28 НОЯ, 19:00

Представитель Минобрнауки: для технологического рывка нужен рост связей науки и бизнеса

До 4 декабря Российская венчурная компания (РВК) проводит грантовый конкурс проектов центров Национальной технологической инициативы (НТИ) в российских университетах и научных институтах. Директор департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев рассказал научно-популярному порталу "Чердак", зачем нужны такие центры, на какую поддержку они могут рассчитывать и почему без глобального партнерства не обойтись.

— Зачем нужны центры НТИ в университетах и научных институтах?

— Университетские центры в системе координат НТИ — своего рода исследовательско-разработческая инфраструктура новых рынков. Когда мы говорим о рынках товаров или услуг, скажем NeuroNet, AutoNet, FoodNet, мы говорим в терминах бизнеса, в терминологии характеристик и образов продукта. Но чтобы создать такие продукты, нужен целый ряд технологий. Ряд технологических решений оказываются значимыми не для одного, а практически для всех рынков. Именно от инвестиций в области исследований и разработок, направленных на получение таких технологий, эффект будет максимальный — "сквозные технологии" мультипликативно затронут значительно большее количество компаний и повлияют не только на компании НТИ, но и на достаточно стабильные, "классические" секторы экономики. Поэтому центры НТИ — это точки, где агрегируются компетенции для развития технологий в определенной области. "Большие данные", искусственный интеллект, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии и так далее — всего выделено десять таких областей.

Центры НТИ и образованные ими консорциумы не только концентрируются в этих областях — они должны стать понятной и комфортной для бизнеса "точкой входа" для получения компетенций, людей, технологических решений, для оказания услуг по разработке и апробации новых продуктов. Это "интерфейс", открытая система взаимодействия. Пока открытость не вполне свойственна нашим научным организациям — с университетами дело обстоит лучше, но придется научиться.

Наконец, центры НТИ — это инфраструктура для научного, технологического и предпринимательского творчества, точка формирования новой технологической культуры, популяризации, продвижения, разъяснения технологических возможностей и решений для общества.

— Какие задачи они будут решать в рамках НТИ в целом? Какое место эти центры НТИ займут в уже существующей научной и инновационной инфраструктуре?

— Это более чем значимый проект для университетской среды. Она сегодня обрела "массу" в части исследовательского потенциала: в университетах более 60 тыс. научных работников, и совокупный объем внутренних затрат на исследования и разработки [составляет] более 60 млрд рублей — почти столько же, сколько в академическом секторе, но эта "масса" пока что не обрела "форму". Мало каким из университетов удалось сформировать бренд специализации — своего рода центра компетенций в той или иной области. Хотя такие примеры появляются.

Фактически центры НТИ — это центры с явно выраженным приоритетом. Они обеспечивают формирование исследовательских заделов в области "сквозной технологии", обеспечивают достаточный объем взаимодействия с рынком, в первую очередь через профессиональный технологический трансфер. Наконец, они готовят не только исследователей и разработчиков, но и инженеров и, что не менее важно, грамотных потребителей через сетевое образование. Здесь, я думаю, проект идеально стыкуется с проектом Университета НТИ "20.35", который предоставит инфраструктуру для ведения такой образовательной деятельности.

Что важно, "сквозные технологии" НТИ — это не совсем технологии, они не вполне соответствуют классическому определению технологий. Это скорее мультидисциплинарные области, в которых возможно создание таких технологий. Например, очевидно, что "сенсорика и компоненты робототехники" или "управление свойствами биологических объектов" потребуют взаимодействия коллективов биологов, химиков, математиков и даже юристов, социологов и философов. Это переформатирование направлений в науке, своего рода сдвиг приоритетов, который в масштабах России даст то, чего нам необходимо добиться, — изменение архаичной дисциплинарной структуры исследований и разработок, которая с незначительными изменениями сохраняется с 60−70-х годов прошлого столетия. Проект даст и расширение участия России в наиболее динамично растущих областях исследований и разработок, которое сегодня не превышает 3%.

 Почему центры НТИ должны заниматься не только научными исследованиями, но и разработкой образовательных программ?

— Еще раз подчеркну три важные задачи центра НТИ — все это точно определено в постановлении правительства о реализации проекта.

Первая — концентрация. Не теряя широты спектра исследований и разработок, сконцентрироваться на том, что дает необходимые "сквозные технологии", — это концентрация не только своя, но и партнеров, в рамках консорциума. Отсюда и индикаторы — соотношения объемов НИОКТР и показатели созданных и используемых результатов интеллектуальной деятельности.

Вторая — кооперация. Нужно взаимодействие и в части постановки исследовательских задач, и в части поиска сфер применения результатов и в конечном итоге — их легального трансфера. Знания должны трансформироваться центром в экономические ценности и ресурсы — отсюда индикатор доходов от распоряжения интеллектуальной собственностью.

Для того, чтобы экономика была заинтересована, ей нужен покупатель продукта, поэтому задача очевидна – нужно создать потребителя

Третья — компетентность. Повышение как собственной компетентности, так и исследовательского и предпринимательского сообщества в целом. Технологические изменения — это не только исследования и разработки, это инженерия, сервисное сопровождение, это много разных людей. Наконец, это квалифицированный потребитель. Мы все время слышим от многих уважаемых ученых, академиков: "Результаты науки не покупают, экономика не заинтересована в науке". Но для того чтобы экономика была заинтересована, ей нужен покупатель продукта, поэтому задача очевидна — нужно создать потребителя. Можно сколь угодно увлекательно рассказывать о геномном редактировании, но давайте посмотрим, сколь велика доля населения — не только в России, но и в экономически развитых странах, — готового использовать такие методы терапии. Поэтому в идеале круг обучающихся в рамках программ, подготовленных центром, должен превысить очный контингент, и это не только программы бакалавриата и магистратуры, это среднее профобразование и даже научно-популярные курсы для школьников, в том числе гармонизированные и погруженные в сеть кванториумов.

— Почему центры должны создаваться в партнерстве с другими университетами, "научными, инжиниринговыми, производственными и иными организациями, в том числе зарубежными"?

— Мы понимаем, что критической массы даже университетов-лидеров недостаточно для технологического рывка. Научная политика — и мы здесь не исключение — во всех странах направлена на рост "критической массы". Этого можно достигать несколькими способами: хедхантингом, как в США, масштабными программами стажировок с последующим возвращением носителей знаний, как в Китае. Либо как в ЕС — компенсировать недостаток "массы" количеством кооперационных связей. Центры НТИ — это как раз про резкий, порядковый рост таких связей с бизнесом, научными организациями. По поводу зарубежной кооперации — далеко не по всем значимым областям исследований и разработок мы имеем полный набор компетенций, как предметных, так и исходя из непрерывности уровней готовности технологий. Где-то с наукой хорошо, но не очень удачно с инженерной школой, а где-то предпринимателей в соответствующей сфере нет. Задача центра НТИ — найти взаимовыгодных и взаимодополняющих партнеров. Это не то международное взаимодействие, которое было еще десять лет назад в вузах, — поездки, конференции, общение. Это уровень прагматичной кооперации, когда каждый университет должен задать вопрос, зачем он работает с зарубежным партнером: для получения недостающих компетенций, или для получения средств от распоряжения своими результатами, либо это партнерство для выхода на глобальный рынок идей и технологий.

— Что вы понимаете под развитием информационной инфраструктуры для реализации дорожных карт НТИ?

Для технологического рывка необходимы масштабные программы стажировок с последующим возвращением носителей знаний, как в Китае, либо кооперационные связи, как в ЕС

— Эта широкая формулировка подразумевает любые информационные системы и решения, которые позволят развивать "сквозную технологию". В одном месте должны быть все ресурсы: доступ к публикациям и патентам, аналитические инструменты для оценки и поиска ниш, системы цифрового проектирования и моделирования, "большие данные" первичных исследований, "цифровые двойники" центров коллективного пользования, системы для специфичного управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. Каждая сквозная технология будет требовать своего набора решений, и тут нет ограничений. Важно одно — решения должны быть облачными и доступны любому взаимодействующему с центром НТИ субъекту, будь то увлеченный своей идеей студент или заинтересованный предприниматель — и российский, и зарубежный. В этой части центры НТИ входят в мейнстрим программы "Цифровая экономика".

— Расскажите подробнее о самом конкурсе. Кто будет оценивать поступившие заявки? Почему оператором конкурса выступает РВК?

— РВК концентрирует сегодня все ресурсы и функции сопровождения проектов дорожных карт НТИ. Совершенно логично, что и сопровождение программ развития центров НТИ тоже обеспечивает РВК. Это дает возможность отслеживать и выстраивать "матрицу" взаимодействия, которая и дает устойчивость всей Национальной технологической инициативе. Строки в этой матрице — наиболее значимые рынки, а столбцы — области формирования "сквозных технологий".

— Какие результаты работы центров НТИ и когда планирует увидеть министерство? Как долго будут поддерживаться отобранные центры НТИ и на какое развитие они могут рассчитывать?

— С одной стороны, проект достаточно долгосрочный, не менее пяти лет. С другой, первый год — выстраивание организационной структуры, концентрация исследовательского потенциала, партнерских связей, достройка инфраструктуры и информационных решений. Второй год должен принести заметный рост и в части обучающихся, ориентированных на "сквозную технологию", и в части охраняемых результатов и их трансфера. Третий-четвертый годы должны завершиться увеличением доходов от трансфера технологий и кооперации, в том числе международной. Фактически это возможность самостоятельно начать инвестировать в более рискованные исследования. На пятый год нужно обеспечить относительную финансовую стабилизацию и устойчивость центров.

 О каких суммах грантов идет речь?

— Общая сумма ежегодной поддержки из бюджетных источников всего проекта сейчас составляет около 2 млрд рублей. За счет прямого или косвенного софинансирования проекта центра в рамках консорциума это будет гораздо больший объем, ведь каждый из участников имеет собственные как бюджетные, так и внебюджетные ресурсы. Объем поддержки каждого центра определяется индивидуально его программой — они все слишком разные. Кроме того, предварительно мы ориентируемся на поддержку десяти проектов, но сколько их будет на самом деле, покажет конкурс — здесь решение будет приниматься межведомственной рабочей группой под руководством [помощника президента России] Андрея Белоусова и [вице-премьера] Аркадия Дворковича. Задача проекта — добиться нужного для устойчивости НТИ количества центров, но не в ущерб их качеству.

Беседовала Ольга Добровидова

Читать на tass.ru