Замглавы Минкавказа: доля туризма в ВРП Северного Кавказа может вырасти в десять раз 

Ольга Рухуллаева. Стоян Васев/ ТАСС
Ольга Рухуллаева
Ольга Рухуллаева в интервью ТАСС — о том, как планируется развивать туризм в СКФО и почему так важно привлекать инвесторов

Стратегия развития санаторно-курортного комплекса, закон о курортном сборе, концепция развития горнолыжной индустрии — эти и ряд других документов успешно разработаны и разрабатываются при участии созданного три года назад Министерства РФ по делам Северного Кавказа. Новым стратегическим документом, работа над которым ведется под управлением ведомства, стала стратегия развития внутреннего и въездного туризма на период до 2035 года. Основная задача — сделать СКФО привлекательным для туристов со всего мира и помочь реализовать богатый потенциал округа. О том, как стратегия изменит Северный Кавказ для гостей и местных жителей, насколько успешно удается привлекать инвесторов в регионы и о том, как будет организовано обязательное страхование горнолыжников на курортах СКФО в интервью ТАСС рассказала заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Ольга Рухуллаева.

— Не так давно в третьем чтении был принят проект бюджета на 2018 год и плановые 2019 и 2020 годы. В документе обозначено выделение порядка 41 млрд рублей регионам Северного Кавказа через госпрограмму "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года — почти по 14 млрд рублей ежегодно. Какие задачи, стоящие перед регионами СКФО, помогут решить эти федеральные вливания?

— Госпрограмма развития Северного Кавказа включает в себя 11 подпрограмм, семь из которых — региональные подпрограммы, в которых предусматривается поддержка инвестиционных проектов субъектов. Собственно, в прошлом году, с началом второго этапа реализации госпрограммы, произошло смещение акцента именно на реализацию инвестпроектов, привлечение бизнеса и на создание условий для экономического развития территорий. Связано это с тем, что на территории СКФО существует очень много проблем, и можно, конечно, решать точечно социальные вопросы. Но если не создать экономическую основу и не создать основу для роста налоговых платежей, условия для сокращения числа безработных, то эти проблемы будут вечными. 

— Минкавказ не планирует выйти с предложениями по увеличению финансирования госпрограммы развития округа?  

— Ежегодно, формируя заявку на очередной бюджетный период, Минкавказ выходит с инициативами и предложениями по увеличению финансирования госпрограммы. Мы, конечно, исходим из общих возможностей федерального бюджета, и, думаю, как только появится возможность увеличить объемы финансирования, у министерства уже будут подготовленные положения. 

— Проектом бюджета не предусматривается выделение средств на реализацию Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в СКФО до 2035 года, которая сейчас разрабатывается Минкавказом?  

— В госпрограмму включена подпрограмма развития туристического кластера и особых экономических зон, которой предусматривается ежегодное освоение порядка четырех млрд рублей. Говорить о том, сколько средств будет направлено на мероприятия стратегии развития туризма пока рано, потому что работа над ней еще продолжается. Основная идея документа заключается в том, чтобы определить основные векторы развития туризма на Северном Кавказе. Во время работы над стратегией мы увидели, что развитием туризма занимаются больше десяти федеральных ведомств помимо Ростуризма, который совместно с нами работает над стратегией. Например, от Минтранса зависит качество дорог и развитие придорожного сервиса, а также большинство вопросов, связанных с автомобильным, авиа- и железнодорожным транспортом. Минпромторг, в свою очередь, занимается поддержкой народных художественных промыслов, которые создают сувенирную продукцию. Очевидно, что меры поддержки производителей этой продукции должны войти в стратегию развития туризма, потому что именно туристы — основные потребители тех же кубачинских изделий в Дагестане, например. Определив для себя народные промыслы как один из приоритетов, мы начали совместную работу с Минпромторгом, и ведомство намерено усилить поддержку производителей традиционной продукции на Северном Кавказе. 

Кроме того, к процессу развития туризма должны подключаться такие ведомства, как Минсельхоз, Минприроды, МВД, Минстрой. В проекте стратегии мы определили проблемные для развития различных направлений туризма вопросы, решение которых даст наибольший эффект. Нами определены также туристические территории — дестинации, если применять международную терминологию, которые наиболее интересны туристам и могут дать при дальнейшем развитии наибольший социально-экономический эффект. В дестинации будут вложены бюджетные ресурсы и привлечены разные инструменты развития и ведомства: Минкультуры, Минтранс, Минпромторг, Ростуризм. 

Следующим этапом после разработки стратегии станет предметная работа с этими ведомствами и проработка механизмов реализации стратегии развития туризма. Вполне возможно, что какие-то направления мы будем предлагать для финансирования через нашу госпрограмму, какие-то через госпрограммы других ведомств или субъектов СКФО по принципу государственно-частного партнерства и максимальному привлечению частных инвестиций по ключевым направлениям туризма. 

— Очевидно, что если развитие туризма сопряжено с работой более чем десяти федеральных министерств, то отрасль обладает и большим мультипликативным эффектом. Как он скажется на развитии отраслей экономики Северного Кавказа? 

— Действительно, мультипликативный эффект туризма велик: как показывает мировая практика, на каждое созданное в сфере туризма рабочее место приходится до пяти новых рабочих мест в других отраслях экономики. Именно поэтому туристская отрасль во всем мире является одной из приоритетных, и в последние годы ее развитие идет наиболее быстрыми темпами. Сегодня доля туризма в мировом ВВП составляет 9%, в России этот показатель равен всего лишь 1,5%, а в СКФО не превышает 1%. Таким образом, у Северного Кавказа огромный потенциал, который необходимо реализовать для достижения только среднероссийского уровня. Достижимая максимальная доля туризма в ВРП для Северного Кавказа может быть обозначена экспертами в нашей стратегии, и не исключено, что она будет выше мировых показателей.  

— Сроки разработки стратегии не изменились? 

— Нет. Как и планировалось, 1 декабря Финансовый университет при правительстве РФ завершил разработку Стратегии в соответствии с госконтрактом. Теперь предстоит согласовать документ со всеми федеральными органами власти, и в первом квартале 2018 года мы сможем ее представить на утверждение правительства Российской Федерации и общественности.  

— Стратегия развития туризма в СКФО не единственный документ, над которым сейчас ведется работа. Такие же сроки — до 1 декабря — ставились для разработки концепции развития горнолыжной индустрии в РФ. Как обстоит дело с этим документом и можно ли говорить уже о конкретных мерах, которые будут приняты для развития горнолыжного туризма в СКФО? 

— Действительно, было дано поручение по итогам заседания правительственной комиссии в марте этого года, разработать концепцию развития горнолыжного туризма в России на довольно долгий срок — до 2030 года. Ответственным исполнителем по этому поручению является Минэкономразвития, но Минкавказ — участник этой работы, потому что очевидно, что Северный Кавказ — один из самых заинтересованных в развитии горнолыжного отдыха макрорегион страны. Основная проблема в этой отрасли на данный момент в том, что недостаточно людей вовлечены в горнолыжную индустрию и недостаточно развита культура катания и горнолыжного отдыха, не удалось пока создать систему последовательного воспитания и вовлечения людей в эту сферу. Созданию такой системы в том числе и посвящена концепция.

Кроме того, документ должен повлиять и на развитие промышленности. Если сейчас 99%, если не все 100%, оборудования горнолыжных курортов Северного Кавказа импортное, то  концепцией  будет предусмотрено увеличение доли оборудования российского производства к 2030 году до 30–40%, в том числе за счет локализации иностранных производств. Это касается не только крупного оборудования — канатных дорог, систем искусственного снегообразования и снегоуплотнительной техники, но и спортивного инвентаря, одежды. То есть задача концепции — стимулировать постепенное развитие так или иначе сопряженных с горнолыжным отдыхом отраслей. В рамках реализации этого направления концепция будет синхронизирована с разрабатываемой в настоящее время Минпромторгом России Стратегией развития спортивной индустрии в России на период до 2035 года.  

Минкавказ дал несколько предложений для включения в эту концепцию. Одно из них касается подготовки горнолыжных инструкторов, что очень важно, так как от уровня их подготовки и компетенций зависит безопасность туристов. Не менее важно и включение в концепцию вопроса, связанного со страхованием горнолыжников, — эта система сейчас не развита, и мы тоже предложили определенные инструменты.   

— Какие именно? Страховка будет включена в стоимость ски-пасса, как было предложено ранее?  

— Да, включение стоимости страховки в стоимость ски-пасса возможно, как первый шаг к тому, чтобы начать воспитывать понимание безопасности и необходимости страхования. На данном этапе планируется сделать страховку добровольной, как при покупке железнодорожных билетов, — можно доплатить около 100 рублей, а можно отказаться. Следующим шагом мы предлагаем проработать совместно с Минфином вопрос об обязательности такой страховки.  

Насколько включение стоимости страховки в ски-пасс скажется на его цене — зависит уже от страховых компаний, а не от конкретных курортов, где они эти механизмы будут отрабатывать. Не стоит забывать, что страховые компании находятся и работают в конкурентной среде, и они не могут позволить себе работать в убыток, но в то же время их предложения не должны быть обременительными для туристов.   

— В октябре в рамках этой концепции было подписано трехстороннее соглашение между "Корпорацией развития Северного Кавказа", "Курортами Северного Кавказа" и французской компанией "Пома С.А.С." о создании нового производства оборудования для горнолыжных комплексов на территории СКФО. Это производство станет единственным масштабным проектом, или прорабатываются возможности для создания аналогичных предприятий?   

—Да, действительно, в октябре этого года акционерными обществами "Курорты Северного Кавказа" и "Корпорация развития Северного Кавказа" в содружестве с французским партнером "Пома С.А.С." было подписано соглашение о реализации масштабного совместного проекта. Его задача состоит в локализации производства канатных дорог на Северном Кавказе. При этом данное производство будет полностью соответствовать международным стандартам и требованиям. Проект заложит основы производства горнолыжного оборудования на Кавказе и создаст механизмы импортозамещения для промышленных и туристических проектов в дальнейшем. В конечном итоге импульс от проекта создаст положительную динамику как для российских производителей, так и для зарубежных. Это первый шаг, который покажет производителям по всему миру, что можно и нужно приходить на Северный Кавказ.  

— Еще один документ, разработанный министерством, — закон об особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды. Чем вызвана необходимость создания отдельного законопроекта для этой территории? 

Аналогов законопроекту об особом охраняемом эколого-курортном регионе КМВ пока нет в стране, поэтому для России этот закон станет пилотным проектом по введению ограничений на федеральном уровне муниципальных полномочий

— Кавказские Минеральные Воды (КМВ), как крупнейший в стране уникальный лечебно-оздоровительный регион, нуждается одновременно в комплексном развитии территории и охране природных лечебных ресурсов, что создает предпосылки для принятия отдельного закона, способствующего формированию единой правовой базы для дальнейшего развития и эффективной охраны курортного региона. 

Сейчас одно из основных положений законопроекта о КМВ касается определения границ санитарных зон вокруг природных лечебных ресурсов, которые испытывают колоссальную антропогенную нагрузку. Границы эти необходимо четко определить, так как от этого напрямую зависит запрет на ту или иную хозяйственную деятельность и размещение производств. В Кавминводах ценен каждый квадратный метр площади, потому что это уникальная территория, где сконцентрировано огромное количество минеральных источников, и куда не шагни — либо в этом месте источники формируются, либо выходят на поверхность, либо это зоны стока поверхностных и грунтовых вод. И на этой же территории у нас и населенные пункты, люди живут, проходят дороги — хозяйственную деятельность и быт людей нужно совмещать с работой по защите и охране природных ресурсов, а это очень непросто.  

— Помимо корректировки и уточнения границ санитарных зон, какие изменения коснутся Кавминвод, если проект закона будет принят?  

— Предложено также ввести на уровне правительства РФ определенные ограничения к правилам землепользования и застройки. Проще говоря, сейчас муниципалитеты при разработке правил землепользования и застройки, при разработке правил благоустройства исходят из достаточно пространных правил, которые для всех одинаковы, действуют как на территории крупных городов, так и небольших населенных пунктов. Но мы считаем, что они не совсем применимы к территории КМВ, где необходимо сохранить рекреационную составляющую, ограничить высотную застройку и не потерять уникальную атмосферу курортных городов, которая создавалась столетиями. Сейчас в Кавминводах уже ведется точечная застройка — рядом с памятниками культуры и природы возводятся многоэтажные здания, которые просто не вписываются в общую атмосферу в лучшем случае, а нередко наносят вред природным лечебным ресурсам. Законопроектом предлагается выделить специальные курортные зоны, и в пределах этих курортных зон надо будет ограничить этажность застройки, внести в правила благоустройства требования к внешнему виду зданий. Аналогов этому законопроекту пока нет в стране, поэтому для России закон о КМВ станет пилотным проектом по введению ограничений на федеральном уровне муниципальных полномочий. Субъекты Российской Федерации (Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика — прим. ТАСС) также наделяются полномочиями по согласованию таких проектов — правил землепользования и застройки. Это повышает как статус принятия решения, так и востребованность согласованной политики на муниципальном и региональном уровнях.  

— Что же станет с уже возведенными многоэтажками? Точечная застройка останется, но не будут появляться новые подобные здания, или дома пойдут под снос?  

— Любые требования к землепользованию и застройке вводятся с момента принятия. Но проблемы могут возникнуть у собственников тех объектов, которые построены в зонах первой и второй санитарной охраны, и не соответствуют установленным требованиям.  

— По твердым коммунальным отходам законопроектом предусматривается какое-то решение проблемы? 

Мы считаем, что на территории КМВ необходимо сохранить рекреационную составляющую, ограничить высотную застройку и не потерять уникальную атмосферу курортных городов, которая создавалась столетиями

— Нет. Дело в том, что по многим вопросам в России действуют различные законодательные основы, и часто стоит проблема эффективности исполнения законодательства. Эта проблема, как и ряд других, актуальных для Кавказских Минеральных Вод, должна решаться в рамках уже действующего законодательства РФ. Существуют федеральные законы, постановления правительства, меры пресечения, санкции и другие меры, которые должны применяться за организацию несанкционированных свалок или за бездействие властей. Какое-то дополнительное регулирование на законодательном уровне не требуется, требуется исполнение действующих нормативно-правовых актов.  

— Ранее вы возглавляли департамент инвестиционных проектов Минкавказа. Насколько охотно сегодня инвесторы приходят на территорию СКФО и удается ли им успешно реализовывать свои проекты?  

— Привлечение инвесторов и реализация их проектов на Северном Кавказе для округа очень важны, так как это средства в развитие экономики, налоговые поступления в бюджеты, новые рабочие места. Работа департамента инвестиционных проектов Минкавказа заключается в том, чтобы способствовать продвижению этих проектов и оказывать им административное сопровождение. Департаментом определены и включены в инвестиционный план министерства 28 проектов с общим объемом вложений почти 300 млрд рублей. За этими проектами сейчас ведется наблюдение, им оказывается вся возможная помощь.  

При этом с 2015 года в тесной связке с предпринимателями и властями регионов мы работаем над повышением инвестиционной привлекательности Северного Кавказа. Если в первый рейтинг часть регионов СКФО не попала вовсе, то сейчас уже видна положительная динамика. Так, Ингушетия за прошлый год смогла улучшить свои позиции в рейтинге на 32 пункта, успешно продвинулись вперед Дагестан, Северная Осетия.  

— Известно, что рейтинг инвестиционной привлекательности составляется Агентством стратегических инициатив (АСИ) на основе опросов бизнеса и предпринимателей, которые работают в регионах. Все они говорят о том, что очень важна инфраструктура. Что еще необходимо для повышения инвестиционной привлекательности региона?

— Думаю, стоит пояснить, что инвесторы бывают нескольких типов. Один из них — местные предприниматели, которые давно работают на территории, накопили определенный опыт и капитал. Для этих инвесторов многие условия понятны, им не хватает только решения конкретных вопросов — развитой инфраструктуры и новых источников финансирования. 

Есть инвесторы другого типа, не работавшие ранее на территории регионов СКФО. Их и стремятся привести в регион, потому что собственных ресурсов развития не всегда хватает, существует и проблема привлечения банковых кредитных ресурсов. В силу определенных обстоятельств банки представлены там меньше, чем в других регионах РФ, в целом уровень банковского финансирования у нас тоже один из самых низких в стране, так что речь идет о привлечении инвестиций извне. Для инвестора, который вообще впервые заходит на какую-то территорию, гораздо больше неизвестных составляющих работы. Здесь важна и поддержка региональных и федеральных властей, и сопровождение инвесторов, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Работать с этими инвесторами сложнее, но они более ценны для территории, потому что они дают дополнительные ресурсы.   

Таким образом, в СКФО ведется работа по двум направлениям — это создание условий для тех бизнесменов, которые уже вложились в проекты на территории и готовы продолжать эту работу, и привлечение тех инвесторов, которые только собираются прийти на территорию СКФО.   

— А какие меры поддержки оказываются малому и среднему бизнесу в СКФО?  

— В рамках госпрограммы развития Северного Кавказа меры поддержки оказываются инвестпроектам вне зависимости от типа предприятия. Если проекты соответствуют приоритетным направлениям и необходимым критериям, то поддержку может получить и малый, и средний бизнес, и абсолютно новые проекты. Но есть один нюанс: когда мы анализировали структуру бизнеса на территории Северного Кавказа, выяснилось, что предприятий, которые попадали бы под критерии "среднего бизнеса", — я сейчас не говорю о крупном бизнесе, — единицы. За исключением примерно трех десятков средних предприятий, остальной бизнес преимущественно малый — и по объемам оборота, и по числу занятых. Но в тоже время в последние годы мы можем наблюдать стабильный рост оборота организаций малого и среднего бизнеса, при том что общероссийский показатель снизился. Объем выручки индивидуальных предпринимателей также имеет положительную динамику — по СКФО — увеличение в два раза, в то время как по стране в целом — на 63%. 

Таким образом, все меры поддержки, которые оказываются сейчас на Северном Кавказе, — это меры, направленные на малый и средний бизнес. Так, объем инвестиций, за исключением бюджетных, запланированный на реализацию инвестиционных проектов в рамках госпрограммы развитие СКФО до 2025 года в 2018–2019 годах, составит порядка девяти млрд рублей.  

Направленность мер поддержки на развитие малых и средних предприятий имеет свои плюсы. Многие малые и средние предприятия рассредоточены по территории округа и не имеют сильной привязки к региональным центрам. Соответственно, они создают занятость в различных уголках СКФО, что в нынешних условиях жизни в округе — предпочтительный вариант. Так, за 2016 год численность занятых на предприятиях субъектов МСП выросла на 7% по сравнению с 2015 годом. 

Кроме того, в рамках госпрограммы Минкавказ России предоставляет резидентам особых экономических зон, входящих в состав туристического кластера в СКФО, субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, а также государственные гарантии Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов по созданию туристического кластера в СКФО. 

Беседовала Галина Полоскова