Игорь Орлов: говорить только об углеводородах — примитивизировать Арктику

Петр Ковалев/ ТАСС
Губернатор Архангельской области рассказал ТАСС, почему китайцев интересует Русский Север, объяснил, почему Арктика — это отнюдь не только углеводороды и как справиться с оттоком населения с Севера

Архангельская область 29–30 марта примет IV Международный арктический форум "Арктика — территория диалога". Для Поморья он также станет площадкой для обсуждения с потенциальными инвесторами их участия в крупнейших проектах региона.

О том, как область готовится встречать гостей форума, почему китайцев интересует Русский Север, о том, что Арктика — это отнюдь не только углеводороды и о том, как справиться с оттоком населения с Севера, где зарплаты стали ниже, чем в московском "Макдоналдсе", — интервью губернатора области Игоря Орлова.

— Игорь Анатольевич, как идет подготовка к форуму, насколько представительным он будет?

— Скорость, с которой меняется ситуация вокруг форума, как растет число событий, с ним связанных, невероятная. Я хорошо помню, как в первый раз по инициативе Дмитрия Рогозина (вице-премьера правительства РФ, председателя Госкомиссии по вопросам развития Арктики. — Прим. ТАСС) встал вопрос о закреплении площадки проведения форума в одном конкретном городе.

Мы представили свои презентации, и после почти годовой напряженной работы в ноябре 2016 года было подписано распоряжение правительства России о проведении форума "Арктика — территория диалога" в Архангельске, раз в два года, при непосредственном участии президента и глав иностранных государств. Оргкомитет принял решение провести форум в конце марта, и на подготовку у нас было всего четыре месяца.

Первоначально предполагалось, что в форуме примет участие 400–600 человек. Но за время подготовки интерес к нему в мире настолько возрос, что число участников практически утроилось. Для региона это сверхзадача. Мы провели дополнительную мобилизацию, вплоть до задействования частных домовладений в приеме гостей, как это бывает, когда, например, на Соловках собираем большие мероприятия, или как в позапрошлом году, во время приезда патриарха.

Как на юге России, так и на севере у нас есть общая традиция. Для нас гость — посланец Бога, принять гостя — большой почет и уважение. Часть людей мы разместим на ледоколе, который будет стоять на набережной в Архангельске. 180 участников международного молодежного форума "Арктика — сделано в России" будут размещаться в палатках, со всей атрибутикой, системой жизнеобеспечения. Они будут жить недалеко от Малых Корел под Архангельском.

Форум для нас — это, с одной стороны, большой вызов, а с другой — возможность проявить потенциал региона. Все ресурсы мы будем задействовать для того, чтобы гости уехали с хорошими воспоминаниями о городе.

— Насколько готова индустрия гостеприимства — рестораны, кафе и т. д. — к такому наплыву гостей?

— Я встретился со всеми собственниками гостиниц, со всеми руководителями ресторанов, которые будут работать на форуме. Я лично каждого пригласил к себе, мы поговорили о трудностях, вызовах, которые ждут в эти два-три дня. Мне диалог понравился, все хотят сделать на очень хорошем уровне. Так, чтобы не было стыдно никому. Я рассчитываю, что мы сможем проявить самые лучшие качества и поморской кухни, и поморского гостеприимства. Мы хотим показать нашу северную кухню. Безусловно, будет очень много рыбы, наши традиционные шаньги, выпечка.

Китайские инвесторы заинтересованы в строительстве Архангельского глубоководного порта. Северный морской путь сегодня является самым коротким путем из Азии в Европу, и он открывает новые возможности. Азиатские страны уже строят суда соответствующего ледового класса, чтобы иметь возможность работать на этом направлении

Участников форума будет обслуживать спецтранспорт, порядка 400 единиц. Будут, безусловно, определенные ограничения, связанные с приездом высоких гостей. Но мы уже сегодня предупреждаем людей. При этом мы работаем с перевозчиками: такси и других видов общественного транспорта, чтобы качество обслуживания гостей и взаимодействия с ними было максимально комфортным.

Уже сейчас мы видим, как бизнес включается в эту работу. Например, в ближайшем будущем в Архангельске появится как минимум две новые гостиницы известных международных сетей.

— Какая погода в конце марта ожидается в Архангельске? Будет холодно или все будет таять?

— Погода в это время будет традиционно зимняя. Окончательно у нас холод уходит в начале мая после ледохода. При отсутствии погодных аномалий в конце марта у нас обычно небольшой минус, зима. Мы рассчитываем, что погода тоже сработает на нас.

— А кто из гостей приедет? Было заявлено о представительной китайской делегации?

— Приезжает большая делегация: более 70 человек во главе с вице-премьером Госсовета Китая господином Ван Янем. В рамках форума будет работать межправительственная группа по сотрудничеству  России и Китая, которую с нашей стороны возглавляет Дмитрий Рогозин. Уже сами китайцы заявляют, что впервые в истории Китая, в истории российско-китайских отношений будет направлена делегация так далеко на север.

— Какие проекты предполагается обсудить с китайскими участниками форума?

— "Белкомур" — это трансрегиональная магистраль, которая идет по маршруту Пермский край — Республика Коми — Архангельская область — Мурманская область. Этот проект раскрывает массу возможностей.

Китайские инвесторы заинтересованы и в строительстве Архангельского глубоководного порта, о чем мы подписали соответствующее соглашение. Северный морской путь сегодня является самым коротким путем из Азии в Европу, и он открывает новые возможности. Азиатские страны уже строят суда соответствующего ледового класса, чтобы иметь возможность оперировать на этом направлении.

— На каких условиях готова входить в проекты китайская компания Poly Group?

— Я встречался с вице-президентом компании Poly Group. Мы обсудили проекты Северного морского пути, "Белкомура", глубоководного района морского порта Архангельска. У них активная позиция в представлении своих финансовых и организационных возможностей. Они обсуждают предметные решения, когда речь идет о финансовой модели, межправительственных отношениях, вариантах частно-государственного партнерства с учетом российского и китайского законодательства.

Сейчас речь идет о том, как достроить финансовую модель, которая была бы интересна и российскому государству, и российским инвесторам, и операторам, например "РЖД", и компаниям, скажем, Пермского края, и, соответственно, китайской стороне как финансовому инвестору. Эта финансовая модель не закрыта. В качестве участия в проекте могут быть предложены ресурсы Фонда национального благосостояния или других инвестиционных фондов, частных компаний. Мы рассчитываем, что это будет интересный проект для многих участников.

— Сколько китайские инвесторы готовы вкладывать, инвестировать в "Белкомур"?

— Весь проект — 350 миллиардов рублей. Проект должен окупиться через заключение концессионного соглашения. Плюс соответствующее участие государства, потому что государство станет собственником этой дороги, а "РЖД" будет оператором.

— А мы понимаем, что мы готовы дать китайцам в рамках концессионного соглашения после того, как проект стартует?

— Да, у нас есть вполне понятная конструкция государственно-частного партнерства, которое позволит и заработать инвестору, и сохранить интересы российской стороны и российских участников. Приезд вице-премьера Госсовета Китая с рабочей группой на форум для обсуждения указанных ключевых инвестиционных проектов в рамках вопросов российско-китайских отношений — это значимый сигнал всем потенциальным участникам.

— Существует еще проект глубоководного морского порта в Архангельске. Можем ли мы говорить о сроках реализации этого проекта? Об эффекте, который ожидается для региона и в целом для Арктической зоны?

— Мы рассчитываем реализовывать этот проект от 2023 до 2027 года в зависимости от условий его продвижения. Сегодня вопрос морской логистики становится приоритетным, потому что скорость, надежность и объемы доставки постоянно возрастают. С этой точки зрения развитие портов — это хороший приоритет, поскольку перевозка грузов по морю накладывает меньше ограничений, чем сухопутная, связанная с пересечением границ.

Поэтому естественно, что Архангельск предлагает инвесторам проект глубоководного порта, тем более что он является портовым городом еще со времен Ивана Грозного. Мы провели ряд геологических изысканий. Если запускаться в следующем году, то первая очередь порта заработает не позднее 2023 года.

— Там нет приоритета у инвесторов?

— Есть. Китайцы заинтересовались первыми, и они подписали с нами соглашение по глубоководному порту. Это естественно, потому что они работают с "Белкомуром".

— О какой сумме мы говорим?

— 40 миллиардов рублей — первая очередь. В целом проект порта, который мы представляем, позволяет увеличить существующие мощности в 2–3 раза. Там зависит, будут ли контейнерные перевозки, какие грузы пойдут в Россию и из России. Всего намечено три очереди с общей стоимостью — но это очень предварительная оценка — 60–65 миллиардов рублей. Соглашение подписано с Poly Group.

— Каждый форум ориентирован на разные направления. Петербургский — это большое количество соглашений о партнерстве, Сочинский — это региональная повестка. Что вы считаете главным для Арктического форума?

— Мы берем для себя направление экосистемы в Арктике. Мы понимаем, что Арктика — это новые возможности для всего мира, это огромная кладовая.

Говорить об Арктике только с точки зрения углеводородного сырья — это значит ее примитивизировать. Мы понимаем, что Арктика — это новые возможности для всего мира, это огромная кладовая. Например, сегодня вопросы чистой воды становятся на один уровень с углеводородами, а Арктика — это невероятный запас чистой воды, это чистый воздух, это особая биосфера

Забудьте слово "углеводороды". Понятно, что с точки зрения сегодняшней рентабельности углеводороды на первом месте, но, например, сегодня вопросы чистой воды становятся на один уровень с углеводородами, а Арктика — это невероятный запас чистой воды, это чистый воздух, это особая биосфера. Все то, что позволяет человечеству чувствовать себя в безопасности.

Говорить об Арктике только с точки зрения углеводородного сырья — это ее примитивизировать. И разговор будет вестись об энергетике, о логистических маршрутах в Арктике, о медицине, которая в Арктике тоже специфическая, об оказании услуг — и транспортных, и гостевых, сельскохозяйственных, каких угодно.

И, конечно, о вопросах экологии. Сейчас президент России лично курирует программу очистки арктических территорий. За последние годы более 40 тысяч тонн отходов хозяйственной деятельности прошлых лет вывезено из Арктики. И эта работа будет продолжена.

— Какой экономический эффект вы ждете от разработки Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле?

— Что касается Павловского месторождения, то у инвестора — "Атомредметзолото" — есть своя модель добычи и последующей реализации ресурсов с этого месторождения. Мы с ними в активном диалоге. Они будут, кстати, участвовать в форуме. И мы рассчитываем, что планы, связанные с началом разработки в 2019 году этого месторождения, будут реализованы.

Мы от каждого проекта ждем налоговых поступлений. Это очень хорошо показано на добыче алмазов, где взаимодействие власти и инвесторов показало свою высочайшую жизнеспособность. Это и рабочие места, и социальные проекты, и налоговые доходы для региона.

— Какие еще месторождения на территории Архангельской области планируется взять в разработку?

— Открыта серия месторождений алмазов, но, чтобы их добывать, нужно подтвердить экономическую целесообразность. Делается дополнительное бурение, замеряется процент отдачи алмазов.

Месторождение алмазов имеет форму зонтика. Попадешь в краешек зонтика — нецелесообразно добывать, 2 км чуть в сторону, ближе к центру, и там получается невероятная добыча, невероятные ресурсы месторождения. Сейчас перед геологами стоит задача поиска, подтверждения запасов, но их экономическая целесообразность должна быть подтверждена дополнительными исследованиями.

— Национальный общественный стандарт "Экологическая безопасность Арктики" — первая масштабная общественная инициатива, имеющая целью усиление внимания к проблемам сохранения окружающей среды Арктической зоны. На ваш взгляд, готовы ли хозяйствующие субъекты, бизнес взять на себя правила безопасного поведения?

— Конечно, готовы. И это подтверждает тот большой проект, который мы реализовали с "ЛУКойлом" и АЛРОСА при добыче алмазов. Там же была жесточайшая экологическая экспертиза, и все нашли правильные решения, и добыча производится.

Открыта серия месторождений алмазов, но, чтобы их добывать, нужно подтвердить экономическую целесообразность. Делается дополнительное бурение, замеряется процент отдачи алмазов. Месторождение алмазов имеет форму зонтика. Попадешь в краешек зонтика — нецелесообразно добывать, 2 км чуть в сторону, ближе к центру, и там получается невероятная добыча

Другое дело, говоря об экологических проектах, нельзя впадать в другую крайность — возвращать человека в пещеру. Ведь самым страшным существом, кто нарушил экологию на планете, был тот человек, который высек искру из двух камней в пещере. Он вмешался в естественный процесс, он создал источник тепла, помимо тех, что создавала природа.

Он создал новый источник, он нарушил экологический природный баланс. С того момента мы нарушаем экологию. И говорить, что ради собственной жизни мы должны вернуться в пещеру и запретить друг о друга бить камни нашему древнему предку — это глупость очевидная.

Но мы не должны отходить от принципов, необходимо, чтобы баланс соблюдался: вырыли яму — закопайте обратно, срубили дерево — посадите новое, поймали рыбу — сделайте все, чтобы экологический баланс сохранился.

— Сейчас активно обсуждается вопрос опорных зон в Арктике, который предполагает взаимодействие между арктическими регионами. На форуме будет представлена опорная зона "Архангельская". О чем идет речь? Можем мы говорить о выгодах, которые принесет региону и соседним регионам реализация данного проекта?

— Идеология опорных зон находится на стадии формирования. В Архангельскую опорную зону войдет целый ряд ключевых для нашего региона проектов, а ее эффект будет ощутим для всей Российской Арктики. Помимо "Белкомура" и глубоководного порта, опорная зона будет включать лесопромышленный и судостроительный кластеры, проекты по добыче полезных ископаемых, например, добыче алмазов и разработке Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле, использование водных ресурсов, создание территорий опережающего развития, формирование производственно-логистического комплекса Минобороны, а также создание новых кластеров: биологического, рыбохозяйственного и образовательного.

Говоря об экологических проектах, нельзя впадать в другую крайность — возвращать человека в пещеру. Ведь самым страшным существом, кто нарушил экологию на планете, был тот человек, который высек искру из двух камней в пещере. Он вмешался в естественный процесс, он создал источник тепла, помимо тех, что создавала природа

Опорная зона призвана отрабатывать еще и социальные решения. Это медицина, образование, социальные услуги для арктической территории. Как развивать ту или иную опорную зону: жить постоянно или работать вахтами? Для нашей ответ очевиден. Мы уже тысячелетия живем в Арктике. Нам не надо никуда ехать, мы уже все проверили.

В то же время есть особые территории, как, например, Северодвинск, или территории, где ведется добыча полезных ископаемых. Надо ли строить там город и создавать огромную инфраструктуру социальную, или отрабатывать вахтами? Каждый раз все это надо будет внимательно анализировать. Нужно ли нам строить новый город в Заполярье, где просверлили дырку для нефти? Представим условно: построив город и создав 22 тысячи рабочих мест, мы должны понимать, что через 50 лет работа закончится. И что делать с этими 22 тысячами человек, у которых здесь работа, родственники, друзья, целая система отношений?

— Тема "Человек в Арктике" будет одной из ключевых на форуме. Из Архангельской области, как из многих северных территорий, люди уезжают, и переломить тенденцию сложно. Что необходимо сделать для региона, что делается, чтобы остановить тенденцию и сделать территорию более привлекательной?

— Кто знает ответ, тот великий человек. Мы над этим много работаем. Впервые в истории на форум "Арктика — территория диалога" соберутся высшие государственные чины, руководители государств, руководители арктических регионов нескольких стран в рамках северного форума. Это будет региональный уровень власти. Будет еще впервые в истории площадка арктических муниципалитетов. И, разложив все составляющие, форум даст возможность всем обозначить задачи и интересы, которые их волнуют.

Мы ведь прошли в советское время этап формирования арктической индустрии через инструмент, называемый "льготы Крайнего Севера и приравненных к нему местностей": районный коэффициент, повышенная зарплата. Мы живем с ними, но произошла их трансформация, их привлекательность поменялась. Сегодня зарплата в Москве выше, чем в Архангельске, хотя у нас есть районный коэффициент. Зачем ехать в Арктическую зону строить корабли, если в Москве в "Макдоналдсе" можно заработать те же деньги? Я немного утрирую, но смысл такой.

Создать набор преференций, набор инструментов, которые позволят осваивать эту территорию, сохранить, что там есть, — одна из задач форума. Одна из площадок, которую я предложил и с чем выходил на президента, — это поддержка малого и среднего бизнеса в Арктической зоне, северных территориях.

Сегодня система преференций, которые вынужден нести малый и средний бизнес за счет того, что продекларировало государство, делает его нерентабельным и неинтересным. У нас сейчас крупными предприятиями владеют ИП (индивидуальные предприниматели. — Прим. ТАСС) и нанимают на работу тоже ИП. И нет никакой акселерации этого бизнеса. Уходят от социальных обязательств.

Происходит выхолащивание социальных гарантий для северных территорий. Они упрощают себе систему налогообложения, снижают объем выплат во все виды бюджетов, а бюджет платит пенсии, оказывает льготы врачам и учителям с районным коэффициентом и с тем же набором льгот. Где ресурс взять?

— А есть эффект от вашего разговора с президентом?

— Да, есть. Идет активная проработка в правительстве России, отработка этих документов. Мы в серьезном диалоге. Я рассчитываю на поддержку коллег-губернаторов, чтобы более предметно заявить это на федеральном уровне.

— Но в какую форму это может быть облачено?

— В форму налоговых преференций за счет фонда социального страхования. Это должно быть решение государства. Мы предложили источник. Мы предложили уменьшить объемы отчислений на 3%. И когда на Дальнем Востоке объем выплат в социальные фонды снижен с почти 30% до 7%, мы говорим только о 3%. Если поменять конструкцию, мы сможем ставить вопрос перед малым и средним бизнесом об их ответственности.

А вопрос энергетики в Арктике? Вопрос логистики? Магазин, который стоит за тремя реками и вынужден везти товары с учетом стоимости переправ, не может продавать по той же цене, что и в Архангельске. А у нас в регионе 71 тысяча рек и 59 тысяч озер, и они оказывают непосредственное влияние на логистику и в конечном счете на социальную сферу. Например, в отдаленных территориях области достаточно быстро доставить больного из дальней деревни в областной центр можно только вертолетом, или зимником, или другими особыми решениями. Все это требует внимания и обсуждения. И такая возможность, по этой теме и другим, будет у всех нас на форуме "Арктика — территория диалога".