24 октября 2016, 12:00
Интервью

Александр Галушка: госпрограмма развития Дальнего Востока будет реализована полностью

Петр Ковалев/ ТАСС
В рамках официального визита в Китай министр РФ по развитию Дальнего Востока рассказал ТАСС о перспективах сотрудничества с этой страной и планах по развитию экономического потенциала региона

В рамках официального визита в Китай министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал ТАСС о перспективах сотрудничества российского Дальнего Востока с Китаем и планах по развитию экономического потенциала региона.

— Как вы можете охарактеризовать итоги поездки в Китай и состоявшиеся встречи с китайскими партнерами?

— Поездка оказалась весьма продуктивной, интерес китайских партнеров к возможностям экономического сотрудничества на Дальнем Востоке РФ возрастает. Видны первые результаты активизации нашего сотрудничества: за последний год стартовал ряд проектов, построены новые заводы. На этом в том числе акцентировали внимание вице-премьеры двух стран Юрий Трутнев и Ван Ян, другие официальные лица и бизнес-сообщество.

Во время встреч с потенциальными китайскими инвесторами мы уже можем приводить примеры тех компаний из КНР, которые пришли и инвестируют на Дальнем Востоке.

Во время встреч с потенциальными китайскими инвесторами мы уже можем приводить примеры тех компаний из КНР, которые пришли и инвестируют на Дальнем Востоке. Сейчас в макрорегионе реализуется 21 проект с участием инвесторов из Китая с объемом инвестиций более 180 млрд рублей. Это лучшее доказательство того, что новые механизмы развития Дальнего Востока работают и востребованы китайскими инвесторами

Сейчас в макрорегионе реализуется 21 проект с участием инвесторов из Китая с объемом инвестиций в размере более 180 млрд рублей. Такие проекты запускаются на территориях опережающего развития (ТОР), в свободном порту Владивосток, при участии Фонда развития Дальнего Востока. Это лучшее доказательство того, что новые механизмы развития Дальнего Востока работают и востребованы китайскими инвесторами.

При этом мы исходим из того, что это только самое начало нашего сотрудничества, намерены и дальше активно его развивать, привлекая качественные китайские инвестиции на Дальний Восток. То есть такие вложения, которые приносят пользу российскому Дальнему Востоку: позволяют создавать новые современные предприятия, квалифицированные рабочие места для граждан России, способствуют комплексному развитию дальневосточных регионов.

— В настоящее время на Дальнем Востоке активно реализуется второй этап закона о "дальневосточном гектаре". Как вы оцениваете этот процесс?

— Подача заявок через интернет фиксируется на сайте НаДальнийВосток.рф. На сегодняшний день через этот портал подано уже более 7 тысяч заявок. Всего заявок на сегодня подано более 10 тысяч (несколько тысяч заявок поступили в бумажном виде в уполномоченные органы). Это за первые три недели реализации второго этапа, в рамках которого землю могут получить только дальневосточники. Неплохие цифры. Людьми проект востребован. Это главное. Но максимальный рост мы увидим на третьем этапе, начинающемся в феврале, когда "дальневосточный гектар" сможет получить любой житель России.

— Как идет подготовка к третьему этапу закона? Проводились ли Министерством РФ по развитию Дальнего Востока исследования о примерном количестве россиян, готовых воспользоваться правом получить свой гектар на Дальнем Востоке?

— Первый опыт применения закона показал, какие аспекты нормативно-правовой базы требуют корректировки и уточнения. Подчеркну, что именно поэтому проводится поэтапная реализация этого новаторского закона. Новизна регулирования предполагает постепенность внедрения, в ходе которого выявляется конкретная потребность в совершенствовании тех или иных аспектов закона.

Совместно с коллегами из Совета Федерации разработан пакет поправок к закону о "дальневосточном гектаре", идет активная работа с депутатами по подготовке к их принятию. Так мы еще раз посмотрели механизмы защиты земли, чтобы ее не могли получить иностранные граждане, например через наследование.

На третьем этапе реализации закона о "дальневосточном гектаре" количество желающих получить землю увеличится кратно. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2015 году, порядка 20% населения России рассматривает возможность переезда на Дальний Восток и получения гектара

В рамках подготовки к третьему этапу не менее важным является совершенствование федеральной информационной системы, через которую происходит предоставление земельных участков. Этим занимается Росреестр.

Также проводится обучение всех органов власти, которые вовлечены в этот проект. Это важно, потому что на третьем этапе количество желающих получить свой гектар увеличится кратно. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2015 году, порядка 20% населения Российской Федерации рассматривает возможность переезда на Дальний Восток и получения гектара. Другие исследования также подтвердили готовность 10–20% граждан к переезду. Немало, имея в виду, что сейчас на Дальнем Востоке живет 6,2 млн человек.

— Будут ли приняты до конца года поправки к закону о "дальневосточном гектаре"?

— Мы работаем над тем, чтобы они были приняты в ближайшее время.

— Как идет работа по началу выравнивания тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке? Определен ли механизм и порядок этого?

— Механизм определен, идет проработка данного вопроса с депутатским корпусом, делается все необходимое, чтобы энерготарифы на Дальнем Востоке были снижены до среднероссийского уровня. Сегодня это 3 рубля 19 копеек за 1 кВ/ч.

— Когда предприятия Дальнего Востока смогут почувствовать эффект от выравнивания тарифов?

— Закон планируется принять до конца года. Тогда, начиная со следующего года, постепенное снижение этих тарифов будет происходить в течение двух-трех лет.

— Какие проекты готовы предложить на Дальнем Востоке для расширения сотрудничества с Японией?

— Мы сформировали план сотрудничества на Дальнем Востоке между Россией и Японией по 18 основным позициям. План обсуждался в Токио с министром экономики, торговли и промышленности (METI), министром по делам сотрудничества с Россией в области экономики Хиросигэ Сэко. Со времени нашей встречи прошел месяц. За этот короткий промежуток у нас есть продвижение по всем вопросам.

В ближайшее время пройдут дополнительные переговоры для обсуждения, как мы продвигаемся по этому плану. К декабрю, когда запланирована встреча глав государств России и Японии, мы хотим представить практические результаты и выйти с важными принципиальными соглашениями о сотрудничестве, которые закрепят позитивную динамику экономического взаимодействия между нашими странами.

— Какие вопросы вы обсуждаете с японской стороной?

— Это инвестиции японских компаний на Дальний Восток, в ТОР и свободный порт. Речь идет как о привлечении инвестиций в уже реализуемые проекты, так и о создании новых.

Работа в данном направлении ведется Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта совместно с Японским банком для международного сотрудничества (JBIC). Напомню, на втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) стороны договорились о создании платформы по привлечению японских инвестиций на Дальний Восток и сегодня работают над тем, чтобы до конца года начала функционировать совместная проектная компания.

Ведется работа над проектами инфраструктуры, прежде всего в области создания большого "энергетического кольца" Россия—Япония—Южная Корея—Китай. На межгосударственном уровне предстоит сформировать рабочую группу по поддержке проекта. Сейчас вместе с коллегами из Минэнерго мы работаем над технико-экономическим обоснованием проекта. Это делается для того, чтобы оценить его выгодность и рентабельность для наших производителей электроэнергии. Безусловно, этот проект может реализовываться только как экономически взаимовыгодный и для российских производителей, и для японских потребителей. Потенциал для этого есть.

— Когда заработают свободные порты на Сахалине, Чукотке, Камчатке и в Хабаровском крае? Какая работа ведется сейчас для привлечения потенциальных резидентов?

— Сейчас начальная фаза новых четырех свободных портов, перед нами стоит задача — привлечь не менее десяти инвесторов в каждый порт до конца текущего года. В этой связи на следующей неделе мы планируем поездку на Камчатку.

— В проекте бюджета на 2017–2019 годы, который подготовил Минфин, финансирование программы по развитию Дальнего Востока сокращается с 17,1 млрд рублей в 2017 году до 12,3 млрд в 2018 году и до 1,6 млрд рублей в 2019 году. С чем связано такое сокращение?

— Этот вопрос рассматривался 10 августа на совещании у президента России Владимира Путина. Глава государства обратил внимание на неприемлемость такого финансирования программы развития Дальнего Востока и 23 августа дал правительству России прямое поручение выработать решения, которое позволят продолжить полноценную реализацию дальневосточной госпрограммы.

В рамках исполнения этого поручения в правительстве состоялся ряд совещаний и обсуждений. Финальные решения были приняты лично главой правительства РФ Дмитрием Медведевым.

Это следующие решения: во-первых, на финансирование новых механизмов развития Дальнего Востока из федерального бюджета выделяется 17 млрд рублей в следующем году и более 20 млрд рублей ежегодно в 2018 и 2019 годах. Во-вторых, федеральная целевая программа "Развитие Курильских островов" будет профинансирована преимущественно из бюджета Сахалинской области. В-третьих, в случае нехватки средств на субсидию для инфраструктурной поддержки новых инвестиционных проектов Дальнего Востока будет применяться механизм целевых налоговых льгот, что одновременно позволит полностью компенсировать затраты инвестора на инфраструктуру и без ограничений по количеству инвестпроектов оказать поддержку всем без исключения проектам, где данный механизм будет востребован.

Принципиально важно, а в текущей бюджетной ситуации особо ценно, что данные решения позволяют практически в полном объеме реализовать те планы, которые были намечены на ближайшие три года в новой госпрограмме развития Дальнего Востока, утвержденной в начале августа 2016 года.

Беседовал Алексей Селищев