26 февраля 2018, 14:30
Интервью

Олег Сафонов: сокращение чартерных программ не сорвет летний отдых россиян

Олег Сафонов. Станислав Красильников/ ТАСС
Олег Сафонов
Руководитель Ростуризма в интервью ТАСС — о прогнозах на летний туристический сезон и перспективах развития круизного туризма в РФ

О том, как возможная приостановка деятельности авиакомпании Azur Air и сокращение чартерных программ перевозчиков скажутся на российском туристическом бизнесе, о прогнозах на летний туристический сезон и перспективах развития круизного туризма в РФ в интервью ТАСС рассказал руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

— Росавиация недавно заявила, что если чартерный перевозчик Azur Air, работающий с Anex Tour, не устранит нарушения в своей работе до 20 марта, регулятор может ограничить полеты этой авиакомпании. В последнее время сокращаются и чартерные программы других перевозчиков. Как это повлияет на рынок, работу туроператоров?

— Ограничение полетов одной авиакомпании вряд ли повлечет за собой серьезные последствия для рынка. Доступность авиаперелетов для российских туристов сегодня растет. Целый ряд авиакомпаний, работающих во взаимодействии с туроператорами, в 2018 году увеличивают количество своих самолетов. Например, авиаперевозчики Nordwind Airlines и Ikar Airlines, выполняющие чартерные рейсы для туроператорской компании "Пегас Туристик", планируют увеличить к лету количество своих бортов с 31 до 56.

— Вы встречаетесь, как я понимаю, и с представителями авиакомпании, и туроператорами по поводу этой ситуации?

— Мы держим ситуацию на контроле: общаемся и с Росавиацией, и с самой авиакомпанией, и с их партнером туроператором Anex Tour.

Так же тесно мы взаимодействовали с Росавиацией, туроператорскими компаниями Anex Tour и "Библио Глобус", а также авиаперевозчиками Azur Air и "Россия" в январе, когда существовала угроза срыва отправки более чем тысячи туристов в Мексику. Совместная работа позволила купировать риски и исправить ситуацию. В результате потребители никаких проблем не испытали.

— А что с сокращением чартерных программ других перевозчиков, у которых часто бывают задержки вылетов из-за нехватки бортов?

— Мы приветствуем работу по наведению порядка на рынке чартерных авиаперевозок, которую проводят Минтранс России и Росавиация. Ростуризм поддерживает требования, которые предъявляются к наличию резервных воздушных судов, к наличию экипажей и т.д., необходимые для обеспечения безопасности и повышения качества путешествий наших граждан. Ни при каких обстоятельствах туристы не должны часами, а иногда даже сутками находиться в аэропортах, не имея возможности улететь на отдых или возвратиться с него. Люди заплатили за свой отдых и не должны становиться заложниками проблем, с которыми сталкиваются авиакомпании при выполнении взятых на себя обязательств.

— Кстати, у Ростуризма был проект "Турбарометр", он оказался эффективным?

— Да. "Турбарометр" помогает отслеживать изменения спроса по туристическим направлениям, позволяет получать ежемесячный отчет сравнительных цен по запросам и покупкам, а также отчет по количеству рейсов с туристами, вылетевшими из России.

Ни при каких обстоятельствах туристы не должны часами, а иногда даже сутками находиться в аэропортах, не имея возможности улететь на отдых или возвратиться с него

Проводимый в рамках проекта анализ предложений разных туроператоров дает возможность определить, является ли стоимость того или иного турпродукта рыночной. Есть основания говорить о том, что по сравнению с 2014 годом серьезного демпинга на российском туристском рынке уже нет. Это, в свою очередь, оздоровило ситуацию в туроператорском сообществе.

— Давайте поговорим о летнем сезоне. Какие, по вашему прогнозу, направления в России и за рубежом будут популярны в этом году? Есть ли уже ориентировочные прогнозы по цифрам — выездной, въездной, внутренний туризм?

— Традиционно летом будут популярны внутрироссийские пляжные направления: Черноморское побережье Краснодарского края и Крым. Мы ожидаем, что будут пользоваться спросом Москва и Санкт-Петербург, Байкальский регион, Алтай, Сибирь, города Золотого кольца России.

Все более привлекательной для туризма становится Камчатка. В 2017 году туристический поток в регион достиг 200 тыс. человек в год. Для сравнения: в 2014 году Камчатку посетили около 60 тыс. туристов. Прогнозируется дальнейший рост турпотока на полуостров, в том числе благодаря появлению пакетных туров на Камчатку, разработанных одним из крупных туроператоров. Для создания комфортных условий приема туристов запланирована реконструкция аэропорта Елизово, по результатам которой пропускная способность его пассажирского терминала составит 1 млн пассажиров в год.

В качестве перспективных видов туризма мы выделяем оздоровительный туризм на базе санаторно-курортного комплекса, сельский и гастрономический, промышленный, круизный, экологический и этнографический, а также активный и молодежный туризм.

Египет не является прямым конкурентом российским пляжным направлениям. Летом, когда в Крыму и Краснодарском крае тепло и комфортно, в этой стране слишком жарко

По предварительным оценкам, внутренний турпоток в 2017 году вырос на 3% и превысил 56,5 млн поездок, что на 75% больше показателя 2013 года. В 2018 году мы ожидаем сохранения позитивной динамики в пределах 3–5%.

— А по зарубежным направлениям?

— Выездной турпоток в 2017 году вырос, по предварительным оценкам, на 19,8% и составил более 38 млн поездок, приблизившись к уровню 2014 года (42 млн поездок). В целом за последние 17 лет россияне стали выезжать на отдых за рубеж почти в два раза чаще. В этом году темпы роста выездного турпотока уже не будут такими стремительными. Мы прогнозируем рост в пределах 5–10%.

— А как Египет может повлиять на ситуацию? Я понимаю, что, пока открыт только Каир, люди вряд ли активно туда поедут, но тем не менее это большой конкурент нашему югу или нет?

— Египет не является прямым конкурентом российским пляжным направлениям. Летом, когда в Крыму и Краснодарском крае тепло и комфортно, в этой стране слишком жарко: температура достигает плюс 40 и даже плюс 50 градусов. Россия из-за своего географического положения в принципе не может предложить варианты круглогодичного пляжного отдыха, поэтому эту нишу до 2015 года в значительной мере закрывали египетские курорты, которые предлагали свои услуги по доступным ценам.

Открытие Египта в целом станет положительным моментом. Мы всегда приветствуем повышение конкуренции на туристском рынке, потому что это стимулирует отечественную индустрию туризма и гостеприимства создавать новые продукты, оптимизировать соотношение цены и качества, что отвечает интересам российских потребителей.

— А въездной туризм?

— Мы ожидаем увеличения въездного туристического потока. В первую очередь благодаря спортивному событию мирового масштаба — чемпионату мира по футболу. Турнир FIFA очень важен всех для любителей футбола — и российских, и зарубежных. По предварительным оценкам, матчи мирового футбольного первенства посетят порядка 1,5 млн человек. Возможно, эта цифра будет больше, так как билеты покупаются очень активно.

При этом чемпионат мира по футболу FIFA — 2018 должен иметь не разовый, а долгосрочный эффект для российского туризма. Мы рассчитываем по аналогии с Олимпиадой в Сочи создать наследие, которое станет базой устойчивого туристического развития городов — организаторов чемпионата. Для этого мы стремимся использовать мировое футбольное первенство для популяризации туристических возможностей России внутри страны и за рубежом. Проведена большая работа, чтобы обеспечить наилучший прием болельщиков в регионах проведения матчей.

По предварительным оценкам, матчи мирового футбольного первенства посетят порядка 1,5 млн человек

Гостей чемпионата будет встречать не только обновленная транспортная и спортивная инфраструктура, новые современные гостиницы и благоустроенные туристические зоны, но и комплексные региональные программы гостеприимства. Они обеспечат интересное и полезное времяпрепровождение, комфорт пребывания, массу ярких впечатлений и позитивных эмоций, которые будут сопровождать болельщиков с момента приезда и до самого отбытия.

— Какие будут новинки в российском турпродукте в этом году?

— В прошлом году мы запустили очень интересный федеральный проект "Гастрономическая карта России". Он нацелен на развитие эногастрономического и агротуризма в Российской Федерации, на продвижение блюд национальной (региональной) кухни и популяризацию российских региональных продуктов.

Мы презентовали эту карту в ТАСС, увидели очень большой интерес со стороны туристов и представителей туротрасли. Во всем мире гастрономический туризм набирает обороты. Для 30% туристов гастрономические особенности становятся стимулом посещения той или иной страны.

Россия — многонациональное государство. Разнообразие национальных традиций выражено в том числе в блюдах региональной кухни. У нас действительно много очень вкусных продуктов и уникальных блюд. Гастрономический туризм является очень перспективным видом отдыха в Российской Федерации.

Еще одной "точкой роста" является промышленный туризм. У России богатая промышленная история. На территории нашей страны расположено много уникальных заводов и фабрик, которые представляют собой перспективные объекты туристического показа, способные привлекать дополнительный турпоток. Легендарные промышленные предприятия являются одной из существенных составляющих туристического потенциала субъектов Российской Федерации.

Для туристской отрасли развитие промышленного туризма имеет большое значение с точки зрения расширения спектра всесезонных внутрироссийских туристических предложений. Без существенных капитальных вложений мы можем создать абсолютно новый и интересный туристический продукт в разных регионах нашей страны.

Кроме того, экскурсионные туры на промышленные предприятия способствуют решению таких задач, как профориентация подрастающего поколения и привлечение в российские вузы иностранных студентов на технические специальности, а также снижение уровня миграции молодежи из субъектов Федерации в столичный регион. Турпоездки на промышленные предприятия наполняют россиян чувством гордости за свою страну и уверенности в завтрашнем дне, а иностранным туристам помогают избавиться от ложных стереотипов о России.

В прошлом году создан Совет по развитию промышленного туризма в Российской Федерации. А на Российском инвестиционном форуме в Сочи мы подписали соглашение с губернатором Республики Удмуртия, предусматривающее развитие промышленного туризма в этом регионе. Совместно с Минобрнауки России и Минпромторгом мы ведем работу по организации детских экскурсионных туров на самые интересные для юных туристов фабрики и заводы.

Растет экотуризм. В 2017 году около 9 млн российских и иностранных туристов посетили национальные парки и еще 2 млн — заповедники. Это на 50% больше по сравнению с 2011 годом.

Перспективным направлением является круизный туризм. Он пользуется растущей популярностью во всем мире. По данным Международной ассоциации круизных линий (CLIA), морское путешествие в 2017 году совершили 25,8 млн человек. В 2018 году, согласно прогнозам, эта цифра вырастет до 27,2 млн человек.

По статистике CLIA, при посещении России круизным туристам свойственно тратить примерно в три-четыре раза больше денег, чем тратят туристы других категорий. Также такие туристы являются в своем большинстве "возвратными клиентами". Поклонники этого вида путешествий становятся его постоянными приверженцами, что обеспечивает стабильно растущий въездной турпоток.

У России есть широкие возможности по развитию круизов на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, на Каспии, в Черноморском бассейне, на Балтике. В настоящее время потенциал круизного туризма в достаточной мере реализован лишь в Санкт-Петербурге. Порт Северной столицы в 2017 году принял 249 круизных судов, которые привезли 563 тыс. туристов. Число судозаходов в остальные перспективные с точки зрения привлечения круизного турпотока порты России еще очень мало. Это означает, что все эти регионы России пока остаются своего рода terra incognita (лат. "неизведанная земля" — прим. ТАСС) для круизных туристов и могут стать основой для формирования новых интересных и востребованных турпродуктов, в том числе совмещающих круизный туризм с культурно-познавательным, экологическим, этнографическим, гастрономическим и т.д.

К примеру, Калининградская область принимает сегодня единичные круизные суда. А это интереснейший приморский регион с богатой историей, собственной традиционной кухней и множеством достопримечательностей. У него есть все шансы стать популярной круизной дестинацией на Балтике.

— А почему туда заходит мало круизных судов?

— Нужна инфраструктура для приема больших пассажирских лайнеров. Причем не только в Калининградской области, но и в северных портах нашей страны и на Дальнем Востоке.

Сегодня как минимум трехмиллионный турпоток следует мимо российских дальневосточных регионов к побережью США. Вместе с тем круизные суда могли бы заходить в порты Сахалина, Камчатки, Магадана и Чукотки. В настоящее время там ведется работа по снятию инфраструктурных ограничений по заходу больших круизных лайнеров.

Большой потенциал роста у арктического круизного туризма. В этом плане очень перспективен маршрут по Северному морскому пути. Тяжелые паковые льды отошли от берега и позволяют пройти весь путь даже без ледокольной проводки, что открывает возможности для использования маршрута не только для доставки грузов, но и для круизов. Количество заявок и проходов судов с туристическими (одновременно с исследовательскими и научными) целями по Северному морскому пути увеличивается.

Вдоль Северного морского пути расположены очень необычные в природно-географическом отношении территории, которые будут пользоваться большим спросом у туристов. Именно Северный морской путь может стать основой эксклюзивного турпродукта, который не может предложить больше ни одна страна в мире.

Развитие этих направлений, о которых вы говорите, будет заложено в новой федеральной целевой программе?

— Конечно, это все прописано в концепции новой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. Надеюсь, что в ближайшее время завершатся все необходимые согласования и концепция будет внесена на рассмотрение в правительство Российской Федерации.

Когда это может случиться?

— Мы рассчитываем, что в начале марта.

— В концепции, насколько я знаю, будет прописан механизм субсидирования туроператоров.

— Введение механизма субсидирования туроператоров, реализующих туры по внутренним направлениям в низкий туристический сезон, очень важно с точки зрения поддержки российского турбизнеса. Мы активно выступаем за реализацию такого решения. Предположительный объем финансирования может составить до 700 млн рублей. Надеемся, что эта инициатива будет одобрена.

Что еще нового появилось в работе Ростуризма в последнее время?

— Недавно Ростуризм заключил соглашение с Центральной избирательной комиссией об информировании граждан, находящихся за рубежом и путешествующих по России, о возможностях голосования на выборах президента Российской Федерации по месту нахождения.

Согласно экспертным оценкам, в этот день в турпоездках за рубежом будет находиться от 350 тыс. до 500 тыс. россиян. Для того чтобы каждый из них мог отдать свой голос в пользу того или иного кандидата в президенты Российской Федерации, будет организовано 393 избирательных участка в 145 странах мира. На официальном сайте Ростуризма создан специальный раздел, посвященный выборам. Там размещены текстовые и видеоматериалы, относящиеся к вопросам голосования туристов, в том числе памятки в инфографическом формате, разработанные Ростуризмом во взаимодействии с ЦИК России. Туроператоры и турагенты, а также отельеры станут важным звеном в системе оповещения избирателей, которые в период выборов будут пребывать в турпоездке, о возможностях голосования по месту нахождения. В настоящее время мы проводим активную работу с участниками рынка с целью широкого вовлечения их в этот процесс. Нельзя не отметить, что представители туристического и гостиничного бизнеса проявили активную гражданскую позицию и социальную ответственность и живо откликнулись на призыв помочь в информировании туристов о возможностях реализации их избирательных прав.

Беседовала Мария Дорохина