Михаил Горбачев: я отдал власть, ушел сам, чтобы избежать кровопролития
В декабре 1991 года распался Советский Союз. 25 декабря первый президент СССР Михаил Горбачев сложил с себя полномочия главы государства.
В преддверии 25-летия этой даты бывший советский лидер в интервью ТАСС объяснил, почему не арестовал подписавших в Беловежской Пуще документ о прекращении существования единой страны, и заявил, что допускает возможность создания нового Союзного государства.
— Кто все-таки несет ответственность за распад СССР?
— Я не снимаю с себя долю ответственности. Но моя совесть чиста. Я отстаивал Союз до конца. Реформировать, обновить Союз было возможно и необходимо.
— В какой момент что-то пошло не так и что можно было изменить?
— Я думаю, что наиболее серьезно, по-крупному, последствия пошли после ГКЧП. Это был протест бюрократии. Мне надо было порвать с этой сворой, я их иначе не могу назвать.
— А как бы вы оценили роль в событиях конца 1980-х — начала 1990-х Бориса Ельцина?
— У Бориса Николаевича испортилось настроение, он просто не понял, что его роль важна, но она не в том, что он начал делать. А начал он просто бороться с союзным центром. Человек очень властолюбивый, беспредельно властолюбивый. Он очень переживал и очень был недоволен, что он не член политбюро, отсюда все его протесты…
На Пленуме ЦК КПСС Борис Николаевич как сорвался... (Имеется в виду выступление Ельцина 21 октября 1987 года с критикой руководства КПСС и темпов перестройки. — Прим. ТАСС.) Он даже нашел в нашей ситуации политической, что явно формируется "культ личности Горбачева". Он искал такие (формулировки), чтобы задеть членов ЦК, чтобы прореагировали на него…
Борис Николаевич начал бороться с союзным центром. Человек очень властолюбивый, беспредельно властолюбивый. Он очень переживал и очень был недоволен, что он не член политбюро, отсюда все его протесты. На Пленуме ЦК КПСС Борис Николаевич как сорвался...
Я думаю, что он человек с большим потенциалом, но его ничем неудержимое стремление к власти... Оно и потом проявлялось…
Я освободил его от должности секретаря ЦК, но оставил в составе Пленума ЦК, оставил его на должности на уровне министра (Борис Ельцин был назначен первым заместителем председателя Госстроя СССР. — Прим. ТАСС). А с ним надо было решать… и все.
Каждый должен вспомнить, как он себя вел, как действовал или бездействовал в те роковые дни в декабре 1991 года. Хочу напомнить, что за утверждение Беловежского соглашения проголосовало подавляющее большинство депутатов Верховного Совета России, включая коммунистов, которые сейчас громче всех кричат о катастрофических последствиях и валят все на Горбачева.
— При обсуждении причин распада СССР часто звучит вопрос, почему Горбачев не приказал арестовать в Беловежской Пуще Бориса Ельцина, лидера Украины Леонида Кравчука и председателя Верховного Совета Белоруссии Станислава Шушкевича.
— Я не знал, что там планируется, что с такой целью собираются.
— То есть спецслужбы вам не доложили?
— То, что с такой целью, — нет. И я с Ельциным разговаривал. Он заехал и сказал, что выезжает в Беловежскую Пущу по приглашению местных, Шушкевича, что украинский президент должен подъехать туда. Ну, давай, говорю, поговори с ними, особенно с Кравчуком. Украина должна быть, без нее Союз невозможен.
Ельцин же участвовал в разработке нового союзного договора, он участвовал, и его есть подписи, он согласился со всем. Но играл….
— А арестовать вы не могли их все-таки?
— Я думаю, это пахло гражданской войной. Это опасно. Это выглядело бы, что я вроде как для того, чтобы удержать власть, пошел на такое, хотя надо было демократическими путями добиваться.
Кредо мое — демократия, решительные изменения в пользу демократии, изгнание тоталитаризма, и без крови. Не обошлось, кстати, без крови. На периферии вспыхивали конфликты. Но вот мы видим, что получается, когда очень решительные берутся за дело...
Цена того сценария, о котором вы говорите, — арестовать, сохранить Союз вот таким образом — я думаю, "дело пахло бы керосином", пошел бы такой пожар по стране.
Я предпринял другое — я отдал власть. Я ушел сам, чтобы избежать кровопролития. И все. Вот они и начали руководить.
— США работали на распад Союза?
— Нельзя сказать так, что они прямо занимались этим, особенно вначале... Никто не думал, что можно Советский Союз ликвидировать. А потом начали помогать. Под столом потирали руки, сколько лет, чуть ли не столетие боролись с Россией, а тут она сама себя "покроила".
— Как вы считаете, возможно ли восстановление Советского Союза?
— Советского Союза — нет, а Союза — да.
— В прежних границах?
— В прежних границах и с тем же составом, добровольно… Я считаю, что новый Союз может быть.
Беседовал Борис Клин