В среду президент Аргентины Маурисио Макри завершил краткий, но насыщенный визит в российскую столицу. О его итогах и своих взглядах на развитие стратегического сотрудничества России и Аргентины он рассказал в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману.
— Господин президент, вы провели переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Каковы итоги встречи? Какие у вас складываются впечатления от этой поездки в Россию?
— В нашу первую встречу с президентом Путиным мы говорили о развитии стратегического партнерства между Россией и Аргентиной. Наши отношения уже являются стратегическими, теперь нам нужно развить их в источник возможностей как для россиян, так и для аргентинцев, в источник доходов и новых рабочих мест для наших граждан. Это в том числе поможет снизить уровень бедности — именно это является моей главной задачей. Я считаю, что наше сотрудничество может помочь достижению данной цели, и президент Путин согласен с этим.
Особенно мы заинтересованы в развитии связей в области энергетики, агропромышленности, инфраструктуры, логистики, машиностроения, в том числе в железнодорожной сфере, так как у России есть в этом большой опыт, она может поставлять нам необходимое оборудование для строительства железных дорог.
Такое же чувство у меня возникло во время встречи с российскими предпринимателями сегодня утром. Они были очень заинтересованы в расширении своего бизнеса в Аргентине.
— История дипломатических отношений между Россией и Аргентиной уже перешагнула 70-летнюю отметку, а если брать более давние связи, то она берет начало в 1885 году. Как вы оцениваете развитие двусторонних связей?
— Действительно, как вы отметили, исторически у нас сложились очень хорошие теплые отношения. Я поблагодарил российского лидера за помощь в поиске подлодки San Juan. Думаю, что в этой помощи выразилась любовь российского народа к аргентинцам.
Сейчас нам надо углублять сотрудничество в торговой сфере. Это позволит сделать так, чтобы отношения были более прочными. Пока же наши отношения в политике лучше, чем в торговле. Есть такие российские компании как Росатом и "Газпром", которые хотят участвовать в энергетическом секторе Аргентины, и мы им открываем двери.
Недавно было открыто агропромышленное представительство Аргентины в Москве, рассчитываем, что это позволит увеличить объем поставляемой в Россию продукции. Мы стремимся стать стратегическим поставщиком, готовы поставлять в Россию мясо, фрукты, бобовые. Сейчас для этого есть некоторые таможенные и санитарные ограничения — надеемся, что они будут устранены. Президент Путин и его команда услышали наши обеспокоенности.
Ранее российская сторона попросила нас снять пошлины на ввоз удобрений, поставляемых из России, и мы сделали это, чтобы показать серьезный интерес к продвижению наших отношений. Надеемся, что этот интерес взаимен.
— Как председатель в "Большой двадцатке", какой вклад намерена внести Аргентина в процессы Группы двадцати? Как вы намерены использовать председательство для развития взаимоотношений стран Латинской Америки с Россией?
— Я вижу со стороны России большое желание сотрудничать с Латинской Америкой. Что касается латиноамериканских стран, новой тенденцией стало то, что за последнее время многие из них сделали большой шаг в сторону Китая. Но позиции России уже давно достаточно прочные.
У нас в Аргентине очень большая российская диаспора — более 300 тыс. потомков россиян. Естественно, это приводит к тому, что Россия играет важную роль для нас.
Саммит "двадцатки" даст повод для того, чтобы президент Путин приехал к нам с большой делегацией. Надеюсь, это станет следующим большим шагом к развитию нашего сотрудничества.
Что касается тем "двадцатки", то одной из них станет глобализация. Как сделать так, чтобы глобализация не создавала новых социальных проблем, как снизить уровень безработицы — это основные вопросы, которые будут обсуждаться.
Еще одна из тем, которую я продвигаю в рамках "двадцатки", — это инфраструктурное развитие, которое позволило бы сократить существующую разницу в развитии между странами.
И третья тема — продовольственная безопасность. В этой области нам есть что предложить: у нас только 40 миллионов населения, а обеспечить продовольствием мы можем 400 миллионов. А через пять лет мы надеемся удвоить этот показатель.
— Аргентина в системе отношений в Латинской Америке: какова сегодня ее роль и перспективы? Каким вы видите будущее Латиноамериканского континента?
— Мы чувствуем, что Южная Америка — это регион с большими возможностями, большим потенциалом в энергетике, как традиционной, так и возобновляемой, а также в области обеспечения продовольственной безопасности.
Единственным исключением сейчас является Венесуэла, которая переживает серьезный кризис.
Мы рассчитываем, что через обьединение МЕРКОСУР (южноамериканский общий рынок — прим. ТАСС), в которое мы входим, мы будем развивать отношения с другими экономическими организациями, в том числе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). В ходе встречи с Владимиром Путиным мы говорили о тех возможностях, которые может дать подписание соглашения о сотрудничестве между МЕРКОСУР и ЕАЭС. Сейчас надо работать над конкретными сроками, в которые может быть подписано такое соглашение.
— Вы находитесь в середине вашего президентского срока. Какие первоочередные задачи стояли перед вами в начале президентства, какие стоят сейчас? Что из намеченного уже удалось сделать? Что предстоит реализовать еще?
— Нашей основной задачей было больше интегрировать Аргентину в мир, так как длительное время она была изолирована. Также моей целью было снижение уровня бедности. Этого можно достичь только путем сотрудничества с другими странами, а также улучшения правительственных институтов.
Думаю, мы продвинулись на этом пути. Но, естественно, этот процесс продолжается.
И визит в Россию в этом плане — один из шагов на пути к поставленной цели наряду с визитами в Китай, Японию, страны Европы. Весь мир сейчас говорит нам: "Добро пожаловать, Аргентина".
Мы должны показать, что извлекли уроки из своих ошибок и готовы вносить свой вклад.
— Вы сказали, что мир приветствует Аргентину. Но, видимо, и ваша страна приветствует весь мир — Аргентина, ее столица Буэнос-Айрес — "Париж Южного полушария" — по праву становятся все более и более популярными направлениями для туристов, в том числе из России. Нет лучшего гида по стране, чем ее президент. Что бы вы порекомендовали россиянам обязательно посетить, посмотреть в Аргентине?
— Я хочу сказать россиянам, что нет другой такой страны, как Аргентина, которая может порадовать туристов таким культурным разнообразием: музыка, танго, кино, гастрономия — все это можно найти в Буэнос-Айресе. Когда едешь на юг страны, оказываешься как будто на краю света, на севере обязательно нужно посетить водопады, а на северо-западе — горные регионы, где сохранились остатки цивилизации инков.
За одну поездку все это охватить невозможно, надо приезжать минимум на неделю — в первую очередь в Буэнос-Айрес, а затем поездить по другим достопримечательностям.
Я благодарен своей работе, благодарен политической деятельности за то, что мне приходится много ездить по стране. Я посещаю невероятно красивые места. Сейчас мы провели работу по улучшению национальных заповедников, поэтому их тоже обязательно надо посетить.
— Какие ваши любимые национальные праздники, как вы их отмечаете?
— У нас много разных праздников. В целом в Аргентине развита общественная жизнь, после работы все собираются в барах и ресторанах. Аргентинцы чтут свои семейные традиции, любят собираться с друзьями. Поэтому я бы сказал, что у каждого свой праздник.
Из того, что нас сплачивает, безусловно, надо назвать и футбол. Это то развлечение, которому в Аргентине нужно уделить особое внимание. Если будете в нашей стране, обязательно сходите на стадион.
— Господин президент, а как вам удается поддерживать такую отличную форму? Какими видами спорта вы занимаетесь?
— Я стараюсь как можно больше заниматься спортом — это и футбол, и теннис, и плавание. И кроме того, я каждое утро занимаюсь гимнастикой.
— Теперь, наверное, я задам один из самых сложных вопросов. Какое место, как вы думаете, может занять футбольная сборная Аргентины на предстоящем чемпионате мира?
— Это очень сложно сказать. Футбол всегда преподносит много неожиданностей. Пока нам предстоит первый матч с Исландией...
— Да, у меня как раз было интервью с президентом Исландии, и знаете, они настроены очень по-боевому...
— Футбол нас всегда удивляет, нельзя быть уверенным на сто процентов в победе. Но, конечно, я очень верю в нашу команду, очень верю в Месси. Уверен, что для нас это будет отличный чемпионат. И я не имею в виду именно победу, победить очень трудно, я хочу чтобы мы достойно представили Аргентину.
Я сказал господину Путину, что хотел бы в этом году приехать в Россию три раза: сейчас, затем на открытие чемпионата мира и на первые два матча (на них хочет приехать и моя дочь), а еще на финальный матч. Надеюсь, что так и будет.
— Вы многодетный отец. Какой вы отец? Чему, на ваш взгляд, самому главному надо научить детей? Есть ли у вас девиз, которым вы руководствуетесь при принятии решений и который хотели бы передать своим детям?
— Сейчас я живу со своей шестилетней дочерью и стараюсь проводить с ней как можно больше времени. Например, я очень поднаторел в собирании пазлов.
Я стараюсь научить своих детей прежде всего тому, чтобы они занимались тем, что им нравится, тому, что главное не деньги или карьера, главное — быть счастливым. Для этого важнее всего отдавать другим больше, чем получать взамен.
Я очень горжусь своими детьми, и главное, на мой взгляд, то, что они с уважением относятся к другим людям.
Беседовал Михаил Гусман