Александр Жуков: оживление нашей экономики очевидно и заметно по всем параметрам
Первый вице-спикер Госдумы, глава Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме рассказал о реализации послания президента Федеральному собранию, повышении МРОТ и готовности России к проведению новых Олимпийских игр.
— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российской экономики, можно ли говорить о ее оживлении?
— Рост сейчас оценивается по году примерно в 2% по сравнению с показателями предыдущими.
Инфляция ниже, чем ожидалось. Оценки сейчас говорят о том, что, может быть, по этому году даже будет меньше 4%, что для нашей страны является рекордным показателем. Собственно говоря, с начала 1990-х годов никогда таких показателей не было. Поэтому очевидно оживление нашей экономики. Это заметно по всем параметрам.
Ну и то, что цены на нефть несколько выше, чем был прогноз, — тоже фактор позитивный. Те поправки в федеральный бюджет, которые сейчас правительство внесло в Государственную думу, а это более триллиона рублей дополнительных доходов, тоже достаточно позитивная вещь. Это позволяет существенно сократить дефицит бюджета. Точнее, так: существенно сократить расходование Резервного фонда на покрытие дефицита.
— Какие у вас ожидания от программы ускорения экономического роста, над которой работает правительство и группы экспертов? Как можно объединить предложения разных групп в одну программу?
— Знаете, мне трудно сказать, как в итоге будет выглядеть план. Я думаю, что правительственные предложения будут взяты за основу, скорее всего, и дополнены, может быть, теми предложениями, которые есть в других программах.
Но мне кажется, что общие идеи есть во всех этих программах. Это, конечно, в первую очередь, действия по улучшению инвестиционного климата в России, по улучшению конкурентной среды, уменьшению давления на бизнес, неувеличения налогов. По крайней мере, здесь есть широкий консенсус, я бы так сказал. И поддержка развития высокотехнологичных производств, увеличение несырьевого экспорта, поддержка малого бизнеса. Это все вещи, которые есть во всех программах.
Или акцент на развитие образования и здравоохранения, возможно, большее финансирование со стороны бюджета этих отраслей. Причем они должны рассматриваться как элементы в ускорении экономического роста.
Поэтому мне кажется, что все эти элементы так или иначе затрагиваются во всех программах. И акцент окончательный будет сделан именно на этих направлениях.
— Поговорим о курсовой политике. Насколько вы сейчас ею довольны? Многие говорят, что рубль сейчас переукреплен…
— Переукреплен? Знаете, мне кажется, что в курсовой политике самое важное — это стабильность, поддержание стабильности курса, чтобы не было резких скачков. И в этом смысле, мне кажется, что та политика курсовая, которая проводится в последнее время, она разумная. Государство не вмешивается сильно в тенденции рынка. И курс определяется спросом и предложением экономических участников рынка. Но государство вступает в нужный момент для того, чтобы не допустить резких скачков.
В целом есть тенденция к легкому укреплению курса рубля. Но, может быть, по моей оценке, курс в этом году будет колебаться от 63 до 65 рублей за доллар. Возможно некоторое легкое укрепление. Оно, скорее, может быть связано с ростом цен на наши основные экспортные товары сырьевые: нефть и газ.
— Какие основные риски вы видите в целом в период подготовки к новому политическому циклу сейчас?
— Ну рисков достаточно много. В общем-то, видите, сохраняются и санкции, и экономические проблемы с привлечением внешнего финансирования. Все эти проблемы сохраняются. Они, конечно, мешают ускорению темпов роста нашей экономики, с одной стороны.
С другой стороны, мы видим и позитивные подвижки, и в том числе в структуре и объемах нашего экспорта. Мы видим очень серьезные подвижки, например, в сельском хозяйстве. Это очевидно, Россия стала лидером в мировом экспорте зерна, например.
Мы видим, что и в секторе высоких технологий у нас появляются абсолютно конкурентоспособные товары. Это касается, например, авиастроения, традиционных отраслей, например атомного машиностроения. Безусловно, рынок вооружения — это тоже высокие технологии.
У нас создана система государственной поддержки экспорта. Она должна работать более эффективно, мы должны продвигать наши экспортные товары на внешний рынок.
Мне кажется, что снижение курса рубля, которое произошло, дало нашим экспортерам определенные козыри в руки. И они ими достаточно успешно пользуются.
— Нужно ли эти козыри сохранить?
— Эти козыри нужно сохранять, безусловно. Должна быть и государственная поддержка, она есть в этом плане.
Мне кажется, что нужно усилить господдержку науки и высоких технологий. У нас, к сожалению, на мой взгляд, эта сфера сильно недофинансирована. Без развития фундаментальной науки, на самом деле, невозможно лидерство и в экспорте высоких технологий на мировом рынке. Хотя это может не сразу дать отдачу, но это нужно обязательно делать.
Нам обязательно нужно поддерживать наше высокотехнологичное производство, которое тоже есть. Я вот на примере программы реиндустриализации Новосибирской области могу сказать, что там выбрали порядка десяти проектов, основанных на наших научных разработках: нано-, биотехнологии и так далее. Они поддерживаются на государственном уровне, и эти проекты все имеют очень хорошие перспективы. Поэтому, на мой взгляд, поддержание стабильности финансового положения, то есть все-таки сохранение резервов, которые у нас есть, поддержание стабильности рубля, снижение темпов инфляции и увеличение инвестиций — вот основные направления, которые позволят нам увеличить темпы экономического роста. И на этой базе улучшать социальное положение.
— Про спорт пару вопросов. Какова ситуация с генеральным директором РУСАДА (Российское антидопинговое агентство). Известно только, что от 700 человек приняли заявки. Когда он будет уже выбран?
— В принципе, по плану генеральный директор должен был в мае определиться. Но действительно там 700 человек подали заявки. Для меня это совершенно неожиданно, 700 человек захотели стать генеральным директором РУСАДА! А Наблюдательный совет РУСАДА создал специальную комиссию, которая занималась отбором кандидатов. Представляете, нужно поговорить с 700 людьми и провести обзор анкет и так далее. Это непростая работа. Поэтому они попросили дополнительного времени. Это первое.
Второе. Сейчас все были заняты изменением, внесением поправок в устав РУСАДА. Вчера состоялось, как вы знаете, заседание Наблюдательного совета, где такие поправки были одобрены. Дальше учредители РУСАДА одобрили эти поправки, которые вносят изменения, касающиеся руководителя Наблюдательного совета и заместителя. Это по рекомендации РУСАДА они не должны представлять спортивные организации, быть независимыми. Такие поправки внесены. И сейчас, я думаю, что и работа ускорится по выбору генерального директора.
— То есть точного срока пока нет, когда…
— Я думаю, что в июне произойдет.
— Как относитесь к вынужденному уходу Елены Исинбаевой с поста главы Набсовета РУСАДА?
— Я думаю, что Исинбаева проделала очень хорошую работу на посту председателя Наблюдательного совета.
И это, кстати, отмечено и ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство). Вы знаете, что ВАДА пригласило Исинбаеву приехать в Монреаль в штаб-квартиру ВАДА для того, чтобы обсудить дальнейшее взаимодействие по теме борьбы с допингом.
Исинбаева остается членом Наблюдательного совета. Но поскольку она номинирована Олимпийским комитетом России, то она не может далее быть председателем.
Но это вовсе не означает, что она уходит из этой сферы. Она будет продолжать активную борьбу с допингом, будет послом России в плане борьбы с допингом. И мы очень благодарны ей, что она в такой трудный момент возглавила Наблюдательный совет, провела очень хорошую большую работу.
— Президент России Владимир Путин недавно, возможно, гипотетически, заявил, что Россия может претендовать на летнюю Олимпиаду 2028 года. На ваш взгляд, какой бы город мог ее провести, да и вообще насколько это реально?
— Потенциально… Вопрос был сформулирован: потенциально Россия может провести летние Олимпийские игры? Я, например, считаю, что может. И может провести не только в Москве и Петербурге, наиболее крупных городах с развитой спортивной инфраструктурой, да и не только спортивной.
Но я считаю, что и Казань способна провести летние Олимпийские игры, и Сочи. Вот такой набор городов, которые потенциально способны.
Это не значит, что они подадут заявки завтра на проведение Олимпийских игр. Но мне кажется, что Россия, проведя Олимпиаду в Сочи, всему миру доказала, что она способна проводить такие соревнования.
Что касается конкретно 2024 и 2028 годов, летних Олимпийских игр, то, как известно, на 2024 год есть две заявки. Это Париж и Лос-Анджелес. Выбор состоится в Перу на ассамблее Международного олимпийского комитета. Это в сентябре произойдет.
Сейчас обсуждается всерьез вопрос о том, чтобы, возможно, выбрать не только город, который будет проводить в 2024 году, но также и в 2028-м. И тогда, возможно, что эти два города станут хозяевами Олимпийских игр на следующие два олимпийских цикла.
— То есть в Перу может сразу такое произойти?
— Да, такой вопрос обсуждается сейчас. Я хочу сказать, что решение не принято пока, создана специальная комиссия в Международном олимпийском комитете, четыре вице-президента входят в эту комиссию. И они обсуждают этот вопрос. Я не исключаю такой вариант, во всяком случае, этот вопрос будет обсуждаться.
В этом случае, если будет сразу два города определено, то речь может идти только о заявке на 2032 год. Но это все гипотетически, понимаете. И обсуждение того, какие российские города могут претендовать, это тоже абсолютно гипотетическая вещь, потому что никто никаких заявок не подавал. Просто это некая оценка возможностей. А возможности такие есть.
— Дом болельщиков в 2018 году где будет?
— Будет, я вам могу сказать. Мы уже определили, в Корее посмотрели внимательно все места, где будут проводиться Олимпийские игры, выбрали в прибрежном кластере место в городе Каннын, прямо у береговой линии, прямо рядом с Олимпийским парком. Там рядом расположены основные отели, где будут жить наши болельщики. И мы думали, где делать, в прибрежном кластере или в высокогорном, потому что они там на довольно значительном расстоянии друг от друга. Все-таки решили делать в прибрежном кластере, где будут соревнования по хоккею, фигурному катанию, коньки и так далее. Мне кажется, что основные болельщики наши будут сосредоточены именно в этом кластере.
— Вопрос как раз про хоккей. Учитывая, что игроков НХЛ (Национальная хоккейная лига) не будет, как вам кажется, это проблема, это плохо для Олимпиады? И возрастают ли шансы российской сборной, наконец, на золото в хоккее?
— Мое глубокое убеждение, что в Олимпийских играх должны участвовать сильнейшие спортсмены во всех видах спорта. И хоккейный турнир для Олимпиады, я думаю, что для любого болельщика, — это главный турнир. И когда там собираются лучшие игроки мира — российские, канадские, шведские, финские — без НХЛ это невозможно сделать.
По понятным причинам многие сильнейшие игроки (не хочу сказать, что все, но многие) играют в НХЛ. Если говорить о шведах или финнах, практически все сильнейшие играют. У нас, кстати, немного другая ситуация. У нас все-таки чемпионат Континентальной хоккейной лиги очень сильный, и там многие наши сильнейшие игроки играют. И я уверен, что мы сможем в любом случае сильную команду направить в Корею. Но, конечно, хотелось бы все-таки, чтобы это был полноценный турнир. Но в любом случае олимпийский турнир будет очень интересным. В любом случае.
— Спасибо. И про политику тоже несколько вопросов. Как обстоят дела с реализацией послания президента Федеральному собранию, какие ключевые законодательные акты уже приняты или еще предстоит принять?
— У нас есть план реализации Государственной думой послания президента из 96 пунктов. 96 законов, грубо говоря.
На сегодняшний день 33 федеральных закона уже подписано президентом. Один принят в трех чтениях в Государственной думе, один — во втором чтении. Еще 29 законопроектов приняты в первом чтении и пять готовятся к рассмотрению. То есть, если все вместе сложить, 33 и 36 из 96, получается две трети законов уже либо приняты, либо находятся в довольно продвинутой стадии рассмотрения. 28 пунктов плана еще в стадии разработки, правительство готовит эти законопроекты.
— Если говорить о разделах, что среди законов, вступивших в силу, можно отметить?
— Закон, который устанавливает приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства при возмещении вреда. Новый закон по ОСАГО, грубо говоря.
Закон, которым для иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых на территории России признана нежелательной, устанавливается запрет на создание российских юридических лиц.
Сейчас, в ближайшее время, будут рассмотрены такие важнейшие вещи, как пакет законопроектов о безопасности критической информационной структуры Российской Федерации. Речь идет о предотвращении компьютерных атак и так далее.
По социальной политике из 20 законопроектов восемь уже принято. Например, законопроект, которым продлевается до конца этого года срок реализации программ модернизации субъектов здравоохранения Российской Федерации. Законопроект, направленный на создание правовых основ использования информационно-технических телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья. Речь идет об информационной системе в сфере здравоохранения. Закон, направленный на стимулирование развития транспортного машиностроения. Закон, продлевающий льготы по уплате страховых взносов для IT-компаний до 2023 года.
Там довольно много ратификаций по Евразийскому экономическому союзу. Это тоже было все в плане послания.
Что еще? Внесение изменений в Бюджетный кодекс — о порядке предоставления субсидий госкорпорациям. Законопроект, направленный на защиту интересов государства при размещении государственными фондами или иными структурами государственных средств кредитных организаций. Совершенствование банковского налогового законодательства — здесь наиболее важно, что принят банковский пакет, который способствует внедрению наших кредитных и платежных карт "Мир" и созданию вообще российской платежной системы. Далее — создание механизмов дополнительного финансового оздоровления кредитных организаций и создание многоуровневой банковской системы (это крупные банки с полной лицензией и с ограниченной). Сейчас во втором чтении планируется законопроект, направленный на повышение привлекательности индивидуальных инвестиционных счетов как инструментов долгосрочного инвестирования.
В части природоохранного законодательства подписан президентом федеральный закон, направленный на стимулирование развития и обновления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Сейчас во втором чтении законопроект по обращению с отходами будет, он тоже из этого плана. Ну и вопрос гуманного обращения с животными тоже в ближайшее время будет рассмотрен.
Ну а 9 июня будут рассматриваться поправки в бюджет и поправки к законопроекту о реновации.
— Если говорить о реновации, как бы вы прокомментировали работу, которая была сделана по подготовке этого проекта закона, насколько удалось учесть все возможные ошибки, риски?
— Мне кажется, что наибольшее число претензий, которые предъявлялись к этому проекту закона, в поправках, которые будут приняты ко второму чтению, учтено. А именно: защита прав собственности граждан, получение не только равнозначной, но и равноценной компенсации (либо это равноценная квартира в плане стоимости, либо денежная компенсация равноценная). Это очень важные вещи. Возможность судебного оспаривания. То, что там нужно, — чтобы две трети владельцев квартиры или арендаторов жилья были согласны. И так далее. Многие наиболее чувствительные вещи, которые защищают права граждан в этом процессе, будут учтены ко второму чтению.
На 6 июня назначены слушания в Государственной думе, куда будут приглашены в том числе и жители пятиэтажек, ради которых, собственно говоря, принимается этот закон, и их мнение будет выслушано в полном объеме. Будут такие очень объемные слушания. Много приглашенных, несколько сотен человек именно жителей.
— Несколько сотен?
— Да. Послушаем, что они скажут. Там три сотни, по-моему. Не помню. Большое количество людей.
— А как они собирались?
— Насколько я знаю, московские депутаты, которые являются представителями жителей Москвы, приглашают своих избирателей. Я думаю, что очень интересные будут слушания. Будут все мнения выслушаны, будет доложено всем присутствующим о том, какие поправки Государственная дума рекомендует к принятию ко второму чтению. И дальше уже, видимо, где-то 9 июня, будет во втором чтении законопроект рассматриваться.
— Инициатива по уравниванию МРОТ и прожиточного минимума… Я так понимаю, что предложения по этому вопросу планировалось подготовить до конца весенней сессии. Могли бы назвать основные контуры этих предложений и, если возможно, предварительное содержание?
— Да, у нас есть рабочая группа в Думе, где мы вместе с правительством, с профсоюзами и с работодателями, с участием всех фракций обсуждаем этот вопрос. И я должен сказать, что и правительство очень внимательно к этому относится.
И сейчас, насколько мне известно, подготовлен законопроект, который предусматривает, скажем так, двухэтапное доведение МРОТ до прожиточного минимума. С 1 января. Я сейчас не хочу вдаваться в детали, потому что правительство еще окончательно не определилось, но идея заключается в том, чтобы довести до 90% на первом этапе с 1 января 2018 года, и затем уже в 2018 году — до 100%. Понятно, что это потребует дополнительных средств из бюджета на заработную плату бюджетникам, которые получают менее прожиточного минимума. Это достаточно серьезные средства. И конечно, потребует от бизнеса дополнительных затрат, потому что у нас достаточно большое количество людей в стране получают зарплату ниже прожиточного минимума. Но мне кажется, эта мера просто необходима. И мы должны этот вопрос решить не позже, чем до конца 2018 года — доведения до 100%.
Вы спросили, когда это будет. Я думаю, что в весеннюю сессию (продлится до 30 июля. — Прим. ТАСС), мы ожидаем, что правительство внесет такой проект закона, мы его обсудим и, возможно, даже примем в первом чтении.
— И наверное, последний вопрос. Все-таки мы находимся на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Одна из целей — повышение инвестиционной привлекательности. Можно ли ожидать каких-то крупных инициатив, направленных на повышение инвестиционной привлекательности?
— Такие инициативы постоянно, на самом деле, в Государственной думе рассматриваются. Я вам рассказывал о реализации послания президента. Многие вещи уже приняты и на законодательном уровне. Например, продлили льготы для IT-компаний по уплате страховых взносов до 2023 года. Это очень серьезная вещь. В апреле подписан закон, по которому определяется налоговая база в отношении доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций. Очень важный закон, потому что нужно привлекать средства свободно, в том числе средства граждан. И такой инструмент, как корпоративные облигации, очень важен. Если вы облегчаете налогообложение по доходам от этих облигаций, в разумных пределах, конечно (ставка ЦБ + 5%, до этого не облагается), то это очень важно. Сейчас готовится к рассмотрению законопроект об особых экономических зонах. Совершенствование механизма управления особыми зонами тоже входит в приоритеты экономического блока правительства. Думаю, что этот инструмент может более эффективно работать для ускорения темпов экономического роста. И так далее.
Но, главное, я бы отметил здесь настройку налоговой системы. Здесь, на форуме, будет специальная дискуссия по этому вопросу, очень интересная. Есть консенсус в том, что не надо повышать налоги, и это совершенно правильно. Но внутри нужно попробовать все-таки, возможно, оптимизировать налоговую нагрузку и поговорить всерьез о неналоговых платежах, которые, по сути, являются тоже достаточно серьезной нагрузкой на бизнес. Мне кажется, что это один из самых актуальных вопросов, которые надо обсуждать в части улучшения делового климата России.
Беседовали Глеб Брянский, Андрей Карташов