Введение автоматической блокировки "зеркал" сайтов с нелегальным контентом может стать первой мерой по борьбе с интернет-пиратством, которую примет Госдума седьмого созыва. Об этом рассказал в интервью ТАСС председатель профильного думского комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Парламентарий также прокомментировал предложения по либерализации рекламного рынка и оценил перспективы возвращения рекламы алкоголя и табака в СМИ, назвал пути противодействия возможным агрессиям в киберпространстве и подтвердил готовность Госдумы принять закон о социальных гарантиях журналистам.
— Вы возглавляли комитет по информполитике в шестой Госдуме и сохранили этот пост в новом думском созыве, избранном в сентябре. Можно уже сейчас сказать, как изменятся приоритеты работы комитета по сравнению с предыдущим созывом? Какие актуальные задачи стоят перед депутатами, какие пробелы остались в законодательстве, относящемся к вашей компетенции, какие наиболее важные законопроекты вы могли бы выделить из тех, что будут обсуждаться в комитете и могут получить его поддержку?
— В наше время существуют серьезные новые вызовы, не позволяющие говорить о создании завершенного корпуса российских законов, отвечающего на абсолютно все вопросы. Поэтому, с одной стороны, мы должны реагировать на появление новых форм экстремизма, новых наркотических рецептур, с другой — на новые технологии, фактически создающие новые измерения общественного пространства. Мы постоянно вносим изменения в списки запрещенных наркотических веществ и их прекурсоров, публичное распространение информации о которых запрещено.
Развитие технологий требует внесения изменений в систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и в порядок передачи различными операторами исходного номера абонента. Стоит также отметить необходимость введения санкций для операторов связи, задерживающих выплаты в фонд резерва универсального обслуживания. За счет этих средств происходит цифровизация быта в отдаленных и малодоступных населенных пунктах, поэтому в ближайшее время новелла должна пройти второе чтение.
— В последнее время в разных областях экономики предпринимаются шаги, направленные на импортозамещение. Особое место в этой программе занимает отрасль высоких технологий. Каковы законодательные планы для поддержки импортозамещения в этой сфере?
— Поддержка отечественной отрасли высоких технологий всегда будет среди наших приоритетов.
Мы будем работать над дальнейшим расширением действия закона "О реестре отечественного программного обеспечения", который столкнулся с беспрецедентным противодействием иностранных лоббистов, которые не только делали все, чтобы помешать его принятию, но и пытались "душить в объятиях", предлагая заведомо неисполнимые меры в этом направлении.
— К вопросу о лоббистах. С завидной регулярностью звучат предложения по либерализации рекламного рынка. Как вы относитесь к возможности возвращения рекламы алкоголя и табака в СМИ, снятию ограничений на рекламу рецептурных лекарств?
— Что касается снятия ограничений на рекламу алкоголя и табака, а также рекламу рецептурных лекарств, то это вопрос, не имеющий сиюминутного решения. Общественность настроена крайне негативно к любым мерам, выглядящим как непосредственная угроза здоровью нации. Поэтому предложения такого рода должны предварительно широко обсуждаться на уровне публичной экспертизы и общественных организаций.
— Каковы перспективы рассмотрения таких инициатив в Госдуме?
— Лично у меня вызывает сомнения сама возможность голосования в Госдуме по инициативам такого рода. Это подтверждается тем, что комитету систематически приходится работать с законопроектами полностью противоположного толка — направленными на ограничение рекламы. Даже разрешения на рекламу отечественного вина с целью поддержки российских производителей или пива в связи с чемпионатом мира по футболу имеют серьезных противников. А ведь нам приходилось рассматривать еще и предложения запрета рекламы фастфуда!
— Но если посмотреть на проблему с другой стороны. Можно ли согласиться с мнением, что возвращение такой рекламы является одним из основных способов "удержать на плаву" небольшие СМИ? Какие меры еще можно придумать для помощи прежде всего местным печатным изданиям?
— С 1 января 2017 года мы уже увеличиваем рекламные площади в печатных изданиях на пять процентов. В целом путь облегчения положения местных СМИ лежит в улучшении состояния малого и среднего бизнеса, который сейчас является основным рекламодателем для местных изданий.
Президент и правительство постоянно предпринимают шаги в этом направлении. В долгосрочном плане для местных СМИ решением могло бы стать создание единых порталов в Сети и синдикация рекламных площадей, что позволило бы рассчитывать на размещение таргетированной рекламы крупными рекламодателями даже в самых мелких изданиях районного масштаба.
— Раз уж мы перешли к вопросу защиты интересов СМИ. Какова сегодня ситуация с законопроектом о социальных гарантиях журналистам? Вы ранее говорили, что правительство не согласовывает его в связи с финансовой стороной вопроса. Будет ли в итоге принят этот документ и если да, то в каком виде?
— Считаю, что принятие этого закона — наш депутатский долг перед журналистским сообществом. Поэтому при поддержке общественности, в первую очередь Союза журналистов, будем добиваться его принятия. Если общество не может заставить редакции соблюдать свои социальные обязательства перед сотрудниками, которые подвергают свои жизни и благополучие риску в горячих точках, выполняя поставленные ими задачи, то обязанность государства — заставить их это делать.
— Пожалуй, самой резонансной законодательной инициативой, с которой работал в том числе ваш комитет в прошлом созыве, был пакет антитеррористических законов, получивший условное название "пакет Яровой" (по имени одного из его авторов — председателя комитета по безопасности в Госдуме шестого созыва Ирины Яровой. — Прим. ТАСС). Вы говорили, что положения этого документа могли бы быть более точными и учитывать реалии, с которыми сталкивается индустрия. Какой вы видите возможную корректировку этих законов, может ли она состояться в эту сессию? Обращались ли в последнее время в комитет представители интернет-индустрии или операторы сотовой связи в связи с этими нормами?
— Корректировка данного закона неоднократно обсуждалась на всех уровнях, об этом говорил и президент. Поэтому вопрос в конкретных формах этих корректировок. Так как данная тема крайне чувствительная и непосредственно связана с безопасностью граждан, то прежде, чем публиковать корректировки, необходима детальная проработка в закрытых экспертных группах с участием отраслевых специалистов.
— В последнее время на первый план выходят вопросы, связанные с защитой информационных ресурсов от кибератак, в том числе из-за рубежа. В конце шестого созыва Госдума законодательно запретила размещать сайты государственных органов и учреждений, муниципальных образований на зарубежных серверах. Нужны ли сегодня новые законодательные меры по защите российского сегмента интернета, сайтов госструктур, в том числе в свете звучавших из-за океана угроз о возможности кибератак против РФ?
— Госдума России уже приняла ряд мер, связанных с понижением уязвимости отечественной сетевой инфраструктуры.
Это не только перенос сайтов государственных органов на российскую территорию. Также действует закон о хранении персональных данных наших граждан на территории России и закон "О реестре отечественного программного обеспечения", снижающий вероятность использования программных закладок в сетях органов власти. Опыт показывает, что меры безопасности в киберпространстве требуют детального и многоэтапного экспертного обсуждения. Не все можно выносить на суд общественности, но все нужно профессионально прорабатывать.
В настоящее время накоплен определенный опыт противодействия хакерским атакам со стороны преступных группировок, который свидетельствует о необходимости не только ужесточения ответственности за такого рода преступления, но и о увеличения ресурсов, выделяемых контрольным и правоохранительным органами на защиту отечественного сегмента интернета.
— А как противодействовать угрозам применения кибератак против РФ?
— Что касается хакерских атак, организованных иностранным государством, то это, очевидно, относится к актам агрессии и требует дополнительного законодательного противодействия на международном уровне. Это должно быть межгосударственное сотрудничество по предотвращению агрессии в киберпространстве, руководствующееся той же логикой, которая привела к созданию ООН в целях предотвращения агрессии в офлайне.
— В ходе дискуссии о защите российских госорганов от информационных атак ставился вопрос о создании своего рода "мессенджера для чиновников". Сегодня работа в этом направлении продолжается? Если допустить его создание, то потребуются ли, на ваш взгляд, отдельные корректировки в Трудовой кодекс или Кодекс об административных нарушениях для регламентации наказания за неиспользование этого мессенджера после его внедрения?
— Мы не можем ограничивать граждан в их личной переписке.
Наказывать можно только за использование незащищенных средств, которые могут привести к разглашению служебной или государственной тайны. Есть два простейших решения этого вопроса: поддержка использования уже существующих российских продуктов и создание специального защищенного государственного мессенджера. Оба эти вопроса активно прорабатываются Институтом развития интернета.
Если говорить об ответственности, то прежде, чем браться за законодательные инструменты, следует опробовать изменения в трудовых договорах и должностных инструкциях, контролируя их исполнение. Закон не ключевая проблема. Надо дать возможность оценить уже действующие правовые формы, и в случае необходимости сначала корректировать их.
— Понятно, что защищать интересы России в информационном пространстве можно разными способами. Вот, например, в последнее время целый ряд ваших коллег высказывались о необходимости увеличения объемов иновещания, чтобы исключить возможность искажения образа России за рубежом. Какие вы видите здесь возможности, есть ли у государства для этого финансовые средства, какие новые проекты могут быть инициированы в этой сфере?
— Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы рассчитываем сохранить необходимое финансирование уже существующих российских средств иновещания. Они являются фактически единственным альтернативным источником информации за рубежом, постоянно наращивают свои аудитории. Наша задача — сохранить этот задел.
Как показали первые слушания закона "О бюджете", члены комитета настроены добиваться сохранения полных объемов финансирования, этого важнейшего не только для наших зарубежных соотечественников, но и для всего мира источника информации.
— Вы прогнозировали, что законодательство в области защиты авторских прав в интернете будет совершенствоваться в части усиления борьбы с ресурсами, на которых размещен нелегальный контент. Стоит ли ждать в обозримом будущем ужесточения "антипиратского закона"?
— Стоит говорить не о жесткости, а о техническом совершенствовании закона. "Жесткость закона" — это субъективная эмоциональная оценка, а общество заинтересовано в эффективном достижении поставленных перед законом целей. Законодательство не может стоять на месте. Самое очевидное к ближайшему внесению — это введение автоматического запрета "зеркал" пиратских сайтов.
— И как это будет работать?
— "Зеркала" — это сайты, воспроизводящие содержание основного сайта на другом адресе.
Пираты используют их для минимизации последствий блокировок. С формальной точки зрения сайт с другим адресом — это уже другой сайт, даже если он сходен с уже блокированным до степени смешения. Правообладатели и регулятор заинтересованы в максимально быстром закрытии этой лазейки для нарушителей авторских прав. Автоматическая блокировка "зеркал" подразумевает, что запасные сайты пиратов будут блокироваться по мере их обнаружения, исходя из наличия решения о блокировке основного сайта. Это не было предусмотрено в исходной версии "антипиратского закона", так как в тот момент не было определено техническое решение, исключающее блокирование сайтов, сходных с пиратскими по формальным признакам, но не нарушающих закон. Поэтому, скорее всего, такая поправка будет принята в ближайшее время.
— Как вы в целом оцениваете правоприменительную практику "антипиратского закона"?
— "Антипиратский закон" сработал уже в том, что его действие не ограничилось блокировками, начался диалог правообладателей и владельцев самых разных сайтов, происходит легализация доходов в ранее серых зонах Рунета, увеличились продажи билетов в кинотеатрах.
— В самом конце прошлого созыва вы внесли в Госдуму законопроект о внедрении в РФ телемедицины. Когда он может быть принят и когда может вступить в силу?
— Законопроект представляет собой рамочный инструмент регулирования, который вводит в законное русло уже существующие практики, такие как дистанционные консультации врача. Проведенные нами обсуждения на площадках Института развития интернета и нашего комитета показали, что законодательство в этой сфере востребовано медицинским сообществом.
Ожидаем, что в ближайшее время правительство внесет свою инициативу, и мы уже на парламентской площадке совместно выработаем решение с учетом интересов всех вовлеченных сторон, в первую очередь, конечно, пациентов. Рассчитываем, что закон будет принят в весеннюю сессию.
Беседовал Алексей Цыпин