Продюсер Рубен Дишдишян: съемки "Ликвидации-2" начнем в 2019 году
Сериал "Золотая Орда" про Древнюю Русь XIII века с Юлией Пересильд и Александром Устюговым начнут показывать с 12 марта на Первом канале. О новом телефильме ТАСС рассказал продюсер, глава компании "Марс Медиа", основатель и экс-генеральный директор "Централ Партнершип" Рубен Дишдишян. Он также сообщил подробности о новом проекте "Т-34", который выйдет под Новый год, поделился другими планами: адаптировать итальянских "Идеальных незнакомцев", сделать "Ликвидацию-2" с Владимиром Машковым и новый мультфильм про Айболита.
— Давайте сначала поговорим про фильм "Т-34" Алексея Сидорова с Александром Петровым. Уже известно, что он выйдет перед Новым годом. Это те же даты, что были у рекордсмена по кассовым сборам, фильма "Движение вверх". Это тоже потенциальный блокбастер?
— Планируем выпустить "Т-34" 27 декабря 2018 года. Мне кажется, у нас не потенциальный, а настоящий блокбастер.
Режиссер Алексей Сидоров снял зрелищное приключенческое кино, сделал это очень современно и эффектно. Мы с сопродюсерами из "Амедиа Продакшн", Леонардом Блаватником и Нелли Яраловой, думали встать в прокат на ноябрьские праздники, но из-за большого объема компьютерной графики физически не успевали.
"Т-34" будет выходить при мощнейшей поддержке холдинга ВГТРК и лично нашего партнера и сопродюсера Антона Златопольского. В прокат его выпустит ровно та же команда, которая выпускала "Движение вверх", — компания "Централ Партнершип".
— Есть надежда побить рекорд "Движения вверх"?
— Вы знаете, я такие вещи не загадываю. Надеемся на немаленькие сборы, но это уж как зрителю "зайдет" фильм, насколько понравится. Пусть сам зритель нас оценит.
— Я так понимаю, что в Берлине была презентация фильма "Т-34". Кто-то заинтересовался, заключили контракты?
— Мы показали в Берлине рабочие материалы из картины, несколько сцен, пока без графики, которые демонстрируют уровень экшен и актерской игры. Международные дистрибьюторы, а их было порядка 80, уже назвали "Т-34" "форсажем на танках". Даже на этой ранней стадии уже есть интерес и предложения из Франции, Германии, Японии, Южной Кореи, Италии, Испании, Польши, скандинавских стран, Канады и США. Также ведутся переговоры с крупнейшими китайскими кинопрокатными компаниями.
Но сделки мы пока не закрываем: посмотрев фильм уже в собранном виде, понимаем, что у него очень большой потенциал, в том числе и международный. Поэтому решили не торопиться. Будем показывать новый материал в Каннах. А также представим, а возможно, и покажем еще одну нашу картину, романтическую драму "Идеальные" Кирилла Плетнева по сценарию автора "Измен" Даши Грацевич.
Вообще, прошедший рынок был для нас удачным. Мы заключили крупный контракт с Amazon на показ шести наших сериалов, среди которых "Великая" о Екатерине Великой и "Григорий Р." о Григории Распутине. Уже в этом году они станут доступны всем пользователям Amazon Prime Video. Япония, Великобритания и Южная Корея купили права на военную драму Кирилла Белевича "Единичка". "Золотая Орда" уже продана в Иран, и сейчас ведутся переговоры с 15 ключевыми территориями.
— А какие-то амбиции, связанные с "Т-34" и "Оскаром", есть?
— Об этом даже не думали. Все-таки для нас в первую очередь важно собрать кассу в России и достойно выступить на международном рынке. Мне кажется, неблагодарное это дело — прогнозировать такие вещи заранее. Задача продюсера — сделать хорошее кино.
— Кстати, по поводу российского проката. "Централ Партнершип" — это компания, которую вы основали и из которой ушли. Почему именно ее выбрали в качестве прокатчика? Какие ощущения, комфортно работать с ними?
— Я вам так скажу: абсолютно комфортно с ними работать. Когда семь лет назад меня оттуда "ушли", отношения были, мягко говоря, очень сложные. С теми людьми, которые тогда стояли у руля, у меня категорически не сложилось, были взаимные обиды. Но потихоньку все эти люди ушли, даже не знаю, где они сейчас находятся. А с новой командой у нас очень хорошие человеческие и деловые отношения. Возможно, вместе спродюсируем несколько проектов.
— Хотела про "Ликвидацию-2" спросить. На каком этапе сейчас работа? Сценарий пишете?
— Идет активная работа над проектом, не сосчитать, какой вариант сценария написан и переписан. Российский кинорынок, который сейчас активно развивается, диктует свои правила. Мы пытаемся угадать предпочтения зрителей на несколько лет вперед. Надеюсь, в следующем году будем снимать.
— Что-то понятно по поводу актеров, которые будут сниматься в фильме?
— Пока точно одно — главную роль, Гоцмана, сыграет Володя Машков. Думаю, в фильме будет его подросший сын Миша, ему около 22 лет. У нас история происходит через 12–15 лет после событий первой "Ликвидации".
— Один из героев "Ликвидации" — это сам город Одесса. На ваш взгляд, мы сейчас украинский кинорынок совсем потеряли или какой-то выход на эту аудиторию все-таки есть?
— Практически нет. На большинство новых российских проектов там наложено вето с помощью законодательных актов. Конечно, дико расстраивает, что наш продукт не может попасть на Украину, нам этот рынок приносил до 10% дохода. При этом украинские продюсеры спокойно работают в России, им никто ничего не запрещает, а нам фактически перекрыли кислород. Думаю, "Ликвидацию-2" мы там снимать не будем, риски очень большие...
— А что же делать с Одессой в фильме?
— Возможно, перенесем место действия. Пока решения не приняли. Это сейчас одна из самых главных проблем, но мы не хотим рисковать группой, актерами. А вдруг будут какие-то провокации? Где гарантии того, что Машков приедет и на границе его не "тормознут"? Понятно, что после "Ликвидации" он национальный герой Одессы. Наверное, на Украине понимают, что глупо рубить сук, на котором сидят. Но мы все равно не хотим рисковать.
— Слышала, что вы планируете еще один общий проект с Машковым, уже есть понимание, что это будет?
— Пока на уровне идеи. Мы с Володей дружим уже 15 лет, и когда он предложил тему, мне она показалась интересной. Там даже есть литературная основа, вот думаем, насколько от нее отойдем. Если все сложится, это будет большое кино.
— Давайте тогда о более обозримом будущем. Есть ли какие-то мысли по поводу проектов, которые планируете представить на питчинге Фонда кино?
— Есть несколько проектов, которые рассматриваем на питчинг, они обсуждаются. Точно на весенней сессии в Фонде кино выступим с "Идеальными незнакомцами" — это ремейк одноименного итальянского фильма. Снимать будет Алексей Нужный, режиссер первого сезона "Ольги" и фильма "Я худею". Верю в Алексея, он талантливый режиссер. Картину делаем вместе с сопродюсерами, "Квартетом И", которые и адаптировали сценарий. История интересная. Надеюсь, у нас этот фильм тоже станет хитом.
— Нет ли опасений, что этот фильм превратится в чистую комедию? Все-таки в оригинальной кинокартине история довольно глубокая.
— Это будет скорее трагикомедия. Над проектом работаем больше полугода, правим сценарий, сейчас подключился режиссер, он привносит что-то свое. Еще раз: я очень верю в Алексея Нужного и считаю, что он сумеет найти правильные нотки. В конце весны будем снимать.
— Но, в принципе, канва сюжетная будет сохранена? В российской версии все будет так же: друзья, которые решают устроить игру и читать все эсэмэски вслух, а на звонки отвечать по громкой связи?
— А зачем иначе мы бы тогда покупали права? Конечно, все будет сохранено. Хотя название, возможно, поменяем.
— Недавно я делала интервью с режиссером фильма "Идеальные незнакомцы" Паоло Дженовезе. Вам удалось пообщаться с ним в Москве?
— Да, мы встречались, он в курсе нашей картины. Вообще девять стран, включая США, купили права на ремейк "Идеальных незнакомцев". В Испании он уже вышел, кажется, в одной из балканских стран тоже. Мы следующие.
— Вопрос по поводу "Золотой Орды". Можно этот сериал поставить в один ряд с фильмами "Легенда о Коловрате", "Викинг"? Это же, как я понимаю, тоже костюмированный, исторический и дорогой проект.
— На мой взгляд, сравнивать нельзя. У кино и телевидения очень разные аудитории, они не сильно пересекаются. Но если в целом по стране говорить, тренд на историческое качественное кино есть. Зрителей привлекает этот жанр.
— Сейчас многие говорят, что кинематографистам легко потерять тот кредит доверия к российским фильмам, который появился в последнее время. Люди наконец-то пошли на русское кино и говорят: "Да, мы хотим это смотреть". Но, наверное, достаточно несколько раз оступиться, чтобы зритель сказал: "Нет, мы снова за Голливуд". Вам как кажется? Есть ли у российских режиссеров и продюсеров право на ошибки?
— Безусловно, сегодня хороших картин стало системно больше. Однако нигде в мире такого нет, чтобы выходили только хорошие фильмы. Что вот мы сейчас завоевали кредит доверия нашего зрителя, и дальше пойдет только достойное кино.
Нет, выходят картины и отличные, и хорошие, и средние, и плохие. Но то, что у нас индустрия развивается, то, что система поддержки Фондом кино национальных больших картин дает свои плоды, — очевидно. А десять лет назад мы вместе с продюсерами Сергеем Сельяновым, Игорем Толстуновым, Валерием Тодоровским стояли у истоков этой программы! Просто это не так сразу — раз, и все завертелось. Много лет прошло, чтобы она заработала в полную силу.
Я считаю, что кино делают в первую очередь продюсеры. Это они придумывают проект, они заказывают сценарий, они выбирают режиссера и команду, а потом через год-два выходит фильм. Когда продюсер талантливый, он собирает талантливую команду. И при этом у всех могут быть неудачи, никто от этого не застрахован. Но наша задача — поддержать киноиндустрию качественными, сильными картинами.
— А как вы относитесь к предложению финансировать потенциальные фильмы-события исключительно на безвозвратной основе?
— Полностью согласен. Финансовых рисков с ними гораздо больше, их сложнее и дольше делать. У фильмов-событий от замысла до воплощения может пройти пять лет. И здесь без государственной поддержки не обойтись.
— Сейчас в Минкультуры открыто заявляют, что готовы серьезно поддерживать наше кино в прокате и расчищать даты для российских фильмов, то есть, если нужно, "сдвигать" блокбастеры голливудские, франшизы. На ваш взгляд, правильно ли создавать такое искусственное отсутствие конкуренции на рынке?
— Я поддерживаю эти меры, только должны быть определены четкие правила игры. Считаю, что если государство выделяет деньги на развитие кинематографа, то оно должно как-то помогать и в вопросе продвижения картины. За даты выхода картины идет сильнейшая конкурентная борьба, настоящие битвы. И преференции российским фильмам, конечно, должны быть.
— А у продюсеров есть какие-то предложения?
— Повторюсь: нужны четкие правила игры, при которых российские дистрибьюторы зарубежных больших картин ставят свои фильмы точно в дату американских релизов. Например, мы знаем, что условные "Трансформеры-8" выходят 5 мая. Понятно, что такая картина — сильный конкурент любой российской. Поэтому я планирую выход своего фильма, отталкиваясь от их даты, к примеру на 12-е. А потом вдруг они начинают сдвигать прокат и переносятся на наше число, что может обрушить мою картину...
Кстати, почему никого не возмущает, что наши фильмы не пускают на американский рынок? Когда-то продюсеры собрались и сказали: "Мы хотим развивать американское кино? Хотим. Кто нам помешает? Европейцы. Давайте не будем выпускать картины на не английском языке". Они договорились, это там негласное правило...
А мы впускаем их картины. И ради бога, давайте впускать, но только определим правила игры и поможем немножко российской киноиндустрии, которая только-только встает на ноги.
Главный аргумент у кинотеатров — американское кино заведомо приносит кассу. Неудивительно, что прокатчики отдают ему предпочтение, ведь иногда непонятно, выстрелит ли российский фильм? Но вера в российское кино должна быть. Я надеюсь, что сейчас прокатчики и киносети видят, что наше кино собирает кассу, что оно не уступает по качеству западному и, что важно, оно про нас, про наших людей, нашу жизнь.
— Прочитала, что в этом году будет 24 телепремьеры от "Марс Медиа". Каким образом удается достичь такой продуктивности? Что помогает не превратиться в конвейер? У вас же нет нормативов?
— Согласен, цифра впечатляющая, мы сами удивились, когда посчитали. Конечно же, нормативов у нас нет, и я ни в коем случае не гонюсь за количеством. Просто работаем, набираем обороты.
Во-первых, компания существует больше шести лет, за это время мы сумели создать хороший банк сценариев. Во-вторых, эти сценарии востребованы телеканалами, с которыми мы плотно сотрудничаем: Первый, ТВЦ, НТВ, "Россия". И в-третьих, конечно, талантливые люди, которые ведут эти проекты. Когда создавалась "Марс Медиа", в ней работали шесть человек. Сейчас — больше 40. Помимо сериальной линейки мы активно развиваем направление кино, а недавно обратили свое внимание и в сторону анимации, которая имеет очень высокий зрительский потенциал как в России, так и на международных рынках.
— Ваша компания действительно вскоре начнет делать и анимационные фильмы?
— Мы несколько лет шли к этому, изучали рынок, искали идеи для запуска. В итоге решили создать анимационную линейку — кино или сериалы. Это все новое для нас, но интересно. Сейчас у нас в портфеле шесть проектов, два из которых будем делать в копродукции.
Купили у наследников Корнея Чуковского права на "Доктора Айболита", заканчиваем сценарий. Хотим такой русский "Мадагаскар" выпустить
— По поводу кинофильмов. У вас четыре картины выйдет в этом году. Что, условно говоря, нужно сделать молодому режиссеру, чтобы вы взялись продюсировать его проект?
— Молодому режиссеру надо себя проявить. Мой первый вопрос к дебютанту: "Что ты сделал?" И если у него есть короткий метр — идеально! По этой работе уже многое понятно. Либо же он приходит с идеей или уже с написанным сценарием. Даже если сценарий окажется несовершенным, талантливая работа все равно видна. Виден автор. А режиссеры, которые могут и писать, и снимать, вдвойне ценны.
— Есть какие-то темы или вещи, за которые вы никогда не возьметесь?
— Я так скажу: все, что талантливо, имеет право на существование. Запретных тем нет, есть какие-то внутренние тормоза. Есть такое понятие "нравится — не нравится", оно субъективно, но все-таки существует. Скажем, мне не близки абсолютно депрессивные темы, где все плохо. Сегодня такое состояние души, что хочется надежды. Я не говорю, что обязательно должны быть хеппи-энды, но хотя бы просвет в конце. Это не означает, что в "Марс Медиа" не готовы снимать трагедии. Если это талантливо, то мы открыты.
— Вы сказали про отсутствие надежды, и сразу вспоминаются фильмы Андрея Звягинцева... И сейчас, как ни крути, идет противопоставление двух фильмов — его "Нелюбви" и спродюсированной вами "Аритмии" Бориса Хлебникова.
— Два талантливых человека сделали замечательные фильмы, каждый по-своему. У Андрея — свой, у Бори — свой. Каждый человек имеет право на свою точку зрения. Я уважаю любые высказывания, если они талантливы.
— А по поводу Хлебникова есть какие-то мысли и новые совместные проекты?
— В августе будем с ним снимать 8-серийный проект "Шторм". Сначала он выйдет в интернет-пространстве, потом, возможно, будет показан на эфирном ТВ. Это остросюжетная современная история — сегодня и сейчас.
Беседовала Наталья Баринова