным нами 50 самым востребованным специальностям. В течение этого года были разработаны принципиально новые образовательные стандарты. Требования к результатам подготовки в них сопряжены с международной рамкой. По сути, это уже международная рамка WorldSkills, и эти требования у нас представлены сейчас на национальных чемпионатах. Для нас новый этап развития среднего специального образования связан как раз с выведением качества подготовки кадров на уровень, соответствующий современным стандартам и передовым технологиям по всем этим 50 профессиям.
— Расскажите подробнее об этих 50 профессиях.
— Наиболее востребованные специальности сейчас — это прежде всего сфера сервиса, строительства и информационных технологий. Именно по ним ведется массовая подготовка и рынок труда имеет потребность в большом количестве таких специалистов. Есть также перспективные профессии и специальности, которые работают на развитие высокотехнологичных предприятий: мехатроники, операторы станков с числовым программным управлением, специальности, связанные с автоматизацией, роботизацией производства. Здесь также наблюдается значительная потребность предприятий в высококвалифицированных рабочих кадрах, но она уже не такая массовая, как в сферах сервиса и строительства. Третий блок этих профессий — это новые профессии, которые сейчас не существуют как на рынке труда, так и в сфере образования. Например, это техник по управлению беспилотными летательными системами, техник по объективным технологиям — тот, кто может провести измерение, разработать виртуальную модель и напечатать объект с помощью 3D-принтера, плюс это специалисты, которые умеют обслужить данную технику. Потребность в них в данный момент невысокая, но, по нашему прогнозу, она будет расти.
Таким образом, в 2017 году в РФ вступают в силу новые образовательные стандарты по 50 новым наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. Требования в них соответствуют международным стандартам, но также вводятся и новшества: проведение итоговой аттестации с использованием демонстрационного экзамена. Этот экзамен будет сопряжен с соревнованиями в формате WorldSkills — это принципиальная новизна, так как в рамках топ-50 профессий требования для демонстрационного экзамена не формируются самой образовательной организацией, а задаются многоуровневой международной рамкой, национальной рамкой; плюс колледжи будут иметь право дополнить небольшой блок с требованиями региональной экономики. Этот демонстрационный экзамен должен проводиться с обязательным привлечением независимых экспертов WorldSkills, а итоговые результаты ребят, которые участвуют в демонстрационном экзамене, будут заноситься в систему электронного судейства, на основании чего и будет формироваться квалификационный паспорт каждого студента.
— Означает ли это, что дипломы наших специалистов будут котироваться в других странах мира, которые входят в WorldSkills?
— Мы ставим совместно с WorldSkills задачу повысить доверие к тем дипломам, которые получают наши специалисты. Понятно, что мы только в начале пути и это эксперимент, но он уже поддержан на уровне государства. Об этом говорит то, что 24 августа 2016 года на президиуме Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в числе последних в сфере образования утвержден проект "Рабочие кадры для передовых технологий". По сути, этот проект как раз про то, как новые образовательные стандарты и независимая оценка качества подготовки кадров будут базироваться на международной рамке. И для нас, и для сообщества WorldSkills это, по сути, большая победа, так как международная рамка системно внедряется на государственном уровне. Это происходит впервые в сообществе WorldSkills.
— Что еще делается для реализации этого проекта?
— Для реализации проекта мы планируем развивать инфраструктуру среднего профессионального образования. Сейчас при федеральной поддержке создаются семь региональных центров компетенции: в Московской области — блок строительства, в Ульяновской области — блок транспорта, Чувашия, Хабаровский край и Свердловская область сформируют блок машиностроения и автоматизации технологических процессов, в Тюменской области появится блок сферы сервиса, а в Татарстане — межрегиональный центр по блоку информационных технологий.
Эти межрегиональные центры выполняют важную функцию по внедрению данных новых образовательных стандартов. С одной стороны, на их площадке на тренировочных полигонах будет заниматься наша национальная сборная, а с другой — лучшие практики и лучшие образовательные технологии нашей сборной будут внедряться в основной образовательный процесс (по всей стране). Таким образом, в структуре межрегиональных центров будут два внутренних подразделения: это тренировочный полигон, где занимается национальная сборная, и учебный центр — по сути, экспериментальная лаборатория, которая должна найти и затем транслировать на всю РФ лучшие практики и подходы по выводу качества подготовки кадров в основном образовательном процессе на новые уровни.
Еще один элемент инфраструктуры — это Академия WorldSkills. В ней уже прошли обучение 700 специалистов, а к образовательному процессу были подключены ведущие колледжи и организации (России), студенты которых на региональных и национальных соревнованиях показали высокие результаты. Их отбор провели представители WorldSkills Russia. Данный пилотный проект показал высокую эффективность, и мы планируем продолжать эту работу. Также на федеральном уровне создан Центр развития профессионального образования. Его задача состоит в разработке и создании образовательных программ для наших техникумов и колледжей. Еще один уровень — это специализированные центры компетенций, которые должны появиться в каждом регионе страны. Есть соответствующее поручение президента.
— Что даст в итоге такая многоуровневая работа?
— Мы видим, что такая комплексная работа, когда идет сращивание федеральных образовательных стандартов с международной рамкой, должна нам дать в качестве эффекта повышение производительности труда по тем специальностям, которые относятся к сфере промышленности, а также повышение качества сервиса по соответствующим профессиям: это повара, бармены, работники гостиничного сервиса, сферы ухода, парикмахеры, массажисты и так далее. Учитывая, что развитие туризма для РФ является одним из приоритетных направлений, то и соответствующий персонал должен быть мирового уровня. И конечно, это новые профессии. Например, операторы беспилотных летательных систем или специалисты по робототехнике. Это блок, который создает кадры для приоритетного развития нашей промышленности по стратегически значимым направлениям.
Беседовал Даниил Студнев