Глава En+: после IPO мы готовы к новым возможностям
Гендиректор En+, крупнейшего в мире производителя алюминия за пределами Китая, Максим Соков в интервью ТАСС дал оценку проведенному в конце прошлого года IPO компании, рассказал о возможных механизмах стабилизации цен на алюминий и перспективах создания алюминиевого ОПЕК.
— Максим Михайлович, вы уже несколько лет подряд посещаете форум в Давосе. В этом году форум впервые проходит на фоне динамичного роста экономики, зарегистрированного впервые за последние десять лет. Это отличает форум 2018 года от форумов предыдущих лет?
— Я впервые за долгие годы на сессиях слышу больше позитива, чем негатива. Несколько предыдущих лет эксперты и менеджеры крупных компаний из традиционных отраслей, выступающие в рамках панельных дискуссий, говорили о том, как "все пропало" и нет света в конце туннеля. В то же самое время на сессиях по IT-технологиям, виртуальной реальности и диджитализации спикеры наперебой обсуждали "светлое будущее". Это были два разных мира. В этом году появился яркий оптимизм и у тех, кто живет не только в виртуальной реальности. Говорят об устойчивом росте и в традиционных отраслях в течение следующих нескольких лет.
С одной стороны, фондовые рынки сейчас находятся на исторических максимумах. И эти исторические максимумы были достигнуты за время, когда многие говорили, что кризис еще не преодолен. При этом отмечу, что позитивная динамика в сырьевом секторе экономики оправдана: в период 2011–2016 годов commodities (товарные рынки — прим. ТАСС) стагнировали или вовсе находились в депрессивном состоянии (ряд металлов, включая алюминий, торговался на исторических минимумах), рост начался во второй половине 2016-го и в 2017 году. Произошла ребалансировка рынка — сказалось сокращение инвестиций производителей в строительство новых мощностей и административные действия Китая по реформе предложения (supply side reform) и экологическим инициативам.
В качестве примера приведу цены на алюминий — тонна алюминия на биржах долгое время стоила $1,5–1,6 тыс. Сейчас цены выросли до $2,2 тыс. за тонну.
— Вы отметили, что цены на алюминий в этом году резко пошли вверх. Можно ли их считать стабильными?
— Да, на мой взгляд, цена в $2,2 тыс. за тонну алюминия устойчива. Потому что она основана на фундаментальных факторах. Как я уже сказал, в Китае в рамках экологических инициатив была закрыта часть мощностей по производству алюминия, тем самым снизились объемы предложения, при этом мировой спрос стабильно растет — около 6% в год каждый год. Также произошла серьезная инфляционная корректировка себестоимости алюминия — мировая кривая затрат сдвинулась вправо, а это серьезная поддержка цены. За последние годы выросли цены на нефть, газ, электроэнергию, глинозем, бокситы — то, из чего складывается цена на алюминий.
En+, благодаря вертикальной интеграции, гораздо меньше других компаний сектора подвержена влиянию инфляционных движений на сырье и энергоресурсы. Мы на 120% обеспечены собственным глиноземом, на 80% обеспечены своими бокситами, в течение трех-четырех лет мы планируем довести этот показатель до 100%, полностью обеспечены собственной электрогенерацией. Это наше конкурентное преимущество перед производителями Китая и Ближнего Востока. На Ближнем Востоке, например, есть своя дешевая электроэнергия на газе, но им приходится закупать глинозем, который вырос в цене вдвое. А для того, чтобы произвести одну тонну алюминия, надо две тонны глинозема.
— En+ в конце прошлого года провела IPO, разместив бумаги на Лондонской и Московской биржах по нижней границе ценового диапазона. Довольны ли вы итогами размещения?
— Мы выходили на IPO с диапазоном, нижняя граница которого — $7 млрд (капитализация компании pre-money) — была нижней границей, по которой мы готовы были продать. Оценка ниже нам была просто не интересна.
Как вы знаете, мы разместили бумаги по цене в $14, что обеспечило капитализацию $8 млрд (post-money). Мы перенесли размещение бумаг с июня на октябрь-ноябрь, когда опубликованные высокие финансовые результаты других компаний, с которым нас сравнивал рынок, подтвердили ожидания аналитиков о позитивных трендах на рынке алюминия. Общий позитив на рынке алюминия продолжает сохраняться, о чем свидетельствует цена.
Мы довольны результатом IPO, но фундаментально мы верим, что стоим дороже, и у нас есть потенциал роста. IPO открыло для нас доступ к рынкам капиталов — открыв эту дверь, мы готовы к новым возможностям
— В чем будет выражаться дальнейшая активность компании на рынке капиталов?
— Мы всегда рассматривали разные варианты привлечения денег. Теперь мы расширили перечень инструментов
— Речь идет о размещении евробондов?
— Мы изучаем разные возможности.
— Каков у En+ объем заимствований на 2018 год и среднесрочную перспективу?
— До IPO долг энергетического сегмента составлял $5,6 млрд (соотношение чистого долга к EBITDA 6,7). После размещения мы снизили объем долга на $1 млрд, до $4,6 млрд (соотношение чистого долга к EBITDA 4,1). Наша задача на среднесрочную перспективу — снизить чистый долг в энергетическом сегменте En+ до x3,5 EBITDA.
— Нет ли у En+ планов по техническому листингу на азиатских биржах, где торгуется "Русал", или на биржах Америки?
— Нет, мы не планируем листинг на других площадках. Торгов на лондонской и московской биржах достаточно, мы не хотим размывать ликвидность.
— Когда вы ожидаете закрытия сделки по обмену доли Glencore в "Русале" на долю в En+ и какой объем акций получит Glencore?
— Мы работаем над получением необходимых регуляторных согласований, намерены закрыть сделку в первом квартале 2018-го.
— Говоря о собственной генерации, СМИ писали, что одна из структур Олега Дерипаски заинтересована в покупке Рефтинской ГРЭС. Направляла ли "Евросибэнерго" или En+ заявки в адрес Enel на покупку станции?
— Ни "Евросибэнерго", ни En+ не подавали заявку.
— Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров ранее выступал с инициативой создать так называемый "алюминиевый ОПЕК" — организацию, которая бы принимала участие в формировании баланса спроса и предложения на мировом рынке алюминия для поддержания стабильных цен. Вы поддерживаете эту идею?
Тонна алюминия на биржах долгое время стоила $1,5–1,6 тыс. Сейчас цены выросли до $2,2 тыс. за тонну
— Речь идет о весьма своевременной инициативе министра по формированию многостороннего диалога в интересах устойчивого развития глобальной алюминиевой отрасли.
Мы ее поддерживаем и выступаем за ее обсуждение в рамках Группы двадцати, под эгидой которой уже работает Глобальный форум по стали.
— Известно ли вам о готовности иностранных производителей алюминия поддержать такую инициативу? И как может выглядеть эта структура?
— В 2017 году Европейская, Американская и Канадская алюминиевые ассоциации призвали лидеров "двадцатки" создать глобальный форум по алюминию наподобие стального. На саммите G7 в Италии в 2017 году лидеры "семерки" отдельно отметили необходимость укреплять сотрудничество для решения проблемы избыточных мощностей в алюминиевой и других ключевых отраслях промышленности. К многостороннему диалогу в этой сфере призывает и Российская алюминиевая ассоциация.
Думаю, что при создании такого многостороннего диалога будет учтен успешный опыт Глобального форума по стали. В рамках форума при участии России, Китая и других стран G20 в прошлом году был сформирован механизм обмена информацией по динамике ввода и сокращения производственных мощностей и выработаны конкретные решения, направленные на отказ от субсидий и других мер господдержки, поощряющих создание и сохранение избыточных производств.
Подобный механизм по алюминию станет альтернативой росту протекционизма, который лишь усиливает дисбалансы и препятствует формированию трансграничных производственных цепочек.
Беседовали Юлия Хазагаева и Ольга Дедяева