В латвийской столице сегодня начинаются мероприятия, посвященные 15-летию подписания договора о сотрудничестве между Ригой и Москвой. В эксклюзивном интервью ТАСС рижский градоначальник Нил Ушаков рассказал о том, какими были эти годы, как потеря российского транзита сказалась на работе Рижского свободного порта (РСП) и почему туристы из России возвращаются в Ригу.
— Юбилейную дату установления партнерских отношений между столицами России и Латвии в Риге отметят форумом делового сотрудничества и насыщенной культурной программой. Какими, на ваш взгляд, были эти 15 лет?
— Для Риги очень важно выстраивать положительные отношения с регионами Российской Федерации, выстраивать именно политически положительные отношения, поскольку я искренне убежден в том, что положительный политический климат помогает предпринимателям двух стран реализовывать интересы, которые важны и для жителей Латвии, и для жителей России. Это именно то, чем мы занимаемся. На посту мэра Риги я нахожусь уже восьмой год и создаю положительный политический климат. И этим мы будем заниматься вне зависимости от конъюнктуры в отношениях между Европой и Россией и между Латвией и Россией, потому что отношения между народами — это нечто более долгосрочное, нежели текущие проблемы, которые, к сожалению, возникали, возникают и будут возникать в будущем.
Глядя на геополитическую обстановку, на кризис в отношениях между Европой и Россией, можно сказать, что что бы ни происходило между Латвией и Россией, между Европой и Россией, между Западом и Россией, отношения между Ригой и Москвой всегда оставались на очень высоком и хорошем уровне. Нам удавалось и, я уверен, будет удаваться сохранять и укреплять дружбу между жителями двух городов и народами двух стран несмотря на все, что происходит вокруг. Это самое главное наше достижение за 15 лет и наша главная задача на ближайшие как минимум 15 лет.
— Какие реализованные проекты в рамках сотрудничества двух городов вы могли бы отметить?
— У нас был пик в отношениях, а сейчас наблюдается спад, но за это не несут ответственность ни Москва, ни Рига. Это опять большая геополитика. Тем не менее на пике наших отношений более 30% туристов в Риге составляли россияне, более чем в 20 московских торговых центрах были "Рижские дворики", инвестиции в рижский рынок недвижимости со стороны граждан России составляли более €300 млн.
Это был пик наших отношений, и он был совсем недавно. Сейчас у нас наблюдается спад, но мы оптимисты и будем работать над достижением следующего пика.
— Что вы намерены для этого предпринять?
— В первую очередь нужно учитывать, что понятие латвийско-российских отношений вообще отсутствует. Хорошо это или плохо — это уже другой вопрос. Сейчас существует такое понятие, как европейско-российские отношения. Для нас очень важно, чтобы в целом эти отношения выровнялись, поскольку Рига и Латвия очень зависят от этого.
С одной стороны, в Риге стало лучше с туристами из России. Российский турист, судя по всему, возвращается в столицу Латвии. В первые десять дней января нынешнего года, например, россияне составляли 60% всех туристов в Риге. Это намного больше того, что было в первые десять дней января 2015 года. Российские туристы, в том числе и очень платежеспособные, к нам возвращаются, но все равно их намного меньше, нежели было ранее.
С другой стороны, инвестиций в недвижимость Риги со стороны россиян практически нет. У нас также наблюдаются проблемы в Рижском свободном порту, которые связаны с падением грузооборота. В РСП падение составляет 10% — в этом году мы из 30 млн тонн потеряли 3 млн тонн. Отчасти это связано с общей конъюнктурой: теплой зимой и меньшим спросом на уголь, а также с политическим решением России, которое я оцениваю как направленное не против Латвии, а в пользу российских портов. Если в России есть свои порты, то вполне логично, что будут приниматься политические решения в их пользу.
Наша и моя задача — создать положительный политический фон, а задача РСП и Латвийской железной дороги — бороться экономически конкурентоспособными тарифами и качеством предоставляемых услуг за то, чтобы сохранить хотя бы часть оборота из России. С контейнерами у нас плюс-минус нормально, они хоть и в минимальном, но приросте. Нефтепродукты и уголь — это те две группы грузов, которые и дают общий большой спад 10%. При этом уголь — это и конъюнктура, и политическое решение, а нефтепродукты — это решение России больше загружать свои порты.
— Какие ваши прогнозы на будущий год с учетом решения "Транснефти" к 2018 году прекратить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики, загрузив свои собственные мощности на Балтике, и прозвучавшей позже в прессе информации о намерениях России переориентировать все свои грузы на собственные порты к 2020 году?
— Очень трудно делать какие-то прогнозы. С одной стороны, при всем уважении к очень хорошо развивающейся российской транзитной инфраструктуре чисто по-человечески можно пожелать им только успехов, но мы рассчитываем на то, что российские порты не смогут качественно обслужить весь объем российского экспорта и им придется, в хорошем смысле слова, обращаться за помощью к балтийским портам. В этой ситуации мы будем бороться за то, чтобы РСП был лучшим с точки зрения конкуренции.
— В сложившихся условиях Латвия возлагает большие надежды на то, что будет включена в маршрут Нового шелкового пути, который реализует Китай. По мнению представителей отрасли, это может стать единственной возможностью, чтобы республика не оказалась в транзитной изоляции. Как вы расцениваете такой вариант?
— Понятно, что китайские партнеры важны для всего нашего континента, для Европы, для Латвии и для РСП. Мы будем продолжать усиленно работать над тем, чтобы получить как можно больше грузов из Китая или направлять в Китай. И первый пробный контейнерный поезд, который прибыл из Китая в Ригу в прошлом месяце, — это очень хороший сигнал. Тем не менее не стоит забывать, что между Латвией и Китаем находится Россия, поэтому хорошие и деловые отношения с нашим восточным соседом нам очень нужны.
— В эти дни в Москве проходит 10-я Международная выставка "Транспорт России", на которой представлен и РСП. Какие надежды вы возлагаете на этот форум?
— Самые большие надежды возлагаем. Мы надеемся, что будем конкурентоспособно бороться за часть грузов, чтобы не все грузы ушли в российские порты. Россия — это большая экономика, и когда закончатся все кризисы, грузов и товаров хватит на всех. Наша задача состоит в том, чтобы хватило в том числе и на Ригу, а не на другие порты Прибалтики при всей любви к нашим прибалтийским соседям.
— Подводя итоги 2016 года, каким он был в латвийско-российских отношениях? Наблюдается ли положительная динамика?
— Сейчас нет отношений между Латвией и Россией, есть отношения между Европой и Россией, а мы только маленькая часть, подчиненная всему общему тренду. С одной стороны, видна усталость всех сторон от конфликта и от кризиса. Присутствуют усталость и отсутствие ясного видения того, как выходить из сложившейся ситуации. С другой стороны, Рига всегда активно работала над сохранением хороших отношений. И мы это видим по тому, что и российских туристов стало намного больше, и по каким-то другим признакам, в том числе связанным с бизнесом.
В целом же год был не самым простым и не самым лучшим, если говорить об отношениях. А что тут может быть хорошего? Санкции по-прежнему существуют, рубль был девальвирован, было много и других не самых приятных историй. Этот год был хорош только тем, что не стало хуже.
— Каких перемен вы ожидаете в будущем году?
— Не хотел делать какие-то прогнозы. Считаю, что сейчас самое время воздержаться от этого, поскольку мы видим, как жестко и радикально меняется весь политический ландшафт в мире. Еще год назад никому в голову не могло прийти, что в Евросоюзе станет на одно государство меньше, и не на какое-то государство, а на Великобританию. Впереди нас ждут очень сложные процессы в Европе: это и референдум в Италии, и президентские выборы во Франции, и выборы в Германии. Поэтому ничего предсказать нельзя.
— В прошлом году Рига ощутила существенный спад потока туристов из России: на 40%. Какие можно сделать выводы по итогам 2016 года?
— В 2015 и 2016 годах мы смогли компенсировать потерю российских туристов путешественниками из Западной Европы, поэтому в общем числе туристов у нас спада нет. В 2014 году Рига установила рекорд в 2 млн туристов. Это было связано в том числе и с тем, что мы тогда были культурной столицей Европы. В 2015 году мы сохранили уровень 2 млн человек, несмотря на падение числа туристов из России. В этом году продолжается рост и мы выходим на уровень 2,1 млн туристов. Однако россиян стало ощутимо меньше, и их структура, конечно, также изменилась. Туристы из России по-прежнему первая или вторая по величине группа, но в целом их стало меньше.
Основные туристы в городе — россияне, немцы и скандинавы. Мы также очень рады тому, что к нам стало приезжать больше туристов из других стран, которые раньше меньше присутствовали здесь, — это Италия и Испания. Также стало больше туристов из Великобритании. Кроме того, стало больше круизных кораблей, которые приходят в рижский порт и привозят сюда краткосрочных туристов. В этом плане город развивается и по россиянам пока выглядит так, что их будет больше, чем в прошлом году.
— Не секрет, что Рига всегда была излюбленным местом для российских туристов на новогодние каникулы. Какая ведется работа по их привлечению в столицу Латвии на предстоящие праздники?
— Мы очень рассчитываем на повторение прошлогоднего успеха, когда в первую декаду января во время больших каникул в РФ 60% туристов в Риге были россияне. Все европейские города в эти праздничные дни так или иначе пытаются завлечь туристов новогодними ярмарками, рождественской сказкой и атрибутикой. Рига, согласно разным рейтингам, составленным на основании цен на таких базарчиках, считается или самым доступным, или вторым по доступности городом. Во-вторых, это непосредственная близость к России. Из Санкт-Петербурга до Риги, например, лететь всего 50 минут. В-третьих, в Риге вообще очень доступные цены на рестораны, гостиницы и прочее, а не только на рождественские рынки. Если сравнивать рестораны одного уровня в Москве и в Риге, то разница в ценах очень ощутима, и не в пользу Москвы. Учитывая все эти факторы, мы рассчитываем, что россияне и в этом году приедут к нам в Ригу. Мы предлагаем отдохнуть у нас очень качественно и по доступным ценам. И еще один немаловажный нюанс — в Риге с тобой всегда будут говорить по-русски. Поэтому мы очень ждем россиян.
Беседовала Мария Иванова, Рига