12 января 2017, 16:00
Интервью

Дэвид Липтон: Россия справилась с периодом нестабильности в экономике

Дэвид Липтон. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Дэвид Липтон
Первый заместитель директора-распорядителя МВФ в беседе с ТАСС оценил темпы роста мировой и российских экономик, отметил грамотные действия Центробанка РФ и сообщил, что думает по поводу отзыва лицензий у небольших банков

Экономическая политика российских властей, которая проводилась последние два года, спасла страну от нестабильности. Однако на экономику России продолжает влиять динамика цен на нефть, с учетом которой страна должна быть готова как к позитивным, так и к негативным ценовым шокам на нефтяном рынке. О перспективах роста российской экономики в ближайшие пять лет и о влиянии решений ОПЕК по сокращению добычи нефти на нефтяные котировки в интервью ТАСС в рамках Гайдаровского форума рассказал Дэвид Липтон, первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда.

— Президент РФ Владимир Путин поставил цель для правительства вывести экономику РФ в 2019–2020 годах на темпы роста, равные темпам роста мировой экономики. Всемирный банк ожидает рост мирового ВВП в 2019 году на 2,9%. Как вы думаете, достижима ли цель по росту ВВП РФ на 2,9% в 2019 году? Или, возможно, это недостаточно быстрый рост для экономики РФ?

— МВФ прогнозирует, что глобальный экономический рост будет несколько выше, чем предполагают прогнозы Всемирного банка, и мы ожидаем рост мировой экономики на уровне 3,4% в этом году и 3,6% в 2018 году. Мы еще не составляли прогноз на 2019-й. То есть мы видим мировой экономический рост несколько выше на 2017–2018 годы. Я думаю, что для России есть смысл стремиться к более высоким темпам роста. Наш прогноз на данный момент, пятилетний прогноз роста экономики России, прогноз, который основан на нынешней экономической политике, предполагает рост ВВП РФ в среднем лишь на 1,5%. Таким образом, мы полагаем, что для более быстрого роста потребуются некоторые изменения политики, реформы и структурные изменения, которые повысят потенциал экономики. Мы считаем, что это были бы правильные действия. И поэтому считаем правильными планы России внести некоторые изменения для достижения более высоких темпов роста.

Я хочу отметить, что очень важным достижением Центрального банка России стали его действия, предпринятые для снижения инфляции после падения цен на нефть и ослабления курса рубля

Так сложилось, что последние годы для России были очень сложными, когда экономический рост был низким, цены на нефть снижались и вводились санкции. И в этот период российские стандарты жизни перестали сближаться с европейским уровнем. С учетом нашего нынешнего прогноза по росту российской экономики на ближайшие 5 лет, уровень жизни в России не будет приближаться к европейскому уровню, потому что европейский экономический рост примерно такой же — около 1,5%. Так что я думаю, что, если Россия хочет сравняться с развитыми экономиками по уровню жизни, ей необходимо стремиться к более быстрому росту и найти пути достижения этого.

Прогнозы экспертов по экономическому росту в России на 2017 год выглядят более оптимистичными, чем в начале 2016 года. Отчасти это связано с решением ОПЕК и стран, не входящих в этот картель, о сокращении добычи нефти. Как вы думаете, насколько продолжительным будет позитивное влияние этих решений на котировки нефти и, как следствие, на экономику РФ?

— Очень трудно сказать, как страны ОПЕК и страны, не входящие в организацию, будут вести себя, и действительно ли соглашения, подобные тем, которые уже были достигнуты, будут оказывать устойчивый эффект на рынок. Это очень трудно сказать. Конечно, на экономику России будет влиять ситуация на нефтяном рынке. Вполне возможен как ценовой шок от повышения нефтяных котировок, так и шок от снижения нефтяных котировок, и я думаю, что экономическая политика России должна быть готова к обоим исходам. И те бюджетные правила, которые уже обсуждались, могут помочь удержать экономику на стабильном уровне и помогут быть уверенными, что взлеты и падения цен на нефть не приведут к губительным последствиям в будущем.

А МВФ собирается пересматривать прогнозы по ценам на нефть и по ВВП России в связи с решением ОПЕК по сокращению добычи нефти?

— Мы уже учитывали в наших прогнозах, опубликованных осенью 2016 года, решения ОПЕК по сокращению добычи нефти, но соглашение с не входящими в ОПЕК странами произошло позже. Мы представим обновленный прогноз по мировой экономике на следующей неделе, в котором будет учтено влияние соглашения ОПЕК со странами, не входящими в эту организацию. Мы используем фьючерсные цены на нефть в наших прогнозах, и на этих ценах мы будем основывать свой прогноз.

Россия стремится ускорить экономический рост, однако у Центрального банка в то же время существует задача снижения инфляции. Целью Банка России сейчас является достижение уровня инфляции в 4%. Как вы думаете, достижима ли эта цель в 2017 году?

— Прежде всего, я хочу отметить, что очень важным достижением Центрального банка России стали его действия, предпринятые для снижения инфляции после падения цен на нефть и ослабления курса рубля. Эти события могли дестабилизировать финансовый сектор экономики России, но это удалось предотвратить за счет действий Центробанка в сочетании с управлением бюджетной политикой, которая также, по моему мнению, была достаточно предусмотрительной. Я думаю, что Центральный банк РФ близок к достижению своей цели по инфляции. Даже если в конце 2017 года инфляция окажется немного выше или чуть ниже 4%, ЦБ РФ находится на пути, чтобы сделать эту цель достижимой.

Я считаю, что экономическая политика в России ​​была приемлемой в течение последних двух лет и спасла страну от той нестабильности, которую Россия испытывала в прошлом

Очень сложно предсказать на год вперед, какой именно уровень инфляции будет, поскольку в случае России изменения цен на нефть могут повлиять на уровень инфляции. Но я думаю, что очень важным средством для обеспечения стабильности российской экономики является установка такой цели и отслеживание того, что эта цель будет достигнута в среднесрочной перспективе.

Учитывая цель по инфляции, ЦБ РФ в 2016 году проводил достаточно жесткую политику. Оправдана ли сейчас жесткая денежно-кредитная политика Банка России и жесткая бюджетная политика Минфина? Насколько продолжительной должна быть жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика в РФ?

— Я считаю, что экономическая политика в России ​​была приемлемой в течение последних двух лет и спасла страну от той нестабильности, которую Россия испытывала в прошлом и которая была разрушительной. Политика всегда должна реагировать на события в мире, а события в мире сейчас полны неопределенности. Так что, если ситуация в мировой экономике изменяется, власти должны реагировать. Я считаю правильной текущую экономическую политику в России, подразумевающую режим таргетирования инфляции, направленный на достижение Банком России цели по инфляции в 4%, а также использование бюджетного правила с целью попытаться поддерживать государственные финансы страны на должном уровне.

Помимо денежно-кредитной политики, ЦБ РФ осуществляет банковский надзор. И последние несколько лет активно отзывает лицензии у банков. Не считаете ли вы слишком агрессивной текущую "чистку" банковской системы РФ?

— Когда банки либо неплатежеспособны, либо приносят доходы их владельцам в ущерб вкладчикам через связанное кредитование, или если банк занимается отмыванием денег или финансированием терроризма, важно, чтобы регулятор предпринимал действия и чтобы эти действия были предприняты быстро. И я думаю, что ЦБ РФ имел целью попытаться предотвратить любое из перечисленных выше действий банков. Закрыто было большое число банков, но каждый из них в отдельности был достаточно небольшим, может быть, за одним или двумя исключениями. Я думаю, что банковская система России и финансовая система страны была достаточно сильна, чтобы справиться с закрытием этих банков. На самом деле я думаю, что со временем это принесет пользу всем, за счет понимания того, что Центральный Банк будет действовать, когда банки ведут себя неуместно, и эта уверенность повысит доверие в остальных банках.

В 2019 году в России планируют осуществить пенсионную реформу и реформу налоговой системы. Как вы оцениваете будущее внедрение индивидуального пенсионного капитала в РФ и новой налоговой системы?  

— Я не очень хорошо знаком с системой индивидуального пенсионного капитала, но ясно, что частная пенсионная система должна обеспечить пенсионеров. Это означает получение надлежаще высокой доходности, поэтому очень важно, чтобы пенсионная система имела достаточную диверсификацию, чтобы приносить высокую, но безопасную доходность, а также важно осуществлять надзор и регулирование таким образом, чтобы финансы вышедших на пенсию людей были в безопасности. И я думаю, что также важно пересматривать с течением времени пенсионный возраст, поскольку, если граждане выходят на пенсию очень рано, средний размер пенсии для всех людей в пенсионной системе будет ниже. Сейчас демографическая ситуация изменилась и продолжительность жизни начала увеличиваться после снижения в течение пары десятилетий, поэтому имеет смысл пересмотреть пенсионный возраст, чтобы сохранить пенсионные выплаты достаточно большими.

Что касается налоговой системы, то было много налоговых реформ, но на самом деле действительно важных изменений было сделано немного. Эти реформы — часть процесса. Вероятно, это процесс, который должен продолжаться. Мы считаем, что с течением времени должны увеличиваться сборы за добычу природных ресурсов для поддержки бюджета, больше следует полагаться на косвенные налоги, а не на прямые налоги. Есть целый ряд улучшений, которые могут быть постепенно рассмотрены.

Беседовал Никита Жарков