13 ноября 2017, 14:30
Интервью

Андрей Бокарев: деньги должны работать на экономику, а не лежать в трехлитровых банках

Андрей Бокарев. Денис Вышинский/ ТАСC
Андрей Бокарев
Директор департамента международных финансовых отношений Минфина РФ в интервью ТАСС — о том, в чем выгода государства от финансовой грамотности населения

Подводя итоги IV Всероссийской недели сбережений, директор департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев рассказал о том, в чем выгода государства от финансовой грамотности населения, как помогает планирование бюджета в кризис и какие финансовые привычки граждан вызывают опасения Минфина и Центрального банка.

— Андрей Андреевич, завершилась IV Всероссийская неделя сбережений. Какие ее основные достижения и результаты?

— Если говорить о результатах языком цифр, то в этом году было проведено более 4 тыс. мероприятий, в которых приняли участие свыше 550 тыс. человек. Речь идет прежде всего об образовательно-просветительских и игровых мероприятиях, которые ежегодно наполняют программу: консультации, лекции, тренинги, квесты, семинары, конкурсы. Но мне бы также хотелось отметить особые события этой Недели. Одним из таких стала видеоконференция в Москве, которая соединила девять городов — участников проекта: Архангельск, Барнаул, Волгоград, Казань, Калининград, Краснодар, Саратов, Ставрополь, Томск. Это для нас новый формат взаимодействия с регионами.

Большой интерес у москвичей вызвал семейный фестиваль, который прошел в Москве в минувшие выходные. Почти 4 тыс. взрослых и детей пришли в субботу в технополис "Москва", чтобы поучаствовать в играх, пообщаться с ведущими финансовыми консультантами, послушать лекции. Впервые мы опробовали этот формат в апреле этого года на Детской неделе финансовой грамотности. Тогда за один день мероприятие посетили более 2 тыс. человек.

Нам важно, что люди интересуются вопросами финансовой грамотности, пытаются найти ответы на свои вопросы, желают узнать, как контролировать расходы, научиться сберегать и инвестировать, обезопасить себя от мошенников, как не попасть в долговую яму.

— Какие выгоды получает государство от повышения уровня финансовой грамотности?

— Выгод достаточно много, причем как прямых, так и косвенных. Прямые выгоды в том, что благополучие домохозяйств и готовность людей принимать осознанные решения по инвестициям создают хорошую базу для поступательного развития экономики. Государство заинтересовано в том, чтобы деньги населения лежали не в трехлитровой банке, а работали на экономику страны. При этом чтобы у населения формировалось чувство уверенности в сохранности своих инвестиций и в защите своих прав.

Более опосредованный эффект — в осознании населением своих прав в качестве потребителей финансовых услуг. У нас эта система работает, но зачастую не все знают о ее возможностях, о том, как ей пользоваться и куда обращаться. Это одна из наших задач — максимальное использование тех инструментов, которые уже созданы.

Безусловно, нам важно, чтобы в результате реализации нашей программы как можно меньше возникало ситуаций с использованием мошеннических схем, финансовых пирамид. Это принципиально важно, так как в случае возникновения проблем государство вынуждено вмешиваться как на федеральном, так и на региональном уровне. В таких ситуациях профилактика лучше, чем лечение, так как в итоге деньги теряют и наши граждане, и государство.

— Какие финансовые инструменты вызывают наибольшие опасения со стороны Минфина и ЦБ? С чем еще наше население не умеет пока обращаться?

Государство заинтересовано в том, чтобы деньги населения лежали не в трехлитровой банке, а работали на экономику страны

— Скорее речь идет о том, что в силу мировоззрения, сложившегося под влиянием исторических факторов, у людей нет готовности и возможности принимать взвешенные, сбалансированные решения по своему будущему, по своим накоплениям, в том числе пенсионным. В большинстве случаев мы сталкиваемся с тем, что россияне предпочитают не использовать финансовые инструменты, не обращаться в банк или другие финансовые структуры. Кто-то — апеллируя к печальному опыту предшественников с финансовыми пирамидами или отзывом лицензий у банков, кто-то — в силу того, что считает самым надежным способом сохранить деньги через скромный депозит в госбанке. Тут важно не заставлять людей, а грамотно донести до них информацию о том, что даже в случае сложной ситуации или возникающих рисков можно их минимизировать и государство обеспечивает должную защиту. В этом, кстати, напрямую заинтересованы и коммерческие структуры. Чем более защищенными будут чувствовать себя граждане, тем более охотно они будут нести свои сбережения в финансовые организации.

— Какое влияние оказывают макроэкономические и геополитические факторы на финансовое поведение граждан? Возможно, это одна из причин финансового консерватизма населения?

— Мы наблюдаем определенное влияние. В условиях кризисных явлений у значительной прослойки населения снижаются доходы. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда люди начинают говорить, что лишних денег у них нет и финансовая грамотность им неинтересна, так как откладывать и сберегать нечего. У нас задача — отойти от подобного восприятия ситуации. Даже в таких условиях у людей с недостаточным уровнем дохода как раз потребность в финансовой грамотности более значительная, чем у людей с хорошим доходом. Цена ошибки для них гораздо выше. Всегда, если вы возьмете и разложите свой бюджет, проведете анализ статей расходов, у вас наверняка найдется какой-то резерв или позиции, от которых вы могли бы отказаться, найти более приоритетные статьи. Это позволит более спокойно пройти через сложный период. В условиях кризиса традиционно информация о финансовых событиях, о банкротствах становится более доступной. Люди считают, что, получив эту информацию, изучив конкретный случай, становятся более финансово-грамотными. Социологические исследования показывают, что в таких ситуациях люди считают себя более продвинутыми, но на самом деле уровень грамотности не повысился и понимание взаимосвязей событий тоже не появилось.

— В этом году в России впервые была принята Стратегия повышения финансовой грамотности. Что изменится с ее появлением? Какие мероприятия, проекты будут организованы в рамках этого документа? Будут ли совместные проекты с другими ведомствами?

— Стратегия — это результат долгих размышлений и аккумулирования опыта работы Минфина в области финансовой грамотности в течение пяти-шести последних лет. Причем не только Минфина, но также Центрального банка, Роспотребнадзора, Пенсионного фонда. Когда мы начинали проект развития финансовой грамотности в России, в стране не было ни инфраструктуры, ни экспертов в этой области. Сейчас эта база нами создана и можно уверенно говорить о постановке дальнейших задач. Стратегия — это первый в России концептуальный стратегический документ, определяющий задачи и приоритеты правительства и всех заинтересованных участников в области финансовой грамотности. Документ создает институциональную базу для нашей дальнейшей работы. Мы начинали эту работу вместе со Всемирным банком, весной 2019 года эта программа завершится. Дальше мы намерены продолжить эту работу самостоятельно.

— Какой круг вопросов по финансовой грамотности охватывает стратегия?

— Стратегия учитывает интересы всех групп — людей с разным уровнем дохода, разного возраста, социального происхождения, проживающих в разных регионах страны. Понятно, что в одночасье все поставленные вопросы не решить, для этого и нужен стратегический документ. С его помощью мы планируем обеспечить плавный переход от программы со Всемирным банком к системной работе внутри страны — с ЦБ, Министерством образования и науки, экспертами и общественными организациями.

— Сейчас стратегия подготовлена на период 2017–2023 годов, а что будет дальше? Стратегия будет продлена или будет составляться новый документ?

— Мы утвердили стратегию пока на семь лет. Страны, которые занимаются этой проблематикой более длительный срок, уже реализовали первые стратегии и переходят ко вторым или даже к третьим версиям подобных документов. Очевидно, что пока говорить про вторую редакцию рано, но, в нашем понимании, в дальнейшем нам потребуется новый документ. Продление старой стратегии не самая правильная практика, так как сейчас все динамично меняется, появляются совершенно новые услуги, продукты, риски, проблемы. 

— Каких основных результатов вы ждете от реализации стратегии?

— Основной результат исполнения стратегии для нас — это участие 100% регионов в построении инфраструктуры, где были бы созданы все необходимые условия для повышения финансовой грамотности, включая экспертов, преподавателей и обучающие программы. Сейчас на постоянной основе в программе участвует девять регионов. Однако на мероприятиях, например в рамках Недели сбережений, участвует сейчас более 50  регионов.

Мы создали всю необходимую базу для преподавания финансовой грамотности в школе. Дальше важно подготовить преподавателей. Сейчас в школах, конечно же, нет готовых сотрудников. В рамках проекта до конца 2017 года будет подготовлено более 12 тыс. преподавателей по всей России. Мы должны обеспечить максимально широкий географический охват с точки зрения подготовки педагогических кадров, и в следующем году эта работа будет вестись. У нас уже созданы федеральные и региональные методические центры, где преподаватели могут дистанционно или в очном порядке пройти обучение и получить сертификат. Мы создаем систему хабов, когда учебно-методический центр создается в одном регионе, но обеспечивает подготовку преподавателей сразу для нескольких регионов по соседству. Таким образом, мы минимизируем затраты, и у нас появляется возможность привлечь большее число участников к проекту. Около половины регионов до конца 2018 года получат такую возможность.

— Как вы планируете повышать активность регионов?

Мы создали всю необходимую базу для преподавания финансовой грамотности в школе. Дальше важно подготовить преподавателей

— Наша задача — сделать участие в программе максимально доступным, чтобы люди осознали, что это им действительно необходимо, что в XXI веке эти знания действительно важны и востребованы. Сложно считать себя современным человеком, если ты не можешь принять аргументированного решения в области финансов. Естественно, мы будем стараться предлагать всегда что-то новое и интересное. У нас хорошая обратная связь с регионами, многие из них предлагают свои интересные варианты программ, инициатив, учебных материалов по финансовой грамотности. В рамках проекта мы создали специальный "фонд хороших идей", который позволяет поддерживать и распространять подобные  предложения. Инициатива не должна только спускаться сверху, нужна "дорога с двусторонним движением".  

— Предполагается ли финансирование стратегии из федерального бюджета? В каком объеме?

— Пока этот вопрос находится в стадии обсуждения. Очевидно, что после завершения проекта со Всемирным банком нам потребуется бюджетное финансирование на реализацию планов и программ. Как бы мы ни оптимизировали наши затраты, расходовать деньги федерального бюджета на эти цели придется. В федеральном бюджете будут закладываться на это ресурсы, но в каком объеме и в какой пропорции, с регионами пока не определено. Мы также рассчитываем на более широкое участие  в проекте и наших бизнес-структур. В свое время, когда проект готовился, представители российского банковского сообщества делали громкие заявления, что на каждый государственный рубль, вложенный в программу, они доложат пять своих рублей. Программа, которую мы начинали со Всемирным банком, близка к завершению, но пока обещанной поддержки в достаточном объеме от бизнеса мы не видели. Конечно, есть ряд деловых партнеров, которые плотно работают с нами, в том числе в рамках подготовки и проведения Недели сбережений, огромное им за это спасибо.

— Какие категории проявляют наибольший интерес к теме финансовой грамотности?

— По тому, что видим, заинтересованность в этих знаниях появляется в самых разных кругах и сферах. Высоко заинтересован педагогический состав школ и вузов. Видим все больше взрослого населения (например, 30+), которое хочет получать доступ к информации по финансовой грамотности. Заметно возрос интерес работодателей, им важно, чтобы работник полностью отдавался рабочему процессу, а не переживал о том, что завтра наступает срок погашения кредита, а деньги кончились. Целый ряд компаний заинтересованы в том, чтобы на их площадках проводились подобные мероприятия и семинары. Фиксируем существенный рост интереса регионов к данной проблематике. 

Беседовала Дарья Карамышева