- Можно ли уже подвести уже первые итоги действия законопроекта?
- Основная идея закона – перевод кадастровой оценки. Раньше кадастровую оценку делали частные оценочные компании по заказу субъектов, а сейчас новые оценки будут делаться государственными бюджетными учреждениями, которые будут по единой федеральной методологии производить оценку, определять кадастровую стоимость объектов для целей налогообложения. Оценка на базе государственных бюджетных учреждений облегчит доступ ко всей необходимой информации, упростит оспаривание кадастровой стоимости, создаст возможность исправления типовых ошибок - а их 90% в случаях оспаривания. Главная задача – снизить волатильность кадастровой стоимости, чтобы и плательщики, и получатели налогов (а это системообразующий налог для субъектов) имели предсказуемую в этом плане картинку. Реализация нормативных документов, которые нам необходимо принять для полноценной реализации закона, фактически завершена.
Ключевым документом является методология кадастровой оценки. Соответствующий приказ МЭР был подписан, и Минюст зарегистрировал нам эту методику. Теперь до конца года нам надо подготовиться к ее внедрению. Следующий год у нас - год подготовки, год сбора данных, и с 2019 года оценки будут производиться уже по новой системе.
- То есть сейчас государственные кадастровые оценщики еще не приступили к своим обязанностям?
- Сейчас у нас создаются государственные бюджетные учреждения (ГБУ). В 63 субъектах ГБУ либо уже создано, либо его создание находится в завершающей стадии. Это довольно большая работа, которую в сжатые сроки провели регионы.
-А правда ли с 1 июля все кадастровые оценщики должны будут сдавать квалификационный экзамен?
- У нас есть оценочное сообщество, в котором функционирует принцип саморегулирования. Мы рассчитывали, что саморегулируемые организации (СРО) смогут, в том числе, проводить ответственную и взвешенную политику по соблюдению чистоты рядов. Грубо говоря, поддерживать уровень квалификации оценщиков. Это очень важно, ведь определение кадастровой стоимости – это уровень налогов для юридических и физических лиц, это оспаривание налога, это осуществление оценки в процедурах банкротства, в процедурах приватизации. Государство, на самом деле, является, наверное, заказчиком оценочных услуг номер один. И нам крайне важно как потребителю этих оценочных услуг иметь возможность получить качественные услуги.
А что получаем на практике? Огромное количество недовольства услугой оценочных компаний, огромное количество пересмотров, отчеты об оценке в 50% случаев имеют нарекания. Крупные компании, например РЖД, Сбербанк, вынуждены создавать подразделения, которые занимаются проверкой квалификации оценщиков. То есть ситуация явно недостаточная с точки зрения поддержания определенного уровня квалификации.
Профессия оценщика должна быть элитной, как адвокат, как нотариус. Руководствуясь этим, мы пришли к выводу, что нам необходимо вводить квалифицированные экзамены и допускать в профессию людей с определенным уровнем подготовки. Поэтому с 1 июля допуск к профессии будет осуществляться через квалификационный экзамен, а все члены СРО до 1 апреля 2018 года должны будут его сдать.
- Разработали ли вы уже структуру этого экзамена?
- У нас будет три категории экзамена: в недвижимости, в движимом имуществе и в оценке бизнеса. Оценка бизнеса – самый сложный экзамен. Мы планируем там от 40 до 54 вопросов по категориям. Сдав категорию на движимое имущество, человек не сможет оценивать недвижимое имущество или бизнес. Сейчас зачастую сотрудник, который оценивает автомобили, может подписать отчет об оценке крупных компаний. На наш взгляд, это неправильно. Но даже внедряя такие подходы к оценщикам, мы считаем, что это только начало. В дальнейшем должно быть добровольное совершенствование этих квалификаций.
- Те, кто не сдаст экзамен, будет иметь возможность пересдать?
- Конечно. Будет возможность и пересдать, и подать апелляцию. Экзамен будет проводиться в электронной форме, мы разработали 1,5 тысячи вопросов, для этого была проделана большая работа совместно с экспертами. Надеемся, что этим экзаменом мы поставим барьер на вход в профессию недобросовестным оценщикам. Мы уже получили поддержку оценочного сообщества на этот счет. Чистка рядов сделает услуги добросовестных оценщиков более востребованными, дефицитными и высокооплачиваемыми.
Беседовала Елена Рожкова