Национальная система платежных карт (НСПК) была создана в 2014 году после того, как платежные системы Visa и MasterCard без уведомления заблокировали операции по картам некоторых российских банков в связи с наложенными на Россию санкциями США. Перед НСПК были поставлены две задачи: создание центра для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем, а также выпуск и продвижение национальной платежной карты "Мир".
На сегодняшний день НСПК успешно обеспечивает бесперебойность платежей по картам как национальной, так и иностранных платежных систем. Так, недавний сбой в европейских транзакциях по картам Visa никак не затронул их российских держателей. Наряду с этим НСПК участвует в создании единого платежного пространства в рамках ЕАЭС, а также расширяет сеть прямого (без комиссий) приема карт "Мир" в странах дальнего зарубежья. О результатах этой работы ТАСС побеседовал с главой НСПК Владимиром Комлевым.
— Владимир Валерьевич, наше предыдущее интервью было год назад. Вы тогда рассказали, что НСПК активно ведет переговоры с международными партнерами по выходу напрямую за рубеж. Что за этот год изменилось, какие страны вы охватили, с какими крупными игроками договорились?
— Мы очень плотно работали над системным проектом по созданию единого розничного платежного пространства стран ЕАЭС. В этом году мы продолжаем работу с Казахстаном, Киргизией и начинаем сотрудничество с Белоруссией. Надеюсь, уже к концу следующего года держатели карт национальных платежных систем Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, России, возможно, Узбекистана и Таджикистана получат возможность сквозного использования своих карт на всей территории ЕАЭС.
Также у нас в дорожной карте есть пункт о начале приема карт "Мир" в Турции в ближайшем будущем. Взаимодействие достаточно сложное по целому ряду аспектов — и технологических, и партнерских.
Продолжаем работу с Таиландом. Мы выстроили модель организации бизнес- и технологического взаимодействия, и в ближайшее время будем приступать к ее реализации на практике.
Также мы сформировали концепцию работы на европейском рынке. С одной стороны, в Европе очень много игроков: операторов банкоматной сети, POS-терминальных сетей, которые практически работают на панъевропейском масштабе. С другой — подключив какого-то одного такого участника рынка, очень сложно будет материализовать в какое-то ценностное предложение для клиентов. В каждой конкретной стране на его долю будет приходиться 1,5–3% сети. Поэтому лучше идти страна за страной, обеспечивая внутри конкретного государства проникновение карты "Мир" сразу на уровне 50% и выше, чтобы у нашего путешественника была уверенность, что в эту страну можно спокойно ехать с "Миром". Это значит, что нам нужно работать не с одним большим игроком, а с несколькими локальными участниками рынка, которые в совокупности позволят обеспечить на данном страновом рынке широкий прием карт.
— С Египтом не хотите поработать после потепления отношений?
— Безусловно. Но многое всегда зависит от того, как в конкретной стране сформирован платежный бизнес в целом, кто основные участники. Есть ли централизованный свитч, технологический партнер, через которого мы можем получить доступ сразу ко всем банкам, или его нет? Можно ли обеспечить прием карт по всей территории через национальную платежную систему или придется договариваться с каждым банком-эквайером отдельно? В этом смысле Египет не самая простая страна. Мы, безусловно, будем над этим работать, но всему свое время.
— Очень давно обсуждается тема кобейджа с Visa. Изменилась ли как-то ситуация, сдвинулись ли как-то сроки, точнее конкретно, может быть, обозначились подписания соглашения?
— С тех пор, когда впервые мы об этом заговорили, выпущено уже более 35 млн карт. У нас реализованы кобейджинговые программы с другими платежными системами — Maestro, JCB, UnionPay. В ближайшее время может появиться возможность выпуска кобейджинговой карты "Мир" — AmericanExpress. На сегодняшний день кобейджинговые карты составляют порядка 3% от общей эмиссии. То есть чуть больше миллиона карт на сегодняшний день более чем из 35 млн выпущенных. Важность возможности использовать карту за рубежом оценивают как ключевую 65% россиян, а в действительности выезжают за границу 10–15% населения. Сама возможность расплачиваться картой "Мир" за границей реализована, но потребность в кобейджинге сейчас не очень высока. Тем не менее мы продолжаем работать и над прямым приемом карт "Мир" за рубежом. Здесь очень много разных игроков, новых для нас вызовов и возможностей, которые еще нужно реализовать, и мы чувствуем себя достаточно уверенно и без этого соглашения c Visa. Тем не менее мы продолжаем диалог и обсуждаем условия такого соглашения.
— Вы упомянули кобейдж с AmericanExpress. Как с ними идут переговоры, возможно, какие-то сроки, объемы оговариваются?
— Соглашение с American Express о сотрудничестве подписано достаточно давно, но у них специфическая ситуация на российском рынке. Они развивают свой бизнес на базе соглашения об эксклюзивном партнерстве с банком "Русский стандарт". То есть карту "Мир" — AmEx сможет эмитировать только этот банк. Мне бы не хотелось без них давать какие-то комментарии.
— Недавно было анонсировано, что вы будете выводить на рынок собственный сервис мобильных бесконтактных платежей. Расскажите, пожалуйста, подробнее, когда это может состояться, какие банки будут участвовать в проекте и сколько вы готовы вложить в этот проект?
— Сегодня это один из ключевых наших проектов, который мы планируем вывести к осени в опытно-промышленную эксплуатацию. Проект собственной платформы бесконтактных платежей "Мир Pay" нацелен на то, чтобы снизить зависимость платежного пространства от производителей конкретных смартфонов и от бенефициаров иностранных систем кошельков. Наша платформа будет базироваться на операционной системе Android, это международная доступная система, и, соответственно, платформа "Мир Pay" сможет беспрепятственно пользоваться ее возможностями.
Сейчас мы определяем дорожную карту продуктового развития. На первом этапе карту платежной системы "Мир" можно будет загрузить в любой Android-смартфон, у которого есть функция NFC (Near field communication — "коммуникация ближнего поля", "ближняя бесконтактная связь", технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами).
Мы также планируем вводить в наш сервис возможность оплаты через QR-код, а также обеспечить взаимодействие с различными финансовыми сервисами, в частности с сервисом лояльности платежной системы "Мир", построенной на базе кешбэк. Все это будет у держателя карты в одном приложении в телефоне — то есть появляется универсальный удобный инструмент платежного и неплатежного взаимодействия. Что называется, любые действия в один клик.
— Сколько вы готовы потратить на этот ударный продукт?
— Этот продукт потребует, наверное, больше маркетингового продвижения. Технологическая разработка делается в основном нашими собственными силами, с привлечением внешних партнеров. И дальше развивать "Мир Pay" будет наша внутренняя команда. Это ключевой продукт платежной системы "Мир", и мы готовы вложить в него ровно столько, сколько необходимо, чтобы он стал очень удобным и классным. И это укладывается во вполне разумные цифры.
— Расскажите о проекте по интеграции с транспортной платформой, создании единого проездного билета.
— Я бы не стал говорить, что это единый проездной билет. Карта "Мир" должна остаться стандартным платежным инструментом, с помощью которого можно будет разовую поездку в транспорте оплатить по полной стоимости, либо списать за нее меньшую сумму, если раньше к карте был привязан проездной билет, либо вообще не списывать — если карта принадлежит пенсионеру или иному льготнику. Что для этого нужно сделать: обеспечить во всех транспортных средствах прием обычных бесконтактных карт. То есть внешне это будет выглядеть как простая оплата в магазине, но сумма будет списываться в зависимости от того, где, какие тарифы на проезд действуют и какой проездной куплен держателем этой карты.
Такая возможность сделает жизнь очень удобной за счет единого интерфейса взаимодействия в любом регионе и в любом транспортном средстве. И не нужно будет думать, где, как и какой кошелек или проездной билет пополнять.
— А когда это произойдет повсеместно?
— Проект уже работает в ряде регионов. Для того чтобы заработал по всей стране, во-первых, надо создать базу, интерфейс взаимодействия человека с транспортной пропускной системой. Иными словами, чтобы в любом турникете метрополитена можно было оплатить поездку бесконтактно картой. Во-вторых, организовать взаимодействие транспортной системы с системой предпроцессинга, определяющей, какую сумму или поездку в каждом конкретном случае списывать. Такие системы тоже уже есть.
Например, город Губкин Белгородской области или город Нефтеюганск. Там уже можно оплатить разовую поездку как полностью, так и с учетом социальных льгот. В этих городах мы дорабатываем систему для того, чтобы можно было реализовать уже какие-то сложные тарифные варианты.
Мы работаем над обеспечением единого формата транспортных транзакций в рамках ПС "Мир" в федеральном масштабе. Потому что в идеале человек должен иметь возможность получить льготу в своем регионе, а пользоваться ею по всей России. Конечно, это делается не за месяц. У таких проектов обычно много участников, у каждого из которых свои интересы. Такая система позволит сделать на 100% прозрачными предоставление льгот, узнать, сколько граждан льготной категории провез конкретный транспортный оператор, какую компенсацию из бюджета ему должны заплатить. Все эти вычисления можно будет сделать прозрачными.
— Какова будет ваша роль в системе быстрых платежей?
— Для нас очень важно, что ассоциация "Финтех" на своем наблюдательном совете приняла решение доверить НСПК промышленную реализацию операционного платежно-клирингового центра Системы быстрых платежей (СБП). У нас есть и опыт, и экспертиза по созданию такого рода проектов. Но СБП — это будет принципиально новая платформа, и мы в минимальной степени будем задействовать то, что у нас уже выстроено. Сейчас идет очень активная работа с 12 банками, которые участвуют в этом проекте на пилотной стадии.
Рассчитываем, что уже в начале следующего года мы запускаем систему в опытно-промышленную эксплуатацию, пойдут первые живые транзакции. И с моей точки зрения, это, пожалуй, самый масштабный тектонический сдвиг и изменение вообще ландшафта платежной индустрии, который произошел за последние 50 лет.
Беседовали Лана Самарина и Мария Румянцева