Международный культурный форум, проходивший в Санкт Петербурге с 16 по 18 ноября, собрал около 35 тысяч участников, на его площадке прошли сотни мероприятий, подписаны 60 соглашений о сотрудничестве. О секрете успеха одного из самых крупных форумов страны, своих взглядах на цензуру и идеологию, а также о планах в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал министр культуры России Владимир Мединский.
— Фактически форум начал свою работу 15 ноября, проведено множество дискуссий по самым разным темам: от литературы и инклюзивности до революции и подводного наследия. С вашей точки зрения, чем привлекает такой формат экспертов?
— Этот, наверное, один из самых больших форумов в стране — прямой результат внимания, которое наш президент уделяет культуре в целом. Петербургский форум отличается от других тем, что у него постоянно работающая дирекция, что многие мероприятия, не только культурные, но и международные, экономические, проходят по всей стране — в рамках так называемых площадок форума, то есть он живет весь год. Проходят конференции, семинары, выставки, встречи профессионалов. Мы подписали вчера ряд международных соглашений, например о проведении в 2018 году Перекрестного года культуры с Катаром, который высказал пожелание стать официальным партнером Санкт-Петербургского культурного форума в следующем году. Такая инициатива, надеемся, привлечет дополнительные инвестиции в организацию форума. Форум финансируется с этого года 50 на 50 Санкт-Петербургом и Министерством культуры, при этом, отмечу, бюджет форума очень скромный, его невозможно даже сравнить с бюджетами, например, Дальневосточного или Экономического форума. Но мы видим, что наш форум по числу участников, гостей — среди лидеров: 35 тысяч участников, 1000 иностранных гостей, сотни культурных и деловых мероприятий. Это говорит о востребованности культуры, о том, как культура легко преодолевает любые санкции и барьеры.
— В рамках форума работала киносекция, а в преддверии ее прошел первый Коллоквиум международной организации кинопрессы (ФИПРЕССИ) о русском кино, на котором критик Андрей Плахов отметил, что в России существует косвенная цензура в виде избирательного финансирования кинопроектов.
— Я уже устал об этом говорить. У нас свободная страна. Государство финансирует те проекты, которые соответствуют нормативам закона и приоритетам культурной политики. Это же логично. А остальное — государство не запрещает. И это цензура — так, что ли? Когда хоть кто-то приведет реальный случай цензуры в стране, хоть один, я это буду с вами обсуждать.
А эти разговоры — из серии "надо что-нибудь сказать, чтобы тебя кто-то комментировал".
Вот, кстати, ваша ссылка на критика Плахова как раз в этом плане сама по себе показательная. Он же не в подполье это оглашает, а на форуме — публично, как специально приглашенный гость, хотя он тоже фигурировал в каких-то мифических черных списках. И при этом высказывает фантазийные суждения по поводу цензуры.
— Текущие показатели по кассовым сборам отечественных фильмов уже названы рекордными. Какие потенциальные хиты среди наших фильмов могут "выстрелить" до конца года?
— До конца года выйдут "Легенда о Коловрате", "Движение вверх" (о мюнхенской Олимпиаде 1972 года), "Елки" новые, "Три богатыря и принцесса Египта". Какие из них хиты получатся — это зрителю решать. Как министр я, конечно, каждому из них желаю успеха.
Пока что у нас "Последний богатырь" стал самым кассовым фильмом года, обойдя "Викинг". Это хорошее кино, на которое можно пойти всей семьей, которое интересно и взрослым, и детям. Фильм полностью российского производства, но сделанный с голливудским размахом. Некоторые по два раза ходят. Кто еще не видел, учтите: картина последнюю неделю на экранах.
— А на балет "Нуреев" Кирилла Серебренникова, премьера которого в декабре, пойдете? Зрителям будете рекомендовать?
— На премьеру не пойду. Пойду на предпросмотр. Впечатлениями поделюсь.
— Какой процент отчислений с проката в Фонд кино вы считаете оптимальным для фильмов? В какой стадии находятся эти идеи?
— Во Франции, например, он довольно высокий, около 12%. Все платят, кино развивается. Однако есть мнение, что такая цифра для нашего кинорынка будет слишком тяжелой. Мы прорабатываем этот вопрос с отраслью — посчитаем, придем к оптимальному решению.
— Каков госбюджет на кино 2018 года?
— Государственную поддержку кинематографа мы стараемся не сокращать — это около 6 млрд ежегодно (мы поддерживаем до 100 художественных и 250 документальных фильмов в год и еще мультипликацию) плюс около 1 млрд — субсидии на открытие кинозалов в малых городах. Если говорить о конкуренции, то дам только одно сравнение: бюджет только одного фильма — "Форсажа" — до 15 млрд руб. Одного. Делайте выводы — нужна ли нашему кинематографу политика государственного протекционизма или он сам с Голливудом тягаться будет.
— Вы коллекционируете оружие, а выставку персональную открыть не планировали?
— "Коллекционирую оружие" — это громко сказано. Я действительно давно им увлекаюсь, есть небольшая подборка холодного оружия. Персональная выставка? А к чему? Почти вся коллекция и так выставлена в музее военной формы в общественном музее Российского военно-исторического общества (РВИО). Сейчас он находится в центре Москвы в Петроверигском переулке. Всех, кто любит нашу историю, с удовольствием туда приглашаю.
Там еще много уникальных, интереснейших экспонатов, начиная от военных головных уборов российских императоров, там есть головные уборы и Павла, и Александра I. Также масса оригинальных военных мундиров разных времен: можно посмотреть, как развивалась культура военной формы.
Но эта экспозиция — только превью будущего музея военной формы, который делает Военно-историческое общество. Мы надеемся открыть его в следующем году. Туда и моя коллекция тоже переедет.
— Можно подробнее о новом музее узнать?
— Это большой проект: восстанавливаем почти полностью разрушенное здание в Москве, надеемся открыть действительно интересный общественный музей.
Кроме того, в этом году в день героев Отечества, 9 декабря, РВИО откроет уникальный, первый в мире музей, посвященный московским стрельцам. Он будет в самом центре Москвы рядом с Третьяковкой.
Московские стрельцы — это первое регулярное войско в нашей стране. Так получилось, что, когда Военно-историческое общество было возрождено в 2012 году, решением правительства нам было выделено небольшое помещение в центре Москвы, памятник архитектуры. Естественно, оно было в страшно запущенном состоянии и требовало ремонта. Пока ремонтировали, изучили историю этого здания, и рука не поднялась использовать его под банальный офис. Это оказалось здание XVI века, которое принадлежало полковнику московских стрельцов. Причем у стрельцов дети и внуки наследовали эту профессию — "Родину защищать" — и получали соответствующие привилегии. Так вот этот дом на протяжении нескольких поколений принадлежал московским стрельцам вплоть до времен Петра I.
В общем, под музей стрельцов здание буквально само просится — даже придумывать ничего не надо.
Ведь что мы знаем о стрельцах? Только по фильму "Иван Васильевич меняет профессию" представляем, что они бегали с бердышами в красных кафтанах. Кстати сказать, кафтаны были разных цветов — у каждого полка свой цвет. И эти кафтаны вообще были первой военной униформой единого образца в нашей истории. Да и в Европе тогда единообразия, в общем, никакого не было. А то, что мушкетеры были в одинаковых красивых плащах, — это, кстати, миф из кино.
— Есть решения, как справиться с матом на сцене и в кино?
— Есть закон: "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" — в нем и в дополнительных нормативных актах это все регулируется. Например, для кино вообще очень просто регулируется: если есть нецензурная брань — прокатное удостоверение мы не выдаем.
А желание отдельных свободных художников непременно грязно материться в своих произведениях более эффективно регулируется не столько законом, сколько воспитанием. Хотя некоторых воспитывать уже поздно.
— А как вы оцениваете историю вокруг режиссера Юрия Быкова и его сериала "Спящие" о работе в Москве тайных агентов ФБР и борьбе с ними сотрудников ФСБ? Автор получил жесткую оценку от некоторых своих коллег по цеху и публично заявил, что хочет уйти после этого из профессии.
— Сериал не смотрел, но хочу. Юрий Быков — талантливый молодой режиссер, мне его фильмы нравятся, некоторые мы поддерживали субсидиями в общем порядке — тот же сериал "Спящие", к слову. В этом году выдали субсидию на его фильм "Сторож", сейчас идет работа. Что касается его эмоциональной реакции… Я готов его пригласить к себе на персональный тренинг "Как себя вести и что делать, когда тебя травят либералы".
— Конкретно этот сериал обвинили в чрезмерной идеологичности, а с вашей точки зрения, нужен ли в России орган, который отвечает за идеологию?
— Это вопрос не ко мне, а к руководству страны. Что касается идеологии как таковой, то все рассуждения на тему, что, мол, она в стране не нужна, — они от безграмотности. Идеология — это как воздух или вода. Она есть.
Это набор ценностей и идей, которыми в своей жизни руководствуется человек разумный. Этим он отличается от питекантропа. Если человек знает, как жить, как создавать семью и защищать ее, как возделывать землю и строить отношения с соседями, то на основании этих идей он строит общество вокруг себя. Какая-то идеология может существовать несколько лет и обанкротиться, как нацистская идеология в Германии, а какая-то может властвовать над умами веками, как в России, Китае или Японии. Соединенные Штаты Америки — абсолютно и глубоко идеологизированное общество, строящееся на своих представлениях о добре, зле, роли человека, принципах существования общества. Когда наши либеральные друзья начинают рассуждать, что в обществе не должно быть идеологии, они просто не понимают, что идеология есть всегда, вне зависимости от их рассуждений.
— Близятся выборы президента России, эксперты дают разные оценки, в том числе такие, по которым нынешний министр культуры не войдет в политическую команду страны. Вы как себя видите в 2018-м?
— Вы использовали правильное слово: "команда". Я работаю в этой команде и буду работать на том месте, на котором решит тренер и капитан. Никаких амбиций у меня нет. Где скажут "играть", в каком составе и на какой позиции, там и буду.
— То есть за пост не держитесь, не переживаете?
— Задача любого члена команды — сделать так, чтобы команда побеждала, играла хорошо.
И на том участке поля, где он "бегает", он несет свою ответственность. Как строится стратегия игры — за это отвечает тренер и капитан. Наша задача — выкладываться на 100% на поле, а не переживать, выбирать, кем ты хочешь быть: защитником или нападающим.
— Интересная метафора накануне чемпионата мира по футболу, из-за которого на апрель переносится Московский международный кинофестиваль. Какие-то еще крупные события будут смещаться по графику?
— Наверное, да, потому что предполагается большое количество туристов, дополнительные меры безопасности в этой связи. К тому же никто не захочет информационно находиться в тени чемпионата.
Беседовала Екатерина Ефимова