Как Россия сможет увеличить несырьевой экспорт благодаря туризму, в каких регионах страны будет развиваться отдых по системе all inclusive ("все включено") и как российские курорты будут конкурировать с турецкими, рассказал в интервью ТАСС руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
— Недавно глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков анонсировал запуск совместно с Ростуризмом масштабного проекта по продвижению отдыха в России среди иностранцев. В чем будет заключаться проект?
— Внутренний туризм имеет объективные ограничения с точки зрения роста. У въездного туризма пока таких ограничений нет. Мы считаем очень важным развитие этого направления и надеемся, что эта деятельность будет вестись в рамках глобальной программы развития несырьевого экспорта России. С этой целью мы подписали соглашение с РЭЦ. Это будет масштабный проект. Сейчас мы над ним работаем и в конце марта или начале апреля рассчитываем внести в правительство.
В год в мире совершается 1,2 млрд туристических поездок, ежегодно их число растет на 5%. И, конечно же, мы заинтересованы в том, чтобы как можно большая часть иностранных туристов приезжала в нашу страну. В настоящее время Россию ежегодно посещает порядка 30 млн иностранцев. Наша страна имеет большие конкурентные преимущества в плане туризма, но необходимо реализовать определенный комплекс инициатив и организационных решений, которые приведут к значительному увеличению въездного потока в нашу страну.
— Какой понадобится объем финансирования?
— В проекте мы прописываем порядка 1,5 млрд руб. на все мероприятия. Но мы прекрасно понимаем, что должны жить по средствам. Надеемся, что правительство поддержит наши предложения, а какие будут выделены бюджетные ассигнования — не будем загадывать.
— Привлечение частных инвестиций предусмотрено?
— Нам представляется, что на первом этапе для реализации проекта необходимо задействовать бюджетные средства. Частные инвестиции тоже должны привлекаться, но для этого принципиально важно запустить механизм. Мы видим большое желание и стремление различных частных компаний в создании, например, национальных туристских офисов Visit Russia. Эти офисы создаются на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Мы не имеем возможности использовать бюджетные средства на, например, аренду помещений или заработную плату персонала. Мы направляем деньги на продвижение российского турпродукта. Поэтому нам, конечно же, нужны партнеры, которые бы на принципах ГЧП участвовали в финансировании. И интерес очень большой. В некоторых странах, например в Китайской Народной Республике, у нас не один офис, а два. Нам представляется очень важным и перспективным открытие этих офисов, например, в Индии (это очень перспективная страна с точки зрения въездного туризма в нашу страну), а также в США, Японии.
— Чем проект с РЭЦ будет отличаться от маркетинговой стратегии Visit Russia и какова в нем роль экспортного центра?
— Очень важно продвигать турпродукт на основных, самых перспективных зарубежных рынках. Собственно РЭЦ в том числе для этого и создан, мы должны объединить усилия. Конечно же, мы будем задействовать все механизмы, которые показали свою эффективность. В частности, те же офисы Visit Russia. Но для нас очень важно взаимодействие с РЭЦ, использование его знаний, компетенций и механизмов поддержки экспорта. Потому что въездной туризм, я хочу подчеркнуть, — это несырьевой экспорт нашей страны.
Продвижение будет вестись по всем каналам — в зарубежных социальных сетях, печатных и электронных средствах массовой информации, на телевидении, на выставках, средствами наружной рекламы. Комплексный подход представляется очень важным для реализации возможностей продвижения нашей страны как очень удобной и безопасной дестинации для иностранных путешественников.
— Каковы итоги 2016 года по внутреннему, въездному и выездному турпотокам? Каков ваш прогноз на 2017 год?
— Пока, к сожалению, у нас нет официальной статистики, Росстат эту информацию предоставляет позже, обычно это июнь – начало июля. По экспертным оценкам, увеличение внутренних турпотоков в 2016 году составило примерно 15%, въездные турпотоки тоже, мы предполагаем, увеличатся. Выездной, по предварительным данным, сократился примерно на 6,5%.
На 2017 год… Вы знаете, я не любитель заниматься прогнозированием. Но хочу сказать, что мы сделаем все для того, чтобы тенденция роста внутреннего и въездного турпотоков в нашей стране сохранилась. В связи с увеличением базы сравнения я думаю, что темпы могут быть несколько ниже, чем в предыдущие годы. Но это в общем-то тоже является естественным. Выездной турпоток стабилизировался. Думаю, что по итогам 2017 года возможен некоторый рост относительно прошлогодних показателей. Но это зависит от многих факторов.
— В России грядут большие спортивные события: Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу. По вашим наблюдениям, подобные мероприятия насколько увеличивают турпоток?
— Не только. Еще Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 2017 году. Этот год действительно знаковый: столетие великой Октябрьской социалистической революции, много очень других событийных мероприятий, например 50-летие туристического маршрута "Золотое кольцо" — одного из самых известных мировых туристских брендов. Мы, конечно, сделаем все для того, чтобы активно продвигать эти мероприятия. Эта линейка событий будет способствовать сохранению положительной тенденции роста внутреннего и въездного турпотоков.
Массовые культурно-спортивные мероприятия значительно увеличивают приток туристов. Можно привести пример Москвы, когда турпоток рос на 20% благодаря масштабным мероприятиям в области спорта. Это очень позитивно сказывается на развитии туризма в России, приковывает внимание к нашей стране во всем мире, создает позитивный образ.
— Готова ли туристская инфраструктура принять такой поток туристов?
— Это достаточно серьезный вопрос. Ряду регионов нашей страны, очевидно, нужно будет поработать над развитием туристской инфраструктуры, чтобы иметь возможность качественно принимать повышенный турпоток в пиковые периоды. Можно привести в пример Сочи, где к Олимпиаде 2014 года была создана замечательная инфраструктура. В высокий летний туристский сезон заполняемость там практически стопроцентная. Это говорит о том, что для дальнейшего роста нужно продолжать строительство новых гостиниц. Очень актуальным этот вопрос является и для Санкт-Петербурга. Это очень популярный город, и большое количество туристов — и наших граждан, и иностранных — хотели бы посетить его. При этом, к сожалению, мы наблюдаем тенденцию увеличения стоимости размещения в этом городе. Как решить эту проблему? Надо строить новые гостиницы, именно над этим нужно работать. А простое повышение цен в ответ на рост спроса — это неправильный путь.
— Требуется ли строительство новых гостиниц в Крыму?
— Требуется в первую очередь модернизация существующего гостиничного фонда. Что касается строительства дополнительных гостиниц, то эта тема, возможно, приобретет актуальность после решения транспортных вопросов. Дело в том, что сейчас в Крым можно добраться двумя путями — самолетом и на пароме. И авиакомпании, и паромная переправа работают в высшей степени интенсивно и эффективно. Но есть объективный предел пропускной способности. Поэтому достигнутый уровень турпотока на уровне 6 млн человек в год, по моему мнению, является максимально возможным на текущий момент. Когда будет построен мост через Керченский пролив (по плану он должен быть введен в 2019 году. — Прим. ТАСС) и станет принципиально возможным дальнейший рост турпотока в Крыму, тогда, вероятно, встанет вопрос расширения инфраструктуры коллективных средств размещения на полуострове.
— По вашему прогнозу, в этом году тенденция сохранится и Крым посетит 6 млн туристов?
— Я надеюсь, что да. Но очень важно работать над тем, чтобы не происходило повышение стоимости размещения в Крыму. Конкуренция на туристском рынке постоянно возрастает. Мы видим, что за нашего туриста идет серьезная борьба. И очень важно, чтобы привлекательное соотношение цены и качества российского турпродукта было сохранено. Если нам удастся это соотношение удержать, то я абсолютно уверен, что наши граждане с большой радостью приедут в Крым. Если же цены будут расти, результаты могут оказаться не такими, как хотелось бы. Я планирую с местными туроператорами, отельерами, представителями туристской индустрии провести совещание на эту тему в рамках подготовки к высокому туристскому сезону 2017 года. Тут, кстати, надо отметить еще один очень важный аспект. Все-таки Крым мы рассматриваем как круглогодичную дестинацию (туристическое направление. — Прим. ТАСС). Считаем, что Крым должен быть не только летним пляжным направлением, но и использоваться как курорт для лечения, профилактики и оздоровления в течение всего года. Для этого есть абсолютно все возможности.
— Этим летом Турция будет присутствовать на туристическом рынке России в полном объеме. Как это повлияет на наши южные курорты?
— Прошлым летом долго не было чартерных авиарейсов, и летать в Турцию было дорого. И мы, собственно, не видели серьезного турпотока на этом направлении в первую очередь по этой причине. А когда возобновились чартеры, число поездок россиян в Турецкую Республику увеличилось. Это, кстати, наглядная иллюстрация того, о чем мы постоянно говорим: нам нужно внутри страны развивать чартерные перевозки. Не только авиационные, но и железнодорожные, чтобы стоимость отечественного турпродукта снижалась.
Присутствие Турции на рынке этим летом, очевидно, может оказать влияние на распределение турпотоков. Есть несколько аспектов, которые надо принимать во внимание. С одной стороны, по экспертным данным, загранпаспорт имеется только у одного из 10 путешествующих россиян. Таким образом, Турция потенциально может побороться лишь за одну десятую российского турпотока. С другой стороны, конкуренция, которая, конечно, в определенной мере возрастет, в соответствии с законами рынка будет способствовать достижению наиболее привлекательного соотношения качества и цены на отдых внутри страны. Это отвечает интересам российских туристов. Именно поэтому мы всегда поддерживали открытие Турции.
— Турецкие курорты еще славятся своими отелями по системе "все включено". Есть ли у нашей туристической отрасли план по созданию подобных курортов в Крыму?
— Не только в Крыму, в Сочи тоже. И я хочу сказать, что количество курортов и гостиниц, которые работают по принципу "все включено", столь популярному у наших граждан, увеличивается. Даже в Сибири такие курорты появляются. В частности, в Белокурихе. Это очень позитивная тенденция. Действительно, такая система выгодна и для отельеров. И мы призываем представителей туристской индустрии использовать этот механизм привлечения туристов в различных регионах нашей страны. Эта работа идет. Если наш турист хочет и готов покупать турпродукт в формате "все включено", конечно, его нужно предлагать. Другого варианта не существует.
— Какие у Крыма в этом году будут плюсы и минусы по сравнению с другими направлениями? Какие курорты как внутри России, так и за рубежом будут основными конкурентами Крыма?
— Акцентировать внимание на конкуренции между туристскими дестинациями внутри страны я считаю неправильным. По крайней мере в масштабе государства. Существует российский турпродукт, и нам, собственно, не важно, куда поедут наши граждане — на юг или в иные регионы страны. Конечно, южные регионы предоставляют наиболее востребованный продукт — пляжный туризм. Это черноморское побережье, азовское побережье и, конечно же, Крым. В последний год проделана очень серьезная работа, в том числе в части логистики. Организовано авиационное сообщение между Сочи и Симферополем, ведется работа над созданием паромного сообщения между Крымом и черноморским побережьем Краснодарского края. Так что это позволит туристам посетить сразу несколько южных курортов за одну поездку.
Но внутренний туризм конкурирует с выездным. И, действительно, нам нужно делать все, чтобы мы были высококонкурентны, чтобы наш турпродукт был востребован и нашими гражданами, и иностранными. Разумеется, мы должны это делать исключительно экономическими методами, созданием очень эффективных, удобных решений и высококачественного турпродукта. Вот такой наш подход.
— Олег Петрович, для развития туризма важна и культурная составляющая, и Россия очень богата в этой сфере. Хочу спросить вас об одном из таких знаковых объектов — Успенский собор в Свияжске. На какой стадии находится процесс включения фресок Успенского собора в список ЮНЕСКО? Подобные решения, как правило, увеличивают узнаваемость культурного объекта и, соответственно, турпоток.
— Свияжск — это очень интересный объект с точки зрения туризма. Находится он недалеко от Казани. Пользуется огромной популярностью. На остров Свияжск ежегодно приезжает более 600 тыс. человек. Там расположено несколько монастырей, соборов. Работой по включению в список всемирного наследия занимается Республика Татарстан. Там в руководстве в высшей степени эффективные люди. Надеюсь, что эта задача будет решена в ближайшее время.
Беседовали Мария Дорохина, Анна Дементьева