Архангельская область 29–30 марта примет IV Международный арктический форум "Арктика — территория диалога". Для Поморья он также станет площадкой для обсуждения с потенциальными инвесторами их участия в крупнейших проектах региона.
О том, как область готовится встречать гостей форума, почему китайцев интересует Русский Север, о том, что Арктика — это отнюдь не только углеводороды и о том, как справиться с оттоком населения с Севера, где зарплаты стали ниже, чем в московском "Макдоналдсе", — интервью губернатора области Игоря Орлова.
— Игорь Анатольевич, как идет подготовка к форуму, насколько представительным он будет?
— Скорость, с которой меняется ситуация вокруг форума, как растет число событий, с ним связанных, невероятная. Я хорошо помню, как в первый раз по инициативе Дмитрия Рогозина (вице-премьера правительства РФ, председателя Госкомиссии по вопросам развития Арктики. — Прим. ТАСС) встал вопрос о закреплении площадки проведения форума в одном конкретном городе.
Мы представили свои презентации, и после почти годовой напряженной работы в ноябре 2016 года было подписано распоряжение правительства России о проведении форума "Арктика — территория диалога" в Архангельске, раз в два года, при непосредственном участии президента и глав иностранных государств. Оргкомитет принял решение провести форум в конце марта, и на подготовку у нас было всего четыре месяца.
Первоначально предполагалось, что в форуме примет участие 400–600 человек. Но за время подготовки интерес к нему в мире настолько возрос, что число участников практически утроилось. Для региона это сверхзадача. Мы провели дополнительную мобилизацию, вплоть до задействования частных домовладений в приеме гостей, как это бывает, когда, например, на Соловках собираем большие мероприятия, или как в позапрошлом году, во время приезда патриарха.
Как на юге России, так и на севере у нас есть общая традиция. Для нас гость — посланец Бога, принять гостя — большой почет и уважение. Часть людей мы разместим на ледоколе, который будет стоять на набережной в Архангельске. 180 участников международного молодежного форума "Арктика — сделано в России" будут размещаться в палатках, со всей атрибутикой, системой жизнеобеспечения. Они будут жить недалеко от Малых Корел под Архангельском.
Форум для нас — это, с одной стороны, большой вызов, а с другой — возможность проявить потенциал региона. Все ресурсы мы будем задействовать для того, чтобы гости уехали с хорошими воспоминаниями о городе.
— Насколько готова индустрия гостеприимства — рестораны, кафе и т. д. — к такому наплыву гостей?
— Я встретился со всеми собственниками гостиниц, со всеми руководителями ресторанов, которые будут работать на форуме. Я лично каждого пригласил к себе, мы поговорили о трудностях, вызовах, которые ждут в эти два-три дня. Мне диалог понравился, все хотят сделать на очень хорошем уровне. Так, чтобы не было стыдно никому. Я рассчитываю, что мы сможем проявить самые лучшие качества и поморской кухни, и поморского гостеприимства. Мы хотим показать нашу северную кухню. Безусловно, будет очень много рыбы, наши традиционные шаньги, выпечка.
Участников форума будет обслуживать спецтранспорт, порядка 400 единиц. Будут, безусловно, определенные ограничения, связанные с приездом высоких гостей. Но мы уже сегодня предупреждаем людей. При этом мы работаем с перевозчиками: такси и других видов общественного транспорта, чтобы качество обслуживания гостей и взаимодействия с ними было максимально комфортным.
Уже сейчас мы видим, как бизнес включается в эту работу. Например, в ближайшем будущем в Архангельске появится как минимум две новые гостиницы известных международных сетей.
— Какая погода в конце марта ожидается в Архангельске? Будет холодно или все будет таять?
— Погода в это время будет традиционно зимняя. Окончательно у нас холод уходит в начале мая после ледохода. При отсутствии погодных аномалий в конце марта у нас обычно небольшой минус, зима. Мы рассчитываем, что погода тоже сработает на нас.
— А кто из гостей приедет? Было заявлено о представительной китайской делегации?
— Приезжает большая делегация: более 70 человек во главе с вице-премьером Госсовета Китая господином Ван Янем. В рамках форума будет работать межправительственная группа по сотрудничеству России и Китая, которую с нашей стороны возглавляет Дмитрий Рогозин. Уже сами китайцы заявляют, что впервые в истории Китая, в истории российско-китайских отношений будет направлена делегация так далеко на север.
— Какие проекты предполагается обсудить с китайскими участниками форума?
— "Белкомур" — это трансрегиональная магистраль, которая идет по маршруту Пермский край — Республика Коми — Архангельская область — Мурманская область. Этот проект раскрывает массу возможностей.
Китайские инвесторы заинтересованы и в строительстве Архангельского глубоководного порта, о чем мы подписали соответствующее соглашение. Северный морской путь сегодня является самым коротким путем из Азии в Европу, и он открывает новые возможности. Азиатские страны уже строят суда соответствующего ледового класса, чтобы иметь возможность оперировать на этом направлении.
— На каких условиях готова входить в проекты китайская компания Poly Group?
— Я встречался с вице-президентом компании Poly Group. Мы обсудили проекты Северного морского пути, "Белкомура", глубоководного района морского порта Архангельска. У них активная позиция в представлении своих финансовых и организационных возможностей. Они обсуждают предметные решения, когда речь идет о финансовой модели, межправительственных отношениях, вариантах частно-государственного партнерства с учетом российского и китайского законодательства.
Сейчас речь идет о том, как достроить финансовую модель, которая была бы интересна и российскому государству, и российским инвесторам, и операторам, например "РЖД", и компаниям, скажем, Пермского края, и, соответственно, китайской стороне как финансовому инвестору. Эта финансовая модель не закрыта. В качестве участия в проекте могут быть предложены ресурсы Фонда национального благосостояния или других инвестиционных фондов, частных компаний. Мы рассчитываем, что это будет интересный проект для многих участников.
— Сколько китайские инвесторы готовы вкладывать, инвестировать в "Белкомур"?
— Весь проект — 350 миллиардов рублей. Проект должен окупиться через заключение концессионного соглашения. Плюс соответствующее участие государства, потому что государство станет собственником этой дороги, а "РЖД" будет оператором.
— А мы понимаем, что мы готовы дать китайцам в рамках концессионного соглашения после того, как проект стартует?
— Да, у нас есть вполне понятная конструкция государственно-частного партнерства, которое позволит и заработать инвестору, и сохранить интересы российской стороны и российских участников. Приезд вице-премьера Госсовета Китая с рабочей группой на форум для обсуждения указанных ключевых инвестиционных проектов в рамках вопросов российско-китайских отношений — это значимый сигнал всем потенциальным участникам.
— Существует еще проект глубоководного морского порта в Архангельске. Можем ли мы говорить о сроках реализации этого проекта? Об эффекте, который ожидается для региона и в целом для Арктической зоны?
— Мы рассчитываем реализовывать этот проект от 2023 до 2027 года в зависимости от условий его продвижения. Сегодня вопрос морской логистики становится приоритетным, потому что скорость, надежность и объемы доставки постоянно возрастают. С этой точки зрения развитие портов — это хороший приоритет, поскольку перевозка грузов по морю накладывает меньше ограничений, чем сухопутная, связанная с пересечением границ.
Поэтому естественно, что Архангельск предлагает инвесторам проект глубоководного порта, тем более что он является портовым городом еще со времен Ивана Грозного. Мы провели ряд геологических изысканий. Если запускаться в следующем году, то первая очередь порта заработает не позднее 2023 года.
— Там нет приоритета у инвесторов?
— Есть. Китайцы заинтересовались первыми, и они подписали с нами соглашение по глубоководному порту. Это естественно, потому что они работают с "Белкомуром".
— О какой сумме мы говорим?
— 40 миллиардов рублей — первая очередь. В целом проект порта, который мы представляем, позволяет увеличить существующие мощности в 2–3 раза. Там зависит, будут ли контейнерные перевозки, какие грузы пойдут в Россию и из России. Всего намечено три очереди с общей стоимостью — но это очень предварительная оценка — 60–65 миллиардов рублей. Соглашение подписано с Poly Group.
— Каждый форум ориентирован на разные направления. Петербургский — это большое количество соглашений о партнерстве, Сочинский — это региональная повестка. Что вы считаете главным для Арктического форума?
— Мы берем для себя направление экосистемы в Арктике. Мы понимаем, что Арктика — это новые возможности для всего мира, это огромная кладовая.
Забудьте слово "углеводороды". Понятно, что с точки зрения сегодняшней рентабельности углеводороды на первом месте, но, например, сегодня вопросы чистой воды становятся на один уровень с углеводородами, а Арктика — это невероятный запас чистой воды, это чистый воздух, это особая биосфера. Все то, что позволяет человечеству чувствовать себя в безопасности.
Говорить об Арктике только с точки зрения углеводородного сырья — это ее примитивизировать. И разговор будет вестись об энергетике, о логистических маршрутах в Арктике, о медицине, которая в Арктике тоже специфическая, об оказании услуг — и транспортных, и гостевых, сельскохозяйственных, каких угодно.
И, конечно, о вопросах экологии. Сейчас президент России лично курирует программу очистки арктических территорий. За последние годы более 40 тысяч тонн отходов хозяйственной деятельности прошлых лет вывезено из Арктики. И эта работа будет продолжена.
— Какой экономический эффект вы ждете от разработки Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле?
— Что касается Павловского месторождения, то у инвестора — "Атомредметзолото" — есть своя модель добычи и последующей реализации ресурсов с этого месторождения. Мы с ними в активном диалоге. Они будут, кстати, участвовать в форуме. И мы рассчитываем, что планы, связанные с началом разработки в 2019 году этого месторождения, будут реализованы.
Мы от каждого проекта ждем налоговых поступлений. Это очень хорошо показано на добыче алмазов, где взаимодействие власти и инвесторов показало свою высочайшую жизнеспособность. Это и рабочие места, и социальные проекты, и налоговые доходы для региона.
— Какие еще месторождения на территории Архангельской области планируется взять в разработку?
— Открыта серия месторождений алмазов, но, чтобы их добывать, нужно подтвердить экономическую целесообразность. Делается дополнительное бурение, замеряется процент отдачи алмазов.
Месторождение алмазов имеет форму зонтика. Попадешь в краешек зонтика — нецелесообразно добывать, 2 км чуть в сторону, ближе к центру, и там получается невероятная добыча, невероятные ресурсы месторождения. Сейчас перед геологами стоит задача поиска, подтверждения запасов, но их экономическая целесообразность должна быть подтверждена дополнительными исследованиями.
— Национальный общественный стандарт "Экологическая безопасность Арктики" — первая масштабная общественная инициатива, имеющая целью усиление внимания к проблемам сохранения окружающей среды Арктической зоны. На ваш взгляд, готовы ли хозяйствующие субъекты, бизнес взять на себя правила безопасного поведения?
— Конечно, готовы. И это подтверждает тот большой проект, который мы реализовали с "ЛУКойлом" и АЛРОСА при добыче алмазов. Там же была жесточайшая экологическая экспертиза, и все нашли правильные решения, и добыча производится.
Другое дело, говоря об экологических проектах, нельзя впадать в другую крайность — возвращать человека в пещеру. Ведь самым страшным существом, кто нарушил экологию на планете, был тот человек, который высек искру из двух камней в пещере. Он вмешался в естественный процесс, он создал источник тепла, помимо тех, что создавала природа.
Он создал новый источник, он нарушил экологический природный баланс. С того момента мы нарушаем экологию. И говорить, что ради собственной жизни мы должны вернуться в пещеру и запретить друг о друга бить камни нашему древнему предку — это глупость очевидная.
Но мы не должны отходить от принципов, необходимо, чтобы баланс соблюдался: вырыли яму — закопайте обратно, срубили дерево — посадите новое, поймали рыбу — сделайте все, чтобы экологический баланс сохранился.
— Сейчас активно обсуждается вопрос опорных зон в Арктике, который предполагает взаимодействие между арктическими регионами. На форуме будет представлена опорная зона "Архангельская". О чем идет речь? Можем мы говорить о выгодах, которые принесет региону и соседним регионам реализация данного проекта?
— Идеология опорных зон находится на стадии формирования. В Архангельскую опорную зону войдет целый ряд ключевых для нашего региона проектов, а ее эффект будет ощутим для всей Российской Арктики. Помимо "Белкомура" и глубоководного порта, опорная зона будет включать лесопромышленный и судостроительный кластеры, проекты по добыче полезных ископаемых, например, добыче алмазов и разработке Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле, использование водных ресурсов, создание территорий опережающего развития, формирование производственно-логистического комплекса Минобороны, а также создание новых кластеров: биологического, рыбохозяйственного и образовательного.
Опорная зона призвана отрабатывать еще и социальные решения. Это медицина, образование, социальные услуги для арктической территории. Как развивать ту или иную опорную зону: жить постоянно или работать вахтами? Для нашей ответ очевиден. Мы уже тысячелетия живем в Арктике. Нам не надо никуда ехать, мы уже все проверили.
В то же время есть особые территории, как, например, Северодвинск, или территории, где ведется добыча полезных ископаемых. Надо ли строить там город и создавать огромную инфраструктуру социальную, или отрабатывать вахтами? Каждый раз все это надо будет внимательно анализировать. Нужно ли нам строить новый город в Заполярье, где просверлили дырку для нефти? Представим условно: построив город и создав 22 тысячи рабочих мест, мы должны понимать, что через 50 лет работа закончится. И что делать с этими 22 тысячами человек, у которых здесь работа, родственники, друзья, целая система отношений?
— Тема "Человек в Арктике" будет одной из ключевых на форуме. Из Архангельской области, как из многих северных территорий, люди уезжают, и переломить тенденцию сложно. Что необходимо сделать для региона, что делается, чтобы остановить тенденцию и сделать территорию более привлекательной?
— Кто знает ответ, тот великий человек. Мы над этим много работаем. Впервые в истории на форум "Арктика — территория диалога" соберутся высшие государственные чины, руководители государств, руководители арктических регионов нескольких стран в рамках северного форума. Это будет региональный уровень власти. Будет еще впервые в истории площадка арктических муниципалитетов. И, разложив все составляющие, форум даст возможность всем обозначить задачи и интересы, которые их волнуют.
Мы ведь прошли в советское время этап формирования арктической индустрии через инструмент, называемый "льготы Крайнего Севера и приравненных к нему местностей": районный коэффициент, повышенная зарплата. Мы живем с ними, но произошла их трансформация, их привлекательность поменялась. Сегодня зарплата в Москве выше, чем в Архангельске, хотя у нас есть районный коэффициент. Зачем ехать в Арктическую зону строить корабли, если в Москве в "Макдоналдсе" можно заработать те же деньги? Я немного утрирую, но смысл такой.
Создать набор преференций, набор инструментов, которые позволят осваивать эту территорию, сохранить, что там есть, — одна из задач форума. Одна из площадок, которую я предложил и с чем выходил на президента, — это поддержка малого и среднего бизнеса в Арктической зоне, северных территориях.
Сегодня система преференций, которые вынужден нести малый и средний бизнес за счет того, что продекларировало государство, делает его нерентабельным и неинтересным. У нас сейчас крупными предприятиями владеют ИП (индивидуальные предприниматели. — Прим. ТАСС) и нанимают на работу тоже ИП. И нет никакой акселерации этого бизнеса. Уходят от социальных обязательств.
Происходит выхолащивание социальных гарантий для северных территорий. Они упрощают себе систему налогообложения, снижают объем выплат во все виды бюджетов, а бюджет платит пенсии, оказывает льготы врачам и учителям с районным коэффициентом и с тем же набором льгот. Где ресурс взять?
— А есть эффект от вашего разговора с президентом?
— Да, есть. Идет активная проработка в правительстве России, отработка этих документов. Мы в серьезном диалоге. Я рассчитываю на поддержку коллег-губернаторов, чтобы более предметно заявить это на федеральном уровне.
— Но в какую форму это может быть облачено?
— В форму налоговых преференций за счет фонда социального страхования. Это должно быть решение государства. Мы предложили источник. Мы предложили уменьшить объемы отчислений на 3%. И когда на Дальнем Востоке объем выплат в социальные фонды снижен с почти 30% до 7%, мы говорим только о 3%. Если поменять конструкцию, мы сможем ставить вопрос перед малым и средним бизнесом об их ответственности.
А вопрос энергетики в Арктике? Вопрос логистики? Магазин, который стоит за тремя реками и вынужден везти товары с учетом стоимости переправ, не может продавать по той же цене, что и в Архангельске. А у нас в регионе 71 тысяча рек и 59 тысяч озер, и они оказывают непосредственное влияние на логистику и в конечном счете на социальную сферу. Например, в отдаленных территориях области достаточно быстро доставить больного из дальней деревни в областной центр можно только вертолетом, или зимником, или другими особыми решениями. Все это требует внимания и обсуждения. И такая возможность, по этой теме и другим, будет у всех нас на форуме "Арктика — территория диалога".