14 ноября 2016, 06:01
Интервью

Лев Хасис: в XXI веке бумажная трудовая книжка — это экспонат для музея

Александра Мудрац/ ТАСС

Первый заместитель председателя правления Сбербанка в интервью ТАСС рассказал о том, как прошла тестовая транзакция технологии блокчейн и какие активы являются самыми важными для кредитной организации

Сбербанк в консорциуме с ЦБ и другими российскими банками проводит тестирование технологии блокчейн и уже совершил первую тестовую транзакцию. Как рассказал первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис в интервью ТАСС, данная технология, основанная на распределенном хранении данных и потому обеспечивающая максимальную безопасность, может быть внедрена в российской финансовой системе уже в обозримом будущем.

— Расскажите подробнее о вашем тестировании этой технологии и пробной транзакции.

— Существует консорциум, в который помимо нас входит ряд ведущих банков. Для всех игроков финансового рынка важно, чтобы участников рынка расчетов было как можно больше, потому что, например, если у вас есть телефон, но по нему никому нельзя позвонить, его ценность практически нулевая. 

Поэтому важно, чтоб в развитии блокчейна участвовал не один банк, а значительное количество институтов, и они могли делать между собой расчеты. Мы как ведущий банк страны участвуем в этой активности вместе с ЦБ и уже совершили  пилотные транзакции. И если еще год назад я был достаточно скептичен по поводу того, насколько быстро блокчейн может быть внедрен в жизнь, то сейчас я уверен, что уже в ближайшие годы блокчейн будет использоваться в промышленном масштабе.

— Какие именно транзакции вы пробовали осуществить?

— Мы протестировали перевод денег одного клиента другому. Но в экономике страны каждый день совершаются сотни миллионов, возможно, миллиарды транзакций, поэтому, чтобы систему отладить, потребуется время. Между моментом, когда Сергей Павлович Королев запустил свою первую опытную ракету на полигоне, и моментом, когда Юрий Гагарин полетел в космос, был длительный процесс совершенствования технологии. 

Наш главный актив — это доверие наших клиентов

Конечно, сейчас все стало намного быстрее, но тем не менее должны пройти определенные пилоты, тестирования. Мы знаем, что в мире уже были примеры, когда поспешное применение технологии блокчейна привело к существенным потерям.

Поскольку наш главный актив — это доверие наших клиентов, нам важно дать людям ощущение надежности, и мы не хотим жертвовать надежностью и безопасностью только ради моды на новую технологию. Мы движемся вперед, но не любой ценой.

— Отсутствие нормативной базы для этой технологии не тормозит ее развитие?

— Именно по этой причине мы очень рады, что проводим работу по внедрению блокчейна с Центробанком. В случае с финансовыми транзакциями ЦБ как главный регулятор нашей индустрии не только не стоит в стороне — он возглавляет этот процесс. А поскольку он является и регулятором, и законодателем, мы надеемся, что если будет необходимо какое-то изменение в законодательстве, то они либо сами его внесут, если это в их полномочиях, либо представят соответствующий документ в Госдуму.

— А как быть с блокчейном и криптовалютами?

— Многие путают блокчейн и биткоины. Биткоины — это криптовалюта, которая использует технологию блокчейн, но она в России не разрешена, потому что несет в себе достаточно большие риски для государства. 

В XXI веке бумажная трудовая книжка — это давно экспонат для музея

Но при этом технология блокчейн может быть чрезвычайно полезной, поскольку позволяет делать расчеты очень быстро и намного дешевле. Она основана на децентрализованном, распределенном хранении, поэтому надежна. Сейчас блокчейн позволяет иметь более безопасную и менее дорогую систему, базирующуюся на распределенной обработке и распределенном хранении. И в этой связи ЦБ является одной из движущих сил внедрения новых технологий.

— Какие еще операции, кроме денежных переводов, могут проводиться по технологии блокчейн?

— Диапазон использования технологий блокчейн очень широк! Это могут быть общегосударственные системы регистрации недвижимости, ЗАГС, выборы и т.д. Возьмем, к примеру, такой архаизм, как бумажная трудовая книжка: с одной стороны, важно, чтобы у любого работника была возможность хранить историю своей трудовой деятельности, а с другой — представьте, какое количество ручного труда требуется, чтобы ввести данные сотен миллионов трудовых книжек, делать записи, хранить их, выдавать ксерокопии по требованию. Это очень дорого обходится стране, поэтому я думаю, что соответствующие ведомства, например Министерство труда, тоже должно способствовать переходу на новые технологии. Мы тоже готовы в этой работе участвовать и использовать технологии блокчейна, да и не только его. 

В XXI веке бумажная трудовая книжка — это давно экспонат для музея практически в любой  развитой стране мира. 

Беседовали Глеб Брянский, Елена Травкова