Алексей Комиссаров: принцип оценки на конкурсе "Лидеры России" – прозрачность и честность
10 октября в Москве начался второй конкурс управленцев "Лидеры России". На первый конкурс, который проходил в 2017-2018 годах, было подано почти 200 тыс. заявок, при этом только 103 человека стали победителями. Об отличиях второго конкурса, возможности участия иностранцев и применении искусственного интеллекта для оценки участников рассказал в интервью ТАСС руководитель проекта "Лидеры России", генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей", проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров.
— Алексей Геннадиевич, несколько дней назад начался второй конкурс управленцев "Лидеры России". Уже известно, что в нем смогут принять участие не только россияне, но и иностранцы. Давайте с этого и начнем. Расскажите, как это будет происходить? Есть ли ограничения по странам участия?
— Ограничений нет, в конкурсе этого года смогут принять участие иностранцы из любой страны мира.
— Хоть из Австралии?
— Да, в том числе из Австралии. Кстати, заявки от участников из этой страны уже поступили на конкурс. За первые два дня после старта заявки на участие в "Лидерах России" подали кандидаты из более чем 20 государств, в том числе из всех стран СНГ, стран Балтии, а также из Австрии, Бахрейна, Болгарии, Германии, Израиля, Италии, Канады, Швеции, США и других.
— Для них будут какие-то специальные языковые тесты?
— Тестирование по русскому языку будет частью общего теста для оценки знаний. Оно обязательно для всех участников: как из России, так и из-за рубежа.
— С заочным этапом понятно, его можно проходить из любой точки мира. А что делать с очным? Полуфиналы состоятся в каждом федеральном округе. В какой из них ехать иностранцам?
— Мы рассматриваем три варианта, в зависимости от количества заявок от иностранных конкурсантов. При небольшом количестве человек из других стран они могут принимать участие в полуфинале в том федеральном округе, который укажут при регистрации. Это может быть округ, где они родились, или где родились их родители, или какой-то другой округ, в котором, например, они работали или учились.
Второй вариант заключается в том, что мы можем присоединить всех иностранцев к одному из полуфиналов, которые пройдут в Центральном федеральном округе (в ЦФО запланировано два полуфинала – прим. ТАСС), что будет более удобно для зарубежных участников с точки зрения логистики.
Третий вариант – если иностранцев будет много, мы проведем для них отдельных полуфинал. Решение об этом будет принято на экспертном и наблюдательном советах после окончания процедуры приема заявок, когда мы поймем количество конкурсантов из-за рубежа.
— А сколько в целом ожидается заявок?
— За первые два дня после старта было подано более 36 тыс. заявок. Мы прогнозируем, что в этом году конкурсантов будет больше, чем в прошлогоднем конкурсе. При этом мы готовы к любому развитию событий. Готовы технически, готовы методологически. Технология отбора устроена таким образом, что количество тестов будет зависеть от объема заявок. После того, как мы поймем, сколько заявок получили, мы расскажем о том, сколько заданий внутри дистанционного этапа конкурса участникам будет необходимо выполнить.
Будет небольшое изменение в порядке прохождения испытаний. В прошлом году мы начинали с теста на определение уровня общих знаний. В результате отсеялись некоторые сильные управленцы, которые не очень хорошо проявили себя в знании истории, литературы, географии. Мы по-прежнему в числе победителей хотим видеть людей с широким кругозором, которые хорошо знают нашу страну, но во втором конкурсе "Лидеры России" первым по порядку будет идти тест на уровень способностей: числовых, вербальных и т.д., а уже потом пойдет тест на уровень знаний.
— А как будете оценивать?
— Мы полностью обновили банк вопросов, но принцип оценки остался прежним – прозрачность и честность. Никто из экспертов не может повлиять на результат участника. База данных, с которой работают разработчики тестов, содержат только уникальные номера участников, а не их фамилии. Более того, все, кто пройдет на очный этап, должны будут подтвердить свои знания на повторном тесте в присутствии наблюдателей.
Техническое изменение будет в методологии определения результата. В прошлом году мы оценивали отборочные тесты в процентилях. Процентиль – это показатель того, лучше какого процента других участников выполнено то или иное задание. У этой системы оценки есть одна особенность. Когда берутся результаты всех участников и выбирается, например, 20% лучших, то в конечном счете, грань между теми, кто попал в это число, и теми, кто не попал, определяется долями значений.
В этом году результаты тестов будут исчисляться в так называемых Т-баллах – это более строгая система. Она предусматривает, что участники получают баллы, которые находятся в диапазоне от 200 до 800. Таким образом, шкала оценки становится более широкой. Систему с Т-баллами используют во всех лучших международных тестах, таких как TOEFL, GMAT и других. При этом можно будет воспользоваться специальной таблицей перевода - какому Т-баллу соответствует какой процентиль.
— А сколько всего подготовлено вопросов?
— Всего подготовлены тысячи вопросов. Однако участнику, который будет проходить все дистанционные этапы, предстоит ответить на несколько сотен вопросов, выпавших случайным образом.
— Итак, в тестах будут проверять уровень общей эрудиции, различные способности, что еще?
— На дистанционном этапе конкурса также будет проверяться управленческий потенциал. Но более точный набор тестов будет определен после окончания приема заявок.
— А что будете оценивать на очном этапе?
— На очном этапе оценка будет происходить по таким критериям, как лидерство, готовность к внедрению изменений, стратегическое мышление, инновационность, нацеленность на результат, умение работать в команде, социальная ответственность и другие. Для этого участники будут решать различные бизнес-кейсы, будут применяться другие классические процедуры оценки.
— В последнее время все говорят об искусственном интеллекте. Будет ли он применяться для разработки заданий или, например, для оценки?
— Да, искусственный интеллект будет в тестовом режиме применяться для оценки видеоинтервью участников. Это еще одно нововведение конкурса текущего года. Система будет распознавать около 3 тыс. параметров видеоинтервью и связывать их с оценками конкурсантов по компетенциям. В результате это позволит выявить параметры, значимые для оценки в конкурсе. Но пока для нас это только дополнительная возможность, и окончательное решение о применении искусственного интеллекта в будущем мы примем по результатам этого года.
В целом в конкурсе этого года мы хотим сделать воронку отбора более плавной, чтобы не потерять сильных кандидатов на разных этапах. Мы понимаем, что на прошлом конкурсе некоторые сильные и талантливые управленцы не смогли пройти заочный этап, хотя могли претендовать на звание лучших управленцев страны.
— А такие люди смогут повторно участвовать в этом году?
— Конечно, участвовать в конкурсе смогут все, кроме финалистов первых "Лидеров России". Все личные кабинеты с первого конкурса сохранены – так что его участники могут просто актуализировать информацию в своем личном кабинете.
— Смогут ли победители прошлого конкурса "Лидеры России" стать наставниками для победителей этого года?
— Победители прошлого конкурса "Лидеры России" станут наставниками для победителей других конкурсов, входящих в платформу "Россия – страна возможностей".
— Каких, например? Как вообще происходит интеграция проектов, входящих в платформу?
— В рамках платформы "Россия – страна возможностей" существует разнообразные конкурсы, такие как "Управляй", "Я – профессионал", "Мой первый бизнес" и другие. И одна из задач, которую мы перед собой ставим, – достичь максимального синергетического эффекта между всеми проектами платформы. Так чтобы, например, победители конкурса "Лидеры России" помогали студентам – победителям конкурса "Управляй", а студенты-победители конкурса "Управляй" помогали школьникам из конкурса "Мой первый бизнес". Такая задача стоит, мы ее решаем.
— Какие еще новинки применены для второго конкурса "Лидеры России"?
— В новом конкурсе этап регистрации будет проходить только две недели – с 10 по 24 октября. Еще три дополнительных дня у конкурсантов будет на загрузку видеоинтервью. Поэтому призываю участников подавать заявки максимально оперативно.
Также впервые к конкурсу присоединились парнеры – 20 отечественных государственных и частных компаний. Они готовы предложить свои ресурсы для выявления и развития управленческих талантов, в том числе организовать стажировки для участников конкурса, предоставить доступ к своим образовательным программам, дать возможность обучения в корпоративных университетах.
Помимо этого, проанализировав большое количество рекомендаций, поступивших в рамках первого конкурса, мы приняли решение повысить на 5 лет верхнюю возрастную планку для участия в "Лидерах России". Теперь подать заявку смогут руководители не старше 55 лет.
Еще одна новинка конкурса этого года, о которой я уже сказал ранее, – обязательное очное подтверждение результатов заочных тестов. Кроме того, в очных этапах конкурса будет больше заданий из реальной практики наставников и компаний-партнеров.
— Что получат победители конкурса?
— В первую очередь, каждый победитель получит наставника – в этом году их количество увеличилось до 90 человек. Каждый финалист конкурса также получит грант в размере 1 млн рублей на выбранную им программу обучения. Партнеры "Лидеров России", которые впервые появились в конкурсе этого года, предоставят победителям еще и собственные пакеты предложений. Некоторые из кандидатов будут отобраны для участия в специальной программе развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления РАНХиГС, они смогут попасть в высший кадровый резерв страны.
— Кстати, о высотах. В сентябре победители первого конкурса взошли на Эльбрус, а также объявили о создании одноименного клуба. Как дела у этого клуба?
— Клуб начинает работать. Есть базовые понимания, чего хотят участники. Кроме собственного развития, им интересно приносить пользу обществу. Я думаю, что мы проведем отдельную презентацию клуба в ближайшее время.
— Как только появились "Лидеры России", во многих регионах начали предприниматься попытки сделать что-то подобное на своем уровне. К вам обращались за помощью?
— Действительно, многие регионы начали своими силами организовывать подобные конкурсы. Это говорит о востребованности социальных лифтов с одной стороны и о дефиците грамотных управленцев с другой. Мы по мере возможностей, сил и спроса будем помогать, но пока мы сконцентрированы на федеральном конкурсе.
Беседовал Артем Токарев