Директор Фонда кино: отечественные фильмы уже посмотрели 50 млн зрителей

Антон Малышев. Михаил Почуев/ ТАСС
Антон Малышев

Антон Малышев рассказал ТАСС об успехах российской киноиндустрии

Уходящий 2017 год стал рекордным для национального кино. Совокупные сборы отечественных фильмов значительно превысили прошлогодние показатели. Именно в 2017 году на экраны вышла сказка "Последний богатырь", ставшая самым кассовым фильмом в истории российского кино.

Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев рассказал ТАСС об успехах российского кино, модернизации господдержки киноотрасли, выходе из Попечительского совета фонда Никиты Михалкова, компаниях-должниках, а также перечислил самые ожидаемые, на его взгляд, фильмы 2018 года.

— В октябре на расширенном заседании Попечительского совета Фонда кино обсуждались предложения для более эффективной поддержки киноотрасли. Что вы могли бы выделить?

— В первую очередь это, конечно, учет при выделении господдержки потенциального международного успеха той или иной картины, количества территорий, на которые были проданы права на фильм. И как следствие, поддержка именно продвижения российского кино в целом на внешних рынках. Емкость нашего кинотеатрального проката позволяет окупать далеко не все проекты, однако российское кино оказывается вполне успешно за рубежом.

И этот год, и предыдущие доказали, что отечественные кинематографисты научились делать проекты, которые пользуются популярностью в зарубежных странах.

— На совете было сказано, что к декабрю будут представлены конкретные рекомендации по дальнейшей господдержке киноотрасли. Когда их озвучат?

— Все поступившие предложения проанализированы. Теперь мы должны собрать Попечительский совет и принять решение, что из них будет общими усилиями, нашими и отрасли в целом, внедряться. Я думаю, что заседание пройдет до конца декабря. Мы бы хотели в следующем году начать конкурс на господдержку раньше, так, чтобы все необходимые процедуры и непосредственно выделение средств произошли к лету, когда, как правило, начинается активный съемочный процесс.

— Многие говорят, что сейчас процедура поддержки российских кинопроектов отлажена и не стоит делать резких движений, в корне все менять. На ваш взгляд, нет рисков, что на Попечительском совете предложат что-то совсем революционное? Не будет ли какой-нибудь встряски? Все именно этого боятся.

— Пока все предложения, которые вносились, не касались того, что надо все разрушить и строить заново. Со стороны отрасли я чувствую доверие к той системе, которая выстроена. Речь идет либо о доработке, либо о выделении каких-то проектов, документальных полнометражных фильмов или анимационных сериалов, в отдельное направление. А ломать довольно успешно работающую систему никто не собирается.

— Сбудутся ли уже озвученные прогнозы: завершить 2017 год с показателями свыше 40 млн зрителей и 10 млрд рублей кассовых сборов?

— На сегодняшний день сборы российского кино уже составляют почти 12 млрд рублей. Отечественные фильмы при этом уже посмотрели 50 млн зрителей. Напомню, что в прошлом году сборы были 8,6 млрд, а зрителей было чуть больше 35 млн. И это был рекорд. В этом году мы досрочно его побили.

— Есть надежда, что доля российских картин будет около 22%?

— Пока финальных цифр нет, сейчас доля составляет 25%. Понятно, что этот показатель будет скорректирован, поскольку у нас, кроме замечательных проектов "Легенда о Коловрате", "Елки", очередных "Богатырей", "Движение вверх", есть еще, например, американские "Звездные войны". И мы сейчас не можем сказать, сколько они соберут. А доля зависит не только от успехов российского кино, но и от успехов зарубежного. Посмотрим.

— А уже понятно по поводу "Матильды" Учителя? Удастся ему вернуть средства, которые выделял Фонд кино?

— Картина собрала более 500 млн рублей. Это вполне позволяет вернуть выделенные деньги.

— Есть компании, которые уже точно не вернут деньги?

— Конкретно перечислять не хотелось бы, но у нас постоянно находятся в зоне судебного реагирования до 50 контрактов. Что-то на стадии досудебного урегулирования, что-то в судах, что-то у приставов. Причины разные: где-то не соблюдены сроки возвратов, где-то мы понимаем, что возврата не будет вовсе, потому что сборы картины были низкими. Одно могу сказать точно: с 2013 года откровенных жуликов, людей, которые брали деньги, не собираясь их возвращать, я не встречал. Людей, которые ошиблись в прогнозе, — да. Но у нас и отрасль такая. Как справедливо говорит Павел Семенович Лунгин: "Если бы мы гарантированно могли собирать сотни миллионов, зачем тогда нефть в стране, можно было бы всех переориентировать на кино".

— Изменится ли в 2018 году объем средств, распределяемых Фондом кино на производство российского кино?

— Пока общий объем у нас зафиксирован в соглашении ровно такой же, как и в этом году. Это то, что касается только производства, не проката. Поддержка проката осуществляется из собственных средств фонда. На производство будет выделено 3 млрд рублей, из них 2,5 млрд пойдут на проекты компаний — лидеров кинопроизводства, 500 млн — на независимые компании. Эти цифры не финальные, часть средств традиционно добавит Фонд кино.

— Повлиял ли, на ваш взгляд, выход Никиты Михалкова из Попечительского совета на работу фонда?

— Комментировать это сложно. С одной стороны, Никита Сергеевич — высочайший профессионал, авторитетный общественный деятель, председатель Союза кинематографистов РФ. Конечно, когда он бывал на заседании Попечительского совета, его слово позволяло принимать важные решения. При этом я понимаю, что он находится в хорошей творческой форме как режиссер, много работает в театре, над новым фильмом, наверное, времени на все может не хватать. С того момента, как он покинул Попечительский совет, мы провели три заседания. Все они прошли в атмосфере яркого конструктивного диалога, диктата единого мнения я не ощутил.

— Понимаю, что это правительство решает, но, как вы думаете, место Никиты Сергеевича будет по-прежнему вакантно?

— Решает правительство, да. Мне кажется, что заменить Никиту Сергеевича Михалкова может только Никита Сергеевич Михалков.

— Понятно, что 2017 год действительно очень успешный. И сборы хорошие, и качество многих устраивает, по крайней мере, зрителей не отвратили от российского кино. Можете выделить фильмы, которые лично вам показались интересными?

— Если по 2017 году начать выделять какие-то проекты, можно не остановиться. Начался год с "Викинга" и "Притяжения", двух мощнейших проектов, которые бы сделали честь любому национальному кинематографу. Продолжился год двумя космическими сагами, "Временем первых" и "Салютом-7", каждая из которых прекрасна по-своему. Можно вспомнить опыт интересных комедий: "Гуляй, Вася", "Бабушка легкого поведения". Еще — "Большой" Валерия Тодоровского.

Это только то, что навскидку можно вспомнить, наверное, кого-то забыл.

А если вспомнить последние месяцы — "Матильда", которая в своем жанре показала неплохой результат, уж не говоря о беспрецедентном уровне общественной дискуссии. Год запомнится и этим тоже. "Последний богатырь" не только стал самым успешным российским фильмом, но убедил и отрасль, и зрителей в том, что наши кинематографисты умеют делать качественное семейное кино.

Вышедшая буквально на прошлой неделе "Легенда о Коловрате" показала третий старт года после "Притяжения" и "Последнего богатыря", это тоже большое отраслевое достижение: фильмов с таким количеством фоновой компьютерной графики никогда не делалось.

Также я бы вспомнил уверенный прокат арт-мейнстрима. И "Нелюбовь", и "Аритмия", и "Рай". Мы не привыкли к тому, что авторские работы мастеров собирают у нас по 100 млн рублей. Это действительно большое дело. Сколько было разговоров, что фестивальное кино делается не для зрителя, а для критиков. А люди за свои деньги идут и смотрят.

В прошлом году сборы были 8,6 млрд, а зрителей было чуть больше, 35 млн. И это был рекорд. В этом году мы досрочно его побили

— Как вы думаете, а в следующем году какие проекты могут выстрелить?

— Все зависит от производственных графиков. Много фильмов со сложным производственным циклом. Могу назвать прежде всего фильм "Движение вверх" (выходит 28 декабря — прим. ТАСС), с которого, по сути, начнется 2018 год, проект "Лед", самобытный проект "Путешествие в Китай", "Т-34", "Черновик". Хотелось бы, конечно, чтобы и "Вратарь галактики" вышел в 2018 году, он уже снят, но там очень непростое производство, и пока фильм запланирован к прокату в начале 2019 года.

— Получается, что в этом году у нас в тренде были космические саги и сказки, а в 2018 году в основном будут фильмы про спорт из-за чемпионата мира по футболу? Еще же и "Тренер" выйдет Данилы Козловского.

— Не думаю, что это связано с чемпионатом мира по футболу. "Лед", например, про фигурное катание, "Движение вверх" — про баскетбол. Вряд ли наши кинематографисты снимают фильмы к конкретным датам.

Беседовала Наталья Баринова