Глава Роскомнадзора: интернет необходимо урегулировать на международном уровне
Китайский город Учжэнь в четвертый раз принимает гостей Всемирной конференции по управлению интернетом. Представителей китайских и зарубежных госструктур, международных организаций, научно-исследовательских центров, а также более 430 компаний обсуждают на одной площадке вопросы сетевой безопасности, перспективы развития глобальной цифровой экономики, передовые интернет-технологии и международное сотрудничество в области больших массивов данных. Российскую делегацию на открывшемся 3 декабря трехдневном крупном международном форуме в этом году возглавляет руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. В беседе с корреспондентом ТАСС он рассказал о российских подходах к наиболее актуальным вопросам информационной сферы и сотрудничестве с Китаем на данном направлении.
— Китай уже четвертый год проводит Всемирную конференцию по управлению интернетом, и с каждым годом она собирает все больше участников со всего мира. Чем интересен такой формат?
— На этой конференции я уже не первый раз. Впервые я приехал сюда три года назад. Тогда нашу делегацию возглавлял помощник президента Игорь Щеголев. Такой формат и эта конференция интересны тем, что это — международное сотрудничество в такой глобальной и перспективной отрасли, как интернет и интернет-технологии. С одной стороны, безусловно, сеть Интернет глобальна, но она касается каждого человека, поэтому это очень личные вопросы и для человека, и для страны, и для корпораций.
— С чем на конференцию приехала российская делегация и к каким вопросам вы бы хотели привлечь внимание участников мероприятия?
— Есть три документа, которые Россия внесла в 2017 году в ходе обсуждения вопросов интернета. Речь идет о Проекте конвенции ООН о сотрудничестве в сфере борьбы с информационной преступностью, Концепции конвенции ООН по институализации вопросов регулирования безопасного функционирования и развития сети Интернет, а также Правилах ответственного поведения государств в информационной сфере. Эти проекты обсуждаются в разных форматах: на площадках ООН, ШОС и БРИКС. Мы надеемся на поддержку наших коллег по ШОС и БРИКС в отношении этих документов, поскольку, конечно, тот формат, где они должны обсуждаться и, как я надеюсь, будут приняты, — это ООН. Если вы обратите внимание, то все три документа говорят, по сути, об информационной безопасности. Как отметил господин Тим Кук, открывая конференцию, это безусловно большие возможности, но и большие риски. Это должны понимать как работающие в Сети люди, так и страны.
Очевидно, что интернет должен регулироваться на международном уровне. Это четкая позиция Российской Федерации и Китая. По данному вопросу наши взгляды совпадают. Это основной посыл, о котором я буду говорить в своих выступлениях.
Вторая важная тема — нынешнее развитие Сети и больших пользовательских данных. Персональные данные превратились в большие пользовательские данные. Все идентификаторы, которые человек оставляет в Сети, — и прямые, и косвенные — по сути дела, формируют его так называемую цифровую личность, независимо от того, знает он об этом или нет, хочет или не хочет. Это позволяет достаточно глубоко анализировать его вкусы, предпочтения и желания, в том числе даже управлять им. Это нужно учитывать, и данный вопрос тоже требует глубокого обсуждения и согласования подходов к регулированию на международном уровне.
— Расскажите о сотрудничестве с Китаем в области обеспечения кибербезопасности. Есть ли работающие двусторонние форматы такого взаимодействия?
— С Китаем, как и с любой страной, существуют двусторонние группы, которую в нашем случае возглавляет председатель правительства, а также подгруппы по связи, в том числе и по информационной безопасности. Следует отметить, что в 2017 году эти связи активизировались в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в РФ.
Наши китайские коллеги запросили тогда встречу с руководством Роскомнадзора. Тему взаимодействия по гражданской информационной безопасности мы обсуждали довольно глубоко. Китайские коллеги также приезжали к нам в сентябре на международный форум "Спектр", на котором обсуждались вопросы регулирования сетей связи, в том числе и касательно обеспечения информационной безопасности. Мое приглашение на 4-ю Всемирную конференцию по управлению интернетом является продолжением активизировавшейся работы на этом направлении.
— Какие вопросы поднимаются китайской стороной на профильных встречах по интернет-пространству?
— Их интересует то, как развивается наше законодательство — наше понимание регулирования как локальных вопросов, связанных с блокировкой запрещенной информации, так и глобальное регулирование в сфере связи, информационных технологий и контента. Мы обмениваемся опытом и по технологическим вопросам. Это касается фильтрации запрещенной информации, частотного регулирования и перспектив взаимодействия на данном направлении. Здесь весь спектр вопросов, которые относятся к информационным технологиям. Это интересует китайских коллег, а нас, в свою очередь, интересуют их подходы.
— Как в России решается вопрос с регулированием больших пользовательских данных и чем нам интересен Китай на данном направлении?
— В России на нескольких площадках разрабатывается соответствующий законопроект, который должен определить регулирование в этой новой области. Тема довольно тонкая. По сути дела, большие пользовательские данные — это топливо цифровой экономики. Перерегулируешь — развиваться не будет, недорегулируешь — огромные риски для производителей этих больших пользовательских данных, для граждан и всего общества.
Нам также важно понимание, как это будет происходить в Китае. Наш подход заключается в том, что национальное регулирование имеет право на жизнь и должно учитываться международными организациями и другими странами. Этот подход у нас с Китаем схожий. Я надеюсь, что и здесь мы найдем точки соприкосновения. Дело в том, что многие их локальные законы, конечно, не совсем зеркальны нашим, но подходы, которые обсуждаются, очень похожи.
Китай интересует, как развивается наше законодательство — наше понимание регулирования как локальных вопросов, связанных с блокировкой запрещенной информации, так и глобальное регулирование в сфере связи, информационных технологий и контента
Поскольку получателями больших пользовательских данных сейчас являются частные корпорации и два основных потребителя — это международные информационные корпорации, то очевидно, что здесь очень важна позиция стран, и здесь наши с Китаем подходы совпадают. Национальное регулирование сегмента в сети Интернет должно, безусловно, учитываться и исполняться этими корпорациями. Для нас важно единое понимание и взаимная поддержка в этих серьезных вопросах.
— Какую бы оценку вы дали нынешнему состоянию взаимодействия России и Китая в вопросах, связанных с интернет-пространством?
— Мы, безусловно, стратегические партнеры, и есть общность подходов к регулированию. Очень важно, что обе стороны — и мне кажется, это сейчас происходит, — понимают, что одному в обеспечении защиты личных и корпоративных свобод будет очень сложно.
Сеть развивается с поразительной скоростью, а с появлением машинного обучения и искусственного интеллекта процесс станет еще быстрее. Нам кажется, что сейчас очень важно быть вместе и чтобы как можно больше стран в уже существующих международных форматах и, возможно, в появляющихся новых четко это понимали. Вопрос такого глубокого проникновения и управления требует и соответствующего адекватного регулирования. На этом направлении просматривается большая перспектива нашего взаимодействия с Китаем. Обмен технологиями и информацией по законодательному и технологическому регулированию становится важен как никогда.
Беседовали Иван Каргапольцев и Николай Селищев